Аджна чакра.\ Третий глаз. Асаны для аджна-чакры Неуравновешенная аджна чакра

В середине межбровья находится место Шивы, там ум находится в покое. Это состояние известно как турийя, или четвертое измерение. Здесь не существует времени.

Внешняя точка межбровного центра фактически является главной точкой концентрации, возбуждающей аджна чакру, или гуру чакру. Аджна чакра расположена в мозге в области шишковидного тела и продолговатого мозга. Если эта чакра пробуждена при помощи кундалини шакти, то имеют место ощущения и переживания, выходящие за пределы сферы пяти нижних элементов. Это центр сознания. Его биджа мантрой является Ом. Это точка окончания иды и пингалы. Выше аджны эти две нади сливаются с су-шумной, указывая на возможность переживания устойчивого, неизменного осознавания атмы.

Считается, что в этой точке осознавания обитает Парамшива, или Шамбху. Его шакти известна как Хакини, которая является белой и имеет шесть красных лиц с тремя глазами на каждом лице. У нее шесть рук, она держит рудракша мала, человеческий череп, дамару (маленький барабан) и книгу, а две свободные руки заключены в вара и абхьяса мудры. Она сидит на белом лотосе, над ней итара лингам (блестяще черный) внутри перевернутого треугольника. Это внутренняя атма. Из трех сторон треугольника исходят искры света. Над ним находится манас (чакра), а еще выше — область луны, в которой Парамшива и его Шакти сидят на хамсе (белом лебеде).

В трактате «Шат-чакра-нирупата» говорится: «Это ни с чем не сравнимое и восхитительное место обитания Вишну (то есть ишта деваты). Хороший йог в момент смерти с радостью помещает сюда свое жизненное дыхание (прану) и входит (после смерти) в этого высшего, вечного, нерожденного, изначального Дэва, в Пурушу, который был ранее трех миров и который известен благодаря Веданте». «Хороший садхака, чья атма есть не что иное, как медитация на этом лотосе (на аджна чакре), может по своей воле быстро войти в тело другого и стать лучшим среди муни, все знающим и все видящим. Он становится для всех благодетелем и сведущим во всех шастрах. Он реализует свое единство с Брахманом и приобретает чудесные силы. Полный славы и долго живущий, он когда-нибудь становится Создателем, Разрушителем и Хранителем (Брахма, Махешвара, Вишну) трех миров».

Аджна чакра имеет два лепестка: в левом находится полная луна и биджа мантра «Кшам», в правом — солнце и биджа мантра «Хам». Это центр Рудра грантхи, бинду, нады и шакти. Он соответствует таполоке (миру тапаса).

Свами Шивананда утверждает, что при концентрации на этом центре кармы прошлых жизней разрушаются, практикующий становится дживанмуктой и приобретает восемь основных сиддхи, а также тридцать две другие менее значительные сиддхи.

Аджна означает «команда». Из этого центра контролируются системы тела и состояния осознания. Он ответственен за интуитивное знание и, что более важно, он является местом обитания кундалини шакти после того, как она достигнет сахасрара чакры.

В Индии многие люди носят в месте аджна чакры в межбровье красную отметку. У женщин это точка, у мужчин — вертикальная линия. Она сделана краской синдхур, содержащей ртуть. Это делается для того, чтобы помочь развить высшее осознавание и пробудить аджна чакру.

В йоге делается тотальный упор на аджна чакру. Концентрация на межбровный центр известна как шамбхави мудра. Ее можно развивать посредством тратаки. Для этого есть два основных способа. Если вы можете правильно обращаться с аджна чакрой, вы можете привести в порядок различные системы тела — выделительную, дыхательную, нервную, кровеносную, мозг. Вы можете управлять и манипулировать всеми ими. Это метод йоги. Конечно, практикуются асана, пранаяма, мудра, бандха, медитация, концентрация и релаксация, но наиболее важно, чтобы вы стали хозяином этого командного центра в области шишковидного тела.

