Игры бальные. Развлечения и игры дворянской эпохи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21 г. Челябинска

Бальные развлечения

Исследовательская работа

Научный руководитель: , учитель краеведения, высшая квалификационная категория, МАОУ СОШ № 21

Челябинск, 2013

Введение.................................................................................................................3

1.1. Что такое «бал»?….......................................................................................4

1.2. Разновидности балов……………………………………………………….4

1.3. Организация балов……………..…………………………………………..5

1.4. Бальные традиции и этикет………………………………………………..6

1.5. Бальный костюм…………………………………………............................7

1.6. Обязанности кавалера……………….……………………………………..9

Глава 2. Бальные развлечения

2.1. Игра в «живые» картины…………………………………………………….9

2.2. Фанты и спиритический сеанс……………………………………………..10

2.3. Раскладывание пасьянса и его разновидности…….………………….......11

2.4.Почта…………………………………………………………………………12

2.5.Шарады……………………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………13

Литература…………..…………………………………………………………..14

Приложение

Введение

В преддверии кадетского бала хотелось бы выяснить ответ на один простой вопрос: а что такое вообще бал? Давайте разберемся в том, как проходили балы, и какие страсти они вызывали, чему учили, каким традициям следовали. Если судить по литературе, бал– это роскошные наряды, дуэли из-за оскорблённой чести или соперничества в любви, шампанское до дна и карточные игры до утра. Но, если мы обратимся к историческим источникам, то увидим, что бал - это целенаправленное действие, главной задачей которого было создать условия для общения молодежи, выработать у них привычку следовать особому этикету, развить вкус. То есть вполне воспитательное мероприятие и еще - это целый спектакль, который при традиционной композиции допускает массу вариантов и неожиданных поворотов сюжета.

Актуальность исследования заключается в изучении традиций проведения балов в России и Европе, влияющее на воспитание подрастающего поколения.

Задачи:

1. Развивать умение применять полученные знания на практике.

2. Воспитывать отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве, любовь к национальным традициям.

3. Формировать понимание роли проведения балов в жизни России XVII - XIX в. в. и современного общества.

Объектом исследования являются бальные традиции России.

Предметом исследования являются развлечения на балах.

Гипотеза исследования заключается в том, что бальные традиции дореволюционной России получают свое второе рождение в современном российском обществе.

Новизна исследования заключается в сопоставлении бальных развлечений в России XVII-XIX в. в. с проведением балов в России XXI века.

Социальная значимость - работа может использоваться на уроках истории, краеведения, МХК и на классных часах .

Глава 1. История происхождения балов

1.1. Что такое «бал»?

Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого; в переводе оно означает «мяч».
В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцам. В России до конца XVII в, ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII - XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например «кадриль», в XIX в стали танцевать даже в деревне. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

1.2. Разновидности балов

Балы выполняли очень важные социальные функции. Они позволяли налаживать и поддерживать связи между разными кругами общества (в рамках одного социального слоя).
Придворные балы , довольно чопорные и скучные, считались официальными мероприятиями. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали выводить в свет. Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге. На Московских балах сговаривались свадьбы "Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками", - писал Пушкин.
4

Общественные балы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых. Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п.

Самые непринужденные из балов – семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А. Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.
Детские балы - это особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо в помещении танцклассов. Туда привозили и совсем маленьких детей, и подростков. На детских балах танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами. Детские балы отличались весельем, непринужденная обстановка детской игры незаметно переходила в увлекательное кокетство.

Особой традицией были балы кадетские и юнкерские . Их отличительной

чертой было то, что под строгим надзором воспитателей на этих балах встречались кадеты, юнкера и их сверстницы из гимназий или институтов благородных девиц. На этих балах будущую элиту российского общества учили применять правила этикета на практике, правильно себя вести. Именно на этих балах шло непримиримое соперничество представителей различных корпусов в искусстве танца. Кадетские балы всегда отличал дух соревнования. Для каждого учебного заведения было особо почетно быть признанным «первым номером» в танцах, поэтому к балу готовились очень тщательно, дабы «не уронить чести корпуса перед обществом»
Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению. К балу готовились заранее. Хозяин и хозяйка могли попросить помочь кого-либо из приглашенных. Оказывается, еще во времена Екатерины II предлагали услуги организаторы праздников. Еда, напитки частенько доставлялись из клубов или ресторанов.

Много внимания уделяли внешнему оформлению праздника. Цветочники украшали помещения гирляндами из живых цветов, исполнительные молодые секретари рассылали приглашения. Балы проходили в специальных залах – апартаментах, позволяющих организовать бальные танцы. Бальные залы были окружены столовыми, буфетными , курительными комнатами. Особое внимание уделялось музыкальным номерам. Иметь собственный оркестр было большой гордостью хозяев. В каждом дворянском доме имелась коллекция музыкальных инструментов. В России неизменным спросом пользовались выступления известных исполнителей. Ужин и музыкальный вечер были неизменной составляющей бала.
1.1. Организация бала

Вся ответственность за проведение частного бала, естественно, целиком лежала на хозяине и хозяйке, но нередко они прибегали к помощи лиц из списка приглашенных. Обслуживание гостей, еда и напитки для бала могут быть предоставлены клубом или рестораном гостиницы, где решено проводить торжественное мероприятие, а если балы устраивались дома, можно обратиться в агентство по доставке продуктов и обслуживанию гостей. Украшение помещения заказывали цветочникам, а хлопоты, связанные с приглашениями гостей, поручали секретарям.
Организация общественного бала возлагалась на подготовительный комитет, функции председателя которого были сопоставимы с функциями хозяйки. Каждому члену подготовительного комитета давалось какое-то конкретное поручение по организации бала: один занимался приглашениями, другой - убранством помещения, остальные - выбором оркестра, угощением гостей.
В богатых домах местом приемов служили парадные апартаменты - обычно они располагались анфиладой, центральную часть которой занимал бальный зал, а по сторонам располагались гостиные, буфетные и столовые. Самые знатные и богатые люди для этих целей строили отдельные здания. В домах победнее для приема использовались жилые помещения. В начале XIX века практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты, часто дорогие, богато декорированные. Естественно в домашних концертах исполнялась камерная музыка - в России слушали и любили европейских композиторов. Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов-исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства, виртуозы - пианисты и скрипачи.

1.4. Бальные традиции и этикет

Основными развлечениями в ХIХ веке были бал и ужин. Между тем они были существенными, но вовсе не обязательными составляющими званого вечера. Русская дворянская культура ХIХ века на этот счет выработала гибкую систему элементов, которая могла варьироваться в зависимости от повода, количества и возраста гостей и многих других обстоятельств.
Еще в петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению". Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось "руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран".
Подобные же наставления издавались и позднее. Среди них были и написанные в стихах:
Старайся, чтоб твой нос был свеж и чист;
Не фыркал, не сопел, не издавал бы свист,
Старайся за столом так руки держать,
Чтоб платья дам не замарать.

Организаторы бала ровно в назначенный час собирались у входа в помещение, где должно было проходить торжественное мероприятие, чтобы приветствовать гостей. Если бал частный, приглашенных встречали хозяин и хозяйка, если общественный - ответственные члены подготовительного комитета.
Гости заходили в частный дом, где был организован прием, и перед тем, как подойти к хозяевам и поприветствовать их, снимали в гардеробе верхнюю одежду. После обмена рукопожатиями с хозяевами гости проходили в бальную залу.
В бальной зале рядом с танцплощадкой почти всегда расставляли столы со стульями, где в перерыве между танцами можно было отдохнуть. Было принято, чтобы мужчины приглашали на танцы женщин, с которыми они сидели рядом за столом, своих жен и хозяйку приема. Если хозяйка сидела за другим столом, мужчине не следовало приглашать ее, пока он не убедится в том, что у всех дам, сидевших за его столом, есть партнеры или они заняты беседой со своими соседями, чтобы ни одна женщина не оставалась без внимания. По правилам хорошего тона протанцевать весь бал могли только молодые люди обоих полов.

Менять партнеров можно было только в перерывах между танцами или тогда, когда музыканты играли «на бис». Когда танцы заканчивались, каждый гость перед уходом обязан был подойти к хозяину и хозяйке, поблагодарить их и попрощаться.

