Когда родился летописец нестор месяц число. Преподобный нестор летописец

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба » в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии ; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием , о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М. –Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» – в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм " Повести временных лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: "Повесть временных лет", М.-Л., 1950: "Житие Феодосия Печерского" - в "Изборнике" (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал "Чтение о житии и погублении " в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения ).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при ; повествует о создании славянской грамоты , о Крещении в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом), об исповедническом подвиге (под 983 годом), о "испытании вер" (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм "Повести временных лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: "Повесть временных лет", М.-Л., 1950: "Житие Феодосия Печерского" - в "Изборнике" (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Иконописный подлинник

Москва. 1959-1962.

Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 4). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.

Киев. 1702.

Нестор Летописец, Печерский. Л. Тарасевич. Гравюра. Киево - Печерский патерик. Киев. 1702.

Сведения о событиях, имевших место быть в древние времена, содержатся в исторических документах, называемых летописями. Последние создавались от руки людьми, трудившимися летописцами. На Руси самым знаменитым из тех, кто фиксировал происходящее, смело можно назвать преподобного Нестора. На род деятельности этого человека указывает приставка к имени, без которой нам сложно понять сегодня, о ком идет речь: «Летописец». Православная Церковь вспоминает о преподобном каждый год 9 ноября.


Монашеская жизнь

Родился в середине XI-го столетия. Точное время появление его на свет, к сожалению, неизвестно. Зато историки со всей уверенностью могут назвать место рождения легендарного русского летописца – им является столица современной Украины Киев.

Никакой информации о детстве и отрочестве Нестора не сохранилось до наших дней. Однако, судя по тому, что в 17-летнем возрасте святой поступил в монастырь в качестве послушника, он явно был воспитан в духе благочестия, в соответствии с христианскими канонами. Обитель, куда скрылся от мира юный Нестор, носила название Печерской. Это, как нетрудно догадаться, сегодняшняя Киево-Печерская Лавра. В то время в упомянутом монастыре жил преподобный Феодосий. Вот его-то учеником и стал будущий святой.



Постриг в монахи Нестора осуществился уже после кончины учителя, место которого занял преподобный Стефаний. Жизнь послушника длилась для юного слуги Господня три года. Все потому, что так постановил Феодосий. По мнению преподобного, прибывший в обитель человек должен сначала пройти испытание. Заключалось оно, во-первых, в знакомстве с монастырским чином и укладом монастырской жизни; во-вторых, выполнении самых разных поручений и работ (собственно, послушаний). Только после успешного прохождения перечисленных этапов субъект мог быть пострижен в монахи. Надо отметить, что на первой ступени пребывания в Печерской обители человек носил свою одежду, в которой явился в дом Божий. Став послушником, он менял ее на черный наряд. А когда превращался в монаха, человек надевал монашескую мантию.


Преподобный Нестор принял монашеский постриг не ранее, чем в 1078 году. Он писал, что тогда в Печерской обители царили между братьями-монахами любовь и взаимопонимание. Все поддерживали друг друга, младшие слушались старших и наоборот – старшие заботились о младших. Каждый из братии отличался каким-то подвигом. Один, к примеру, не ел ничего, кроме хлеба с водой, другой питался только корешками и травами, третий подолгу простаивал на коленях в молитве, четвертый молился по ночам, не смыкая глаз и т.д. Понятно, что и сам Нестор быстро развивался духовно в такой обстановке.

Преподобный имел много достойных черт характера. Одной из них являлось смирение, подобающее истинному монаху. Нестор Летописец, упоминая о собственной персоне в своих рукописях, называет себя словами, имеющими исключительно негативную эмоциональную окраску. Среди них определения «грешный», «худой» (плохой), «неразумный», «грубый» и т.д. Такой подход в какой-то степени тоже помог ему расти в духовном плане.

Известно, что однажды преподобный Нестор Летописец принял участие в молитвенном обращении к Богу с просьбой об исцелении некоего Никиты. Человек этот был обольщен нечистой силой. Так вот, помолившись вместе с братией о даровании указанному индивиду выздоровления, Нестор стал свидетелем настоящего чуда – нечистый дух покинул Никиту. Событие это относится к 1088 году.

В другой раз, в 1091 году, святой получил поручение от настоятеля монастыря, игумена Иоанна, найти место нахождения мощей преподобного Феодосия. Нестор Летописец подошел к этому делу со всей ответственностью и положительный результат поисков не заставил себя ждать. Тело Феодосия было обнаружено им абсолютно целым, нетленным.

Писчая деятельность

Нестор Летописец, как уж было упомянутого ранее, прославился тем, что оставил нам в наследство множество исторических рукописей. Это настоящие литературные памятники. Среди них наибольшую известность приобрела «Повесть временных лет». Оригинальное название литературного сочинения звучит таким образом: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская зем¬ля стала есть». Сведения, необходимые для составления столь величайшего произведения, Нестор брал из самых разных источников. Это и летописи обители, составленные иноками, и рассказы людей тех или иных профессий, и беседы с мудрыми старцами, и хроники Византии, и более ранние сказания. В данном сочинении упоминается много важных для нас событий, о которых без сей рукописи мы не имели бы сегодня ни малейшего представления.