Шишковидное тело — это гуру, учитель, а гипофиз — это ученик. Между ними должны быть определенные отношения. Пока эти взаимоотношения существуют, с вами все будет в порядке. Когда шишковидная железа становится учеником, а гипофиз — гуру, вас осаждают все возможные виды проблем; эмоциональные проблемы, ментальные проблемы, психические проблемы и физические проблемы, повышенная или недостаточная активность щитовидной железы, повышенная активность или подавление работы надпочечников, нарушение балансировки метаболизма и катаболизма. Это состояние анархии в теле, уме и жизни. Это обобщенное состояние болезни, отсутствия здоровья.

Врач ставит диагноз и прописывает лекарство за лекарством — антибиотики, седативные средства, транквилизаторы и т.д. Врачи сами не знают в точности, что они делают и что должно происходить, потому что они считают это тело собранием костей, костного мозга, плоти и крови.

В йоге, однако, рассматривают это тело как проявление двух энергий, сознания и жизни, ума и праны. Для поддержания равновесия между этими двумя сущностями концентрация должна пробудить аджна чакру.

Сватмарама описывает неподвижное состояние ума, или турийю. Упоминаемая здесь турийя означает обширное и все охватывающее «четвертое измерение», в котором шакти не сжимается и не расширяется, а находится в единении с шивой, или сознанием. Турийя есть Ишвара, или бинду. В третьем измерении шакти расширяется и сжимается. В трактате «Авадхута Гита» утверждается, что Абсолют находится за пределами даже этого четвертого измерения: «Где нет ни трех состояний сознания, ни четвертого, там йог достигает Абсолюта в самом себе. Как можно быть связанным или свободным там, где нет ни добродетелей, ни пороков?»

В Йоге есть асаны, которые делают свой акцент именно на открытие чакр. Согласитесь сами, что просто принять позу, посидеть в ней пару минут - это не сложно, даже проще, чем сидеть и часами петь какие-то мантры или делать особые медитации. Поэтому, кому-то понравится именно такой метод. Но в любом случае Вы можете использовать его и другие методы для более глубокой проработки чакр.

Если не можете делать какую-то асану - держите её так, как можете. На картинках внизу я сделал для некоторых асана - их варианты. Например Пашчимоттанасана - для свадхистаны. Не каждый може сразу сесть и дотянуться до носочков ног. Поэтому можно вначале дотягиваться до коленок. Можно использовать ремень - как продолжение рук и держаться за него. Т.е. делайте так как можете - стремясь к тому, что видите на картинке.

Если Вы уже практикуете Хатха Йогу и знаете какой-то свой вариант выполнения какой-либо асаны - то можете продолжать делать его. Потому что у каждой асаны есть много вариантов выполнения. Все они хороши по своему и все правильные. Например скручивание позвоночника. Если Вы хотите - то делайте свой вариант. Картинки - это ориентир. А также прекрасное наглядное пособие для человека, который вообще никогда не делал асаны и собирается буквально сегодня-завтра начать делать. Т.е. это вариант: посмотрел - запомнил - начал делать.

Вообще я дал уже так много информации по чакрам, что просто предполагаю, что объяснять важность открытия чакр уже не имеет смысла. Вы это знаете и, действительно, что требуется - это начать практиковать. Даже если Вы ничего не знаете о чакрах - просто начните делать эти упражнения. Их практика совсем не требует каких-либо знаний о чакрах. Вы просто начнёте получать полезный результат, независимо - знаете или не знаете.

Рекомендуется делать все эти асаны. Так Вы проработаете все чакры. Можно так и делать - начиная с муладхары и завершая сахасрарой. Но при желании можно делать избирательно. Например Вас интересует лишь какая-то одна чакра. Хорошо, делайте только асану для этой чакры. Можно так.

Асана для муладхара чакры. Бадрасана

Её ещё называют позой бабочки. Кто-то наверно делал её в детстве. Дети любят её делатью Причём делают это в виде какой-то игры, сами. У кого-то сразу колени не будут опускаться на пол. Можно просто стремиться к этому (или можно сесть на небоьшое возвышение - небольшую подушечку). Подошвы вместе и около туловища.

