Формы политического участия. Политическое поведение и политическое участие Индивидуальное политическое участие

Одной из основных характеристик политического процесса является деятельность субъектов политики, т.е. политическая деятельность. Она представляет собой сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главной побудительной причиной политической деятельности являются жизненно важные интересы и потребности людей, наиболее важными из которых являются экономические и материальные. Именно в них коренятся самые глубокие побудительные мотивы участия людей в политике. Потребности становятся политическими интересами и вызывают определенные действия тогда, когда люди осознают, что удовлетворение их потребностей зависит от их влияния на власть или изменений в политической системе. Кроме интересов и потребностей, мотивационный компонент политической деятельности определяется также уровнем образования субъектов действия; умением анализировать сложившуюся ситуацию, в которой происходят события; системой ценностей и норм, существующей в обществе; эмоционально-психологической предрасположенностью участников событий.

Политическая деятельность имеет достаточно сложную структуру:

В качестве субъектов политической деятельности могут выступать: индивидуальные субъекты (рядовые граждане или профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы, элиты); институциональные субъекты (организации и учреждения, выполняющие представительские и исполнительные функции в политической системе общества). Субъекты политической деятельности вступают в определенные отношения друг с другом - политические отношения. Они носят характер конкурентного взаимодействия, которое обусловлено взаимным стремлением субъектов к завоеванию и использованию государственной власти. В силу этого политические отношения часто отличаются напряженностью и конфликтностью. Основным объектом политической деятельности является существующая система социально-политического устройства общества, т.е. политическая система. Одни субъекты политики пытаются ее сохранить и упрочить, другие реорганизовать и тем самым приспособить. Для реализации своих интересов, третьи - подвергнуть кардинальному преобразованию. Средства и методы политической деятельности весьма разнообразны. К ним относят: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, встречи, переговоры, восстания, революции, войны и т.д. Выбор методов и средств политической деятельности зависит от особенностей политической культуры общества.

Политическая деятельность состоит из целого ряда конкретных политических действий, под которыми понимаются определенные акции, шаги, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидами, социальными группами, общностями с целью получить некий политический результат. Эти действия могут быть:

позитивные (их целью является постоянное совершенствование политической системы или ее структурных компонентов, развитие в прогрессивном направлении) или негативные (они часто вызывают развитие конфликтов в обществе, кризисной ситуации, неэффективность государственного управления);

рациональные (отличаются тем, что субъекты имеют четкое представление о целях и используют все возможные методы и средства для их достижения) и иррациональные (для них характерно то, что субъекты не имеют четких представлений о целях);

инерционные (направлены на сохранение традиционных политических отношений и механизмов государственной власти, на воспроизводство принятых в обществе норм поведения) и творческие (вносят в политику перемены, обеспечивают совершенствование политической системы);

стихийные (действия, которые не управляются политическими институтами) и организованные (отличаются высокой сознательностью и целеустремленностью субъектов политики);

институционализированные (порядок осуществления таких действий регламентируется законами, уставами, положениями, инструкциями и т.д.) и неинституциона-лизированные (они связаны как с решением проблем, не предусмотренных официальным протоколом, инструкцией, сложившейся написанной традицией или уставом, так и с нарушением установленных норм).

Многообразие действий субъектов политического процесса предполагает существование различных типов политической деятельности. В зависимости от тех изменений, которые вызывают политические действия в сфере политико-властных отношений, выделяют следующие виды политической деятельности:

- политическая реформа - это изменение, переустройство в способе деятельности, в составе институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей политической структуры; постепенное проведение намеченных преобразований общества, в которых акцент делается на доведение этих преобразований до конца. Реформы проводятся, как правило, в законодательном порядке и сверху в целях совершенствования способностей политическои системы адаптироваться к меняющимся в ходе развития условиям ее функционирования. Проведение политических реформ свидетельствует об эволюционном и ненасильственном характере развития политического процесса, о способности определенной политической системы приспосабливаться к многообразным интересам и требованиям общества, новым экономическим, социальным, этническим, религиозным и иным факторам. Наиболее распространенными типами политических реформ являются конституционные изменения в сфере исполнительной власти, перестройка соотношения сил в партийной системе или парламенте и т.д.;

- революция - коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры общества; коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой. Кроме того, термин революция может использоваться и в переносном смысле для обозначения мощных тенденций, способствующих коренному преобразованию, перевороту в качестве какой-либо области жизнедеятельности обществ (научно-техническая революция, информационная революция и т.д.). Характерными признаками революций являются: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка; участие в них большого количества мобилизованных людей; сопровождение революционного процесса насилием. Результаты революций могут быть самыми различными: это насильственное изменение существующего политического режима; замена политической эли-ты^ неспособной управлять, другой, более действенной; кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества - социальной, экономической, политической; радикальный разрыв с прошлым; внесение изменений в нравственные устои общества, воспитание нового человека;

- контрреволюция - политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Для финансирования контрреволюционной деятельности часто используются средства эмигрантов, а также стран, которые заинтересованы в ликвидации революционного режима. В качестве методов борьбы с новыми порядками контрреволюционеры используют вооруженное насилие, экономический саботаж, политическую пропаганду. В случае успеха контрреволюции начинается этап открытой реставрации власти прежних политических сил.

