Роль развитой речи для первоклассника. Основные направления в развитии речи первоклассников

Особенности развития речи у современных первоклассников.

Как известно с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности ребёнка. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, осуществляемая под руководством учителя. Таким образом, в школе ребёнок встречается с новым видом не только общения, но и деятельности. К концу школьного возраста у ребенка развиваются психологические предпосылки (наблюдательность, память, внимание, произвольность, способность к переключению, самоконтроль) к овладению умениями и навыками учебной деятельности и формируется коммуникативная готовность к обучению. Последняя, как установлено исследователями, является необходимым условием всякого организованного обучения и важной предпосылкой для перехода к полноценной учебной деятельности.

Проводимое мною в начале учебного года обследование первоклассников с ОНР в течение последних 10 лет выявляет недостаточную сформированность психологических предпосылок к обучению в школе. А социально-психологические исследования российских учёных показали, что низкий уровень подготовки к начальному обучению отмечается у 20-25% детей.(10)

Таким образом, становится ясно, что те трудности, с которыми сталкиваются эти школьники при усвоении программного материала общеобразовательной школы по родному языку, обусловлены не только речевым недоразвитием, но и уровнем сформированности психологических предпосылок к овладению учебными знаниями (особенно мыслительной и регулирующей функции).

Недостаточный уровень сформированности психологических предпосылок к обучению отмечается каку детей с задержкой психического развития, так и у детей с речевым недоразвитием . И те, и другие направляются на занятия к логопеду. Принципиальным диагностическим моментом здесь является соотношение первичного дефекта и его последствий. Так, в случаях задержки психического развития (установленной психоневрологом) «набор определенных психологических особенностей при относительно благополучном развитии речи, есть суть первичной аномалии, формирование которой может происходить как за счет замедления созревания эмоционально-волевой сферы, так и за счет нейродинамических (церебрастических) и энцефалопатических расстройств (психопатоподобных, эпилептиформных, апатико-адинамических и др.), тормозящих темп развития познавательной деятельности»(3).

Что касается детей с общим недоразвитием речи , то своеобразие индивидуальных особенностей внимания, памяти и т.д. является производным, возникшим вследствие аномального развития речи. Вторичный характер этих особенностей подтверждается, как известно, тем, что при целенаправленной коррекционно-воспитательной работе они преодолеваются значительно быстрее, чем пробелы в развитии речи, а проявление их может быть избирательным. Изучение первоклассников показало, что у некоторых из них отмечается лишь часть представленных свойств, степень выраженности которых также различна и зависит от уровня компенсаторных возможностей ребенка, условий его жизни и воспитания.

Шабровой Любовь Владимировны

г. Серпухов-15

Особенности развития связной речи у первоклассников

Без развитой речи нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

Словарная работа включает в себя четыре направления:

1) обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;

2) уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

3) активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

4) устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Все эти направления работы тесно связаны между собой.

Современная программа представляет высокие требования к речевому развитию школьников. Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Проводя изложения и сочинения, устные рассказы, словарные и синтаксические упражнения, учитель руководствуется не только перспективной целью, которая может быть определена как хорошая речь, но и конкретными учебными целями каждого отдельного упражнения.

Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся. Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности.

Цель работы сугубо практическая: сделать речь предметом наблюдения и внимательного отношения учеников, заложить основы культуры речевого поведения. Но если мы хотим сознательного отношения ребёнка к слову, к речи и речевым действиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять (в доступных пределах) смысл используемых терминов.

Объект исследования :- речь младших школьников.

Выборка : 1-А класс МОУ«Куриловская гимназия» (19 учащихся).

Предметом нашего исследования является выявление особенностей развития речи младших школьников и упражнения, направленные на формирование и обогащение детской речи.

Формирование полноценного речевого развития младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения. Это объясняет актуальность избранной темы.

Цель исследования :- изучение особенностей развития речи младших школьников в процессе обучения; формирование у учащихся умений строить высказывание(устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно.

Методы исследования :

- анализ психолого-педагогической литературы;

- наблюдение;

- эксперимент;

- диагностические методы;

- качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития речи младших школьников. Вторая посвящена диагностике устной речи первоклассников.

1. Общая характеристика личности младшего школьника

Психические процессы младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным.Дети этого возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделять главное, существенного в воспринятом, для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Однако постепенно восприятие становится более управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывно связано, увеличивается место организованного наблюдения.

Младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях.

Послушание младших школьников проявляется как в поведении, так и в самом процессе учения. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность являются предпосылками для успешного обучения и воспитания. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствует повышенная восприимчивость и впечатлительность младшего школьника.

Очень важной особенностью является подражательность взрослым, своим сверстникам, героям книг и кинофильмов. Это качество очень помогает детям в учении и способствует быстрому овладению умениями и навыками учебной работы, умениями планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы. Всему этому их надо настойчиво и терпеливо учить.

Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.

2. Речевая деятельность младших школьников

Речевая деятельность- процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий. Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь-повторение, речь-называние, преобладает сжатая, непроизвольная реактивная(диалогическая)речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической.

Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка. Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности- письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь.

Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности.

Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо-речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы по развитию речи - доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся.Это совершенствование речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Речь -очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи срывы не должны пугать. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему - речь совершенствуется и обогащается.

