Мусульмане молятся лицом на восток. Научный труд Абдель-Азиза Саллама

ислам пророк суннит священный

Подобно иудаизму и христианству, ислам - это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия, а для мусульман - Коран. Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для миллионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет для современного читателя непростую задачу. Коран (от араб. «ал - куран» - «чтение вслух», «назидание») - священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммедом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.

Первые полные тексты откровений появились уже после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммеда, было принято при халифе Османе между 650 и 656 гг.

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру - «Фатиха», что означает «Открываюшая» - обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время.

В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначной интерпретации. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.

Наряду с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна (буквально - «образец», «пример»; полное название - «Сунна посланника Аллаха»). В первую очередь это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетности предводителей верующих.

Исламом предъявлялись мусульманину пять требований, которые имели первостепенное значение.

Первым важнейшим положением исламского символа веры является шахада. В каждой религии содержатся утверждения, которые помогают её последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Шахада - словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илаха илла-л-лахи» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха»). Эти слова, произнесённые с искренним чувством на арабском языке, означают обязательство подчиняться Богу и следовать пророку. Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорождённому младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слова по нескольку раз в день, по крайней мере, один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и с искренней убеждённостью в его истинности. Во время сражений шахада являлась боевым кличем. Первоначально понятие «шахид» (мученик) означало воина, павшего в войне с врагами ислама с шахадой на устах.

Другим важнейшим устоем мусульманской веры выступает обязательная молитва - салят (намаз - иранский термин для обозначения молитвы), которая должна совершаться правоверным мусульманином пять раз в сутки. Каноническая молитва совершается по строго определённому ритуалу, который сложился при жизни Пророка. Коран называет человека «богопочитателем» и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва и богопочитание в исламе - это не только личная обязанность каждого, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог. Он скорее создание, чем Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются поставить себя в центр Вселенной, а это неизменно ведёт к саморазрушению. Человек - создание, и его жизнь обретает верную перспективу, только когда он осознаёт это. Так что молитва для мусульман отражает естественное стремление человеческого сердца изливать свою любовь и благодарность к своему создателю, а также помогает сохранить верную перспективу своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя. Мусульмане молятся пять раз в день - на рассвете, в полдень, в середине дня, после заката и перед рассветом. Всей общиной, выстроившись в ряды, они простираются ниц перед Богом и молятся, обратившись лицом к Мекке. Знание того, что братья и сёстры во всех уголках земного шара делают то же самое, создаёт чувство участия во всемирном братстве, даже когда мусульманин находится в одиночестве. Содержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и о прощении. Перед молитвой омовение носило обязательный характер. Коран предписывает: «Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток». Вода наделялась сакральностью, неся, как считалось, очищение не только от физического загрязнения, но и от моральной нечистоты. В случае отсутствия воды допускалась ее замена песком. В процессе молитвы недопустимы смех, плач, посторонние разговоры, иные действия, отвлекающие от главного - молитвы.

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (араб. «масджит» - «место, где совершают земные поклоны»). Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммеда в Медину. Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет - башню, с которой возглашают призыв на молитву. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. Внутри мечети в одной из стен делают михраб - нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом - всё равно что стоять перед лицом Бога. С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием со многими функциями. В первые столетия существования ислама сборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. Постепенно мечеть освободилась от светских функций. Для прибивания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части. Либо в особых изолированных галереях мечети. Если у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина («призывающего»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан(«молитвенный призыв»): «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения». Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу: «Идите к лучшему из дел». Завершает азан фраза: «Аллах велик. Нет Бога, кроме Аллаха».

Третье обязательное предписание ислама - пост (перс. «рузе», тур. «ураза»), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря). Рамадан - священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был первоначально призван как пророк, а через десять лет принял решение перейти из Мекки в Медину. В память об этих двух великих событиях все мусульмане, которым это позволяет здоровье, постятся на протяжении всего Рамадана. С рассвета до заката они не едят и не пьют. И только после заката они могут позволить себе скромную трапезу. течение Рамадана изменяется поведение всего сообщества. Темп жизни замедляется, наступает время размышлений. Это период, когда вновь утверждаются социальные отношения, поощряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и бедные, постятся вместе. У поста есть несколько достоинств. Он заставляет людей задуматься, поразмыслить о своём духовном состоянии. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться его требованиям, будет легче умерить свой аппетит и в другое время. Он также напоминает человеку о его бренности и зависимости от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовётся на страдания окружающих. Мусульманский пост носит своеобразный характер. В течение светлого времени суток запрещено принимать пищу, пить. Нельзя также курить, нюхать что-либо съестное, приятное на запах. Необходимо воздержание от всего, что ведет к удовольствию. С наступлением темного времени суток запреты перестают действовать. В Коране подчеркивается: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи». «Разрешается вам в ночь поста приближение к женам вашим» (Коран).Пост в месяц рамадан является не просто голоданием и воздержанием от удовольствий. Он призван, прежде всего, содействовать укреплению веры в Аллаха, другие религиозные догматы ислама. Ежедневно перед наступлением рассвета мусульманин должен произносить особую сакраментальную формулу - нийа, заявляя о намерении соблюдать пост, обращаясь к Аллаху за благословением и укреплением его в этом богоугодном деле. В конце дня поста мусульманин должен обратиться к Аллаху со словами благодарности.

Обязанностью мусульманина выступает совершение паломничества (хаджа) хотя бы один раз в жизни в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Основные обряды хаджа, согласно преданию, были установлены самим Мухаммедом во время его прощального хаджа в 632 г., Прибыв в Мекку, паломники снимают свою одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положение и достатке: царь и раб встают равными перед Богом. Первым действием является обход вокруг Каабы. За этим следуют другие обряды, изображающие сцены из библейской истории. Паломничество является не только сугубо религиозным обрядом; оно также идёт на пользу международным отношениям. Хадж собирает вместе людей из разных стран, показывая, что у них есть общая вера, объединяющая, их, несмотря на возможные конфликты между их государствами. Паломники узнают о своих братьях из других стран и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга. Пятым ключевым устоем ислама является закат - взнос в пользу нуждающихся мусульман. Мусульманскими правоведами этот термин трактуется как «очищение».Налог в пользу нуждающихся мусульман - обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Поэтому материальный достаток в жизни весьма важен, но одни имеют больше чем другие. Ислам не задаётся вопросом, почему так происходит, однако он даёт совет, что делать в такой ситуации. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны помочь облегчить бремя тех, кому везёт меньше. Мухаммед ввёл такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключённым и странникам. При этом Коран подчёркивает, что отношение дающего важнее, чем собственно размер помощи. Следует избегать гордости, высокомерия и пустых слов. Тогда дающий может очиститься и искупить свой прошлый эгоизм и безответственность. При уплате заката пользование богатством, с которого он уплачен, делается безгрешным. В сурах закат представляет благое деяние, материальную помощь, милостыню. Установление регулярного сбора в пользу нуждающихся членов общины произошло, очевидно, сразу же после хиджры.