1.5.Бальный костюм

Одежда для бала подчинялась определенным правилам. Вплоть до 60-х годов ХVII века мужчинам считалось неприличным приезжать на бал в брюках . Для этого существовали специальные короткие, до колен, светлые штаны. К ним, надевались белые чулки и открытые башмаки с пряжками. Для бала был обязателен темный фрак, который надевали со светлым жилетом и белым галстуком (бабочкой).
Дамское бальное платье ХIХ века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из тонких и легких материй - шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток. Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. Именно по этой причине пришлось спешно укорачивать перед балом платье Наташи Ростовой в романе "Война и мир": домочадцам показалось, что бальные кавалеры примут Наташу за не танцующую.
Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, чаще - белыми, и отделывались искусственными цветами-подснежниками, незабудками, бледными маргаритками. Букетики таких цветов прикалывали к волосам.

Для последующих балов платья молодой девушки могли быть чуть пышнее, но, согласно русской традиции, девушка из хорошего общества не должна была носить драгоценностей (кроме скромной нитки жемчуга или цепочки с небольшой подвеской), дорогих, ярких или темных тканей, перья и меха. Все это дозволялось только замужним дамам. Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна. Чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку , называвшуюся "сорти де баль".
Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах , зато замужняя дама обычно надевала головной убор : легкую шляпу без полей (ток), берет или хотя бы наколку из лент и кружев. В этом правиле нашел отражение старинный русский обычай, по которому замужним женщинам не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Мужчины появлялись на балах без головных уборов. Не танцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой, "не бальной" материи-бархата, шелкового штофа, шерсти и т. п.
Воздушные и легкие бальные наряды оказывались удивительно

непрочными. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки.

В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в ХIХ веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты надевать в таких случаях не возбранялось.

Бальное платье было просто только с виду. На самом деле это было очень дорогое произведение портняжного искусства. Основу его составлял корсет - это такое орудие для пытки красотой. Хочешь быть красивой - шнуруй и тяни, даже если талия меньше 60 см - все равно утягивай. Грамотно сшитый корсет мог утянуть талию до 20 см. Нижние юбки способствовали тому, чтобы платье волнующе колыхалось и шуршало. Платье должно было соответствовать выбранному стилю и эпохе. Мода любого времени строго регламентирует вырезы, крой, ткани и элементы отделки.

Передвижение в бальном платье - это особое искусство: требуется вовремя подобрать юбки для шага или реверанса, не говоря о такой фигуре высшего пилотажа, как подъем по лестнице. В танцах длинный шлейф просто перебрасывается через руку или крепится к кисти, специально нашитой петлей. Надевая платье со шлейфом, даме надо помнить, что прежде чем сойти с места, следует посмотреть, не стоит ли кто на нем.

Бальные туфельки . Тут у каждого века запросы свои. Ботиночки с загнутыми носами - к платью с «адскими окнами» (глубокими вырезами по бокам платья), атласные туфли-балетки - к стилю ампир. Но для танцев на паркете удобнее всего взять танцевальные туфли. И не забыть канифоль на подошвы! Теперь можно только удивляться, как при всем этом девушка на балу умудрялась остаться томной, изящной, воздушной и нежной.

1.6.Обязанности кавалера

Особые обязанности возлагались на балу на кавалеров. Они должны были быть безупречны. На балу они находились под самым пристальным вниманием.
Для того чтобы обычный мужчина воспринимался как кавалер для бала, он должен был обучен танцам (до совершенства), разобраться в галантном этикете, уметь применять его к даме.
Для ведения бесед он должен был разбираться в политике, погоде, литературе, живописи, музыке, уметь шутить и цитировать классиков.
Именно потому особенно ценились господа юнкера и кадеты. Обученные этикету, грамотные, воспитанные, блистающие выправкой и эполетами, и главное - танцевавшие как боги. Многие приходили на кадетские балы смотреть именно, как танцуют кадеты, учиться у них манерам.

Глава 2. Развлечения на балах 2.1. Игра в «живые» картины

Популярное молодежное бальное развлечение конца XVIII - начала XX в.- игра в «живые» картины. Особенно распространено оно было на семейных балах и вечерах. Показывали живые картины перед танцами или в перерыве между ними. Они требовали подготовки и репетиций, поэтому готовились заранее, часто в виде сюрприза кому-нибудь из членов семьи.

Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных, например "Аполлон и музы", "Три грации", "Моисей в пустыне", "Зигфрид и Кримгильда" (из древнегерманского эпоса "Песнь о Нибелунгах"), "Мария Стюарт в темнице", "Подводное царство" и т. п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям - плащу, короне и т. п.

Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно. За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки – дети.

2.2. Фанты и спиритический сеанс

Гости на балу очень часто играли в фанты . Например, юной даме, чтобы выкупить свой фант приходилось петь, танцевать, поплакать понарошку и расцеловаться с первым кавалером, который войдет в зал. Незадолго до полночи желающих приглашали поучаствовать в спиритическом сеансе - столь популярном развлечении на балах 19 века. Специальная доска, разделенная на сектора "Да", "Нет", "Возможно", с ободком из цифр и магнит давали ответ на все вопросы, которые задавала ведущая сеанса. Например, одна из дам желала узнать, будет ли счастлива её дочь в ближайшие несколько лет. Дух отвечал уклончиво: "Возможно", но цифры подсказывали, что нужно было сделать для обеспечения счастья дочери.

2.3. Раскладывание пасьянса и его разновидности

На балу любили гадать на картах, раскладывать пасьянс.

Пасьянсом называется карточная игра, рассчитанная чаще всего на одного игрока. Ее суть - в целенаправленном перемещении, замене и комбинировании игральных карт, первоначальный расклад которых совершенно случаен. Карты перемещаются по заранее известным правилам так, чтобы добиться какого-то конкретного результата. Это и занимательное развлечение, и способ гадания.

Пасьянс служит прекрасным средством против стресса, ведь при всей легкомысленности игры, человеку, решившему провести время за раскладыванием карт, придется быть внимательным и спокойным. Об этом можно судить по самому названию - пасьянс, или по-французски patience, в переводе на русский означает «терпение». Существуют разные версии происхождения пасьянса. Но по одной из них, этой игрой мы обязаны узникам XVII века, томившимся в застенках королевской Франции. Не случайно многие пасьянсы носят имена известных личностей той эпохи. В тюрьме карты били единственным развлечением, и благородные заключенные внесли свою лепту в их историю. Но вскоре казематы оказались тесны для новой игры, и она вошла в моду при королевском дворе, да и сами французские монархи стали ее горячими поклонниками.

Пасьянсы очень разнообразны. В эту игру можно играть не только в одиночку, пасьянс «Симпатия», например, рассчитан на участие двух человек. Некоторые пасьянсы требуют напряженного внимания и проявления комбинаторных способностей, результат других зависит от везения и от того, как «ляжет карта». Одни расклады занимают довольно много времени, другие очень просты и в них можно сыграть между делом, всего за несколько минут. Один человек мог играть в пасьянс «Наполеон», «Екатерина Великая», «Паганини», «Огород», «Ворожба» и другие .

2.4. Почта

На балу работала почта . Почтальоны всегда были готовы передать послание любой ценности, будь то признание в любви или информация о новом открытии, чьё-либо восхищение приглянувшейся особе или фрагмент литературной дуэли. Если кто-либо на балу не знал, как признаться в любви, сделать красивый комплимент или просто сказать приятное, если его сердце поразил недавно знакомый ему человек, незнакомец или незнакомка, он использовал почту. Если кому-нибудь просто хотелось привлечь внимание противоположного пола, то почта приходила им на помощь. Этикет не позволял почтальонам разглашать тайны сердца или имя отправителя.
Игра «Мой тайный друг» - приложение к почте. Участники бала на входе записывали свой номер и Ф. И.О. на специально подготовленном бланке. Кавалеры помещали свой бланк в одну емкость, дамы - в другую,

2.5. Шарады

На балу не только танцевали, играли, но и разгадывали шарады.

Шарада – это разновидность усложненной загадки: загадываемое слово разделяется (обычно по слогам) на отдельные слова, и каждое из них, а затем и целое описываются через перифраз. Если загадка восходит к глубокой мифологической древности, к ритуалам испытания, архаическому табуированию предметов или действий (например, охоты), к ретрансляции опыта с помощью клишированных формул (отсюда переход загадок в пословицы и поговорки). Шарады были известны с III-VI веков, однако особенную популярность в форме стихотворений, а затем и инсценировок получили в салонной культуре XVIII века, что связано с общим тяготением искусства барокко с перифразу) описанию одного понятия с помощью нескольких)..

Заключение

Бал - непременный атрибут русской культуры, пришедший к нам из Западной Европы. Он был призван определить тип социального поведения внутри общества. Бал был организован, имел четкую структуру, определенный порядок танцев и строгий этикет. Танцы были при этом не только средством приятного времяпровождения – им придавалось чрезвычайно большое значение в общественном поведении человека, были необходимым условием воспитания и образования, причём не только высшего образования общества, но и среднего.