3. Психологические особенности формирования речи первоклассников

Одним из важнейших показателей уровня культуры мышления, интеллекта человека, является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов(склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребёнок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника средством успешного обучения в школе. Речь -способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:

-младенческий возраст -до 1 года - гудение, лепет;

ранний возраст- от 1 года до 3 лет - овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;

-дошкольный возраст- от 3 лет до 6-ти- появление монологической речи, контекстной; появление форм внутренней речи;

младший школьный возраст- от 6 до 10лет - осознание форм речи (звукового состава слова, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;

средний школьный возраст- от10 до 15 лет -овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;

старший школьный возраст- от15 до 17 лет - совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

4. Требования к речи учащихся

Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Первое требование - это содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания- вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.

Третье требование - точность речи - предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства- такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Четвёртое требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.

Пятое требование - ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями".Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна(шестое требование).

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование )- её соответствие литературной норме.

Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Различают правильность грамматическую(образование морфологических форм, построение предложений),орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной- произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи–обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена при соблюдении всего комплекса требований.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

5. Особенности речи ребенка, поступившего в первый класс

В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 - 6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одарённые дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции- овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным результатам: многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.

Овладение языком, речью- необходимое условие формирования социально активной личности. Исследования показывают, что к 6 - 7 годам у ребёнка сформирована готовность связно говорить на определённые темы, однако без специального обучения большинство детей не овладевает в должной мере речью в её планирующей, воздействующей, познавательной функции.

Помимо устных видов речевой деятельности- слушания и говорения, которыми дети, приходя в школу, уже в основном владеют, но которые требуют дальнейшего и всемерного совершенствования, ученики приступают к освоению новых, письменных, видов речевой деятельности- чтению и письму, начинают осознанно пользоваться ими при изучении решительно всех других учебных предметов, при знакомстве с книгами и периодикой и т.д.

Обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, содержит реальные возможности языкового развития, воспитания внимательного и бережного отношения к родному языку. Задача учителя-помочь детям овладеть языковыми богатствами, через язык приобщить их к общечеловеческой культуре.

6. Изучение словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи

Подготовка исследования: За день до проведения исследования детям читают сказку «Репка» без показа иллюстраций.

Проведение исследования: Исследование проводится с детьми 6-7 лет. Ребенка просят пересказать сказку «Репка».Речь ребенка точно фиксируют, отмечают выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений.

Обработка данных :

Исследование проводилось в 1-А классе МОУ«Куриловская гимназия». Всего было опрошено 19 детей (9 девочек и 10 мальчика).

В своей речи Манешина Дарья употребила16 распространенных предложений, одно из которых восклицательное. Все они простые, нет ни одного сложноподчиненного. Следует отметить преобладание в речи глаголов и существительных практически в равном соотношении, причем 2 существительных собственных. Присутствуют 2 прилагательных, ни одного междометия, 2 местоимения. Девочка говорила медленно, долго вспоминала персонажей. Речь ее не отличалась выразительностью, пересказывала без особого интереса, восприняла это задание как принуждение.

Жукова Карина при пересказе использовала 18 предложений(одно восклицательное).Среди них преобладало количество распространенных.Было употреблено 2 собственных существительных(остальные нарицательные), 2 прилагательных, 4 местоимения, ни одного междометия. Следует отметить небольшое искажение содержания сказки. Жучка, мышка, кошка не прибегали сами, их должны были звать определенные герои.

В речи Курленко Егор было отмечено 19 распространенных предложений,1 из них - восклицательное. Ребенок употребил 2 прилагательных, большое количество существительных,7 из которых собственные, не наблюдалось ни одного местоимения. Егор легко и практически без ошибок вспомнил все события сказки.

Белозёров Ярослав при пересказе использовал 22 предложения,1 восклицательное, 2 местоимения, 2 прилагательных,1 междометие. Следует отметить наличие воображаемых событий, которых не было в исходном тексте (репку не продавали).

Количество предложений в речи Бабенко Елена составило 26. Лишь одно из них было восклицательным, 1- сложноподчиненным. Лена использовала 9 местоимений, 3 прилагательных, 1 междометие. Но речь была наиболее эмоциональной. Наблюдались слегка искаженные факты. Концовка, вероятно, была взята из другой сказки, услышанной или прочитанной где-то ранее.

Дунаева Ольга употребила 15 предложений(меньше всех),1 восклицательное, 9 местоимений,1 междометие, 2 собственных существительных, причем одно- вымышленное. Ирина сама придумала кличку для кошки (Мурка).

Хоменко Дмитрий использовал 27 предложений(больше всех), 1 -восклицательное, 3 прилагательных, 4 местоимения, 4 собственных существительных.

Новосёлова Анастасия употребила 20 предложений,1 восклицательное, 2 прилагательных, 4 местоимения,7 собственных существительных.

Солдатенков Илья использовал 19 предложений,1 восклицательное, 3 прилагательных, 5 местоимений, 5 собственных существительных.

Землянко Влад употребил 20 предложений, 3 восклицательных, 2 прилагательных, 10 местоимений,1 собственное существительное.

Итак, мы видим, что речь практически всех детей состоит в основном из распространенных повествовательных предложений, совсем отсутствуют вопросительные, лишь Землянко Влад употребил 3 предложения с восклицательной интонацией, у остальных ребят их количество составило не более одного. В данной возрастной группе практически отсутствовали грамматические и синтаксические ошибки. Только Марченко Ксения использовала предложение с прямой речью. При пересказе дети употребляли наибольшее количество существительных(как нарицательных, так и собственных)и глаголов практически в равном соотношении. Особо следует отметить наличие в речи детей предложений с однородными членами. Речь большинства детей выразительна, ее сопровождают мимические и пантомимические движения. Они используют в речи синонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют различные части речи по смыслу.