Эти пять предписаний связаны с частной жизнью мусульманина. Однако ислам - это религия с ярко выраженным социальным учением. Идеал ислама таков же, как и в учении Иисуса: братская любовь. Ислам не только говорит об истинном пути, но также и даёт подробные указания, как достичь этого идеала. Поддерживая торговлю и прибыль, ислам подчёркивает необходимость справедливости в любых общественных отношениях.

Коран, в котором приведены основные юридические нормы, получившие разработку в целом ряде дополнительных пособий, представляет основание мусульманского права. Совокупность предписаний, правил, которым каждому мусульманину долженствует следовать в своей повседневной жизни (религиозной, гражданской, семейной), именуется шариатом (прямой, правильный путь).

Мусульманское право предусматривало разделение наказаний на смертные, направленные на полной избавление общества от преступника; отмщающие, призванные служить удовлетворению чувства общественной справедливости; пресекающие, снижавшие возможность правонарушений в будущем; назидательные, которые должны были главным образом оказывать воздействие на самого правонарушителя, удерживая его от правонарушений. К примеру, пресекающие наказания (хадд) применялись, означая сечение плетью или битье палкой при числе ударов от 40 до 100, в случае вероотступничества и мятежа, если суд не считал необходимой казнь преступника; кощунства и демонстративного нарушения ритуальных предписаний; клятвопреступления и лжесвидетельства; незаконной половой связи, если виновные в этом не состоят в браке. Хадд налагался за растление, пьянство, спаивание, втягивание в азартные игры, за мошенничество.

Мухаммед поставил под запрет азартные игры и употребление вина. Подобные шаги представлялись Мухаммеду совершенно необходимыми для очищения нравов, ибо в доисламской Аравии распространилось пристрастие к вину, становившееся причиной многих преступлений. Игра в кости вызывала такой азарт, что в результате нередко проигрывалось не только имущество, но и даже жены и дети. Согласно сунне (примеры из жизни Мухаммеда в качестве образца и руководства для мусульман), пьяницы наказывались самолично Мухаммедом 40 ударами пальмовой ветви, очищенной от листьев.

Среди европейцев преобладало убеждение, что Коран принес закрепощение женщины, превратив ее в рабу мужа. Да, равноправия мусульманская женщина не обрела (впрочем, тогда его нигде и не существовало), однако реформы Мухаммеда в области семейного права означали шаг вперед в обеспечении прав женщины. В доисламской Аравии женщина вообще не имела никаких прав. Власть главы семьи носила абсолютный и безграничный характер. Ничто не защищало женщину от произвола отца или мужа. Нередко, особенно в бедных семьях, убивали новорожденных девочек. Во избежание кровопролития они живыми закапывались в землю. Коран, оберегая жизнь младенцев, налагал безусловный запрет на детоубийство. За жену полагалось внесение выкупа, который получал ее отец. В замужестве женщина не обладала никакими юридическими правами. Ей не дозволялось иметь собственное имущество, обращаться в суд, выступать с просьбой о разводе. Она была лишена права наследования своему мужу, овдовев, не могла вторично выйти замуж. В то же время муж не нес никаких обязательств в отношении жены. Коран же ставил семью под свою защиту. При исламе жена получила возможность располагать собственностью, самостоятельно заниматься ведением торговых дел, приобрела право обращения в суд, наследования мужу. Отныне свадебный выкуп уплачивался непосредственно ей, а не отцу, как ранее. Муж был обязан вести действительно брачную жизнь, заботиться о содержании жены, обращаясь с ней гуманно и справедливо. В Коране говорится: «А из вашего имущества, которое послал вам Аллах, наделяйте женваших, одевайте их и говорите слова добрые». Конечно, не следует забывать о том, что согласно канонам ислама женщина является человеческим существом «второго сорта». Подобное отношение обусловливалось идеей вторичности. В Коране указывается, что Аллах «создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними». Нетрудно увидеть в этих словах сходство с библейским мифом о сотворении женщины. Предписания Корана относительно права наследования вытекают из того взгляда, что утверждает равенство двух женщин одному мужчине. Свидетельские показания двух женщин считались равнозначными показанию одного мужчины. Мужчине Кораном разрешалось иметь до четырех законных жен. Запрещено было жениться на близких родственницах. Если женой мусульманина могла стать христианка, еврейка, то женщина-мусульманка могла выходить замуж только за единоверца. Если муж, разводясь с женой, впоследствии хотел восстановить супружеские отношения, то тогда ему надлежало отпустить на свободу одного раба. Да, мусульманским правом не возбранялось мужчине иметь наложниц-рабынь, однако Коран запрещал принуждение рабынь к сожительству, если те желали вести честную жизнь. Ребенок, рожденный от наложницы, признавался Кораном равным по положению, рожденному от законной жены. Развод по-мусульмански представлял весьма несложную процедуру. Муж, и этого было вполне достаточно, говорил жене в присутствии двух свидетелей: «ты свободна», или же три раза произносил слово «таляк» (развод, освобождение). После этого жене ничего не оставалось, как, собрав свои вещи, покинуть дом мужа. Взрослые дети оставались с отцом, малолетних могла забрать жена. Шариат, сохраняя инициативу развода за мужем, вместе с тем установил, что женщина имеет право на развод, только если муж неизлечимо болен, страдает половым бессилием, потерял рассудок.

Важным требованием Корана являлся «джихад» - борьба за веру. В одной из последних сур Корана подчеркивалось, что пока многобожники не входят во вражду с вами, не следует и вам враждовать с ними, поскольку Аллах любит справедливость. А если они забыли свои клятвы и занимаются поношением вашей веры, должно сражаться с вдохновителя нечестия. Вскоре появились такие понятия, как «джихад сердца», подразумевавший собственную борьбу в совершенствование веры; «джихад языка» - верующий одобрительно говорит о богоугодном; «джихад руки», подразумевавший наказание за преступление перед верой, и, наконец, «джихад меча», подразумевавший прямую войну с неверными. Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. «Людям Писания» (иудеям и христианам) предлагался иной выбор: принятие ислама, выплата постоянного налога (джизии) или война.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.

