Урок литературного чтения Былина «Как Илья Муромец богатырем стал» (2 класс). «Как Илья из Мурома богатырём стал»

Цель: закрепить знания учащихся о понятии былина, продолжить работу над русской былиной «Как Илья из Мурома богатырём стал»;расширить знания учащихся об окружающей действительности в процессе чтения и анализа произведения, реализовать личностное восприятие в продуктивно-творческой деятельности.

Задачи: расширить знания учащихся об устном народном творчестве; оптимальный уровень чтения и пересказа текста, определения жанра и ценности художественных средств; формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям; умение делать выводы по результатам совместной работы с текстом, обогащение словарного запаса; воспитание интереса к предмету.

Ожидаемый результат: развитые навыки осознанного и выразительного чтения, самостоятельного определения темы и идеи текста; проявленные эмоциональные сопереживания к герою; самостоятельная оценка собственных достижений в чтении, анализе и интерпретации содержания текста.

Оборудование для учителя: видеоролик «

видеоролик «Физкультминутка: «Богатыри»», презентация «Как Илья из Мурома богатырем стал», учебник.

Оборудование для учащихся: учебники, тетради, ручки, карандаши, дневники.

Предварительная работа: чтение былины.

Использованная литература:

    видеоролик «Как Илья из Мурома богатырём стал». Автор фильма Биневская Т.Н.

    Физкультминутка: «Богатыри»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

Организационный

Проверка готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

Отвечают на вопросы

Проверка домашнего задания

Опрос учащихся. Оценивание.

Толстые и тонкие вопросы.

Ответ у доски. Толстые и тонкие вопросы.

Новая тема

– Ребята, прослушав данный отрывок, вы сможете определить тему нашего урока:

Это было в городе Муроме, селе Карачарове.

Жил - был один крестьянин по прозванию Иван свет Тимофеевич, со своей супругой Ефросиньей Яковлевной.

Жили они долго, а детей у них не было.

Часто старики горевали, что под старость прокормить их будет некому.

Наконец дарован им был сын. Имя ему дали Илья.

Вы догадались, что темой нашего занятия будет?

Правильно!

Какого жанра данное произведение?

Что мы знаем про былины?

Мотивация учебной деятельности.

На прошлых уроках мы с вами познакомились с казахским героическим эпосом «Ер-Таргын» и былиной «Как Илья из Мурома богатырем стал» оценили действия героев эпоса и былины во имя защиты простого народа. Такие герои-богатыри были у каждого народа, о них слагали песни, былины.

Кто же такой богатырь?

Давайте вспомним, каких богатырей вы знаете.

Просмотр картины богатыри

Сейчас мы рассмотрим картину Виктора Васнецова «Богатыри». Давайте вспомним, как зовут богатырей, которых изобразил художник на своей картине.

В русских былинах отразилась жизнь и борьба народа; в них показаны герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Поэтому былины относят к роду эпических произведений.

Просмотр видеоролика «Как Илья из Мурома богатырём стал». Автор фильма Биневская Т.Н. https://www.youtube.com/watch?v=wwuTDAkLvdY&t=301s

(беседа).
Выборочное чтение

– Почему плакали Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна?

– Кто пришел к ним в избу?

– Что им ответил Илья?

– Какой наказ получил Илья от странников?

– Первые добрые дела Ильи.

– Как заканчивается былина?

Работа в тетради

Мы будем говорить об Илье-Муромце.

Былина - народная песня, повествующая о подвигах русских богатырей, и отражающая уклад Древней Руси. Народ называл былины преданиями, сказаниями, старинами. Термин "былина " ввел в 1930-х годах ученый Иван Сахаров. Былины сочинили люди многих столетий назад, и передавались они из поколения в поколение. Они не были записаны на бумаге, их рассказывали друг другу, так они и путешествовали по стране.

Богатырь – это герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек необыкновенной силы, стойкости, отваги.