У первоклассников закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существительными.

Дети образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных, у них совершенствуется умение обрабатывать однокоренные слова. Учащиеся используют предложения разных видов.

У детей совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура.

речевого общения. Большинство детей самостоятельно, выразительно, без повторов передают содержание сказки, используя выразительные средства.

Таблица 1

Словарный состав речи

Возраст детей

Состав речи, %


существ.

глаголы

прилагат.

наречия

местоим.


междомет



нар.

соб.






6-7 лет

10

32

41

3

3

9

2

Рис. 1

Таблица 2

Виды предложений

Возраст детей

Виды предложений, %


простые

сложносочин.

сложноподчин.

6-7 лет

70

29,5

0,5

Рис. 2

Таблица 3

Состав предложений

Возраст детей

нераспростр., %

Распространенные, %



с дополнен.

с определен.

с обстоятел.

6-7 лет

20

40

8

12

Рис. 3

Полученный в процессе изучения речи детей исследовательский материал убедительно показывает: уже первоклассники способны на элементарном уровне осознать, что такое речь, каково её назначение, в чём состоят особенности устной речи, что такое текст, каковы его признаки, правила построения, как сочетаются отдельные его части и как связываются в тексте самостоятельные предложения, как строятся некоторые тексты, в чём их особенность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На первый план задача развития связной речи учащихся в школе ставится при обучении русскому языку. Этот факт свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования методики развития речи.

С целью предупреждения речевых ошибок в связных высказываниях разработана и апробирована система речевых упражнений. Итоговый экспериментальный срез подтвердил гипотезу о повышении качества детских высказываний в результате систематического выполнения речевых упражнений. Результаты контрольных срезов показывают, что в классах, где систематически проводятся речевые упражнения, количество ошибок в творческих работах учащихся снижается, высказывания становятся более правильными, выразительными, интересными.

Речевые упражнения играют большую роль в развитии связной речи учащихся. Поэтому необходимо широко и систематически применять их в практике обучения.

Развивая речь ребенка, мы обогащаем, уточняем, активизируем его словарь. А богатство словаря - есть признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

Словарная работа - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Расширение словаря школьников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Итак, успех в овладении речью - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Л. Д. Мали «Речевое развитие младших школьников»;

    Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина «Дидактический материал по развитию речи в начальной школе»;

    Н.В. Новоторцева, Н.К. Винокурова «Развитие речи детей»;

    В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова «Сочинения по картинкам в начальных классах»;

    Н.М. Бетенькова, Д.С.Фонин «Конкурс грамматеев»;

    В.В. Волина «Занимательное азбуковедение».

Развитие речи в школьной практике осуществляется по следующим направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста), работа над звуковой культурой речи.

Школьная жизнь, учебная деятельность детей требуют усвоения десятков новых слов. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в букваре и других пособиях.

Работа над словом – одно из важнейших условий обогащения словаря младших школьников. Ежедневно в период обучения грамоте словарь первоклассника пополняется новыми словами (от 6 до 10 слов), которые встречаются в процессе работы над сюжетными картинками в азбуке, при звуковом анализе слов, в читаемых текстах, в ходе беседы по основной теме страницы азбуки, при чтении столбиков слов. Словарь связных текстов и столбиков слов очень богат: он охватывает разные области жизни детей и взрослых, природные явления, растительный и животный мир и др. Тематика текстов предполагает воспитательное влияние на учащихся (отношения детей и взрослых, детей между собой, забота о природе, гигиенические навыки и т.д.). Поэтому при подготовке к уроку в связи с основной темой каждой страницы азбуки необходимо определить словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем мире.

Для объяснения значений новых слов можно пользоваться следующими, доступными первоклассникам приемами:

· показ картинки или самого предмета, называния этого предмета;



· подбор слова-синонима, близкого к данному по значению;

· подбор антонимической пары (тусклый – яркий);

· словообразовательный анализ: подберезовик – почему так назван? Потому что растет под березой.

В процессе работы над словом при чтении текстов дети упражняются в подборе синонимов, антонимов, наблюдают над многозначностью некоторых слов, усваивают фразеологические обороты, упражняются в объяснении изобразительно-выразительных средств языка (эпитетов, сравнений, метафор), встречающихся в текстах рассказов или в стихотворениях.

Работа над предложением , как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте дети знакомятся с предложением как самостоятельной единицей речи, учатся определять количество предложений в устной речи, составлять их по сюжетным картинкам, знакомятся со схемой предложения и его оформлением в письменной речи. Первоклассники упражняются в распространении предложений и постепенно переходят от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и сказуемого. Учащиеся первого класса анализируют предложения и устанавливают простейшие связи между словами, выделяя словосочетания.

Важно с первых шагов обучения научить детей правильно отвечать на вопросы учителя. Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими знаниями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образца. Образцом служат вопросы и речь учителя, а также читаемые тексты. В процессе работы над предложением дети усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». Учить полному ответу следует при работе над предложением, но не всегда нужно требовать такового. Полный ответ необходим в том случае, когда нужно точное формулирование мысли при пересказе, описании картинки. В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.