Литература

1. Богословский и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. М., 12.

2. Балы и праздники в России. М., 2000. С. С.

3. Васильева-Рождественская -бытовой танец. М., 1963. С. 128-129. .

4. Веселая старина: об увеселениях русского двора при Петре I; о первых балах в России. /Сост. . Калининград, 2005. С. 63. 1.

5. 5.Гольцев и нравы в России XVIII в. СПб., 1896. С. 24;

6. Дневник камер-юнкера. 1721-1725 гг. Перевод с немецкого. Ч. 2. М., 1902. С. 71.

7. Захарова русских балов. М., 1998. С. 7. 3.

8. Захарова церемониалов и церемониалы власти в Российской империи. XVIII - начало ХХ в. М., 2003. С. 228;

9. Князьков Петра Великого. М., 1909. С. 6

10. Колесникова в России XVIII - начало ХХ века. СПб., 2005. С. 185.

11. О первых балах в России // Полярная звезда. СПб., 1823.

12. Корнилович русских при Петре Великом. СПб., 1901. С. 56.

13. Пыляев житье. СПб., 1897. С. 127

14. Шубинский балы в России // Исторические очерки и рассказы. М., 1995. С. 26.16-19.

Приложение

Ролевая игра бал «Война и мир»

Бал в Австрии

Танец в системе дворянского воспитания

«Помещичья жизнь - любопытная страничка истории... Сколько бы я не изучал старинных усадеб, никогда нельзя почувствовать усталости и пресыщенности», - писал в начале XX века известный исследователь русской дворянской усадьбы Ю.И. Шамурин.

Кульминацией искусства принимать гостей был бал - событие в жизни человека XIX века особенное. Это и «ярмарка невест», а потому повод для волнений не только молодой барышни, но и ее родителей, и «место для признаний», и возможность заявить о себе, сделать первые шаги к успешной карьере.

«Бал - есть жизнь в миниатюре, - писал один из современников Лермонтова, - со всеми ее обольщениями, интригами, странностями, кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького».

Традиционно бальный сезон продолжался недолго: с Рождества и до Великого поста. Но часто балы давали и летом, и осенью, чтобы отметить какое-нибудь событие, к примеру, приезд важной персоны. Устройство бала было связано с «большими приготовлениями» и ожидание его в доме, приспособленном к неге тихой семейной жизни, становилось нередко «несчастьем на целую неделю» из-за «мытья, лощенья и чищенья» всех комнат. Кроме этих хлопот, хозяйке приходилось «весьма заранее» заботиться о кавалерах для приглашенных дам и молодых барышень.

Организация балов до середины XIX века подчинялась довольно строгому распорядку, строго определенными были и система танцев, а так же их последовательность. Не только башмаки и панталоны мужчин, но и туалеты дам, их прически не допускали излишней вольности, особенно в присутствии знатных особ. Некстати пришитый бант, не на месте приколотый цветок могли навсегда разрушить «успешную будущность» молодой девушки.
Неслучайно ироничный и проницательный Печорин был убежден в том, что «женщина на бале составляет своим нарядом нечто целое, нераздельное, особенное...».

Г.Г. Гагарин. " Бал у княгини Барятинской" (Лермонтов в центре)

С торжественного полонеза бал начинался. Этот танец представлял всех приглашенных, давал возможность рассмотреть дам, их прически и туалеты, а хозяин с хозяйкой шли первой парой. За неторопливый ритм и простоту движений определили его «ходячим разговором». Но для многих дам он превращался в весьма неохотное испытание - совсем непросто было пройти перед присутствующими «с изяществом и благородством», дотрагиваясь до руки кавалера лишь кончиками пальцев.

Вторым танцем часто была кадриль, допускавшая даже «некоторые вольности». Один из современников Лермонтова, некто Вурхгольц, вспоминал этот танец: «Десять или двенадцать пар связывали себя носовыми платками, и каждый из танцевавших, попеременно, идя впереди, выдумывал новые фигуры. Особенно дамы танцевали с большим увлечением. Когда очередь доходила до них, они делали свои фигуры не только в самой зале, но и переходили из нее в другие комнаты, некоторые водили в сад, в другой этаж дома и даже на чердак. Словом, не уступали одна другой. При всех этих переходах один музыкант со скрыпкой должен был постоянно прыгать впереди и мучился до крайности».

Игры и вариации, входившие в состав кадрили, позволяли показать, на что способны танцующие, - недаром в руководстве к этому танцу автор пособия указывал возможные варианты па (шассе, круазе, глиссе, пируэты и пр.), способные сделать бал настоящим приключением, потому что его участники не всегда представляли как им себя вести.

Бытоописатель «старого житья» Пыляев М. И. описал «забавное приключеньице», случившееся в экосезе (разновидности кадрили): «Напоследок, чтобы в полной мере удовольствоваться сим танцем, кто-то придумал, чтобы в первом колене дама с плеткой гналась за своим кавалером, дабы ударить, а во втором - преследуемый и преследующая с торжеством делают променад, бросая плетку следующей паре».

После полонеза и кадрили наступала очередь вальса. Он вошел в моду в начале XIX века и сразу стал популярным настолько, что уже в 1825 г. в «Правилах для благородных общественных танцев» было напечатано следующее: «Излишне было бы описывать, каким образом вальс вообще танцуется, ибо нет почти ни одного человека, который бы сам не танцевал его или не видел как танцуется». В особом увлечении им была молодежь, староверы же ворчали, что он «неприличен и излишне волен», видя молодую, полуодетую барышню в объятиях мужчины.

Сохранить благопристойность можно было строго следуя таким рекомендациям, записанных в «Правилах...»: «...танцевать не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие; не слишком отдаленно, что могло бы препятствовать поворачиваться, ...голов ни даме, ни кавалеру один от другого не отворачивать, ...глаза быть должны ни слишком подняты, ни опущены, а приятно открыты. Сверх того, ноги иметь вытянутыми, танцевать на носках, избегая малейшего шарканья, руки закруглить, из которых левая у дамы положена должна ловко на плечо кавалера, а правая у кавалера должна охватить даму среди талии...».

«Музыкальная поэма в сладостных формах», «танец влюбленных», «однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой» - такими эпитетами награждали современники Лермонтова вальс, чересчур быстрых и воздушных па которого, по мнению иностранцев, не выдерживали европейцы и поэтому считали непревзойденными мастерами его исполнения только русских.


Кульминацией бала была мазурка - любимейший танец военной молодежи. Именно в ней во всем блеске проявлялось мастерство танцора и потому на мазурку смотрели как на сольное выступление, остальные же становились зрителями, оценивающими мастерство танцующих.

Бал завершал котильон. Это род кадрили, которую танцевали на мотив вальса. Танец - игра, самый непринужденный и шаловливый. В нем были и «фигуры с шутками, и подавание карт, узелков, сделанных из платков, и обманывание и отскакивание в танце одного от другого, и перепрыгивание через платок, и, что всего привлекательнее, битье кавалером в ладоши вслед вальсирующей паре, дабы перестала танцевать» - писал танцмейстер Л. Петровский, объясняя почему многие молодые люди стремились на бал: «Единственно для того, чтобы потанцевать котильон».

Задачи перед танцмейстерами ставились непростые и первое, к чему стремились учитель и не всегда послушные избалованные ученики, так это к «правильному изображению наружного вида человека» в танце.
«Изображение» в «Правилах для благородных и общественных танцев» описывалось следующим образом: «Голову не слишком поднимать вверх, что могло бы показать гордого, не хотящего смотреть на других, человека, ни опускать вниз, что показывает унижение самого себя, и надлежит держать прямо и равномерно. Глаза, служащие зеркалом души, должны быть скромно открыты, означая приятную веселость, рот не должен быть открыт, что показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположены с приятною улыбкою, не выказывая зубов».

Не меньше было забот и с представительницами прекрасного пола: «Во-первых, надобно держать тело и голову прямо без принуждения и утвердиться на пояснице, движение шеи должно быть свободно и легко, взгляд веселый и ласковый, плечи опустить и отвести назад, руки иметь возле тела и немного подавши наперед так, чтобы не было почти никакого расстояния между ними и телом, кисти наложить одна на другую...».

Бал был мероприятием весьма и весьма недешевым. Подтверждает вышесказанное замечание Пушкина в адрес отца Евгения Онегина: «...давал три бала ежегодно и промотался наконец». Больших затрат требовало и освещение. Весь вечер в зале и других комнатах должны были гореть сотни восковых свечей, стоивших довольно дорого. Дорогим было и содержание домашнего оркестра, а его наличие считалось одним из важнейших элементов на балу. Танцы под фортепиано балом не считались.
Чаще всего в усадьбах для развлечения гостей просто «устраивались танцы».