(Ответы детей)

Просмотр картины богатыри

Обсуждение

По середине Илья Муромец, слева Добрыня Никитич, справа Алеша Попович.
Если обратить внимание на Илью Муромца и Добрыню Никитича, то они, куда так пристально смотрят.
Беседа (дети обсуждают: куда они смотрят, о чем думают, во что одеты)

Работа в тетрадях:

    Анализ произведения

    Диаграмма Венна

    Составление Карты истории

Название Герои (все кто участвует) с Место действия

Событие истории

Проблема Решение проблемы

(выступления детей)

Выборочное чтение

– …тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся

– Вдруг видит – подходят к его избе три нищих странника. Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:

– Встань, Илья, отвори калиточку.

– Злые шутки.вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.

– Илья стал ходить, выпил воды из ковша и почувствовал силу богатырскую.

–… бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек.

– Лес расчистил, выровнял поле широкое.

– Илья вырастил доброго (богатырского) коня и стал просить благословения у родителей на добрые дела: « Буду служить Руси родной, верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов».

Физкультминутка

Физкультминутка: «Богатыри»

Выполняют движения

https ://www .youtube .com /watch ?v =f 8PHel 2NQFY

Закрепление

Закрепление знаний .
Задание:

    Написать эссе от имени главного героя, который рассказывает свою историю.

    Написать письмо герою

    Синквейн

Приём «Интервью с героем».

Выборочное чтение

Чтение былины по ролям.

Учащиеся пишут эссе, письмо герою, синквейн.

Выступления детей

Один ученик выходит к доске в роли Ильи Муромца, остальные ученики выступают в роли журналистов и задают вопросы главному герою.

Итог урока

– Что нового вы сегодня узнали? Что узнали нового на уроке? Чему научились? Изменялось ли ваше настроение в процессе урока? Когда вам было особенно радостно и интересно?

Ответы на вопросы

Домашнее задание

Составить кроссворд по произведению

О трех богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче наслышаны многие. Обычно это выглядит как красивая сказка для детей и сюжет для мультфильма. Поэтому для многих потрясение — увидеть в пещерах Киево-Печерской лавры мощи святого... Ильи Муромца.

Известный воин до 30 лет был... парализован

Будущий богатырь родился приблизительно в 1063 году в городе Муроме. Из былин известно, что до 30 лет он не мог ходить и был парализован. Сидение на печке символизировало его особый затвор.

Однажды, когда он оставался дома один, пришли нищие странники, на самом деле — посланники от Бога — и сказали: «Принеси нам воды попить». Илья послушно... встал и пошел. Гости попросили его выпить эту воду. Вместе с ней в его организм прибывали телесные силы.

Богатырь на службе у князя

После такого чудного исцеления Илья Муромец решил посвятить себя служению народу и стал на службу к киевскому князю Владимиру Мономаху. Это был необычный воин: он не имел ни одного поражения, но, вместе с тем, никогда не гордился и не задавался.

О его подвигах знали не только на Руси, но и за ее пределами, он упоминается даже в германо-скандинавском эпосе. Анализ былин и летописей указывает на то, что первый раз как воин он выступил в 1093 году, защищая Чернигов. Он успел неоднократно послужить Владимиру Мономаху, который уважал его за бескорыстность и храбрость.

Как богатырь из Мурома в Киевском монастыре оказался

История умалчивает о том, как Илья Муромец принял монашеский постриг. По одной из версий, он получил тяжелейшее ранение в бою, после чего решил уйти в монастырь.

Для того времени это не было диковинкой: многие воины меняли земное оружие на небесное, тленные ценности — на вечные и готовили свои тело и душу для перехода в мир иной.

Поскольку Илья Муромец по своей натуре был человеком скромным, то о его монашеском подвиге тем более ничего не известно.
Сомневаться в том, что его жизнь действительно была святой, не дает тот факт, что его мощи остались нетленными, и примеры исцелений по молитвам ко святому.