- реставрация - процесс политических изменений, направленных на возрождение политического режима, ранее низвергнутого в ходе революции или государственного переворота. В большинстве своем реставрации носят реакционный характер, гораздо реже они содействуют установлению более демократического режима (например, республиканская реставрация, осуществленная Шарлем Де Голлем (1890-1970) во Франции в 1945-1947гг., способствовала значительному реформированию политической и социальной сфер французского общества);

- политическая модернизация - это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, происходят постоянные преобразования во всех основных компонентах системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Политической модернизации присущи четыре основные особенности: высокий уровень дифференциации политических ролей и институтов, единая централизованная политика с определенными задачами и ориентирами; расширение деятельности центральных административных и политических организаций и их проникновение во все сферы общественной жизни; высокая политическая активность граждан; ослабление традиционных элит и легитимности власти наряду с ростом ответственности правителей перед управляемыми, наделенными потенциальной властью, т.е. способными влиять на принятие решения и формулирование политики;

- государственный переворот - внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом (президента, правительства, штата государственных чиновников), которые не связаны с какими-либо коренными изменениями политического режима, социально-экономических отношений в обществе. Государственные перевороты так же, как и революции, отличаются коллективным и насильственным характером политической деятельности, а также стремлением с помощью пропаганды идеологизировать произошедшие события. Однако в отличие от революции государственному перевороту предшествует заговор, причем хорошо организованный, внутри самих государственных институтов. Главной целью государственного переворота является разрушение легитимности существующей власти и утверждение во главе государства другой политической силы, которая будет удерживать обретенные полномочия силой. Подобные политические действия чаще всего ведут к уничтожению стабильной формы правления и утверждению анархии или диктатуры. Примером подобного государственного переворота может служить переворот в Чили в 1973 году, приведший к власти диктатора Аугусто Пиночета Угарте;

бунт, восстание, мятеж - это различного рода возмущения масс действиями властей, чаще всего они носят вооруженный характер.

Большую опасность в современном мире представляет терроризм (от лат. terror - страх, ужас) - целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, которые применяют насильственные методы и средства (угрозы, шантаж, похищения людей, убийства и др.) с целью запугивания правительств и мирных граждан. Существуют различные формы терроризма. Исторически первой формой терроризма явился индивидуальный террор. Со временем он стал дополняться или совмещаться с коллективно-организованным террором. В современных условиях формы терроризма модернизируются; террористическая деятельность становится все более изощренной, многообразной, бесчеловечной. Учащаются случаи угонов самолетов, взрывов общественных зданий, захвата заложников, в том числе стариков, женщин, детей, применения изощренных способов угроз, пыток. В конце XX - начале XXI века получил широкое распространение этнический и религиозный террор, усилился международный терроризм. После событий 11 сентября 2001 г. в США ряд государств - членов ООН стали координировать свою деятельность в борьбе против международного терроризма.

Политическое участие - это любые, по преимуществу добровольные, действия индивидов или групп, связанные с их непосредственным или опосредованным участием в разработке, принятии и реализации политических решений; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

Политическое участие граждан может проявляться:

1) в осуществлении властных полномочий или противодействии их осуществлению (к примеру, в деятельности в представительных органах или в кампаниях гражданского неповиновения);

2) в деятельности формальных политических организаций (политических партий, общественных объединений);

3) в деятельности неформальных организаций (народных фронтов и т.д.);

4) в выборах и референдумах;

5) в виде прямого действия, т.е. участия граждан в публичных манифестациях с целью воздействия на органы власти (митингах, демонстрациях, политических беседах);

6) в чтении политической периодики и литературы, в прослушивании и просмотре политических передач с последующим обсуждением;

7) в выполнении политических обязанностей в рамках государственных органов, в оказании помощи общественности в реализации этих функций (к примеру, при охране правопорядка).

Характер и степень включенности граждан в политику, их политическая активность определяется значимыми для них причинами или факторами участия. Именно они непосредственным образом обусловливают деятельность людей, их политическое поведение.