Работа над связной речью учащихся строится на основе вопросов учителя. Поэтому, готовясь к работе по сюжетной картинке, учитель продумывает серию вопросов, ответы на которые и составят связный рассказ. Вопросы учителя служат своеобразным планом будущего рассказа учащихся. Постепенно дети приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединенных вопросов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а потом, что они делали и что увидели». Полезно, чтобы перед глазами детей был плакат с перечнем вопросов (таблички с вопросами), помогающих составлять связный рассказ: КОГДА? ГДЕ? КТО? ЧТО? В этом случае читающие дети смогут им воспользоваться с первых уроков.

Для обучения связной речи следует использовать серии картинок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой картинке 1-2 предложения, дети получают последовательные рассказы. В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реальности персонажи получают имена, определяется время года, место события, могут быть добавлены предложения о погоде, настроении персонажей и т.д. Рассказ озаглавливается – так дети начинают работу над темой. В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему, например, «Расскажите о том, как провели выходной день», «Расскажите о своей любимой игрушке» и т.п.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержании думают над идейным смыслом рассказа.

Составляемый рассказ или пересказ постоянно исправляются, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, включаются подробности и детали, улучшается последовательность изложения событий, вносятся простейшие причинные обоснования.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. Поэтому в системе упражнений по развитию связной речи первоклассников широко используются инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизация и сочинительство, загадывание и отгадывание загадок, рассказывание сказок, проговаривание скороговорок с разной эмоциональной интонацией и др.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начинают использоваться детьми и поэтому представляют для них существенные трудности. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке как обязательное звено урока обучения грамоте.

Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты т отчетливости звучания речи школьника. Поэтому составной частью работы по развитию речи является работа над звуковой культурой речи первоклассника. Это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выразительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфографического навыка. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому необходимы упражнения, направленные именно на это. Наиболее часто у первоклассников отмечаются такие недочеты произношения, как:

Вялость артикуляции;

Картавость (неправильное произнесение звуков [р] и [л]);

Шепелявость, сюсюканье, межзубное произнесение звуков

([с],[ш],[з],[ж],[щ],[ц],[ч]).

Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и постоянной индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей говорить умеренно громко, не торопясь, отчетливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов.

Приведем виды упражнений, помогающих развивать гибкость артикуляционного аппарата:

1) упражнения в громкости произношения: например, произносить слова сало-шило-сало-шило и т.д., то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота;

2) упражнения в темпе произношения: те же слова сало-шило произносить сначала медленно, а затем убыстряя темп;

3) отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых у детей есть дефекты;

4) артикуляционная гимнастика;

5) упражнения на произношение трудных звукосочетаний; с этой целью используются скороговорки и чистоговорки, которые нужно проговаривать быстро, как можно быстрее, обычно по нескольку раз подряд.

Нужно научить детей правильному дыханию во время речи. Некоторые дети обнаруживают застенчивость, особенно когда они не выговаривают чисто какие-либо звуки. В таком случае полезно хоровое произношение звуков, слов, хоровое чтение, проговаривание скороговорок хором.

В некоторых случаях дефекты речи может исправить только врач-логопед, но элементарными логопедическими умениями должен владеть также учитель, чтобы осуществлять элементы логопедической работы ежедневно на уроках грамоты.

Искаженное и неясное произношение звуков речи нередко связано с нечетким их восприятием на слух, причем в этом случае могут быть еле заметные недочеты: глуховатое произнесение звонких согласных, невнятное произнесение близких по звучанию согласных [с] – [ш], [ж] – [з], [ч] – [щ] и т.п. Недочеты в различении звуков выявляются в процессе звукового анализа слов. Например, при выделении звука [ш] из слов шуба, шапка, кошка предлагаются также слова с близкими звуками жук, жало, чай или при выделении звука [с] кроме слов ус, сом, суп, сало даются слова зуб, замок, зонт . Если дети в дополнительных словах услышат те же звуки: [ш] и [с], то это показывает, что они слабо различают [ш] - [ж], [с] – [з], [щ] – [ч] и т.п.

Различение звуков речи учащимися достигается в процессе упражнений (звуковой анализ, составление слов из разрезной азбуки), но для них нужно подбирать и такие слова, в которых они могут сопоставлять смешиваемые звуки [с-з], [с-ш], [ж-ц], [с-ц].

Одним из важнейших показателей уровня культуры мышления, интеллекта человека, является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребёнок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики.

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.) Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам (см. список литературы)

Особенности письменной речи младших школьников. Огромное влияние на развитие речи в целом оказывает овладение письменной речью. Письменная речь-разновидность монологической речи. Но она более развернута, чем устная монологическая речь, так как предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Отсюда гораздо большая структурная сложность письменной речи по сравнению с устной. Это самый произвольный вид речи.

Письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. - Однако, как показывают исследования (М.Д. Цвиянович), к III классу письменная речь по своей морфологической структуре не отстает от устной, а в определенном отношении даже опережает ее. Так, в письменной речи выше процент существительных и прилагательных, в ней меньше местоимений, союзов, засоряющих устную речь. Иным в письменной речи является соотношение между существительными и глаголами. Если в устной речи их проценты примерно совпадают, то в письменной существительных значительно больше, что и приближает показатели письменной речи третьеклассников к соответствующим показателям речи учащихся последующих классов.