Есть и другая версия: недалеко от монастыря или в нем самом Илья Муромец получил смертельное ранение в сердце. Как уважаемого народного героя его похоронили сначала в Софийском соборе, а потом усыпальницу перенесли в Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской лавры.

Исследование мощей: о чем говорят ученые?

Но сомневаться в том, что в Киеве находятся мощи действительно величайшего воина ХІІ века, не дают и результаты экспертизы. В 1988 году была собрана межведомственная комиссия Минздрава УССР. Ее исследования длились три года при участии сотрудников Киевского медицинского института — кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены.

Ученые работали на совесть, чтобы дать объективную оценку, даже использовали для этого японскую аппаратуру. К каким заключениям они пришли? Определили, что приблизительный возраст Ильи Муромца — 40-55 лет (такие варианты соответствуют расчетам историков по летописям), рост — 177 см (в то время он был выше человека среднего роста).

Но это еще не самое интересное. Как вам такой результат экспертизы: есть дефекты позвоночника, что свидетельствует о действительно перенесенном параличе конечностей. Также есть указания на причину смерти: обширная рана в области сердца.

Получается, что былинные истории о чудесном исцелении от лежачего образа жизни и о смертельном ранении соответствуют действительности!

Как святой Илья Муромец был прославлен в 1643 году вместе с 69 преподобными Печерской обители. А о том, что в Киево-Печерской лавре находятся мощи не просто богатыря из Мурома, а святого, свидетельствует их нетленность, благоухание, которое могут прочувствовать многие молящиеся, и исцеления по молитвам.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.

Был у них один сын Илья. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.

Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они ни проходу людям, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.

Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:

— Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!

Так и шли дни, катились месяцы...

Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.

Вдруг видит — подходят к его избе три нищих странника.

Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:

— Встань, Илья, отвори калиточку.

— Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.

— А ты приподнимись, Илюшенька.

Рванулся Илья — и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

— Ну-ка, пройдись, Илья.

Шагнул Илья раз, шагнул другой — крепко его ноги держат, легко его ноги несут.

Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:

— Принеси-ка, Илюша, студеной воды. Принес Илья студеной воды ведро. Налил странник воды в ковшичек.

— Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.

Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскуюВыпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:

— Много ли чуешь в себе силушки?

— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.

— Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.

Выпил Илья и остаточек.

— А теперь много в тебе силушки?

— Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что, кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю русскую перевернул.

— Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.

Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился — дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.

Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.

Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.

— Пей, Илья!

Выпил Илья воду колодезную.

— Сколько теперь в тебе силушки?

— Во мне силушки половинушка.

— Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли род ной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать - сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.

Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.

А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит — малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.

Стал Илья лес расчищать — только щепки полете ли. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет.

За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал поле широкое — только знай зерном засевай!

Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали старичков странников.

А Илья пошел себе коня искать.

Вышел он за околицу и видит — ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.

Купил Илья жеребенка, привез домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.

Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.

Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, потряхивать, в лошадиные ноздри пофыркивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую — не пошатнулся конь, не шелохнулся конь.

— Добрый конь,— говорит Илья.— Будет он мне верным товарищем.

Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рас сыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щипать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.

Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:

— Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Говорит старый Иван Тимофеевич:

— Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословления нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.

Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки — потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой железной, не для красы, а для крепости.

Захотелось Илье свою силу попробовать.

Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. За валила гора русло, потекла река по-новому.

Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:

— А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.

На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой...

Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

Краткое содержание былины "Как Илья из Мурома богатырем стал":

В селе Карачарове, под Муромом жила семья крестьянская: муж Иван Тимофеевич и жена Евросинья Яковлевна ибыл у них сын Илья. Несчастье с Ильёй было - не носила его земля, ноги не держали, 30 лет пролежал он на печи и сокрушался. Все в нем было - и рост богатырский и зрение и ум светлый, но вот не мог он ходить и все тут. И вот однажды его родители ушли на поле готовить его к посеву, выкорчевывали пни и деревья, а Илья остался дома один на печи. И пришли к дому 3 нищих странника, попросили, чтобы Илья поднес им воды. Илья рассказал им о своей проблеме и тогда нищие странники дали ему возможность ходить. Илья принес ведро воды, счастливый и радостный, что теперь он может ходить по земле. Странники напоили его волшебной водой, в которых была вся сила рек, озер и росы. Но сначала перестарались и дали Илье столько силы, что земля не стала его носить, ноги Ильи вязли в земле, как в болоте. Тогда странники забрали половину силы. И с тех пор Илья обрел такую силу богатырскую, что за 3 часа наделал столько работы в поле, что всей деревней не сделали бы и за 3 дня. Нашел Илья себе коня богатырского - Бурушку, попросил у родителе благославения, сделал в кузнице лук со стрелами и палицу богатырскую и отправился в столицу - Киев к князю Владимиру в дружину, родные земли охранять. По дороге еще раз восхитился своей новой силой,свалив огромную скалу в реку Обь, заставив ее течь по новому руслу и ускакал...

53fde96fcc4b4ce72d7739202324cd49

Былина "Как Илья из Мурома богатырем стал" - читать:

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове, крестьянки Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.
Был у них один сын Илья.
Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно брёвна лежат, не шевелятся. Слышит Илья, на печи лежачи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в своё логово девушек утаскивает.
Горько Илья, обо всём этом слыша, на судьбу свою жалуется:
- Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!
Так и шли дни, катились месяцы...
Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.
Вдруг видит - подходят к его избе три нищих странника. Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:
- Встань, Илья, отвори калиточку.
- Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.
- А ты приподнимись, Илюшенька.
Рванулся Илья - и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.
- Ну-ка, пройдись, Илья.
Шагнул Илья раз, шагнул другой - крепко его ноги держат, легко его ноги несут.
Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:
- Принеси-ка, Илюша, студёной воды. Принёс Илья студёной воды ведро. Налил странник воды в ковшичек.
- Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки.
Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:
- Много ли чуешь в себе силушки?
- Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.
- Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зелёных лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей. Выпил Илья и остаточек.
- А теперь много в тебе силушки?
- Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что, кабы было в небесах, кольцо, ухватился бы я за него и всю землю перевернул.
- Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка ещё воды.
Пошёл Илья по воду, а его и впрямь земля не несёт: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился - дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.
Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шёпотом, а двери с петель срываются. Принёс Илья воды, налили странники ещё ковшичек.
- Пей, Илья!
Выпил Илья воду колодезную.
- Сколько теперь в тебе силушки?
- Во мне силушки половинушка.
- Ну и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать сыра земля. Не ходи ещё на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмёт, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.
Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.
А Илья взял топор и пошёл на пожню к отцу с матерью. Видит - малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжёлой работы умаявшись, опят крепким сном: люди старые, а работа тяжёлая.
Стал Илья лес расчищать - только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвёт.
За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое - только знай зерном засевай!
Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали стариков-странников.
А Илья пошёл себе коня искать.
Вышел он за околицу и видит - ведёт мужичок жеребёнка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребёнку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.
Купил Илья жеребёнка, привёл домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.
Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конём.
Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повёртывать, гривой потряхивать. Стал через тын взад-вперёд перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел! Положил Илья на Бурушку руку богатырскую, - не пошатнулся конь, не шелохнулся.
- Добрый конь, - говорит Илья. - Будет он мне верным товарищем.
Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмёт в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щепать. Сам пошёл в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.
Снарядился Илья и пошёл к отцу с матерью:
- Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси -родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.
Говорит старый Иван Тимофеевич:
- Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей, да не забывай, что ты роду чёрного, крестьянского.
Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошёл седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки - потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой - железной не для красы, а для крепости.
Захотелось Илье свою силу попробовать.
Он подъехал к Оке-реке, упёрся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил её в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.
Взял Илья хлебка ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:
- А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.
На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плёточкой...
Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Первое января — знаменательная дата не только с точки зрения встречи Нового года. Русская православная церковь в этот день чтит память преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, а в наши дни ставшего небесным покровителем войск РВСН, Дальней авиации и пограничников. В народной памяти Илья Муромец — это прежде всего знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок. Идет ли речь об одной и той же личности и как былинный герой оказался в церковных святцах — в материале РИА Новости.