Звучали мелодии полонеза, мазурок, вальсов, кадрилей и в Тарханах - «когда приходили соседки». Об этом вспоминал троюродный брат Лермонтова.

Запомнила один из своих танцевальных вечеров А.В. Щепкина: «Когда устраивались танцы, то музыка влияла, оживляя. Так красивы казались танцующие пары, нарядно одетые, и вокруг танцующих собирались зрители из гостей. В большой зале было светло; танцы начинались засветло. Мне, десятилетней девочке, нравилось, когда меня приглашали на кадриль пожилые люди - взрослым было приятно доставить удовольствие ребенку и не стеснительно занять такую даму разговором...».

В те времена, помимо модных танцев, охотно танцевали гросфатер и экосез. Пары, танцующие гросфатер (в переводе с немецкого - немецкая пляска) журавлиной походкой проходили через весь дом со смехом и шумом, шагая под ускоренный темп музыки... А пускаясь в экосез, спешили выстроиться в два ряда и пара за парой пролетали посередине залы... Это были праздничные вечера, и все посетители оживлялись, шалили, - довольные радушием и угощением хозяина».


Материалы выставки "Картинки русской жизни первой половины XIX". Литографии, гравюры, модные картинки, запечатленные иностранными художниками: Г. Энгельманом, Д.А. Аткинсоном, Г. Арни.


Игры были непременной принадлежностью светских гостиных. Салонные игры, их называли petit-jeux, создавали атмосферу непринужденности и шутки. Игроки демонстрировали быструю реакцию, умение импровизировать, иногда рифмовать.


Самые распространенные игры - «рифмы», «почта», «биография», «общественное мнение», «друзья», «письмо», а также шарады и каламбуры, живые картины.
Также была популярна игра- Существовала еще одна разновидность этой игры под названием "Шутки Купидона".
Молодых дворян увлекали более подвижные развлечения с элементом шалости и легкого дурачества - «музыкальные стулья», «перышко», фанты.
Одной из самых любимых игр были театральные шарады. Участники делились на две группы: «актеры» и «зрители». Актеры задумывали и разыгрывали загадку на сцене, а зрители отгадывали ее.
Например, из слова чу-жест-ранец создавалось три маленьких спектакля, каждый из которых изображал отдельную часть слова. Зрители пытались отгадать, что бы могла означать каждая сценка, если это не удавалось, актеров просили представить целое слово, и тогда игрался четвертый спектакль. Шарады доставляли радость лицедейства, давали возможность придумывать костюмы, декорации, находить применение не только своим талантам и способностям, но и предметам старины, хранившимся в тяжелых сундуках и шкафах.

Фанты - это салонная игра, смысл которой заключается в исполнении так называемых штрафных заданий для фантов (игроков, вытянувших карту).
Дворяне записывали на бумаге различные задания, а затем пускали шляпу с ними по кругу, заставляя милых и дам и кавалеров вытаскивать случайный фант и выполнять его. Эта игра почиталась и на гусарских вечеринках.


Есть еще одна разновидность этой игры - кто-либо из играющих берет на себя роль распорядителя. Подходя к каждому из играющих, он предлагает ряд вопросов или замечаний, на которые обязательно отвечать, но с условием не употреблять в своих ответах слов «да» и «нет». Произнесший какое-либо из этих слов платит распорядителю «фант», т. е. дает ему какую-нибудь из своих вещей: кольцо, часы и т. п. Когда собраны будут все фанты, распорядитель садится и, взяв один из них, спрашивает: «Чей фант?» — «Мой!» — отвечает хозяин вещи. «Что с ним сделать?» — «Что прикажете». Вынимая, сборщик говорит: чей фант вынется, тому быть, например, зеркалом, или оракулом, или смешным и т. д. Когда все фанты будут вынуты, тогда провинившиеся поодиночке обходят всех играющих и каждый предлагает то, чем ему приказано быть. Назначенный быть зеркалом обходит всех и предлагает в него посмотреться; оракул предлагает предсказать судьбу; смешной старается посмешить каждого. Иногда при выкупе фантов требовалось составить целый рассказ, в котором должно было быть несколько обязательных слов или сравнить каждого из участников игры с цветком и объяснить сходство. После исполнения приказания фант возвращается по принадлежности; то же самое повторяется и с прочими фантами с разнообразием приказаний.


Почта

Распорядитель игры кричит: «Динь, динь, динь». Кто-нибудь спрашивает: «Кто там?» — «Почта!» — отвечает первый. «Откуда?» — «Из города М». — «А что там делают?» — спрашивают первого. Он может сказать, что ему заблагорассудится, например: танцуют, поют, смеются. Когда первый скажет, что делают в городе, то все играющие должны делать то же самое, что сказано, а кто не станет делать, что делают другие, то с него берется фант. Фантом вообще берется какая-нибудь вещь.
Фанты исполняются следующим образом: например, фант одного молодого человека -кольцо. Этому фанту назначают быть зеркалом. Он становится посреди комнаты, все играющие подходят к нему и становятся лицом к лицу и начинают, что им угодно делать, например, причесываться, поправлять что-нибудь на себе. Зеркало должен делать то же самое, что делают играющие. После того ему отдается фант. Игра в почту может окончиться по желанию играющих.


Домашние постановки

Само собой разумеется, что всякая роль, маленькая или большая, должна быть хорошо разучена наизусть и передана не напыщенно, но с верными оттенками и возможно естественными движениями. Чтобы достигнуть этого, следует уже к первой репетиции твердо помнить свою роль; только тогда возможно обратить полное внимание на соучастников и на предметы, находящиеся на сцене; вещи должны с самого начала иметь свои определенные места, чтобы играющие могли ориентироваться и, например, не идти писать письмо направо, когда стол стоит налево.

Подходящие жесты и телодвижения лучше всего изучить перед зеркалом, но надо наблюдать, чтобы их не было «слишком много» или «слишком мало».
При выборе пьесы надо, если на себя не полагаешься, лучше всего обратиться за советом к человеку опытному. Следует избегать пьес, в которых одна роль главная, остальные же только второстепенные, потому что из-за этого легко могут возникнуть зависть и недоброжелательность, а хозяйке дома неприятности. Самые подходящие пьесы - маленькие водевили, которых можно найти много.


Ставить живые картины так, чтобы они вполне воспроизводили свои художественные образцы, очень трудно и без подготовки почти невозможно.
Если мысль постановки живых картин возникла в течение вечера и все делается на скорую руку, то зрители не станут строго относиться к недостатку костюмов, освещения и т.д.; напротив, они будут служить развлечением и предметом приятных разговоров.
Если же картины приурочены к известному, назначенному дню, то и требования как к исполнителям, так и к постановке другие.
Когда картины ставятся по случаю какого-нибудь семейного празднества, то надо заботиться, чтобы сюжет их подходил к торжеству.
Кроме выбора картины, большого труда стоит размещение исполнителей и верное освещение..


Несколько репетиций также необходимы, и последняя делается по возможности в костюмах и при полном освещении.
Совершенно естественно, что при постановке живых картин каждый участвующий должен беспрекословно повиноваться распоряжениям руководителя, так как он один может судить — верна ли поза и требует ли живая картина каких-либо изменений.


Существует другая сценическая забава, которая, может быть, доставляет больше удовольствия, чем театральные пьесы и живые картины, а именно - загадки в лицах . С первого взгляда кажется, что исполнение таких шарад гораздо легче, чем постановка театральных пьес. Но это совершенно ошибочно. В театральной пьесе автор дает вполне готовую раму, в которой исполнителям остается только придать ролям известный характер. Сочинитель уже подготовил разговоры, завязку и эффекты развязки. При постановке же загадок все это надо создать из очень бедных указаний, заключенных в избранном слове.
Загадка в лицах представляет импровизацию, в которой каждая сцена означает слог известного слова. Последняя сцена должна выражать все это слово в целости. Лица, собирающиеся поставить загадку, втайне уговариваются, какое слово должна означать предпринимаемая ими импровизация. Привлекательность загадки в лицах заключается не в трудности отгадки слова, но в большей или меньшей забавности и причудливости постановочных сцен.


Постановка загадок может быть различная. Всего забавнее та, в которой все импровизировано, быстро исполняется без особенных приготовлений, костюмов и претензий. Для этого, однако, необходима практика в подобного рода забавах, дар находчивости в ответах и остроумие.
Другой способ состоит в том, чтобы найти у разных авторов сцены, которые способны выразить слоги избранного слова. Это дает возможность вставить одну или две музыкальные вещицы или остроумный разговор в стихах или прозе. Для этого необходим талант и обязательно несколько репетиций, очень занимательных для участников; так получаются весьма интересные представления. Мало что может приятнее занять гостей.
Рассмотрим, как можно устроить такую милую игру.