Развитие речи младшего школьника. Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи я усвоения общественно - исторического опыта, установления коммуникации (общения, а на основе общения и воздействия на собеседника), планирования своих действий.

Речевая деятельность различается по степени произвольности (активная и реактивная), по степени сложности (речь - называние, коммуникативная речь), по степени предварительного планирования (монологическая речь, требующая сложной структурной организации и предварительного планирования, и диалогическая речь).

Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь - повторение, речь - называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные к развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Передача целых рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью.

Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения - развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи» . Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности, направленная на:

  • - восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
  • - развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;
  • - формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.

Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Младшим школьникам очень трудно дается освоение этих слов. Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра - это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слов, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Приведем некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять для развития лексического запаса детей.

1. Игра « Шифровальщики». Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки)

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  • 1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
  • 2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
  • 3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: обогатить словарный состав, развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

Задания. Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

  • - промежуток времени в 60 минут,
  • - военнослужащий, стоящий на посту,
  • - ребенок, любящий сладкое,
  • - очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

Составь рассказ по опорным словам:

Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью. Есть дети, которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их бывает трудно понять, они и сами теряют свою мысль, им трудно выстроить логику своего высказывания. Другие знают, что нужно сказать, но у них нет «активного словарного запаса». Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу на уроке, но это «знание» - пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос затрудняются ответить.

Помогают развивать активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-задания со словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов.

Игры-задания со словами для младших школьников:

Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово «зебра». Слова к нему - зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.

Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: «Выброси из слова «коса» первый звук» (оса), из слова «столб» и последний звук (стол)».

Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад).

Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет - цвет, норка - корка, песок - лесок.

Ребусы - очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими «спрятанное» слово.

Анаграммы - это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова - это результат перестановки в другом порядке всех его букв. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм. Вот несколько интересных примеров: колба-бокал - блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ-каприз - блок из двух шестибуквенных анаграмм; карта-карат-катар - блок из трех пятибуквенных анаграмм.

Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а также глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования. Приведем еще примеры игр со словами:

«Наборщик». Это одна из самых известных игр со словами. Задается слово (обычно длинное), например «остановка». За определенное время играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова («станок», «скат», «танк» и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самое длинное слово.

«Каркас». Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Затем все играющие «натягивают на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных («ткань», «кант», «канат»). Побеждает тот, кто придумал последнее слово.

«Угадай фразу». Ведущий берет какую-нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть.

Можно построить урок знакомства с новыми словами в форме путешествия. Например, вот так:

Новая тема «Город»

Совершим экскурсию по городу вместе с Машей.

Она приехала из другого города и оказалась на вокзале.

Вокзал - слово по происхождению английское. Когда-то госпожа Вокс устроила в усадьбе зал, где проводили танцы. Сначала этот зал и назвали вокзалом, в слове мы слышим «вок» + «зал». А теперь - это помещение на станции для пассажиров.

Маша вышла на площадь. Ей интересно будет узнать, что слово это по происхождению русское, обозначало «плоский».

На площади - рынок. Сейчас это крытое помещение, но когда слово родилось, в немецком языке оно означало «круг, площадь», потому что рынок чаще всего устраивали на торговой площади.

Рядом с рынком - аптека - учреждение, где изготавливают и продают лекарства. Когда-то давно это было греческое слово и означало «склад».

Маша подходит к огромному торговому комплексу. Это Гипермаркет. Сложное слово. «Гипер» в переводе с латинского означает «сверх», «маркет» - покупка-продажа. Так комплекс назвали за огромное количество отделов, где продают вещи совершенно разного назначения.

Рядом станция метро. Метро - сокращённое слово «метрополитен» - городской подземный транспорт. Посмотрим, как слово образовалось.

В греческом языке было 2 слова: «метер» (мать) и «полис» (город), а если сложить вместе, получится «мать городов», т. е. столица. А от них образовалось - метрополитен - столичный транспорт. Потому что метро сначала строили только в самых крупных городах.

На метро Маша доехала до окраины. На берегу залива - порт. Это слово из латинского языка: место стоянки, погрузки судов.

На другой площади - собор. Слово из старославянского языка, означало «собрание». По-другому это здание называется - церковь. Слово во время крещения пришло из Греции. Означает - «господний (дом)».

Это сооружение нам уже знакомо - стадион. Напомним Маше: слово греческое. В древних олимпийских играх бегун пробегал дистанцию примерно в 192 метра - это «стадий».

Маша пришла в парк и пошла по аллее. Аллея - это дорога в саду или в парке, по обеим сторонам которой посажены деревья или кусты. Слово пришло из французского языка, где означало «проход, дорога».

Вдалеке журчит фонтан. Это сооружение, в котором вода под напором бьёт струёй. Фонтан - слово по происхождению латинское, значение его было - «источник».

А вот дорога, похожая на аллею, также растут по бокам деревья. Но эта аллея в городе, идёт вдоль улицы. Здесь её правильное название - бульвар. Это слово заимствовано из голландского языка. Означало раньше совсем другое: крепостной вал.

Урок в такой нетрадиционной форме вызывает очень большой интерес у учащихся и способствует более легкому и прочному запоминанию слов, а также применению их в собственной речи.

Также можно использовать метод составления словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений, который очень хорошо зарекомендовал себя и уже довольно долгое время применяется многими учителями в своей работе.