Хатха Йога Прадипика - главное писание всех Йогов, практикующих асаны, относит Бхадрасану к четырём самым важным асанам. Вот что там написано: "Помести голени по обе стороны от промежности. Правая голень справа, левая - слева. Затем согни бёдра, руками обхватив их, и прижав к земле. Это Бхадрасана, разрушающая все недуги". Сам перевод названия этой асаны звучит так - поза приносящая благо.

Асана для свадхистана чакры. Пашчимоттанасана



[ открыть в полном размере ]

У этой асаны очень много вариантов (например держаться за большие пальцы ног, завести руки за стопы и т.д.). Но смысл их всех только один - сесть, вытянуть ноги и наклониться максимально вперёд к ногам. Ничего не форсируйте! Не делайте через боль. Нагнитесь вперёд ровно столько, сколько приятно. Даже если Вы всего лишь можете дотянуться до коленей - пусть будет так. При регулярной практике - дойдёте до варианта, когда сможете коснуться лбом коленей (т.е. буквально лечь предней поверхностью торса на ноги), а руки даже завести за ступни и там сцепить их вместе. Наклоняться вперёд нужно на выдохе.

Асана для манипура чакры. Навасана



[ открыть в полном размере ]

Для этой асаны и её чакры я подробно написал в практике " ". Впринципе это та лодочка, которую нас не раз заставляли делать в школе на занятиях физкультуры.

Асана для анахата чакры. Гомукхасана



[ открыть в полном размере ]

Нужно скрестить ноги указанным на картинке образом. Завести руки за спину и там сцепить их в замок. Если в замок не получается, то можно в верхнюю руку взять ремень и таким образом сцепить руки (постепенно будет получаться без ремня). Затем меняете ноги и руки. Которые были вверху - опускавете и поднимаете другую руку и ногу.

Переводится как поза коровы. Корова - в ведической цивилизации - это гораздо больше, чем просто животное. Это создание, несущее всем высочайшее благо.

Асана для вишудха чакры. Уштрасана



[ открыть в полном размере ]

Эта асана и её чакра (вишудха) полностью мной описаны в практике " ".

Асана для аджна чакры. Матсиендрасана



[ открыть в полном размере ]

Асана для сахастрара чакры. Ширшасана



[ открыть в полном размере ]

Это просто королева асан. И я не напрасно подрбрал слово "королева". Потому что эта асана работает к чакрой, которую часто называют коронной чакрой или чакрой короны. А короны у нас носят короли и королевы. Да и вообще не спроста этот обычай носить короны, т.к. имеет он прямое отношение к сахасрара чакре. В любом случае у всех у нас такие короны есть. И эта асана делает её ещё более сильной.

Тут должен сразу предупредить - эту асану нужно делать очень аккуратно. Я бы посоветовал вначале неделю делать только вариант, когда Вы становитесь на колени, опускаете голову, голова на полу на макушке, руки за головой. И в таком положении нахдитесь 1-2 минуты. Т.е. эдакая поза молящегося человека. Вполне может быть, что кому-то двигаться дальше даже и не стоит. Пока не приведёт своё здоровье в хорошее состояние.

Если у Вас со здоровьем всё в оьносительном порядке. Нет никаких ограничений по поводу давления, сосудов, сердца и т.д. То можете идти дальше и делать перевёрнутую позу на несколько секунд. Например около стены. Затем увеличивать это время. Не спешите. Я серьёзно говорю, что с этой позой шутить и играться нельзя. Да, дети легко её делают, для них это игра. Но если Вы никогда ничего подобного не делали, спортом не занимались и Вамуже за 40 - то приступайте к ней очень оккуратно.

  • Добавлю, что развивать чакры очень важно. И не только для каких-то энергетических целей. Каждая чакра отвечает за свою область органов в теле, системы, а также железы. Железы - это чрезвычайно важные мини "химические фабрики" в нашем теле. Они вырабатывают гормоны, от которых напрямую зависит какое у нас будет настроение, что мы будем чувствовать и даже думать. Поэтому регулируя чакры - Вы делаете очень боьшую пользу себе на всех уровнях.