Из «Повести временных лет» мы узнаем о возникновении славянской письменности, об обращении в христианскую веру княгини Ольги, о строительстве первой православной церкви в стольном граде Киевской Руси, о крещении нашей необъятной Родины святым князем Владимиром-Ясно Солнышко. Нестор летописец был заинтересован в продолжении своего труда, и поручил инокам Печерской обители осуществить сие после своей кончины. Монахи не ослушались завещания преподобного. Так, игумен Моисей зафиксировал в «Повести» события, происходившие до 1200 г., настоятель монастыря Лаврентий – продлил сочинение Нестора до 1377 года, а игумен Сильвестр придал ему современную форму. Поэтому историки и сошлись во мнении, что «Повесть временных лет» - больше коллективный труд, нежели индивидуальный.


Одним из первых сочинений Нестора Летописца является житие Бориса и Глеба – святых русских князей. Его же перу принадлежит жизнеописание преподобного Феодосия Печерского . Нет более ценного памятника древнерусской письменности, чем сей труд. Это признало множество историков. Данное сочинение не только безукоризненно по слогу, стилю и качеству изложения, оно еще и проникнуто безусловной любовью к наставнику, и вместе с тем носит поучительный, назидательный характер.

Смерть и прославление

Этот бренный мир слуга Господень Нестор покинул приблизительно в 1114 году. Тело его предали земле в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря. В 1826 году над местом захоронения святого появилась медная дощечка с позолотой, на которой значилось имя лежащего здесь монаха. 80-е гг. прошлого века ознаменовались изучением останков преподобного Нестора Летописца учеными и судмедэкспертами. Результатом этой работы стало изготовление бюста святого.

Исторические летописи дают ориентировочные годы жизни Нестора Летописца, глубоко почитаемого его современниками и потомками. Считается, что эта историческая личность жила с 1056 по 1114 год. Виктор Васнецов изобразил его как мудрого и величественного старца.

Нестор был в числе первых людей, задокументировавших историю Киевской Руси. Его труд «Повесть временных лет» одно из важнейших достижений славянской культуры. Ежегодно 9 ноября почитается память этого удивительного человека.

Главный исторический труд Нестора Летописца

Киево-Печерская лавра возникла в середине XI века, вскоре после ее основания Нестор и пришел в нее, еще 17-летним юношей, в последствии ставшим отцом-основателем русской историографии. После 4 лет пребывания в монастыре, исправно выполняя все положенное он получил сан дьякона.

В 80-е годы XI века Нестором было написано житие князей-мучеников Бориса и Глеба. Он прекрасно описал их годы жизни и трагическую смерть, и к тому же оставил призыв к прекращению междоусобных войн. Следующий его труд, написанный примерно в то же время, был о житие Феодосия Печерского. Язык Нестора очень красив, он очень точно передал характер личностей о которых вел рассказ, ярко и живо.

Главным трудом всей его жизни стала летопись, которая известна под названием «Повесть временных лет». В будущем, долгое время историки не смогли на должном уровне изложить исторические события. Нестор Летописец проявил себя на наивысшем уровне как исследователь и прекрасный повествователь. Для ее создания Нестор использовал огромное количество источников, среди которых были и греческие хроники, и русские летописи предшественников, и устные предания.

Ключевые моменты «Повести Временных лет» Нестора Летописца

Свой рассказ Нестор начал с библейских преданий о том, как после Великого потопа посланного Господом Богом произошло расселение людей по всему миру. Сравнивает он народности с ветвями одного дерева, среди которых есть и ветвь русская земля. Таким образом он объяснил формирование славянских народов.

Летописец считает, что формирование славян как отдельного народа произошло в первых веках нашей эры. Рассказал он и об апостоле Андрее, дошедшем до мест, где теперь стоит Киев. Сам Апостол Андрей считал странными славян, а их традиции и обычаи необычными.

Нестор рассказывал, что Русское государство сформировалось в процессе распространении православного христианства на этих землях. Постепенно разрозненные племена объединились в единую Киевскую Русь. В своем повествовании он подробно описывает жизнь киевских князей, историю становления христианства в Киевской Руси, создание славянской письменности и прочие важные вехи истории славянского народа.

Закончил свой труд Нестор в 1113 году. До наших дней первая, лично написанная им работа не дошла, а остались переписанные и дополненные другими летописцами. Хранятся нетленные мощи Нестора Летописца в Ближних пещерах Киево-Печерской, рядом с мощами святых преподобных отцов. На его гробнице установлена дощечка со словами благодарностями отцу российской истории.