После чтения некоторых произведений (в основном небольших по объёму) детям предлагается составить списки наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Интересными слова могут быть и с точки зрения их лексического значения, и с точки зрения их грамматической формы, и с точки зрения их написания. Работа ограничивается одним непременным условием: слова должны быть написаны грамотно и красиво. (Словарь не допускает ошибок и исправлений; не можешь написать слово правильно сразу в словарик - потренируйся в черновике). Даже если школьники не ставят перед собой задачу выписывать трудные по своей орфографии слова, тренировка в правописании всё равно осуществляется, но непроизвольно для детей. Эти словарики дети могут использовать как списки опорных слов при пересказе, рабочие материалы при написании изложений по данным художественным произведениям, сочинений. Упражнения по составлению словариков развивают у учащихся память на орфографическую норму, расширяют лексический запас.

Вариантами такой работы могут быть составление словариков слов иноязычного происхождения, словарики исконно русских слов, устаревших слов (материалом для таких словариков служат тексты русских народных сказок, с помощью собранных материалов дети выполняют творческие работы по составлению своих сказок, работы оформляют в виде книжек-малышек).

При работе по запоминанию новых слов следует учитывать ряд условий:

  • - установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
  • - заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
  • - яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
  • - образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Для запоминания слов используются различные мнемонические приемы: стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Облегчают запоминание небольшие произведения детских писателей, например, рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь», рассказ - быль Л.Н. Толстого «Пожарные собаки». В работе над словарными словами часто используются стихи, например:

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали «Петя»-

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мед.

Лиса - лисица, посмотри,

Очень любит букву И.

С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям. На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это ножи, которыми можно его разрезать. Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Также в работе над закреплением значения слов можно использовать различные лексические упражнения:

  • 1. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:
  • 1) молодая осина;
  • 2) осиновый лес;
  • 3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.
  • 2. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.
  • 3. Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот.

4. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

Советский воин бережет родной страны покой и славу. С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. Только взял боец трехрядку, сразу видно - гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.

5. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

6. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.

Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…

7. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.

Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда. Заяц, … - это звери, а …, … - это птицы. Пенал, … - это учебные принадлежности, а …, … - это инструменты. Морковь, …, … - это овощи.

В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока и др.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Здесь может использоваться такой прием как орфографическое чтение.

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

Первый день

  • 1. Самостоятельное чтение слов учащимися.
  • 2. Прочтение слов учителем «орфографически».
  • 3. Повторение детьми 2-3 раза.
  • 5. Проверка слов.

Второй день

  • 1. Карточка на мгновение показывается классу.
  • 2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.
  • 3. Дети три раза произносят «орфографически».
  • 4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
  • 5. Проверка слов.

Третий день

1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически».

Четвертый день

  • 1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
  • 2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
  • 3. Проверка всего блока слов.

Пятый день

1. Диктант.

«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.

Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

Речь – психический познавательный процесс. Речь –это общение между людьми посредством языка.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно оценочного характера.

Язык –это система словесных знаков, это средство при помощи которых общаются.

Виды речи:

Внешняя - общение между людьми при помощи разговоров или различных технических устройств (устная, письменная, аффективная, эгоцентрическая)

Внутренняя - направлена на себя, носит свернутый, сокращенный характер

Устная речь:

1.Диалогическая (диалог)

2.Монологическая (монолог)

Аффективная (нет замысла, простая, ограниченная, с эмоциями, «Аа», «Ну»)

Эгоцентрическая речь – речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено при переходе от внешней речи к внутренней.

Функции речи:

а) общение: 1.коммуникативная: состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств;2.экспрессивная: заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи или к человеку, к которому речь обращена;б) мышление: 1.сигнализация: сигнал через слово обозначает предмет, действие, состояние;2.обобщение: каждое слово что-то обобщает и позволяет реализовать мышление.

Это указывает на связь мышлении я и речи.

Речь характеризуется: а) содержательностью: т.е. объемом выраженных в ней мыслей;б) понятностью: обусловлена объемом знаний, обеспечивающихся избирательным отбором материала, доступного слушателям;в) выразительностью: связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивающейся интонацией акцента;г) действенностью: определяемой влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивающейся учетом индивидуальных особенностей.

В младшем школьном возрасте совершенствуются навыки устной речи . Продолжает расширяться словарный запас, дети овладевают более сложными грамматическими структурами и более тонким словоупотреблением, например: дети употребляют страдательный залог (Мальчик был укушен змеёй). Употребляют безличные предложения (За Мишей присматривали, когда он играл во дворе). Развитие устной речи происходит бурно, но часто это отходит на второй план перед развитием грамотности. Наибольшим достижением является развитие навыков, связанных с чтением и письмом. Высказывания младшего школьника непосредственны. Часто это речь – повторение, речь – называние. Преобладает сжатая непосредственная, реактивная речь. Обучение в школе способствует формированию произвольной речи.