Краткое описание тех качеств, за проявление которых в человеке отвечает Аджна чакра – контроль и власть над умом, нейтральность, независимость от материального мира, достижение трансцендентных состояний сознания, возможность проникать из-за невовлеченности в игры Бога. Способность видеть источник всего в Божественной полноте и единстве. Признание недвойственности мира. Развитая интуиция, осознанность, ясное видение картины в целом. Человек воспринимает знание от Бога и визуализирует, видит будущее, знает, что нужно проявить в материальном мире как Божественное. Он полностью управляет своей жизнью.

Аджна чакра расположена между бровями, в области Третьего глаза. В этом месте сходятся основные энергетические каналы – Сушумна, Ида и Пингала.

Органы : лобные доли коры головного мозга, .

Сознание шестой чакры позволяет видеть перспективу, материализовать на уровне энергии и сознания свое высшее предназначение. Если мы видим, ЧТО мы должны сделать, то встает только вопрос КАК – это уже задача технологии, связанной с Вишуддхой. Такое видение поддерживается определенным сортом энергии, который связан с Третьим глазом. Здесь, как и в первой чакре, любая двойственность исчезает , любая полярность уходит, т.к. это место, где соединяются три энергетических канала, так же как и в Муладхаре. Там тоже нет двойственности и сомнений. Первая чакра реализует инстинкт выживания, в этот момент мы не сомневаемся – жить или умереть, мы выходим из ситуации на автомате, полностью доверяя своему телу. В точках соединения каналов управляет не наш разум, а Сверхразум. Поэтому, и в 6 чакре возникает четкая ясность, что надо сделать и есть видение перспективы, т.е. всех причинно-следственных связей своих действий.

В Аджна чакре уравновешены позитивный и негативный умы. Поэтому становится активным нейтральный ум. Он позволяет постоянно поддерживать связь с Душой и со Вселенским разумом. Т.е. через Аджна чакру осуществляется прямая связь от Вселенского замысла, через нас, через нашу индивидуальную Душу в нашу природу. 6 чакра – командный уровень, который дает сигналы – как правильно себя вести, как правильно позиционировать себя в жизни.

6 чакра – уровень Сверхсознания. Благодаря ему мы можем входить в мироздание, в каждый объект этого мироздания, в каждую его клетку, и присутствуя в нем, организовывать бытие. Здесь нет ни пространственных, ни временных ограничений, т.к. сознание 6 чакры держит гуны под контролем. На этом уровне реализуется наша бесконечная природа.

Уровень 7 чакры – безличностный аспект Абсолюта – Брахман, где все мироздание растворено в одном Едином. 6 чакра как линза берет из этого Света план и высвечивает картинку, как видение. А 5 чакра воплощает картинку в материальном мире.

Аджна позволяет нам проявлять в материальном мире руководящие, командные функции. Мы видим суть вещей, всю глубину, причины и последствия действий. Очень хорошо развита интуиция, ясновидение, а также – сиддхи, сверхспособности. Мы можем проектировать какие-то глобальные стратегии, т.к. есть видение всей картины в целом. Но здесь необходимо обратить внимание на явное отличие от командования в 3 чакре. Там у человека иная мотивация. Уровень 3 чакры – уровень низшей воли, т.е. там человек руководит для того, чтобы удовлетворить свои потребности в инстинкте доминирования, т.е. он должен быть самым лучшим, самым сильным, самым умным среди всех. Воля используется, чтобы встать на вершине пирамиды. Духовный мир отличается от материального мира тем, что все ценности перевернуты. 6 чакра – предельный уровень смирения, 6 чакра просто реализует тот план, который уже давным-давно есть, 6 чакра высвечивает все как знание. Воля не связана с личностью человека на 6 чакре, он не руководствуется личными интересами, а служит интересам целого, и самая важное – это воля Бога. Желания человека очень быстро реализуются и исполняются, потому что, пребывая на уровне сознания Аджны, он выражает не свою волю.

Если Аджна ч акра сбалансирована, то такой человек обладает спокойным, ясным умом, доверяет тому, что происходит, т.к. находится в потоке жизни, здесь и сейчас. Он миролюбивый, сфокусированный и целенаправленный, у него развитая интуиция , т.е. он верит своим чувствам, а не интеллекту, поэтому знает, что правда, а что – ложь, и заранее предвидит, что будет. Следовательно, умеет планировать.