В настоящее время в средствах массовой информации очень много говорят об Исламе и о мусульманах, но большинство этих эфиров направлены на то, чтобы очернить Ислам. Зачастую мусульман неоправданно изображают как фанатичных экстремистов лишь из-за того, что они следуют основным заповедям Ислама. СМИ пошли еще дальше и исказили образ Ислама, путая культуру разных мусульманских народов и Ислам как таковой. Основные предписания и истины Ислама стали приобретать странные толкования, в то время как сами по себе они являются актами богослужения, которые прославляют благочестие и божественное сознание. Мусульмане с уверенностью подтверждают, что лишь Бог один заслуживает поклонения. Они верят, что Мухаммад, да благословит его Господь, - Его Посланник. Они постятся, подают милостыню, стремятся в Мекку. Кроме того, мусульмане молятся пять раз в день

Пять раз! Некоторые, услышав это, хватаются за голову от удивления и начинают недоумевать, сколько же на это уходит времени и как это все можно успеть за 24 часа. Другие, кто привык общаться с Богом по-своему, зачастую подвергают сомнению правила и нормы молитвы в Исламе. Бог, по их словам, доступен в любое время. Но и согласно мусульманской вере, Бог тоже доступен в любое время и в любом месте. Мусульмане часто взывают к Богу как в течение дня, так и ночи. Они взымают руки вверх в молитве и просят Его о помощи, благословении и прощении.

Однако это действо мусульмане не расценивают как молитву. Это называется мольбой – когда человек взывает к Богу, чтобы попросить Его о помощи. Для мусульман молитва – это ряд ритуальных движений и слов, исполняемых в определенное время, пять раз в день. Аллах говорит в Коране: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Коран 4:103). Мусульмане молятся рано утром до восхода солнца, в середине дня, в полдень, на закате и ночью. Мусульмане молятся из послушания Богу, потому что они верят, что Аллах создал человечество не для чего иного, как для служения Ему.

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран 51:56).

Следовательно, для верующего человека богослужение – это образ жизни. Молитва в установленное время – это как напоминание нам, почему мы здесь. Кроме того, она помогает направить мысли и действия человека в правильное русло, прочь от греха и во славу Аллаха. Пророк Мухаммад подчеркивал важность молитвы, когда он говорил о возможности искоренить грех. Он сказал: «Если бы перед дверью каждого дома была река и вы бы купались в ней пять раз в день. Как вы думаете, оставалась ли бы на вас грязь после этого?» Они ответили: «Нет, не осталось бы ни следа грязи» Он сказал: «Это подобно пяти молитвам в день: так Бог смывает с вас грехи»

Мусульмане молятся пять раз в день. По возможности мужчины должны молиться в мечети или в мужском собрании. Женщины могут молиться дома. Верующие молятся в одиночестве или в окружении других, они молятся дома или на работе, в парках и мечетях. Они встают, кланяются, поднимают руки и опускаются. Иногда их голоса слышны, иногда – нет, но слова всегда одни и те же. Когда мусульманин молится, он или она обращаются к Богу на арабском языке и используют те же слова, что и другие мусульмане во всем мире. В обряде и языке молитвы происходит единение мусульман.

Для молитвы мусульмане встают лицом к Мекке, находящейся в Саудовской Аравии, где расположен Священный Дом, известный как Кааба. Если человек болен или у него травма, то он может молиться сидя или даже лежа. Духовный глава молитвы, имам , - это не посредник между людьми и Богом; имам – это предстоятель и, как правило, это человек, способный наизусть читать Коран. Женщины также могут молиться вместе с другими женщинами. Когда мусульмане молятся вместе, они должны стоять плечо к плечу. Их близость друг с другом олицетворяет единение. Все люди одинаковые и могут отличаться лишь степенью благочестия.

Правители стоят с бедняками, белые рядом с черными, арабы с европейцами. Верующие подносят руки к ушам и провозглашают величие Бога. Это означает, что молитва началась и что все остальные дела этого мира ушли на второй план. Связь установлена и вот через несколько минут все до одного стоят в полном подчинении перед Богом и молятся. Примечательно, что по-арабски «молитва» будет «салят » - слово, произошедшее от корня, обозначающего «связываться». После этого мусульмане читают первую главу Корана («Открывающую»), а затем добавляют и другие главы из Корана. Далее следует ряд ритуальных поклонов, сопровождаемых провозглашением величия и славы Аллаха.

В поклоне, когда молящийся касается лбом земли, он больше всего близок к Богу. В этот момент мусульманин может попросить Бога о помощи, благословении или прощении (на любом языке). В конце мусульмане обращаются к Аллаху и просят его благословить Пророков Мухаммада и Авраама. Молитва завершается словами Ас Салам Алейкум ва Рахматуллахи (Мир Вам и благодарность Аллаху, и его благословение), которые вы должны произнести, повернув голову вправо, а затем повторить их, повернув голову влево.

На этом молитва завершается, и человек возвращается к своим мирским делам. Но эти несколько минут молитвы верующий был наедине с Богом. Не имеет значения, молились вы одни или вместе с другими верующими, эта сокровенная связь всегда наступает между Богом и конкретным человеком. Это минута блаженства и умиротворенности. Молитва – это напоминание и успокоение. В любое время, каждый день, где-то на Земле молится хоть один мусульманин. Верующий ищет успокоения, которое обретает в близости с Богом, и умиротворения, которое обретает в божественной любви и благословении.


Примечания

Сахих аль Бухари и Сахих Муслим.

Кибла – это точно установленное направление из любой точки Земли в сторону священной , расположенной в г. в Аравии. Во время намазов и отправления ряда ритуалов все мусульмане обращают туда свои лица. Кибла имеет особое значение при строительстве мечетей, а также других культовых сооружений.

Как появилась Кибла?

В первые годы существования Ислама, Киблой был священный город Кудс (Иерусалим). Но спустя семнадцать месяцев после хиджры, когда мединские иудеи заявили, что мусульмане и Пророк не знали местонахождения Киблы и это они их научили. В ответ Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) взмолился Аллаху, чтобы он указал мусульманам их настоящую Киблу для Ислама. В ответ Аллах указал новую Киблу. В результате ею стала мекканская Кааба.

Как определить Киблу?