Займемся сперва действующими лицами и костюмами. Между близкими знакомыми, вероятно, найдутся несколько человек, которые склонны принимать участие в забавах, одарены живостью и воодушевляемы весельем. Они очень хороши для постановки загадок. Иногда довольно трудно найти для такой забавы участниц. Дамы больше любят театральные представления, где удобнее показать хорошенький туалет.
Декорации для постановки загадок обычно не нужны. Достаточно только ширмы.


Что же касается костюмов, то здесь вопрос по увеличению занимательности представления. Тут много пользы можно извлечь из старых платьев. Придется пожертвовать несколькими предметами гардероба. Если еще сохранились платья или шляпы старой тетушки или бабушки, то это чудесно. Прибавьте к этому несколько кусков красной, белой, зеленой и желтой материи.

Кого-нибудь надо избрать костюмером, который должен следить за тем, чтобы действующие лица довольствовались существующим материалом.
Немного проволоки, конского волоса и льна достаточно, чтобы наделать великолепных бород молодых людей, разбойников, тиранов, благородных отцов, отшельников и проч., а также париков. Два конца проволоки сгибают и зацепляют за уши, точно как дуги очков. Проволока проходит дугой надо ртом, а на нее прикрепляют тонкой проволокой немного конского волоса, хотя бы выдернутого из тюфяка, в виде бакенбардов, длинных или коротких усов и т.д., совершенно изменяющих лицо. Точно так же пользуются и льном, шелком или ватой. Подобным же образом можно смастерить и парики.
Также можно достать все у костюмеров и парикмахеров. Заметим только, что приготовление самодельных принадлежностей доставляет будущим актерам много приятных часов, особенно в дурную погоду.


Иные обладают особенным талантом из обычного материала создавать премилые костюмы и прически. В одну минуту они свернут вам вокруг головы большую чалму и воткнут сбоку большое перо, потом накинут широкую юбку, проведут переднее полотнище назад и прикрепят к поясу, чтобы превратить его в шаровары, опояшут красным шарфом, навесят старую саблю, заткнут за пояс пистолет, нарядят в пеструю жилетку, приделают громадную бороду и в четверть часа превратят вас в свирепого пашу.

Загадки в лицах можно разыгрывать в тесном кружке знакомых, потому что от публики требуется снисходительность, без которой актеры будут чувствовать себя стесненными. Карикатуры знаменитостей, пародии на их произведения, причудливые выдумки — все тут позволительно.
Правил на подобного рода игру установить нельзя. Оттого можно советовать не забывать только трех вещей:
1) молчать в то время, как говорит другой
2) как можно менее оборачиваться к публике спиной
3) заботиться о краткости антрактов между тремя или четырьмя сценами,
составляющими одну загадку, чтобы публика не скучала, не охладела и не забыла содержания начала представления.
Труппе необходимо избрать из своей среды директора или распорядителя, обязанного устроить сцены до их начала, так чтобы всякий знал, что ему придется представлять и где занимать место.
Заметим, что для загадок в лицах костюмы менее важны, чем разговоры. В этом отношении все должно идти гладко, живо и остроумно.
Случается, что между очень молодыми людьми, находится способный принять на себя женские роли субреток, инженю и даже первых любовниц. Это может только увеличить забавность представления.
И все-таки самой распространенной игрой в гостиных были карты.

В некоторых гостиных играли невероятно увлекательно и вполне безобидно. В 70-х годах 19 века почтенная Елизавета Петровна Макулина состояла на службе у императрицы Марии Александровны и, кроме прочего, заведовала гардеробом и бриллиантами государыни, ее квартира находилась в здании Зимнего дворца, над Комендантским подъездом и выходила окнами на Дворцовую площадь почти против Александровской колонны. По средам здесь устраивали журфиксы - дамские приемы.
Это были модные вечера, на которые собиралась золотая молодежь Петербурга. Кроме танцев и других развлечений в гостиной Елизаветы Петровны всегда играли.
«Еженедельные вечеринки ее по средам, обыкновенно привлекали, кроме родных... не мало знакомых: артистов, художников и золотой молодежи - офицеров гвардейских полков... Изредка только, и то в конце вечера, в уютном будуаре хозяйки, причудливой драпировкой отделенном от ее спальни, составлялась не большая, но серьезная партия - по маленькой в преферанс».
Засиживались за полночь, около 12 часов накрывали на стол. Потом играли в преферанс, рисовали, увлекались буриме и шарадами.


Молодые люди отдельно, a parte , развлекались игрой « в извозчики- пулики и крестики», незатейливую игру, в которой бывало немало забавных ситуаций. По правилам, количество игроков было неограниченным. На столе мелом рисовали круги от центра к краю. Каждый из играющих должен был положить на первый от края круг кольцо, жетон, монету или любой мелкий предмет.
«Раздавал карты тот, кто открывал наименьшую, считавшуюся козырем. Каждый из присутствующих по очереди выдергивал карту наугад у соседа справа, и, когда очередь доходила до сдававшего, карты открывались, и у кого оказывалась наименьшая козырная, подвигался вперед на один круг, сдавал карты всем, кроме себя, и не принимал участия в игре до тех пор, пока снова открытые карты не давали заместителя. Главным и чуть ли не самым интересным и существенным интересом игры было обращение на ты с тем, с кем обыкновенно говорили на вы, и наоборот.
Каждый старался на этом подловить, заставить продвинуться вперед на один круг, и кто первый попадал в центр, давал фант. Избранное по запискам жюри присуждало фанты, разыгрываемые в конце игры».
Однажды двум молодым художникам выпало поделить стол пополам и изобразить по женской головке. Оба необыкновенно талантливо справились со своей задачей, и всем стало очень жаль стирать такие удачные рисунки и досадно, что не пришло никому в голову предложить перо, карандаш и бумагу. Иногда жюри назначало в качестве фанта чтение стихов, показ карточного фокуса, музыкальный экспромт или решение ребуса. Эта игра вызывала много шума и смеха.
Е. Келлер "Светская жизнь в интерьерах столичных особняков."
" Русские игры для всех возрастов"


Такая блистательно красивая и приятно оформленная игра Бальные Танцы для девочек! Просто великолепное задание ждет участниц сегодня. Ведь у лучшей и самой талантливой пары, которая незабываемо танцует, предстоит невероятно важное выступление. Герои , конечно, знают толк в танцевальных костюмах, но сегодня они ни на чем не могут сосредоточиться. Выступать в таком престижном зале, им еще ни разу не выпадало в их судьбе. Теперь они просят о помощи, так как каждому из них нужно иметь самый прекрасный образ, и к тому же, два их наряда, должны будут прекрасно сочетаться друг с другом. Ну, так что, может кому-нибудь удастся оказать для них быструю и качественную помощь? Звук и мелодию в игре очень легко отключить. Сверху на игровом экране находятся два специальных значка для этого. Вариантов причесок множество. Нужно не забывать, что подбирать оттенок волос и прическу необходимо для каждого из героев данной красивой игры. Итак, почему бы ни сделать одного из этой талантливой бары со светлыми волосами, а другого с более темными? Или же им обоим даровать одинаковый цвет волос?

Будет над чем, поломать голову. Это выступление такое важное, что танцоры не должны выглядеть смешными на фоне других пар. Они обязаны будут дарить прекрасное настроение людям, но при этом каждый из героев игры должен блистать, а не смешить. Ведь это же не цирк и эти прекрасные танцоры, совсем не клоуны. Их талант имеет совершенно иную окраску. Выбор платьев для девушки поражает своим многообразием, так же как и огромное количество нарядов для выступлений в гардеробе героя этой славной игры. Кстати, перетаскивая красивую алую розочку в низ или вверх, после выбора категории, существует возможность просмотреть варианты костюмов полностью. В игре этой все предельно легко! Для управления нужна всего лишь компьютерная мышь. Игровой экран весь мерцает, отчего весь развлекательный процесс становится еще более приятным.