Человек способен иметь свою точку зрения, но в то же время может становиться на позицию другого.

Ведет активную мыслительную работу, но это не мешает ему быть в теле, чувствовать тело, воспринимать окружающий мир.

У него наблюдается расширенное восприятие , поэтому для него существует множество измерений реальности, он воспринимает Вселенскую информацию, имеет доступ к Всеобщим знаниям, т.к. способен общаться с космосом. И испытывает чувство единения со Вселенной.

У такого человека открываются сиддхи (необычные психические сверхспособности – например ясновидение), которые он использует только для высших целей.

Он может чувствовать энергии , а не только видеть материальные вещи в их привычном проявлении.

Признает Божественное в себе и в других, осознает бессмертие Души и единство индивидуального и Всеобщего. Для него человек – ограниченная часть Всеобщего, которая поддерживает свою индивидуальность, одновременно находясь в любви ко всему мирозданию.

Если Аджна чакра несбалансированна , то человек живет только рациональным умом, но при этом не способен его контролировать, ум неспокойный и блуждающий. Человек холодный, неприступный, гордый, считает себя выше других, а на самом деле он просто беспомощный, испуганный параноик. Все время испытывает волнение, беспокойство, не получает удовольствий, не хочет слышать свои желания. Он подвергает сомнению и отрицает субъективную реальность, ему всегда нужны доказательства в материальном мире, т.е. он верит только в то, что может увидеть и проверить, поэтому часто вообще не признает духовность или же считает, что Бог – это только концепция, которая не может быть опытом переживания. Может производить впечатление очень интеллектуального человека, мудреца. Но обратной стороной является ригидность, тотальный контроль себя, зацикленность, запрограммированность на каких-то идеях, поэтому ему сложно расширить свои убеждения и его практически не возможно в чем-то убедить. Когда чакра совсем закрыта, человек не любознательный, равнодушный к искусству, науке, философии, культуре. Он просто слепо следует за толпой.

Причина – в детстве был научен не слушать себя, а доверять только тому, что прочитал в литературе.

В результате, верит во что-то, только когда видит это собственными глазами. Он сухой, рациональный человек, который планирует и раскладывает свою жизнь по полочкам. Жестко привязан ко времени, паттернам и моделям поведения, различным ритуалам и распорядкам. Он хочет получить ответы на все вопросы – почему это происходит, как это случилось. Человек не в состоянии просто расслабиться и довериться течению жизни. Он не доверяет себе, другим и Вселенной. Избегает близости и интимных отношений.

Практики для балансировки Аджна чакры:

асаны: поза Лучника, поза Ребенка, Йога Мудра, Гуру Пранам; пение «Онг», джаппа; медитации.

Между двумя физическими глазами человека располагается третий, духовный (или психический). Он смотрит не вокруг, а внутрь. Но мало людей подозревают об этом божественном даре, никогда им не пользуются и даже не пытаются найти. Аджна чакра - шестая по счету, ее открытие неизбежно повлечет за собой пробуждение ока души.

Гармоничная Аджна чакра

Расположена Аджна в центре мозга, на уровне междубровья. В этом месте заканчивается позвоночник и сливаются вместе три главных энергетических канала, питающих чакры. Точка стимуляции чакры расположена между бровей. Ее цвет - индиго. Настроить работу Аджны - значит разбудить сознательное восприятие мира. В чем же проявления этой чакры?

Аджна отвечает за стремление понять смысл жизни, увидеть во всем проявление Бога.

Физически под влиянием чакры находятся ЦНС, глаза, уши, правое полушарие мозга. Левое полушарие привязано к горловой чакре, но Аджна отвечает за гармоничную работу обоих полушарий. Хорошее осязание и обоняние.

Способность к ясновидению. Но не на уровне мистики, а за счет развития мощного интеллекта. Человек способен умом просчитать ход событий, доводит до совершенства логику, учится видеть мысли за словами людей. Результат - способность видеть сущность вещей, скрытую за их обликом.

Полный контроль над праной. Аджна - это центр, распределяющий жизненную энергию по нижним чакрам и физическому телу.