  1. Географические координаты Каабы можно определить по мечети. В данном здании имеется, называемая михрабом. Имам из нее проводит молитву. Мечеть, согласно религиозным правилам, строилась так, чтобы человек, который обращается к данной нише, мог молиться в сторону Киблы.
  2. В случае если поблизости отсутствуют мечети, то можно воспользоваться определением Киблы при помощи географии. Следует взять карту, найти Мекку и свой город на ней. Далее нужно определить в каком направлении будет лежать Мекка от вас. После этого вам нужно определить нужную сторону света. Можно воспользоваться природными методами. В полдень, если встать к солнцу левым боком, лицом вы будете смотреть на юг, правой стороной на запад, а спиной на север. В ночное время можно сориентироваться по звездам. Для этого в северном полушарии нужно найти Полярную звезду, которая располагается в хвосте созвездия Малой Медведицы. Она имеет форму ковша. Направление полярной звезды всегда показывает на север.
  3. Можно спросить направление Киблы у мусульманина, который заслуживает доверие. В таком случае, даже если он немного ошибется, нарушением религиозного канона это не будет считаться.
  4. Также можно воспользоваться электронными картами, gps навигаторами и другими технологическими устройствами.

Когда лицом к Кибле можно не становиться?

При совершении молитвы поворачиваться в сторону Киблы обязательно , однако существуют и некоторые исключения:

  1. Добровольная молитва всадника либо пассажира в современных условиях
  2. Совершение молитвы при опасности, болезни или вынужденных условиях

Islam-Today

Понравился материал? Будем благодарны за репост!

КААБА
Исповедь, покаяние - христианское таинство, состоящее в признании верующим грехов перед священником, который «отпускает» их от имени Иисуса Христа. Происходит из магических обрядов очищения. И. сначала была публичной, затем стала тайной, обязательной. В католицизме тайная И. узаконена в XIII в., в русском православии - в XVII в. В этих церквах и! является таинством. В протестантизме И. не таинство, но важное условие освобождения от грехов. И. связана с главным христианским таинством - причащением, которому, как правило, предшествует.
Иудаизм - монотеистическая религия с культом бога Яхве, возникшая в 1 тыс. до н.э. в Палестине (распространена среди евреев); официальная религия Израиля.
К
Кааба (араб. - куб) - главная святыня ислама, здание в центре двора мекканской аль-Масджид аль-Харам. В восточном углу здания в кладку вмурован «черный камень», якобы посланный Аллахом с неба. Мусульмане всего мира при молитве обращаются лицом в сторону К. К. является главным объектом хаджжа. Паломники семь раз обходят вокруг К. и целуют «черный камень». К. покрыта кисвой черным покрывалом, на котором золотом вышиты аяты из Корана.
Каббала (др.-евр. - предание) - мистическое учение в иудаистской религии, основанное на символическом толковании слов и чисел в «Ветхом Завете». Изложено в книгах «Цоциро» (Творение) во 2-ой половине IX в. и «Зогар» (Сияние) в XIII в. Древнейшее учение о тайнах Вселенной и Творения.
Кади (казн) (араб.) - религиозный судья в мусульманской общине. К. принимали решения как по вопросам религии, так и по вопросам семейного, наследственного и частично уголовного плана, следили за соблюдением мусульманами религиозных обязанностей, основываясь на установлениях Корана, сунны и шариата. Как правило, решения К. приводили в исполнение светские власти, которым К. практически подчинялись. Должность К. появилась в VII в.

КАДИЛО
Кадило, кадильница - металлическая чаша, подвешенная на 3-4 цепочках, заполняется тлеющим углем, ладаном и другими ароматическими составами. Применяется, при богослужении в христианских храмах.
Калым (тюрк. - остаток, выкуп) - плата за невесту деньгами и имуществом при женитьбе мусульманина. Этот обычай до сих пор существует среди мусульман Средней Азии, Закавказья.
Канон - 1) правила христианской веры и жизни, постановления Вселенских, а также Поместных соборов и отдельных авторитетных лиц; 2) норма, регулирующая монастырскую жизнь; 3) каталог принятых церковью книгСвященного Писания ибогослужебных книг; 4) одна из форм православной гимнографии, сложившаяся в VIII в.; 5) нормы, регламентирующие художественное воплощение иконописных образов, в частности, заложенные в т.н. иконописных подлинниках.
Канонизация - в христианских церквах (за исключением протестантских) причисление, согласно определенным правилам и порядку, тех или иных лиц к сонму святых.
Капеллан - священник католической церкви, состоящий при капелле (культовое сооружение для частных богослужений), а также помощник приходского священника; военный священник в армиях некоторых государств, в функции которого входит проведение богослужений в воинских частях и духовное попечение военнослужащих, контроль за их моральным состоянием.
Карма (санскр. - деяние, поступок, обязанность) - одно из основных понятий восточной философии; закон причинно-следственной связи, пронизывающей мироздание. В применении к человеку выступает в виде обусловленности успехов и неудач его внешней жизни и характера предшествующими причинами, делами и стремлениями. Может рассматриваться также как судьба, сложившаяся в результате действия закона - причинно-следственной связи. Все учения буддизма акцентируют внимание на 10 видах деяний, ведущим к хорошим последствиям, и 10 видах греховных действий. К 10 темным деяниям относятся три физических поступка: убийство, воровство, прелюбодеяние; четыре вербальных действия: ложь, клевета, оскорбление словом, легкомысленная речь; три намерения, вызванные жад
283


КАТАРСИС
ностью, недоброжелательством, невежеством. Кармические последствия убийства: краткость достигнутого, постоянный страх. Последствия воровства: нищета, несчастья, разочарования, постоянная зависимость от житейских обстоятельств. Последствия прелюбодеяния: множество врагов, союз с нежелательными женщинами или мужчинами, возрождение в качестве женщины или евнуха. Ложь ведет к тому, что человек будет постоянно сквернословить, будет лишен доверия и т.п. Клевета ведет к утрате друзей. Оскорбление словом порождает неприятный голос, вызывающий отвращение у других. Недоброжелательность порождает уродства, многочисленные болезни, отвратительный характер. Жадность карается тем, что в следующей жизни не исполнится ни одно из желаний. Десятью светлыми деяниями, приносящими заслуги, являются великодушие, нравственные поступки, медитация, почтительность, услужливость, приписывание своей заслуги другому, умение радоваться успеху других, следование правильному учению.
Катарсис (греч. - очищение) - духовное очищение, просветление, облагораживание чувств, внутреннее освобождение, которое испытывает душа человека в процессе общения (сопереживания, сострадания и т.д.) с высшими образцами духовной культуры.
Катехизация - процесс обучения основам веры, в задачу которого входит популярное и общедоступное объяснение основных истин христианской веры в простой и ясной форме, обычно в виде вопросов и ответов. В основе К., как правило, лежат Символ веры, 10 заповедей, главные христианские молитвы.
Катихизис, катехизис (греч. - устное наставление, оглашение) в католических и протестантских церквах.- книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, обычно в форме вопросов и ответов, и предназначенная для начального религиозного обучена верующих. В К. отражены как общие для всех христианских направлений вероучительные принципы, так и их догматические канонические различия.
284