Также в младшем школьном возрасте наблюдаются особенности письменной речи . Письменная речь – речь в отсутствие собеседника. Эта речь, лишенная интонации. Она отличается большей произвольностью, нежели устная. Первоначально у младшего школьника письменная речь беднее, чем устная. Но к 3-4 классу по своей морфологической структуре она не только не отстает от устной, но и в некотором смысле опережает её развитие. В письменной речи больше существительных и прилагательных, меньше местоимений и союзов. Существительных больше, чем глаголов. С точки зрения предложений у 3 класников преобладают простые распространенные предложения (71 %), сложные предложения (29 %). Сложно подчиненные предложения преобладают над сложно сочиненными. Изменяется количество предложений и слов в высказываниях. К 3 классу количество слов колеблется от 30-150. Устные рассказы многословны, письменные менее многословны. В предложении 6-7 слов. В устной речи предложения длиннее, но они менее упорядочены, чем в письменной. В 3-4 классах дети правильно расчленяют предложение, чаще обращаются к литературным образцам. Высший уровень связанности речи. В целом письменная речь к 3-4 классу не уступает устной, а в некоторых отношениях превосходит её, приобретая форму книжной, литературной речи.

Особенности чтения младших школьников

Трудность представляет понимание читаемого текста (особенно 1 класс). Понимание затруднено из-за отсутствия интонации, мимики, жестов. Ученик не владеет приемами усиления слов, не понимает знаки препинания, что также влияет на понимание. При овладении чтением отмечается переход от громкого чтения к чтению про себя, т.е. интериоризация . Выделяется несколько форм речевого поведения детей:1.развернутый шепот (немного тише, чем читать для всего класса);2.редуцированный шепот (проговаривание только отдельных слов, трудных важных);3.беззвучное шевеление губ (шевеление губами без звука);4.невокализированное вздрагивание губ (в начале чтения губы немного вздрагивают, шевелятся, за тем шевеление исчезает);5.чтение одними глазами.



У 1 классников не обнаруживается какой-либо преобладающей Фомы речевого поведения. В 3-4 классах очевиден переход к чтению про себя. При интериоризации чтения важными являются индивидуальные различия между детьми, а именно: степень подготовки к чтению и темп его освоения, от сложности самого читаемого текста. На протяжении мл.шк. возрста идёт развитие всех сторон речи:

Фонетической;- грамматической;- лексической

Развитие фонетической стороны речи:

Первоклассники владеют практически всеми фонемами, но есть исключения, когда ребенок не произносит какие-то определенные звуки. Задача учителя все же развивать фонематический слух, т.е. умение воспринимать, различать, выделять и анализировать каждый звук в слове. В 1-2 классах нередко встречаются случаи детей с неразвитым фонематическим слухом. В этом случае с ребенком работает логопед. Большую помощь в развитии слуха оказывают упражнения на звуковой анализ слова, на сопоставление звуков. (+словарная работа, артикуляция на уроках обучения грамоте и письму) Недоразвитие фонематического слуха может быть причиной неправильного звукопроизношения. (ПРОБА Б, в дневнике)

Развитие грамматической стороны речи

Первоклассник практически владеет грамматическим строем родного языка, т.е. спрягает, склоняет, связывает слова, но только в процессе обучения слово выступает как элемент языка, становится предметом изучения. При изучении грамматики слово выступает как определенная часть речи, раскрывается её конкретно-смысловая сторона, выделяются особенности по принадлежности к какой-то части речи. Развитию грамматики способствует письменная речь, т.к. в ней слова должны быть согласованны (составление предложений, анализ частей речи, +дневник). (2 СЕРИЯ, 3 СЕРИЯ Мы провели исследование и получили следующие данные…)

Лексическая сторона речи

Лексическая (смысловая) сторона речи тесно связана с фонетической и грамматической. Затруднения в области фонетики и грамматики препятствуют обогащению лексики. Успешность овладения лексикой определяется количеством запоминаемых слов, возможностью широкого и адекватного их использования. Самостоятельно понять новые случаи применения слов, догадаться об их значении бывает для детей трудным, следовательно, задача учителя постоянно работать над лексикой (+дневник, русский язык). В целом наблюдается качественное преобразование в использовании лексики. (2 СЕРИЯ)

Развитию речи младшего школьника способствует специальная среда.

Развитие речи: 1.Обогащенная письменной речью среда:А) взрослые, читающие для своих собственных целей;Б) взрослые, пишущие для своих собственных целей;В) семейное чтение вслух;Г) опыт письма под диктовку родителей;Д) возможность обращаться к детской речи и к художественной литературе;Е) возможность знакомиться с сочетаниями слов и выражений;Ж) возможность пользоваться функциональным печатным материалом (инструкция);И) возможность обратиться к помощи взрослых;2. Обогащенная устной речью среда:А) образцы языка взрослых;Б) взрослые, которые слушают детей;В) свободное знакомство с речью других и апробирование речи в разговорах со сверстниками и сюжетно-ролевых играх;Г) возможность обогащения словарного запаса;Д) доступ к необходимой информации о значениях слов;3. Приобретение интересного опыта:А) игры;Б) повседневная жизнь;В) загородные прогулки;4. Опыт символической репрезентации (представления):А) театральные постановки;Б) рисование и живопись;В) музыка и танцы;5. Добровольное экспериментирование с письменной речью:А) проведение отдельных линий;Б) каракули;В) нефонетическое письмо (ладошка, символы);Г) написание сообщения для кого-то;6. Добровольные пробы сил в чтении:А) чтение по памяти;Б) чтение с контекстными подсказками (рис.);В) поиск письменной формы услышанного слова.

Нарушения развития речи:

Виды нарушения:

1.Нарушения устной речи – нарушение произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушение темпа ритмической организации речи, т.е. заикание и нарушения голоса), + системные нарушения речи (алалии и афазии).