Внешний и внутренний мир для человека - две противоположности. Средний обыватель как реальность воспринимает только окружающую среду, все остальное - как фантазию, воображение. Открытая же Аджна объединяет два разных мира в одно неразделимое целое.

Основные качества - мудрость, ум, память, интеллект. Чем сильнее открывается чакра, и гармоничнее становится ее работа, тем выше уровень развития человека.

Полный баланс в чакре избавляет от недостатков и несовершенств.

Человек управляет жизнью. Две главные чакры, определяющие характер, - Аджна и Анахата (сердечная). Нужно не только открыть обе, но и привести в баланс между собой. Делается это на уровне открытия Аджны. Если слишком преобладает «головная» - человек больше живет умом, если сердечная - чувствами.

Закрытая чакра Аджна

Работающая в полную силу Аджна развивает гармоничную и глубокую, всестороннюю личность. Закрытая чакра, либо с нарушенным энергообменом, воспитывает закоренелых материалистов. Они видят мир в одной плоскости. Корни идут из детства - ребенка изначально отучают слушать себя и свое сердце.

Как дисбаланс чакры третьего глаза проявляется на человеке:

  1. Склонность к болезням носа, глаз и ушей, ЦНС, психики. Мигрени, сосудистые заболевания мозга. Частые сновидения, особенно кошмары, также говорят о нарушении энергообмена чакры.
  2. Человек узко воспринимает мир, его интересы ограничены. Скептический настрой к религии, искусству, философии. Полное отсутствие здорового любопытства.
  3. Избегание тесного общения с людьми, сближения.
  4. Много нерастраченной энергии в Аджне бывает редко, но заметно - люди называют себя колдунами, экстрасенсами. Они зачастую сами плохо разбираются в своем даре и видят то, чего нет. На самом деле настоящих ясновидящих всего 4% от всех тех, кто себя ими считает.

Пробуждение чакры

Почти все существующие йоговские практики прямо либо косвенно направлены на открытие чакры Аджна. Йогин методом проб подбирает самые эффективные для себя. Есть и набор самых рекомендуемых:

  1. Тратака. Это практика для очищения глаз. В медитации для открытия Аджны используют свечу и смотрят на нее не только физическими глазами, но и межбровным центром.
  2. Трикути сандханам - эффективная медитация. Йогин в позе лотоса учится чувствовать пульсацию между глаз, и с каждым ударом пульса повторяет мантру АУМ.
  3. Крийя-йога - практики, основанные на различных техниках Пранаямы.
  4. Шамбхави мудра - самая эффективное упражнение Крийя-йоги для Аджны.

Чем сильнее удастся открыть чакру, тем больше истин откроется нашему внутреннему глазу. Базируется Аджна на шести предыдущих, нарушение устойчивости и баланса между нижними приведет к сдвигу в психике, искажению восприятия мира. Поэтому совершенствовать тело и дух нужно непрерывно.

Вконтакте

«Сижу высоко, смотрю далеко» — это об аджна чакре, нашем шестом энергетическом центре. Человек, чье сознание развилось до этого уровня, смотрит далеко, с высоты птичьего полета, и хорошо все видит и понимает. Аджна способна охватить своим взором всю картину происходящего целиком. Ей понятны причинно-следственные связи того, на что она смотрит. А смотрит она пристально, вглядываясь в суть в вещей, словно хочет проникнуть за кулисы происходящего и разглядеть, что на самом деле происходит за сценой. Ей открываются и становятся очевидны скрытые механизмы, стоящие за процессами, разворачивающимися на сцене.

Аджна — место, где кончаются иллюзии

Аджна проникает в суть вещей и видит истину. Здесь нет места иллюзиям. Есть одна хорошая восточная притча об истине и иллюзиях. Три слепца ощупывают слона и каждый пытается понять, что перед ним находится. Один схватил слона за хобот и решил, что это змея. Другой стал ощупывать ухо слона и сделал вывод, что это крыло гигантской бабочки. А третий слепец обнял ногу и сказал, что это ствол пальмы. Каждый остался при своей иллюзии, так и не увидев истины. Если бы у этих трех слепцов была бы открыта аджна чакра, которая еще называется третий глаз, то им было бы совершенно очевидно, что перед ними слон. Аджна включает свет в темной комнате, и все предметы становятся отчетливо видны. Догадкам, сомнениям и иллюзиям здесь нет места. Туман рассеивается, есть ясность и понимание. Это в том случае, когда чакра открыта.