КАТОЛИЦИЗМ
Католицизм, католичество - одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений вхристианстве, возникшее после разделения с православием в 1054 г. и распространенное преимущественно в романских странах Европы (Италии, Испании, Франции, Португалии), в Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, латиноамериканских государствах, на Филиппинах; имеет строгую иерархическую организацию, возглавляется Римским папой с резиденцией в Ватикане; для нее характерны догматы о непорочном зачатии девы Марии, непогрешимости папы, резкое разграничение между клиром и мирянами, целибат и другие особенности.
Кафир (араб.) - неверный, неверующий. Обозначение всех немусульман, отвергающих веру в Аллаха.
Квакеры (англ. - трясущийся) - члены христианской религиозной общины протестантского толка, отвергающей церковные обряды, институт церковников, церковные таинства, основанной в середине XVII в. в Англии и ныне широко распространенной в США; именуют себя Обществом друзей, проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью и агитируют заблагочестивую жизнь.
Кедр ливанский - согласно Евангелиям, древо, из которого был сделан крест для распятия Христа.
Киот, кивот (греч. - деревянный ящик) - божница, деревянный украшенный шкафчик или остекленный ящик для икон.
Кирха, кирка (нем. шведск. - церковь) - лютеранский храм.
Клерикализм (лат.- церковный) - система взглядов, общественно-политическое течение, стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества и осуществляющее свою деятельность посредством политических партий, находящихся у власти в ряде стран мира, а также различных религиозных организаций.
Клир (греч. - часть, надел) - 1) совокупность всех служителей церкви, духовенство. В более узком смысле - причт, священнослужители и церковнослужители одного церковного прихода в противоположность пастве, прихожанам; 2) в Церкви сайентологии определенное состояние человека, достигаемое в процессе одитинга. Человека, по
285


КЛИРОС
лучающего сеансы одитинга для того, чтобы сталь клиром, в сайентологии называют преклиром.
Клирос (греч. - часть) - возвышение над иконостасом в Русской православной церкви, на котором находятся певчие и чтецы.
Клобук (тюрк. - колпак, шапка) - православномонашеский головной убор цилиндрической формы со спадающей на плечи тканью черного или (у патриархов и митрополитов) белого цвета.
Ключарь - священник собора или церкви с большим штатом клириков, в чьем ведении находятся ризница и церковная утварь; составляет график работы священнослужителей, ведет запись в журнале дежурств и т.п.
Кондак (греч. - краткий) - так назывались свертки пергамента с записями христианско-церковных песнопений, а затем сами песнопения, в которых содержится краткое описание церковного праздника или наиболее важные моменты, связанные с деяниями прославляемого святого.
Конклав (лат. - под ключом) - собрание кардинальской коллегии (с 1274 г) для избрания нового Римского папы, а также помещение Сикстинской капеллы, в котором происходят выборы (число участников не должно превышать 120 чел.) и двери которого на время К. замуровываются (открываются лишь после избрания папы).
Конкордат - соглашение между Св. престолом (Ватиканом) и правительством какого-либо государства о положении католической церкви, ее правах и привилегиях: назначение епископов, церковная собственность, освобождение от налогов, особые права в вопросах семьи и брака, условия дипломатических отношений с Ватиканом.
Конфессия (лат. - признание, исповедание) - вероисповедание. Используется также для обозначения определенного направления (или направлений) в рамках той или иной религии, например, христианства.
Конфуцианство (от имени китайского мыслителя VI-V вв. до н.э. Конфуция) - этико-политическое и религиознофилософское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали социальном порядке; основное понятие - Дао; до Синьхайской революции 1911-13 гг. - официальная китайская идеология.


КОРАН
Коран (араб.) - священная книга мусульман. Слово К. означает «то, что читают, произносят» (т.е. то, что было сказано Мухаммеду и что он повторил). Его называют также мусхаф, китаб (книга), а в самом тексте встречается название зикр (предостережение, напоминание). К. делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания длины, за исключение первой суры, фатихи. В свою очередь, каждая сура делится на аяты. Аят - это фраза или фрагмент фразы. Всего в К. от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета), 77934 слова. Мухаммед получил первое «откровение» в месяц» рамадан, поэтому рамадан был избран месяцем поста (Коран, сура 11, аят 181). К. для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера. Однако для однозначного понимания и интерпретации К. понадобилось создать традицию тафсиpa, т.е. толкования его текста. К. как источник вероучения дополняется вторым важнейшим для мусульман источником - Сунной, зафиксированной в хадисах, или преданиях о пророке и его сподвижниках. У мусульман существует традиционное искусство читать К. нараспев. В течение веков дети в арабских религиозных школах заучивали текст К. наизусть; сегодня в большинстве мусульманских стран действует светская система школьного образования, но традиция заучивания К. теми, ктоготовит себя для религиозной деятельности, сохраняется К. является ценным историческим и литературным памятником раннесредневековой эпохи в истории арабов.
Костел (польск.) - а) католический храм; б) название церкви как религиозной организации.
Крест - религиозный символ, почитаемый в христианстве. На К., согласно Евангелиям, был казнен Иисус Христос, освятивший его своей кровью, что и послужило основанием для превращения К. из орудия казни в символ искупления и объект почитания. Установлено, однако, что К. как символ огня и солнца почитался и в дохристианских религиях. В христианстве его официальное почитание вводится с IV в. в сопровождении легенды об обретении (воздвижении) святого креста императрицей Еленой. В православии К. - необходимая принадлежность престола в церк
287