2.Нарушения письменной речи – дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Рассмотрим нарушения устной речи:

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков. По-другому называется косноязычие. Бывает нарушение одного звука, нескольких звуков. Если нарушено много звуков, то речь бывает совсем непонятной.

Дизартрия – нарушения произношения, возникающие вследствие поражения н.с., страдает вся речь. Произношение нечеткое, смазанные звуки, голос тихий или, наоборот, резкий. Нарушен ритм дыхания, теряется плавность, темп ускорен или замедлен, бывают нарушены мелкие движения пальцев рук. Обычно эти дети плохо едят, не любят твердую пищу, т.к. им трудно жевать. Родителям нельзя идти на уступки и давать детям мягкую пищу, т.к. это способствует задержке развития артикуляционного аппарата. Ринолалия – нарушение тембра глосса (назальность) и звукопроизношения. Обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Требуется хирургическое вмешательство и логопедические мероприятия. Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи. Вызывается судорогами или спазмами речевого аппарата. Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2-5 лет. Первыми признаками заикания является: внезапное замолкание, отказ говорить. Такое состояние может длиться до нескольких дней. Возникает по причине испуга или длительной психической травмы.

Алалия – полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. Возникает по причине недоразвития или поражения речевых зон г.м. При некоторых видах алалий ребенок плохо понимает чужую речь, т.к. не распознает звуки, хотя слышит, что человек что-то говорит.

Афазия – распад сложившейся речи, возникающий по причине поражения г.м. Утрачивает речевые способности как средство выражения мысли. Различают 2 основных вида: сенсорную (нарушение понимания речи), моторную (нарушение произношения речи). С алалией и афазией дети в обыкновенной школе не обучаются.

Рассмотрим нарушения письменной речи: Дисграфия – нарушение письма, косноязычие в письме. Начинает проявляться, когда ребенок учится писать. Причиной является недоразвитие фонематического слуха. При дисграфии наблюдаются специфические ошибки:1.замены и смешение букв, обозначающих звуки, близкие по звучанию (б-п, з-с);2.нарушение слоговой структуры слова (пропуски букв, перестановки букв, слоговые проблемы, разрыв в слове, добавление лишних букв в слове и т.п.);3.нарушение грамматического согласования слов в предложении (девочка пошел, мяч маленькая);4.смешение букв, сходных по начертанию (Э,З,Е).

У детей с нарушением зрительно-моторной координации и пространственных представлений наблюдается нестабильность графических форм (нарушение высоты, ширины, наклона букв). Эти дети с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение частей буквы, а также расположение их на строке. У детей с нарушениями пространственных представлений часто встречается «зеркальное» письмо (буква е, з, я, к, ч). Недостатки в развитии пространственных представлений могут проявляться в пропуске, перестановке букв, слогов, часто заменяются буквы, похожие по пространственному сходству (б,д, Ч, У). При списывании дети могут располагать буквы в обратной последовательности (вместо на-ан, сон-нос).

Дислексия – частичное, специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких специфических ошибках. Обусловлены несформированностью или расстройством психических функций, обеспечивающих процесс чтения. По мнению специалистов, дислексия большей частью врожденное расстройство, но встречается и приобретенная дислексия. Дислексия может быть самостоятельным расстройством, а может проявляться при тяжелых нарушениях речи (алалии). По степени выраженности выделяют:1. алексию – полная невозможность овладения чтением, полная утрата;2. дислексия – трудность овладения навыком чтения.

Ошибки при дислексии:1.замены и смешение звуков (б-п);2.побуквенное чтение (нарушение слияний звуков б+а=ба);3.искажение звуко-слоговой структуры слова (пропускается согласование при стечениях, пропуски согласных и гласных при отсутствии стечений, добавление звуков, перестановка звуков, пропуски букв);4.нарушения понимания прочитанного;5.агграматизмы при чтении (нарушаются падежные окончания, согласования существительных и прилагательных, окончания глаголов);

На этапе овладения грамотой школьники эпизодически могут делать ошибки, если ошибки стойкие, то только в этом случае мы говорим о дислексии.

В развитии речи выделяются следующие показатели:а) словарный запас;б) грамотность использования слов и конструкций;в) освоение грамматического строя языка;г) развернутость и осмысленность речи.

При поступлении ребенка в школу необходимо диагностировать уровень развития фонематического слуха (умение распознавать и выделять отдельные звуки в словах). Для этого используют методики.

Диагностика речевого развития младшего школьника.

Методика Фотековой и Ахутиной «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» (см. папку). Речевое развитие является важным аспектом психологического развития ребенка. Речь связана с мышлением, является формой мышления.

Методики на выявление уровня развития речи:

*название противоположных по значению слов. Ребенку предлагается 8-10 высказываний, требующих завершения. Закончи те предложения, которые я буду называть. Если в комнате не светло, то ….

*называние действий. Скажи, что я делаю, (психолог выполняет 10-12 различных действий: зевает, чихает, вздыхает, потирает руки …). Задача ребенка рассказать об этом. Если ребенок затрудняется, то просят выполнить самому данное действие.*составление рассказа по картинке. Расскажи, что ты видишь, придумай название. Критерии оценки: точность описания, развернутость и подробность, умение выделять главное, способность к последовательному изложению, целостность рассказа, грамматическая правильность.*понимание логико-грамматических конструкций. «Творительный падеж»: покажи ручкой на карандаш, карандашом на тетрадь т.д.

Упражнения для речевого развития (см. папку)

Билет №16