Всем известно, что наряды для выступления настоящих танцоров выглядят очень красиво, а уж если речь идет о бальных танцах, то костюмы не только лишь с множеством занятных элементов и потрясающе прекрасно выглядят, но и стоят очень дорого. Благодаря данной игре, существует возможность полюбоваться на все это великолепие, совершенно бесплатно. Платья для героини игры, обязательно понравятся каждой малышке. Только подбирая подходящий наряд и туфельки к нему для этой королевы , необходимо не забыть так же и о красивом юноше из игры бальных танцев. Ох уж и огромный гардероб для выступлений у двух этих талантливых личностей! Одежды просто море, хоть купаться в блеске этих дорогостоящих камней. Нажав на кнопочку с надписью «Готово», существует возможность полюбоваться полученным результатом, и даже сменить тот фон, на котором звездная танцевальная парочка, будет двигаться в блеске софитов.


Жмурки
Список использованных материалов

Введение к оглавлению

Любой организатор бала или танцевального вечера рано или поздно задается вопросом — чем занять гостей, которые хотят отдохнуть от танцев, или тех, кто не очень хорошо знает программу и может заскучать. Светские беседы не всем даются с той же легкостью, с которой они развлекали наших предков, воспитанных в традициях легкой салонной болтовни (или, наоборот, сложных придворных интриг). Бывает, что от попыток придумать тему для разговора, найти, куда деть руки, и при этом сохранить любезное выражение лица, гости устают не меньше, а то и больше, чем от самых быстрых гальярд или полек.

Очевидно, что те же вопросы занимали хозяев и в XIX, и в XVII веках, и в любое другое время, с той лишь разницей, что культура совместного времяпрепровождения была жива, и ее не приходилось моделировать или воссоздавать. Однако именно разница в общем образовании, в привычках и навыках, создает нам трудности при попытках воспользоваться «опытом предков». Приведу лишь два широко известных примера — совместное музицирование и котильон. Игра на музыкальных инструментах, аккомпанирование друг другу при исполнении арий, романсов или популярных песен, совместное исполнение того или иного произведения для развлечения публики или для собственного удовольствия было естественным занятием для любого образованного человека со средних веков и до конца XIX — начала XX вв. Многим ли под силу это сегодня? Увы. Недостаток знаний — первая причина сложностей, возникающих при воссоздании бального «быта». Вторая — сильно изменившиеся с давних и не очень давних времен нормы поведения, размытые рамки этикета и дозволенность многого, недозволенного раньше. Пикантность, привлекательность и тайный смысл многих бальных игр современному человеку зачастую совершенно непонятны. Именно поэтому многие (почти все) фигуры котильона, бывшего замечательным развлечением для гостей бала в XIX веке, с непривычки вызывают в лучшем случае недоумение. Получить хлопушку, извлечь из нее народный костюм, одеть его в специальной комнате и под звуки задорной музыки изобразить «народный» танец — что это?... Ну и, наконец, последняя сложность — чем дальше в глубь веков, тем скуднее наши представления о развлечениях знати. XIX век изучен почти досконально, а вот что насчет XV? Что предложить гостю исторического бала эпохи Возрождения?

Доска для настольных игр, Musée National du Moyen Age, Франция, конец XV в.

Что ни говори, без настольных игр или их аналогов не обойтись. Они были популярны во все времена, ими разгоняли скуку и древние египтяне, и кельты, и римляне, и крестоносцы. Карты, кости, нарды, шахматы и шашки приходят в голову почти сразу, и абсолютно справедливо. Но если мы стараемся танцевать в точности так же, как танцевали наши предки, не попробовать ли нам и играть в точности по тем же правилам, по которым играли они? В этой небольшой статье я приведу правила некоторых игр (о, далеко не всех!), которые были популярны в XIV-XVII веках и которые легко организовать в любом месте и в любое время.

Как показывает опыт использования этого материала на мероприятиях КСТ, почти все описания игр неполны или не разъясняют полностью все возникающие в ходе игры ситуации. Прежде чем использовать ту или иную игру в широком кругу, я бы советовала предварительно опробовать ее на желающих, выяснить все «подводные камни» и внести соответствующие поправки и дополнения к правилам, дабы гости бала получили причитающееся им удовольствие, а не тратили время на размолвки и взаимные неудовольствия. Будем благодарны за любую информацию о внесенных улучшениях и со своей стороны с течением времени также будем вносить соответствующие уточнения.

Карточные игры к оглавлению

Ни время, ни точное место возникновения игральных карт не известны. В старинном китайском словаре Чинг цзе Тунга, вошедшем в моду в Европе в 1678 г., говорится, что карты были изобретены в Китае в 1120 г. Четыре масти символизировали времена года, а 52 карты — количество недель в году. Существуют также сведения, что китайцы и японцы еще до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в средневековой Японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий. Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки. С помощью таких карт можно было раскладывать и «пасьянс» — раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». В XIII веке карты стали известны в Индии и Египте.

Касательно появления карт в Европе есть несколько версий. По одной из них начало игры в карты относится к XV столетию и совпадает с появлением цыган на европейской территории. По другой же — общеизвестность карт, по свидетельству иезуита Менестрие, приписывается XIV столетию, когда один малоизвестный живописец по имени Жикомин Грингонер изобрел карты для развлечений умалишенного короля Франции Карла VI (1368-1422 гг.), вошедшего в историю под именем Карла Безумного. Карты якобы были единственным средством, которое успокаивало царственного больного между приступами сумасшествия. А во время царствование Карла VII (1422-1461) они были усовершенствованы и тогда же получили свои теперешние названия.

Тем не менее это все-таки гипотеза, которая не подтверждается другими данными, и некоторые летописцы относят происхождение карт к XIII веку. Это предположение имеет историческое основание, так как во время царствования Людовика Святого в 1254 году был издан указ, запрещавший под страхом наказания кнутом карточную игру во Франции. Итальянский манускрипт 1299 года также говорит о запрещении игры в карты. В 1260 году в Германии основан особый цех фабрикантов и торговцев игральными картами. Орден Калатрава (Calatrava) в 1331 г. запретил игру в карты в Испании, и это запрещение было повторено в 1387 году Иоанном I, королем Кастилии. О существовании карт в Кастилии при короле Альфонсе XI говорит его указ в 1332 году, запрещающий карточные игры. Также есть мнение, что игральные карты были занесены в Европу сарацинами. В хронике одного итальянского города за 1379 год значится: „...введена в Витербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб«. Сарацинами именовались мусульмане Востока, арабы. Однако на тех картах вряд ли рисовались человеческие фигуры, как теперь, так как закон Магомета запрещает правоверным делать такие изображения. Возможно, родиной карт с рисунком современного типа является Италия. Их древнейший экземпляр, гравированный на меди, относится к 1485 г.

Карты современного вида не сразу завоевали всеобщее признание. В разных странах долгое время они имели свои отличительные особенности. Вместо мастей изображали чаши, монеты, мечи, палки.

Вручную расписаные арабские карты конца XV — начала XVI вв.
(монеты, кубки, палки и мечи)
Изменение карточных мастей в разных карточных системах
(слева направо: арабская, испанская, итальянская, немецкая и французская)

Особые карты были в Германии. Кроме короля, дамы и валета, существовал рыцарь. Полная колода карт в Германии содержала не 52, а 64 карты, среди которых были козыри: дьявол, смерть и т. д. Масти у немцев также имели некоторые отличия от общепризнанных (французских). Червы имели современное очертание, пики (вини) рисовались в виде зеленых листьев на кустах и назывались зеленые. Бубны изображались в виде бубенчиков и назывались бубенчики. Желуди (трефы) указывают на возможное польское влияние при заимствовании немецких карт, изображавших трефы в виде желудей. Современные рисунки мастей, принятые во Франции, были заимствованы из восточной орнаменталистики. Эти рисунки идут из глубокой древности и имеют религиозное и магическое значение.

Современные традиционные игральные карты

Для лучшего понимания я позволю себе пояснить термины, которые используются при описании игр:

  • Взятка, трик , (trick - калька с английского:), сет - одно выкладывание карт (один игрок выкладывает карту, второй выкладывает, и т.д., пока кто-то не выиграет взятку);
  • Раунд, сдача - последовательность взяток от первой до последней, пока не будут разыграны все имеющиеся на руках карты (в отличие от нашего, допустим, «Дурака», раньше в течение игры карты часто не забирались из пачки оставшихся непрерывно; сначала разыгрывался один раунд, затем подсчитывали очки или мешали карты, и только после этого брали следующие);
  • Игра - последовательность раундов до выигрыша одного из игроков, определенного правилами игры.


Неизвестный художник, «Игроки в карты».
Картина из архивов Шекспировской библиотеки.

All fours к оглавлению

Игра на двух игроков и одну стандартную колоду из 52 карт. Один из игроков - сдающий.

Карты перемешиваются, и каждому из игроков выдается 6 карт. Игроки смотрят карты, затем раздающий снимает верхнюю карту с перевернутой колоды - это будет козырь. Второй игрок имеет право согласиться или не согласиться с этим.