В закрытом же ее состоянии человек пребывает в плену иллюзий. В его жизни присутствует хаос, но он не властвует над этим хаосом, хаос властвует над ним. Жизнь такого человека напоминает езду на машине в густом тумане. Дороги не видно, да и понимание, куда двигаться, тоже отсутствует. Вот так он и бродит в тумане.

Невовлеченность — качество аджны

Аждна курирует нашу способность абстрагироваться. В тот момент, когда мы способны выйти из ситуации или проблемы, в которую мы сильно вовлечены, и посмотреть на происходящее со стороны, активизируется шестая чакра. Это выглядит так, словно угол нашего восприятия расширяется, и мы уже видим не один какой-то пазл, а все пазлы, собранные в одну стройную четкую картину. В эти моменты прозрений словно пелена спадает с глаз, и на смену слепой эмоциональной включенности приходит понимание и ясность.

Интуиция — наша навигационная система

Эта чакра связана с нашей интуицией. У Йоги Бхаджана есть прекрасное выражение: «Жить без интуиции — это все равно что вести машину, в которой отсутствуют зеркала заднего и бокового вида; все, что видно, это только дорога впереди» . Действительно, если мы выключаем интуицию из своей жизни, мы значительно ограничиваем свое видение.

Мы все обладаем этой уникальной навигационной системой, называемой интуиция. Разница лишь в том, что кто-то к ней прислушивается, а кто-то игнорирует ее голос. Интуиция не ошибается. Иногда люди путают интуицию с какими-то своими смутными ментальными процессами. Интуиция — это чувствование. Она вне ума, она вне логики. Жизнь становится гораздо проще, когда мы начинаем прислушиваться к ней. У нее есть ответы, которых нет и не может быть у ума.

Аджна — чакра телепатического общения

Аджна является центром телепатического общения между людьми. Через эту чакру один человек улавливает вибрации другого. Такое невербальное общение-чувствование характерно для людей, между которыми установилась глубокая эмоциональная связь. Обычно это любящие друг друга люди. Это же чакра, через которую происходит тонкая коммуникация между гуру и учеником.

Есть одна буддисткая притча об Ламе Еше и его ученике. Был жаркий день. Помещение для медитаций в монастыре было переполнено людьми. Лама читал проповедь. Один из его новых учеников решил проверить необычные способности Ламы. Он представил, что предлагает своему учителю стакан холодной воды. Вдруг Лама остановил проповедь, посмотрел прямо на ученика и сказал: «Огромное спасибо, сынок». И продолжил проповедь.

Когда Шива и Шакти соединяются, возникает гармония

В аджне сливаются воедино два потока энергии — мужской и женский, Шива и Шакти. Когда происходит слияние этих двух типов энергии, человек становится целостной гармоничной уравновешенной личностью. Его полярности уравновесились. Такие целостные люди притягивают к себе других словно магнитом. Нахождение рядом с ними автоматически гармонизирует нас. Нас тянет к ним, потому что мы подсознательно стремимся к гармонии, к уравновешиванию своих полярностей. Рядом с ними нам хорошо. Мы это «хорошо» ЧУВСТВУЕМ. Мы не думаем, что нам хорошо, мы это чувствуем.

«Я ясно вижу» и «Я ясно чувствую» — мантры аджны

Проведите такой простой эксперимент. Постойте (или посидите) рядом с человеком. Не надо разговаривать. Прислушайтесь к своим ощущениям. Вы напряглись? Вам дискомфортно? Или вы расслабились и потекли как ручеек? Вам тяжело или легко? Какие у вас ощущения? Какие импульсы приходят? Какие образы и метафоры вырисовываются? Найдите подходящие слова, чтобы описать свои ощущения. Ощущения вам подскажут, рядом с вами человек напряженный или гармоничный. Всегда верьте своим ощущениям. Мало ли что может говорить человек, верьте не его словам, а своим ощущениям. Вам все будет ясно. «Я ЯСНО ВИЖУ» и «Я ЯСНО ЧУВСТВУЮ» должны стать вашими мантрами-маяками в Эру Водолея.