Былинный Илья Муромец

Сказания о победителе Соловья-разбойника сложились во времена Киевской Руси. Былины рассказывают о том, что Илья был родом из села Карачарово под Муромом, из простой крестьянской семьи.

С детства он был парализован: "сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения". По преданию, в 33 года его излечили от болезни явившиеся ему "калики перехожие" — святые странники, которые напоили его целебной водой. Они же предсказали Илье, что станет он великим богатырем и "смерть ему в бою не писана". После этого молодец получил "силу великую". В благодарность за чудесное исцеление он выкорчевал дубы и заложил на высоком берегу Оки небольшую деревянную церковь в честь Святой Троицы (сейчас этот храм в центре Карачарово возрождается).

Взяв благословение у родителей на ратные подвиги, Илья Муромец пошел в Киев. Там он попал в дружину киевского князя и охранял границы Руси от многочисленных врагов, не зная поражений. "Илья из Мурома" говорил, что ему "не надо ни серебра, ни золота", что для него одна награда — "Руси служить, от врагов ее оборонять". Поединок богатыря с Соловьем-разбойником аллегорически трактуется как битва христианина с языческой силой, мешающей ему "к обеденке поспеть в стольный Киев-град".

О кончине Ильи Муромца в былинах говорится по-разному: где-то он каменеет вместе с другими богатырями, где-то живой ложится в гроб и остается там навсегда, а где-то уплывает на "соколе-корабле" — и больше о нем нет известий.

Святой Илия Печерский

Илья Муромец жил в XII веке, и достоверных сведений о нем сохранилось очень мало. "Дело было практически 800 лет назад — информация крайне скудная. Это какие-то случайные крупицы, на основании которых строят те или иные гипотезы", — говорит известный церковный миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш).

Существующие жития (жизнеописания) Илии Муромца занимают буквально один-два абзаца. Так, церковный календарь на портале Православие.ру рассказывает о том, что преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок (то есть сапожок) был уроженцем города Мурома, "подвизался" в Киево-Печерской лавре и умер около 1188 года.

Как повествует житие святого Илии, он "скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной церкви: три первые перста — вместе, а два последних — пригнув к ладони". Во времена борьбы со старообрядческим расколом в XVII-XIX веках этот факт из жизнеописания святого служил серьезным доказательством в пользу троеперстного сложения (старообрядцы выступали за двоеперстие).

По преданию, свое прозвище Муромец получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь.

"Синаксарь" (сборник житий), составленный на Афоне, добавляет к этому, что "святой Илия родом из села Карачарова в Муромской земле с юных лет отличался бесстрашием". Поступив на военную службу, он стал "одним из наиболее мужественных и прославленных воинов киевского князя".

В "Синаксаре" также говорится о том, что в Киево-Печерскую лавру Илия удалился после многолетней службы, вел там "святую жизнь затворника" и "преставился в мире". Его чудотворные мощи "пребывают нетленными" в Ближних пещерах лавры.

Канонизирован Илия Муромец был примерно полтысячелетия спустя после своей смерти — в 1643 году его причислили к лику святых вместе с другими киево-печерскими подвижниками. Сейчас он также входит в собор Муромских святых.

А что по документам?

Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что "это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания".

"Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах", — сказал РИА Новости Кириллин.

В древнерусских летописях не встречается имя Ильи Муромца. Хотя в "Повести временных лет", как отмечает эксперт, главное внимание уделено деяниям князей и "событиям государственного значения", тем не менее в некоторых случаях рассказывается и о людях незнатного происхождения, выходцах из народа. Однако про Муромца упоминания нет.

Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. "В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить", — признает Владимир Кириллин.

Былины, по его словам, являются "довольно поздней записью": их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причем речь там идет о событиях очень давних, относящихся еще к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.

"С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло еще семь-восемь веков. Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились. Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция", — рассказывает Кириллин.

Не отличается стопроцентной исторической достоверностью и агиографический материал — описания жизни святых. По словам иеромонаха Макария (Маркиша), агиография — это прежде всего "благочестивая, душеполезная история", "наставительный текст". В житии, однако, может присутствовать какая-то "реконструкция" событий, не подтверждаемая фактами, или определенная "редактура", "народное творчество", внесенное в историческую канву. А история "сама по себе идет".

Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы. А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу.

Экспертиза останков

Современные исследования позволили более точно представить облик монаха-богатыря и, возможно, приоткрыли тайну его кончины. В 1988 году экспертизу останков святого провела межведомственная комиссия Минздрава УССР, о чем сообщали СМИ.

Было установлено, что это мужчина крепкого телосложения, ростом 177 сантиметров (для своего времени — значительно выше среднего), в возрасте 40-45 лет. Его останки датированы XII веком. Судмедэксперты выявили также дефекты позвоночника — подтверждение перенесенного в молодости тяжелого заболевания опорно-двигательной системы.

Специалисты также обнаружили рану от копья на руке Ильи Муромца, а также похожую по форме обширную рану в области сердца. Она, предположительно, и стала смертельной. Возможно, защищаясь от врагов, безоружный монах прикрыл грудь рукой, и удар копья пробил руку и сердце.

Известно, что в конце XII века несколько опустошительных набегов на Киевские земли совершили кочевники. Половцы подвергли разорению и Киево-Печерский монастырь. Илья Муромец мог погибнуть во время одного из таких нашествий.

© Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церкви

© Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церкви

Почитание в войсках и в народе

За что насельник обители был канонизирован? В Русской православной церкви на этот вопрос отвечают, что причисление к лику святых — это "не присвоение награды, а констатация факта", когда Церковь "свидетельствует о том, что человек прославился своей святостью".

"Да, для канонизации нужны определенные условия: факты благочестивого почитания, чудес и так далее, — замечает иеромонах Макарий. — Но заметьте: это все практика недавнего времени. А в древности, скажем, когда причисляли к лику святых Николая Чудотворца или Сергия Радонежского? В отношении них не было никакого соборного акта — их святость известна с древности, и она просто засвидетельствована общецерковным почитанием. И в отношении Ильи Муромца нет никакого "знака качества". С древности его почитают вместе с другими киево-печерскими преподобными, и Церковь сохраняет свое наследие".

В России не так много храмов, посвященных этому святому. В 1990-х годах храмы в его честь были построены в самом городе Муроме и в подмосковном поселке Власиха, на территории Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (здесь же действует православный военно-патриотический клуб "Илия Муромец"). А 9 мая 2006 года Ильинский храм был освящен на Белгородчине, недалеко от знаменитой "Прохоровки" — третьего ратного поля России.

На родине Ильи Муромца, в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Мурома, находятся и его мощи, точнее, их небольшая часть — кисть левой руки. Гробница со скульптурным образом русского богатыря установлена в отдельном помещении собора с низким потолком и округлыми сводами. К ней, как и к мощам святого Илии в пещерах Киево-Печерского монастыря, по словам классика, "не зарастает народная тропа". Считается, что молитвенное поклонение Илье Муромцу помогает исцелять болезни позвоночника и параличи.