  • Если он согласен, то игра начинается.
  • Если он согласен, но верхняя карта при этом - валет, то игра начинается, но сдающий получает 1 очко.
  • Если он не согласен, сдающий имеет право все равно назначить эту карту козырем или также от нее отказаться. Если он назначает ее козырем против желания второго игрока, второй получает 1очко. Если козырь не был признан, верхние карты с колоды снимаются до тех пор, пока не покажется карта другой масти, нежели чем отвергнутая. Эта карта и становится козырем независимо от желания игроков.

Начинает игру тот игрок, который не был сдающим. Каждую следующую взятку начинает игрок, выигравший предыдущую. Самая старшая карта - туз, младшая - двойка. Старшая карта выигрывает трик. Игроки должны выкладывать карты одной масти до тех пор, пока это возможно. Если у игрока нет карты начальной масти (той, которую выложил первой начинающий раунд), он может ходить козырной картой. Если нет и козырной - любой другой.

Поясняю на примере: игрок А выкладывает семерку пик. У игрока Б есть только тройка пик. Он обязан ее выложить. В этой сдаче выигрывает игрок А и забирает себе карты (складывает рядом, но не убирает далеко). Трик закончен. Следующим карты выкладывает игрок А.

Игрок А снова выкладывает пиковую карту - десятку. У игрока Б пик больше нет, но есть козырь. Он выкладывает козырную карту, любая козырная бьет любую другую, так это эту сдачу выигрывает игрок Б и забирает себе карты. Трик закончен. Следующим карту выкладывает игрок Б.

Игрок Б выкладывает, допустим, даму червей. У игрока А нет ни червей, ни козырных карт. Тогда он выкладывает трефовую восьмерку и переводит таким образом ход обратно игроку Б. Тот должен поступить с трефовой восьмеркой согласно исходным правилам - ответить любой трефовой картой, козырем, или картой другой масти, если нет ни треф, ни козырей - и так до тех пор, пока кто-то не выиграет взятку.

Раунд продолжается до тех пор, пока на руках у игроков не кончатся выданные изначально 6 карт. После этого каждый выкладывает забранные себе в ходе раунда карты и происходит подсчет очков по следующим правилам:

  • Очки за определение козыря (см. выше);
  • 1 очко за использование наивысшего козыря за раунд (то есть наивысший козырь из 12 участвовавших в сдаче карт);
  • 1 очко за использование самого младшего козыря за раунд;
  • 1 очко за наивысшее количество карточных очков.

Карточные очки считаются следующим образом:

  • 4 очка за каждого туза
  • 3 очка за каждого короля
  • 2 очка за каждую даму
  • 1 очко за каждого валета
  • 10 очков за каждую десятку

Обратите внимание, что подсчитываются очки не только за битые карты, а за все, отложенные по результатам раунда. Карты от двойки до девятки очков не приносят.

После розыгрыша одного раунда (одной сдачи) играется следующий, раздающие меняются. Выигрывает игрок, первым набравший 49 очков.

Alouette к оглавлению

Вариант на 2-х игроков

Играют двое. Колода на 48 карт (обычная колода из 52 карт минус десятки).

Карты мешаются, сдающий раздает каждому из игроков по 9 карт рубашками вверх. Оставшиеся карты откладываются. Козырей нет. Самая старшая карта - король, младшая - туз (единица).

Один сет состоит из выкладывания игроками по одной карте каждый. Игрок, выложивший старшую карту (без учета масти), выигрывает. Если карты равны, они откладываются и разыгрывается следующая взятка. Игрок, выигравший ее, выигрывает оба сета - предыдущий и этот. Если «ничья» выпадает на последний сет, выигравшим считается игрок, выигравший первый сет в этом раунде. Раунд заканчивается, когда игроки выкладывают по последней из 9ти карт. Выигрывает раунд тот, кто выиграл больше сетов. После этого карты снова мешаются и сдаются. Игру выигрывает тот, кто первым выиграет 12 раундов.

Вариант на 4-х игроков

Правила те же, играют две команды. Игроки одной команды садятся по диагонали друг от друга. Первый сет начинает игрок, сидящий слева от сдающего. Один сет состоит из выкладывания игроками по одной карте каждый. Игрок, выложивший старшую карту (без учета масти), выигрывает. Если карты равны, они откладываются и разыгрывается следующая взятка. Игрок, выигравший ее, выигрывает оба сета - предыдущий и этот. Если «ничья» выпадает на последний сет, выигравшим считается игрок, выигравший первый сет в этом раунде. Раунд заканчивается, когда игроки выкладывают по последней из 9ти карт. Выигрывает раунд та команда, игрок которой выиграл больше сетов. После этого карты снова мешаются и сдаются. Сдающим становится игрок, сидевший по левую руку от первого сдающего. Первая команда, выигравшая 12 раундов, выигрывает.

Âs Nas к оглавлению

Персидская карточная игра на 5 человек и специальную колоду из 25-ти карт пяти мастей (по 5 карт каждой масти), вероятно, бывшая родоначальником некоторых видов покера.

Самая старшая карта — «Âs» (ace, туз), или «Shîr vaKhurshíd», давшая имя игре — это лев и солнце. Остальные четыре масти — «Padishah» (король), называвшаяся также «Shâh» или «Pishâ»,«Bibi» (королева), «Sarbâs» (солдат), и «Lakkat»(танцор). Иногда последняя карта выглядела иначе и назвалась «Kouli» — охотник. В рамках одной «масти» карты не различались, масти были раскрашены в разные цвета для облегчения опознавания.

Если нет специальной колоды для этой игры, можно сделать ее из обычной колоды: отложить по пять карт каждой масти (единица (туз), двойка, тройка, четверка, пятерка) в качестве четырех мастей, и взять в качестве пятой масти, например, королей каждой масти и джокера (например, за единицу взять короля червей, за двойку - короля треф, за тройку — короля бубен, за четверку - короля пик и за пятерку джокера).

Карты перемешиваются и каждому из пяти игроков выдается по две карты. Каждый из игроков, начиная с сидящего по левую руку от раздающего, делает ставку или пропускает ход. Каждый из оставшихся в игре берет еще по две карты. Они же снова делают ставки в том же порядке или пропускают ход (таким образом из игры выбыли уже и те, кто пропустил ход в первый раз, и те, кто пропускает его сейчас). Каждый из оставшихся игроков берет по пятой, последней, карте. Все оставшиеся игроки открывают свои карты и имеющий наилучший набор карт забирает себе все ставки.

Цена набранных карт (начиная с наиболее высокой):

  • Пять карт одной масти (пять «королей», пять червей, пять бубен и т.д.);
  • Пять карт одного достоинства (пять пятерок, пять троек, и т.д.);
  • Четыре карты одного достоинства;
  • Три карты одного достоинства и две - другого (полный дом);
  • Три карты одного достоинства;
  • Две карты одного достоинства.

Basset к оглавлению

Азартная игра на любое количество игроков. Вероятно, появилась в середине XV века в Италии.

Количество карт определяется количеством участвующих игроков по следующему принципу:

  • 1 стандартная колода из 52 карт на 2-3-х игроков и сдающего;
  • 2 колоды на 4-7 игроков и сдающего;
  • 3 - 8-11 игроков и сдающий;
  • 4 - 12-15 и сдающий;
  • 5 - 16-19 и сдающий, и т.д. На каждых четырех новых игроков следует добавить одну колоду.

Каждому игроку сдающий сдает по 13 карт лицом вверх. Себе сдающий карты не берет. Затем каждый игрок решает, на какую именно из своих карт он будет делать ставку. Он может сделать ставку на любую карту или на все карты разом. Размер ставки не ограничивается и не регламентируется (но его могут ограничивать правила игорного заведения или взаимная договоренность игроков). Ставка делается следующим образом: игрок кладет деньги на ту карту, которую он выбрал. Каждый игрок должен сделать свою ставку перед тем, как сдающий начнет открывать карты.

Затем сдающий открывает верхнюю карту, лежавшую рубашкой вверх на стопке оставшихся карт.

Cдающий выигрывает все ставки, сделанные на карты того же достоинства, что и открытая.

После этого сдающий снимает следующие две карты. Он выигрывает все ставки, сделанные на карты того же достоинства, что и первая снятая карта, и платит все ставки, сделанные на карты того же достоинства, что и вторая снятая карта. После учета всех выигрышей и проигрышей он снимает следующие две карты, затем следующие, и т.д. по той же схеме. Карты, ставки по которым были проиграны, выбывают из игры.