КРЕЩЕНИЕ
ви, венчает собою иконостас, возлагается на верующих при крещении, изображается руками при сотворении крестного знамения (с XVII в. троеперстием, т.е. тремя пальцами), кладется в основу при постройке храма и воздвигается над ним, постоянно носится верующими (нательный К.) и вообще служит как бы печатью всех священных предметов. К. приписывается магическая спасительная система. Форма православного К. - четырех-, шести- (для изображения надписи, прибитой над головой распятого Христа) и восьмиконечная (с присовокуплением бруса для ног). Некоторое распространение в православии (но меньшее, чем в католицизме) имеет распятие - крест с фигурой Христа.
Крещение (греч. - окунаю) - одно из семи таинств Русской православной церкви. Совершение К. связывается с принятием человека в лоно церкви. По ее учению, это означает, что «человек умирает для жизни грешной и возрождается на жизнь духовную, святую». Согласно Евангелиям, начало К. положил Иоанн Креститель, который крестил в реке Иордан Иисуса Христа. Однако достоверно установлено, что ранние христиане не знали этого обряда. По словам Ф. Энгельса, он «является институтом второго периода христианства». Истоки обряда К. - в древних ритуалах омовения водой, которые существовали у многих народов задолго до осмысления значения воды для жизни человека, древние обожествляли ее наряду с другими стихиями природы. Бытовала вера в очистительные свойства воды от злых духов, нечистой силы. Ее пережитки сохраняются и в православном таинстве К., ритуал которого состоит в погружении младенцев в купель, миропомазании, надевании на них крестика. Церковь допускает К. и взрослых.
Крещение Господне, Богоявление - один из двунадесятых праздников Русской православной церкви, отмечаемый 6(19) января. Установлен в память описанною в Евангелиях крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Другое название - Богоявление - происходит от того, что, согласно Евангелиям, во время крещения Иисуса на него сошел Дух Святой в виде голубя. В церковный календарь К. г. вошло не ранее второй половины II в., причем вначале оно праздновалось б января, вместе с рождеством и Богоявлением. После того как в IV в. празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, за К. г. сохра
288


КРИШНАИЗМ
нилась прежняя дата. На Руси дата празднования К.г. совпала с окончанием многодневного древнеславянского праздника - святки. Многие святочные обычаи - народные игрища, гадания сохранились в бытовой обрядности христианского праздника. Пережитками древних верований об очистительных свойствах воды, якобы предохраняющей от нечистой силы, является крещенский обряд «великого освящения воды на Иордане», который чаще всего совершался в проруби в естественных водоемах, а ныне по большей части - в храмах. Духовенство нередко называет К.г. «праздником световым», «праздником просвещения» ибо якобы именно после своего крещения Иисус начал «просвещать» людей, озаряя их своим светом. Поэтому и крещение человека, знаменующее его принятие в лоно христианской церкви, рассматривается как важнейший жизненный акт, определяющий выбор человеком истинной веры. В этом заключен и основной смысл праздника, формирующего и закрепляющего представление о том, что, только вступив в лоно церкви, люди могут надеяться на воскресение и вечную жизнь.
Кришнаизм, кришнаитство - наиболее значительное и известное ответвление культа бога Вишну в вишнуитской мифологии ирелигиозной системе индуизма, в котором Кришна (одно из воплощений бога Вишну) предстает в образах божественною пастуха или мудрого и милостивого царя и воина; в настоящее время К. получил особое распространение за пределами Индии.
Ктитор (греч. - строитель, создатель, владелец) - в Византии и на Руси - лицо, построившее на свои средства православный храм или сменившее его внутреннее убранство. К. приобреталправо распоряжаться частью доходов от храма и даже передавать это право по наследству, пользовался он и другими привилегиями.С. XVII - XVIII вв. К. стали нередко называть церковных старост, в обязанность которых входили сбор средств для церкви, забота о ее благоустройстве и т.д.
Культ (лат. - уход, почитание) - совокупность ритуалов, обрядов и действий, обоснованных верой в сверхестественное. Основные разновидности К. - магия (колдовство, вера в возможность влияния на некие таинственные силы и с их помощью - на окружающую действительность), умило
19 - 1047 289


ЛАВРА
стивительный К. (обращение к духу, Богу), К. святых. Истоки К. уходят в язычество, получившее выражение в фетишизме, магии, тотемизме и т.п. Центром осуществления культа являются храмы (молитвенные дома), содержащие различные культовые предметы (иконы, фрески, распятия и др.) и представляющие собой зачастую классические образцы художественного творчества и строительного искусства. В православии К. признается источником культуры. Согласно православной концепции культуры (в частности, П.А. Флоренского), религия составляет сущность культуры, ее ядро и выступает единственным творцом, хранителем и интерпретатором духовных ценностей, якобы данных человечеству свыше как отражение «божественной красоты».
Купель - большая чаша на высокой подставке, используемая в таинстве крещения.
Курбан-байрам (тюрк.) - мусульманский праздник жертвоприношения, связанный с легендой об Ибрахиме (Аврааме); к нему приурочивается ежегодный хадж.
Л
Лавра (греч. букв. - квартал, городская улица) - общежительный монастырь, отличающийся множеством зданий, большим числом братии и знаменитостью. В России в настоящее время действует одна Лавра - Троице-Сергиева (г. Сергиев Посад Московской обл.), готовится к возрождению и Александра-Невская Лавра (г. Санкт-Петербург). На Украине действует самая древняя Лавра Русской православной церкви - Киево-Печерская, а также Почаевская. Все перечисленные Лавры всегда были и остаются мужскими.
Ладан - ароматическая смола, собираемая из надрезов коры дерева босвеллия, растущего в Восточной Африке и на юго-западе Аравийского полуострова. Л. при сжигании дает ароматный дым. Издревле использовался в различных культах как для выкуривания злых духов, так и для воскурения фимиама богам. В христианстве применяется для каждения во время богослужения.
Лама (тиб.) - монах-священник у буддистов-ламаистов.
Ламаизм - тибето-монгольская форма буддизма, распространенная с VII в. в Тибете и Внутренней Монголии
290