Аджна — чакра мудрости

Люди с развитой шестой закрой сильны мудростью, а не академическими знаниями. Академические знания хороши, но мудрость — это не академические знания. Мудрость дает жизненный опыт. На такую мудрость идут люди. В ней есть простота, искренность, смелость, доброта и глубокая духовность. Мудрость всегда рядом. За ней необязательно бежать в ашрамы и монастыри. Она под носом. Она есть в нас, и она есть в окружающих нас людях. Присмотритесь к своему соседу. Поговорите с человеком, которому вы годами приносите ремонтировать обувь. Пообщайтесь с женщиной, у которой вы покупаете цветы. Они скажут такое, что вы не услышите в больших залах.

Если человек скатывается в интеллектуальный снобизм, мудрости там нет. По-настоящему духовно продвинутые личности всегда были и остаются просты в общении.

Дисбаланс аджны

Дисбаланс шестой чакры делает людей ментально загруженными и глубоко одинокими. Даже если они живут в семье. Депрессия, растерянность, подавленность, неудовлетворенность, ощущение бессмысленности существования — вот что чувствует человек с закрытой аджной. Слишком много мыслей и слишком мало радости. Мрачное восприятие реальности. Эскапизм. Голова часто не выдерживает напряжения, что выражается в головных болях, мигренях, проблемах со зрением и проблемах неврологического характера.

Дисбаланс проявляется и в том, что человек является очень материалистичным, отрицающим всякую духовность. Или же он становится псевдодуховным. Может зациклиться на какой-то духовной или религиозной идее или системе, стать фанатичным, отвергающим другие методы и агрессивно относящимся к иным воззрениям.

В повседневной жизни дибаланс аджны может проявиться как болезненная фиксация на какой-то ситуации или человеке, а также как неспособность сконцентрироваться на чем-то. Рассеянное, расфокусированное состояние.

Аджна и медитация

Согласно традиции кундалини йоги эта чакра цвета индиго. В физическом теле ей соответствует точка между бровей.

Аджна стимулируется во всех медитациях кундалини йоги, где нужно концентрировать взгляд либо на кончике носа, либо сводить глаза под закрытыми веками в точку между бровей. Из поз йоги очень хороша для аджны , 3-10 минут.

Тратака — упражнение для пробуждения аджны

Есть одно великолепное упражнение — тратака — для пробуждения шестой чакры, очищения глаз и очищения лобных и придаточных пазух носа.

Сядьте на пол или на стул. Расположите на уровне глаз на расстоянии вытянутой руки свечу. Выпрямите позвоночник и расслабьтесь. Примерно 1 минуту вглядываетесь пристально в пламя свечи, стараясь не моргать. Затем закройте глаза и отдохните. Потом повторите это упражнение еще 2 раза, каждый раз по 1 минуте. В конце закройте глаза на 3-5 минут и наблюдайте за образом пламени в вашем внутреннем пространстве.

Во время практики у вас могут начать слезиться глаза. Пусть слезятся, они очищаются.

После этой практики вы заметите, какими ясными и красивыми становятся ваши глаза. Вам станут снится значимые для вас сны, сны-состояния, сны-откровения, насыщенные образами и метафорами. Вообще к вам станут приходить разные образы, как ответы на ваши запросы. Будьте внимательными и чуткими к ответам.

Ваша способность запоминать информацию и концентрироваться тоже значительно улучшится.

Аджна и заземление

Пробуждение аджна чакры составляло ядро всех мистических традиций. говорит, что прежде, чем пробуждать шестой центр, должна быть создана крепкая основа из трех нижних чакр — , и . Без этого основательно укрепленного нижнего треугольника из трех чакр, высоковольтные вибрации аджны могут разбалансировать психику человека и привести к печальным последствиям. Сильный нижний треугольник — это наше заземление. Дышим дыханием огня, делаем Сат крию, выполняем позу натяжения, выполняем , и наш нижний треугольник укрепится.