Если игрок выиграл ставку, он может либо убрать карту из игры и забрать себе выигрыш (изначальная ставка+выплата сдающего), либо оставить и карту, и ставку по ней (в изначальном размере). Чтобы отметить, что выигравшая карта и ставка остались в игре, уголок у карты загибают. Если карта осталась в игре и проиграла, сдающий забирает ставку изначального размера, и карта выбывает из игры.

Если карта осталась в игре и выиграла второй раз, ставка по ней выплачивается в семикратном размере. Карта, выигравшая дважды, может быть убрана из игры или оставлена со ставкой изначального размера. У карты загибается второй уголок. Если карта осталась в игре второй раз и проиграла, сдающий забирает ставку изначального размера, и карта выбывает из игры.

Если карта осталась в игре и выиграла второй раз, ставка по ней выплачивается в 15-тикратном размере, и т.д. (третий выигрыш подряд оплачивается в 30-ти кратном размере, четвертый - в 60-ти кратном). Карта, выигравшая 4 раза подряд, выбывает из игры.


Школа Лукаса ван Лейдена, «Игроки в карты» (ок. 1550/59)

Bone-ace к оглавлению

Игра впервые упоминается в словаре «The World of Wordes» Флорио в 1611 году. Также как и предыдущая, она считается одним из предков Блэк Джека. Игра рассчитана на стандартную колоду из 52 карт и от двух до восьми игроков.

Сдающий раздает каждому из игроков по 3 карты - первые две рубашкой наверх, последнюю лицом наверх, при этом все три карты сдаются одновременно, а не по одной каждому игроку по кругу.

Игра состоит из двух частей.

Часть первая (The Bone): выигрывает игрок, открытая карта которого дает большее количество очков. Выигрыш - одна монета или предварительно оговоренные участниками ставки - выплачивается каждым игроком. Если количество очков равно, выигрывает тот игрок, который находится ближе к сдающему по часовой стрелке. Картой самого большого достоинства является туз, а туз бубен выигрывает у всех карт.

Часть вторая: открываются все три карты, и выигрывает игрок, чьи карты приносят самое близкое к 31 количество очков (но не более 31).

В обоих частях очки подсчитываются следующим образом: туз - 11 очков, король, дама, валет и десятка - по 10 очков, остальные карты дают количество очков сообразно их достоинству. Выигрыш также уплачивается всеми игроками.

Karnöffel к оглавлению

Немецкая карточная игра на колоду из 48 карт и четырех игроков.

Karnöffel — одна из самых старых описанных карточных игр. Самая ранняя из известных версий ее описания относится к 1426 году.

В оригинале вKarnöffel играли «немецкой» колодой из 48 карт, состоящей из карт достоинством от двух до десяти, валета (Untermann), рыцаря (Obermann) и короля (Köning). Самая младшая карта — двойка, самая старшая — король. Хотя существует мнение, что ранние версии немецкой колоды могли включать в себя единицу (туз), никаких фактических свидетельств этого не найдено. Впрочем, после того, как туз стал самой старшей картой французской колоды, то же самое произошло и с двойкой в немецкой. Во многих более поздних немецких играх двойка считается самой старшей картой. Обратите внимание и на то, что в колоде нет Дамы. Любопытно, что Рыцаря часто путают с Дамой, хотя на изображении нарисован мужчина.

Поскольку немецкую колоду в наше время найти непросто, можно играть французской, убрав из нее тузов и играя Дамами как Рыцарями.

Играют в Karnöffel парами, игроки одной команды располагаются по диагонали друг от друга.

Сдающий раздает каждому игроку по пять карт за раз (а не по одной карте по очереди), первую карту рубашкой вниз, остальные рубашкой наверх. Самая младшая из открытых карт (или, в случае совпадения, первая открытая) становится козырем на этот раунд, после чего игроки забирают себе все пять карт.

Игрок по левую руку от сдающего выкладывает карту. Каждый следующий игрок по часовой стрелке также выкладывает по одной карте, последовательность мастей, как в других играх, не имеет значения. Игрок, выложивший самую старшую карту (или самого старшего козыря), выигрывает сдачу, откладывает карты и начинает следующую сдачу. Игра продолжается до тех пор, пока все карты не будут выложены. Команда, выигравшая большее количество сдач из пяти, выигрывает сет. Игрок, который первым выкладывал карту, сдает карты в следующем раунде. Партнерам по команде не запрещено советоваться друг с другом.

В отличие от большей части других карточных игр, в этой некоторые козырные карты обладают «особыми свойствами» в ряде ситуаций:

  • Козырной валет: бьет все другие карты;
  • Козырная семерка (Дьявол): бьет все другие карты, кроме валета, но только в том случае, если она была выложена первой. Иначе это не дьявол, а просто семерка. Ее нельзя выкладывать в первой сдаче;
  • Козырная шестерка (Поп): бьет все карты, кроме упомянутых выше;
  • Козырная двойка (Кайзер): бьет все карты, кроме упомянутых выше;
  • Козырная тройка: не бьет короля и ни одну из вышеперечисленных карт
  • Козырная четверка: не бьет короля, королеву и ни одну из вышеперечисленных карт;
  • Козырная пятерка: не бьет короля, королеву, валета и ни одну из вышеперечисленных карт.

Тридцать и один к оглавлению

Игра датируется как минимум 1440 годом. В этому году Бернадин Сиенский(Bernadine of Sienne) упомянул эту игру в своем наставлении противазартных игр. Описанная игра, популярная в Испании и Ирландии - одна изнескольких игр, существовавших в XV-XVII вв. и ставших прародителямисовременного Блэк Джека.

Участвует любое количество игроков, начиная с двух. Каждому игрокусдается по три карты из стандартной колоды из 52 карт, рубашкой наверх,начиная с игрока, сидящего по левую руку от сдающего.

После раздачи игроки смотрят свои карты и каждый игрок, начиная с того же игрока по левую руку от сдающего, может скинуть одну карту, положивее лицом наверх. Вместо нее он может взять верхнюю карту из оставшейсяколоды или предыдущую карту из стопки скинутых карт. Игроки продолжаютпо кругу скидывать по одной карте и брать себе новые до тех пор, покаодин из них не стукнет дважды по столу. После этого все, кроме стучавшего, должны впоследний раз скинуть еще по одной карте, и затем карты открываются.Игрок, у которого на руках окажутся три карты одной масти, дающие самоеблизкое к 31 количество очков (но не более 31), выигрывает. Тот, ктонабирает именно 31 очко, выигрывает автоматически: он не должен ждатьчужого стука по столу или стучать сам. Карты перемешивают и играютследующие раунды.

Очки подсчитываются следующим образом: 11 очков за туза, по 10 очков закороля, даму, валета и десятку, 9 за девятку, 8 за восьмерку и т.д.Три карты одного достоинства, но разной масти, дают 30.5 очков.


Караваджо, «Шулер» (ок. 1596)

Игры в кости к оглавлению

Игра в кости была популярна по всему миру с ранних времен. Существовали сотни разных вариантов игры. Здесь мы рассмотрим только те игры, которые не требуют от игроков ничего, кроме собственно шестигранных, наиболее популряных в наше время, костей (ну и, конечно, денег, чтобы делать ставки).

Захлопнуть крышку к оглавлению

В эту игру можно играть как на игральной доске, так и без нее. Для игры необходимо 11 костей. Игра на любое количество игроков.

Перед игрой следует расположить кости в ряд так, чтобы на верхних гранях были видны цифры в следующей последовательности: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 1, 2, 3 (вторая 1 соответствует 7, 2 — 8, 3 — 9).

Первый игрок кидает две кости. После этого он может убрать из ряда выложенных костей две, соответствующие выброшенным им значениям, или одну, равную сумме значений (т.е., если, например, выброшены 3 и 4, можно убрать либо кости с номерами 3 и 4, либо кость с номером 7). После того, как выбывают 7,8 и 9, игрок кидает только одну кость. Его ход заканчивается, если в ряду оставшихся костей нет ни одной, которую можно было бы убрать после последнего броска. Значения на оставшихся костях суммируются и ход переходит к другому игроку. Ряд костей снова выстраивается, второй игрок совершает те же действия, и т.д. до тех пор, пока все не сыграют.

Выигрывает тот, чья сумма значений оставшихся костей будет меньше. Проигравшие выплачивают выгрыш в соответствии с разницой между их результатом и результатом выигравшего (например, если первый игрок закончил ход с 1, а второй — с 9, второй выплачивает первому восемь монет или иное количество в соответствии с изначальной ставкой).

Игроки в кости, из немецкого манускрипта, Österreichische Nationalbibliothek, Cod. Nr. 3049 (1479 г.)