ЛАМПАДА
(КНР), а также с XVI-XVIII вв. в Монголии, Бурятии и Калмыкии (в России).
Лампада - небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом. Зажженные Л. ставят на горнем месте, на престоле, на жертвеннике, а также у икон. У особо чтимых икон зажигают по несколько Л.
Литургия (греч. - богослужение), обедня - главное христианское богослужение, на котором совершается таинство причащения, или евхаристии. В литургике - учении обогослужении - подчеркивается, что во время Л. «таинство причащения приносится Богу как умилостивительная жертва за грехи... всех людей - живых и умерших и вместе как бы благодарственная - за спасение». Л. разделяется на 3 части: проскомидию, Л. оглашенных и Л. верных. Первая состоит в специальном ритуальном приготовлении из просфор иразбавленного красного вина «вещества для святой евхаристии». Л. оглашенных - это вторая часть Л., на которой, по церковным правилам, могут присутствовать оглашенные, т.е. готовящиеся к крещению и кающиеся в грехах, отлученные за свои прегрешения от причащения. На Л. верных, на которой совершается таинство причащения, могут присутствовать только христиане. В православной церкви существует три чинаЛ. - св. Иоанна Златоуста и Василия Великого и Л. прежде освященных даров, порядок проведения которых изложен в Служебнике.
Лютеранство - крупнейшее по числу приверженцев (около 80 млн.) направление протестантизма, основанное М. Лютером в XVI в. и распространенное главным образом в странах Северной Европы и в США.
Люцифер (лат. - светоносный) - по христианским представлениям, падший ангел, одно из обозначений Сатаны как бессильного подражателя свету «господней славы». Повелитель ада.
Ля ляха илля-плах (нет никакого божества, кроме Аллаха) - формула, кратко выражающая один из главных догматов ислама- единобожие. Троекратное произнесение этой формулы вместе с ее продолжением (и Мухаммед - посланник Аллаха) перед официальным лицом составляет ритуал принятия ислама. Эта формула повторяется мусульманами в разных случаях, входит почти во все молитвы.


М
Магия (греч. - волшебство, колдовство) - совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять (привлечь или отпугнуть с помощью воображаемых сверхъестественных сил) на окружающую действительность. М. - одна из основ формирования древней духовной культуры.
Майтрейя - бодхисатва (тот, кто отказался от блаженства нирваны, чтобы невидимо помогать страждущему человечеству), который у буддистов именуется грядущим Буддой, следующим за Буддой Гаутамой.
Махаяна - «большая колесница», название одного из направлений в буддизме; в отличие от Хинаяны Махаяне присущ универсальный характер идеи освобождения, возможность достичь состояния Будды дается всем существам, т.к. они изначально обладают природой Будды.
Медитация (лат. - размышление) - внутреннее сосредоточение сознания на определенной идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответственного объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия.
Медресе (араб. - место преподавания) - религиозное учебное заведение для подготовки мусульманского духовенства. В России действуют несколько десятков медресе.
Мекка - главный священный город мусульман в Хиджазе (Аравия). В этом городе, древнем центре торговли, родился, жил и начал свою проповедь основатель ислама Мухаммед. В настоящее время М. становится центром вселенского исламского движения. В М. размещают свои штабквартиры международные мусульманские организации, все чаще собираются общемусульманские конференции, пребывание в М. паломников широко используется для пропаганды идей мусульманской солидарности.
Местоблюститель патриаршего престола - в Русской православной церкви (и в некоторых других православных церквах) один из постоянных членов Священного синода, избранный им для временного исполнения патриаршей должности в случае кончины патриарха, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или по иной причине, делающей невозможным исполнение им своих обязаннос
292


МИНАРЕТ
тей. Местоблюститель совместно со Священным синодом обязаны не позднее 6 месяцев по освобождении патриаршего престола созвать Поместный собор для избрания нового главы церкви.
Минарет - башня при мечети, с которой муздзин призывает верующих к молитве. У мечети может быть несколько минаретов.
Минеи четьи, четьи минеи - сборники, содержащие жития святых, изложенные в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю, а также псалмы, гимны, молитвы, каноны на каждый день месяца и на весь год на церковнославянском языке. Первые М.ч. известны с XII в.
Миро (греч. - благовонное масло) - состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания. М. первоначально представляло собой обычное растительное масло. С VI в. к нему стали добавлять бальзам и ароматические вещества. В православных церквах М. изготавливается из оливкового масла, белого виноградного вина и ароматических веществ.
Мировые религии - таковыми принято считать буддизм, христианство и ислам. Их характеризуют массовость, космополитизм, представление о равенстве людей (в грехе, страдании, перед Богом), активный прозелитизм. Возникнув в периоды качественных сдвигов в жизни общества, сами они оказали глубокое влияние на мировую историю и культуру.
Миропомазание - одно из семи христианских таинств, признаваемых католицизмом и православием. Посредством него человек якобы наделяется божественной благодатью. Ритуал М. состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тепа верующего ароматическим маслом - миром. Обряд М. в православии и у старообрядцевполовцев связан с крещением.
Миряне - рядовые верующие, не облеченные духовным саном, «пасомые» (в отличие от клира), составляющие основную массу верующих; то же, что прихожане, паства.
Миссионер (лат. - посольство, поручение, командировка) - представитель, деятель церкви, специально подготавливаемый и посылаемый для религиозной пропаганды среди населения.


МИСТЕРИЯ
Мистерия (греч. - тайна, таинство) - у древних греков и римлян, у народов Древнего Востока - тайные религиозные церемонии, обряды, к участию в которых допускались только посвященные.
Митрополит - священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии. С IV в. титул митрополита присваивается епископам главных городов метрополий. Духовная власть митрополита распространялась на церковный округ (митрополию), объединявший христианские общины метрополии и прилегающей области. Со времени введения христианства на Руси вплоть до XIV в. Русь в церковном отношении представляла собой одну митрополию.
Мифы - архаические повествования о деяниях богов и героев, об управляющих миром богах и духах. М. подразделялись на космологические и этнологические (описания творения мира, происхождения людей и животных), календарные (рассказы об умирающих-воскресающих богах и героях), эсхатологические (описание грядущей гибели космоса). М. составили основу античного искусства, в центре которого были представления о творении мира с помощью таких героев, как Прометей, Геракл, Сизиф и др.
Михраб - ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К ней обращаются лицом молящиеся мусульмане, перед ней стоит имам, руководящий коллективной молитвой, около нее становится минбар.
Молитва - обращение священника или верующею к Богу, к сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. М. - непременная часть религиозного культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений и церковных праздников.
Молитвенник - книга, сборник молитв.
Молокане - одна из сект духовного христианства, возникшая в XVIII в. в России; отвергает священников и церкви с их атрибутикой и совершает моления в обыкновенных домах под руководством выборных старцев - пресвитер» (во время поста льют молоко).
Монастырь (греч. - уединенное жилище) - 1) форма организации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты; 2) комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек,
294


МОНАХ
огражденный, как правило, стеной. Монастыри разделяются на мужские и женские, а по рангам - на лавры, ставропигиальные (т.е. управляемые непосредственно патриархом и синодом), 1, 2 и 3-го классов, штатные и нештатные.
Монах (греч. - одинокий, уединенно живущий) - инок (в женском монастыре - монахиня, инокиня) - член религиозной общины, живущий в монастыре в соответствии с требованиями устава и добровольно принятыми на себя «ради спасения души» обетами. Высшие иерархи церкви - епископы обязательно монахи.
Монотеизм (греч. - один, единый плюс бог) - религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие. Монотеистическими считаются иудаизм, христианство и ислам.
Мормоны (названы по имени легендарного пророка Мормона) - религиозная секта, возникшая в США в 1830 г., и вероучение, признающее власть духовных лиц и многоженство, представляет собой смесь элементов христианства, ислама, буддизма и древнегреческой религии; другое название - «Святые последнего дня».
Мощи - останки святых, обладающие, по церковному учению, способностью творить чудеса и выступающие объектом религиозного поклонения.
Муджтахид (араб.) - наиболее авторитетный мусульманский законовед (факих), имеющий право выносить самостоятельное суждение (иджтихад) по религиозным и правовым вопросам.
Мулла - служитель культа в исламе, обычно выбираемый верующими изсвоей среды.
Муфтий - высшее духовное лицо у мусульмансуннитов, избираемое насъездах представителей духовенства и верующих.
Мухаммед (Мухаммад, Мохаммад, Мохаммед, а до середины XX в. особенно в дореволюционной литературе - Магомет) - основатель ислама, «посланник Аллаха», «печать пророков», т.е. главный и последний пророк истинной веры.
Муэдзин (араб. - приглашающий) - служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.
295


Намерение молиться должно исходить из сердца. Прежде чем начинать намаз, нужно осознать и понять это намерение. Необязательно говорить что-то вслух, намерение должно идти от сердца.

  • Можно подумать о том, сколько ракаатов вы собираетесь вознести и с какой целью. Что бы это ни было, молитва должна быть искренна.

Поднимите руки на уровень ушей и скажите спокойным тоном "Аллах - Акбар" (الله أَكْبَر). " Женщины должны поднимать руки на уровень плеч, ладонями вверх. Это значит "Аллах велик". Это делается стоя.

  • Положите правую руку на пупок поверх левой (женщины должны прикладывать руки к груди), глаза сфокусированы на месте, где вы стоите. Не смотрите по сторонам.

    • Прочитайте Истефта Дуа:
      субханакал-лахумма
      вабихамдика ватабаракас-мука ватаааала
      жуддука вала илаха гайрук.
      аауду биллаахи минаш-шайтаанр раджим.
      бис-миллахир рахмаанир рахим.
    • Далее прочитайте суру Аль-Фатиха (первую суру Корана), эта сура читается во время каждого ракаата:
      Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим (С Именем Аллаха, Милостивого для всех на этом свете и только для верующих на Том свете)
      Альхамдулилляhи раббиль "алямин (Хвала - Аллаху, Господу миров)
      Ар-Рахмани-р-Рахим (Всемилостивому и Милостивейшему)
      Малики яумиддин (Царю в день суда!)
      Иййака на’буду ва иййака наста’ин (Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь!)
      Ихдина ссыраталь мустак’ыим (Веди нас по дороге прямой)
      Сыратал лязиина ан’амта "аляйhим, гайриль магдуби аляйхим ва лядолин. (по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших).
  • Встаньте на колени. Вставая, произнесите "Аллах - Акбар". Наклонитесь так, чтобы спина и шея были выпрямлены параллельно земле, смотрите в землю. Это положение называется "руку".

    • Наклонившись как должно, произнесите "Субханна -раббейал - аззем - вал - Би - хаамди" ("Да услышит Аллах того, кто восхвалил его"), эти слова произносятся три раза или больше, количество повторений должно быть нечетным.
  • Поднимите руки. Поднимаясь, поднесите руки к ушам и прочитайте "Самей - Аллаху - леман - хамеда." ("Аллах услышит тех, кто возносит Ему свои молитвы".)

    • Произнося эти слова, опустите руки.
  • Опуститесь и совершите земной поклон (суджут), опускаясь, произнесите "Аллах - Акбар".

    • Заняв положение, произнесите "Субханна - Раббейал - Алла - вал - би - хаамдее" три или больше раз, количество повторений должно быть четным.
  • Поднимитесь из суджута и сядьте на пятки (джилса). Положите руки на колени. Произнесите "Рабиг - Фигр - Ни, Ваар - хаам -нее, Важ - бур - нии, Ваар - фаа - нии, Ваар цуг - нии, Вах - дее - нее, Ваа, аафее - нии, Ваа - фуу - аннии". (О, Аллах, прости меня).

    • Вернитесь в положение суджут и произнесите "субханна - раббейал - Алла - вал - Би - хаамдее" три раза или более, количество повторений - четное.
  • Поднимитесь из суджута. Встаньте и произнесите ""Аллах - Акбар." Вы совершили один раккат. В зависимости от времени дня, нужно выполнить до трех ракаатов.

    • В каждом втором раккате после второго суджут вставайте на колени и читайте "Атта - хийатул - Муба - ракаатуш - шола - ваа - тутх тхаа - йи - бату - лиллаах, Асса - лааму - алайка - аййухан - набийуу варан - матуллаахи - вабба - ракаатух, Ассаа - лааму - алайна - ва алаа - ибаадил - лаахищ - шо - ле - хин. Асихаду - аллаа - илааха - иллаллаах, Ва - асихаду - анна - Мухаммадах расуул - луллаах. Аллах - хумма - шолли - алаа - Мухаммах - ва - ала - аали - Мухаммад" ("Приветствия Аллаху, молитвы и лучшие слова, мир тебе, о Пророк, и Милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Посланник").
      • Это называется "ташшахуд".
  • Завершите молитвы ас-салаамом. После ташшахуда помолитесь Аллаху и закончите следующим образом:

    • Поверните голову вправо и произнесите слова "Ас Салам Алейкум ва Рахматуллахи ва Баракатуху." Справа находится ангел, ведущий учет все хороших поступков.
    • Поверните голову влево и скажите "Ас Салам Алейкум ва Рахматуллахи ва Баракатуху." Слева находится ангел, записывающий дурные поступки. Молитвы завершены!