Формы и типы политического участия граждан достаточно разнообразны. Наиболее часто современные политологи выделяют автономное и мобилизованное политическое участие. Автономное участие имеет добровольный характер и целерациональную мотивацию, подкрепленную развитыми представлениями о политике. При таком виде участия человек самостоятельно обращается к политическим формам защиты своих интересов и самостоятельно выбирает формы и каналы проявления своей активности. В свою очередь мобилизованное участие достигается средствами манипулирования, принуждением, насилием, экономическими и иными санкциями. Личность втягивается в политику помимо своей воли, часто становясь заложником воли отдельных политиков или политических сил. Мобилизованный тип политического участия чаще всего присущ тоталитарным режимам, которые стремятся к символическому вовлечению масс в политику для имитации своей общественной поддержки.

Кроме этого различают активное и пассивное, индивидуальное и коллективное (массовое), легальное (соответствует установленному законами порядку) и нелегальное (нарушает законы, противоречит установленным порядкам), традиционное (ориентировано на поддержание политической преемственности и стабильности) и инновационное (нацелено на развитие, изменения), постоянное (оно характерно для политиков-профессионалов) и эпизодическое (характерно для рядовых граждан, например, голосование на выборах), организованное и неорганизованное политическое участие.

Особое значение для государства имеют так называемые протестные формы политического участия. Политический протест является одной из разновидностей негативного воздействия индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию, а также действия властей. Он может протекать как в виде разрешенных властями демонстраций, пикетов или других акций (конвенциональная форма), так и в деятельности запрещенных политических партий, несанкционированных шествиях и т.д. (неконвенциональная форма).

Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан. В этой связи определенную опасность для демократического устройства общества представляют кризисы политического участия. Под кризисами политического участия подразумевается ситуация, когда правящая элита не в состоянии создать институциональные условия для удовлетворения растущих потребностей граждан участвовать в политике. Они обусловлены, как правило, претензиями новых социальных групп на соучастие в управлении государством, в осуществлении властных полномочий, на вхождение в политическую элиту. В тех случаях, когда правящая элита считает нелегитимными требования этой новой социальной группы, стремящейся к активному включению в политический процесс, обычно и наступает кризис политического участия.

Существуют разные пути преодоления возникшего кризиса политического участия.

Наиболее эффективным способом разрешения кризиса политического участия является институциональная адаптация. Ее характерной особенностью является то, что в рамках определенной политической системы находится институциональное решение, а именно: обозначаются новые процедуры выборов и создаются электоральные институты, совершенствуется партийная система государства, формируются группы интересов. Только в этом случае можно прийти к соглашению между правящей элитой и контрэлитой, стремящейся к участию в принятии политических решений. Другим, противоположным, способом разрешения кризиса политического участия является авторитарный способ. Для него характерен отказ в расширении сферы политического участия различных групп населения или ее насильственное ограничение путем введения всевозможных запретов, применения репрессивных мер. Обычно это приводит к развитию форм принудительного, мобилизационного, имитационного участия граждан в политике. Третьим способом разрешения кризисов политического участия является умеренно-авторитарный способ. Он предполагает, что правящая элита, не готовая идти на значительные изменения характеристик политической системы, начинает создавать только иллюзорные формы политического участия, пытаясь, тем самым, направить возникшую новую политическую активность в нужное для себя русло, в рамки существующих традиционных структур. В этом случае оппозиционным силам предоставляется формальное право участвовать в политическом процессе, однако существующая система не дает им никаких шансов одержать победу.

121. Политическое участие - это действия гражданина с це­лью повлиять на разработку, принятие и реализацию госу­дарственных решений, выбор представителей в институты власти.

122. Объем возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, професси­ональной деятельностью. Вторую группу составляют рядо вые граждане. Проявляя активность, они, как правило, до­бровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые ученые рас­сматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое уча­стие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя груп­пами.

123. Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политичес­кому участию рядовых граждан. Подчеркнем, что оно быва­ет прямым (непосредственным) и представительным (опосре­дованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, по­сещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в по­литических партиях и пр. Опосредованное участие осуще­ствляется через избранных представителей (от партий, дви­жений, заинтересованных групп), которым передаются полномочия для принятия решений. Например, выступить на слушаниях парламентской комиссии, вести переговоры с представителями властных структур, наладить с ними не­официальные контакты. Обозначенные действия называют­ся видами (или формами) политического участия. Им соот­ветствуют определенные политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции и пр. К этому вопросу мы вернемся позже, а сейчас подчеркнем, что политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие. Во-вторых, участие преимущественно осуществляется добро­вольно. Это не обязанность, какой является уплата налогов или служба в армии. В-третьих, участие является действи­тельным, а не фиктивным. Оно предполагает наличие реаль­ного выбора, альтернативы.

124. Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, назы­вается автономным участием. Его противоположностью яв­ляется участие мобилизованное, имеющее принудительный


125. характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санк­ций граждане были обязаны участвовать в праздничных де­монстрациях, чтобы показать всенародное единство и одоб­рение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных поли­тических режимах, а автономное - в режимах демократиче­ских. «Только в условиях демократии, - подчеркивает современный американский политолог С. Верба, - полити­ческое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давле­ние на тех, кому данная информация адресована». Так, граждане, возмущенные несправедливостью того или иного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с пети­циями, письмами, заявлениями в соответствующие инстан­ции, на радио, телевидение, в редакции газет и журналов. Иногда предпринимают и различные акции протеста: забас­товки, митинги и пр. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение.

126. Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному во­влекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.

1. Личность активиста. Для нее характерна высокая по­
литическая активность, постоянный интерес к политичес­
ким проблемам и информированность о них. Это может быть
член политической партии, участник движения, по своей
воле включенный в политическую деятельность. К активис­
там относятся также многие профессиональные политики и
лидеры политических партий.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в по­
литике. Она проявляет интерес к политике, хорошо инфор­
мирована, но в силу определенных личных обстоятельств
(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует
лишь в выборах и отдельных политических акциях.

3. Личность политического наблюдателя с различным
уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к
политике и лично не участвующая в ней.

4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным от­
ношением к политике.

5. Аполитичная или отчужденная личность с негативным
отношением к своему участию в политике, не интересую­
щаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, ко­
нечно же, не является субъектом политики.

127. Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.

128. 9-Л. Н. Боголюбов. 11 кл


129. Политическая компетентность напрямую связана с обра­зованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень дохо­дов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются со­циально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), со­циальной и политической идентичности (отождествлении се­бя с определенной социальной группой, партией, движени­ем). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации). По ме­ре удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности. В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности че­ловека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовле­творенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно вклю­чение в политику большинства российских граждан проис­ходит под лозунгами повышения жизненного уровня, соци­альной защиты, борьбы с преступностью.

130. Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно вли­яющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма - уклонения от участия в политике? Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсут­ствия желаемых результатов. Уклонение от политики неред­ко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социаль­ной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», ко­торые позволяли ему ориентироваться в «политическом мо­ре». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому че­ловеку.

131. . На рубеже 60-70-х гг. XX столетия в странах Запад-* ной Европы были реализованы программы для при-! влечения в политику пассивных слоев населения. Ре­зультаты оказались неожиданными: «новобранцы» про­явили крайне консервативные позиции, чем вызва­ли поворот демократического политического процесса «вправо».


132. Следует отметить, что степень активности и эффектив­ность политического участия во многом зависят от полити­ческой культуры.

Политическое участие – это то, из чего складывается реальный политический процесс. Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, по-разному вовлечены в политический процесс. Исходя из критерия степени участия в политике выделяют следующие группы:

аполитичная группа – не участвующие в политике граждане;

участники деятельности политических партий и других политических организаций, а также проводимых ими кампаний;

политическая элита, политические лидеры. Существуют также формы нелегального политического участия: демонстрации, митинги, пикеты, не санкционированные властями; различные формы протеста против безнравственных действий политического режима (голодовки, самосожжения и т. д.) прямой отказ в повиновении несправедливым законам и политическим решениям.

В целом политическое участие – это действия предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на господствующую политику, управление делами государства или выбор политических лидеров на любом уровне политической власти – муниципальном или федеральном. Политическое участие может быть организованным или хаотичным, эпизодическим или постоянным, базирующимся на законных или на незаконным методах.

Выделяют два основных типа политического участия:

1) автономное – это сознательная активность граждан, более или менее осведомленных в области политической жизни, целью которых является влияние на позицию и принимаемые политиками решения. Стимулом автономного участия является осознание степени важности политического решения Данный вид участия распространяется в основном в стабильных, демократических политических режимах;

2) мобилизованное – вынужденное действие, когда участие в политике, например голосование, или в политическом собрании зависит от неполитических стимулов, таких как страх, подкуп и т. д. Этот вид политического участия характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов.

Главную роль в политическом участии играют выборы в органы государственной власти. Свободное голосование является одним из наиболее эффективных методов разрешения политических конфликтов, надежным средством легитимации политического режима, а также средством политической социализации. Однако выборы не всегда выполняют только позитивные функции политического процесса. В обществе, находящемся на стадии реформ, с расколотой политической системой и неустойчивой социальной структурой появляется все больше возможностей для маргинальных слоев общества влиять на политику в негативном плане, тормозить политические реформы, особенно если в государстве преобладает консервативная идеология и отсутствуют общепризнанные политические институты. В таких условиях задачей реформаторов является достижение концентрации власти в руках тех, кто лучше информирован и разделяет демократические взгляды.

36. Политическое лидерство

В современной науке выделяют следующие основные подходы к трактовке лидерства:

это разновидность власти, отличием которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человека или группа лиц;

это управленческий статус, социальная позиция которая связана с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства выходит из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций, дает человеку статус лидера;

это влияние на окружающих людей. Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерен ряд особенностей: а) воздействие лидера должно иметь постоянный характер и распространяться на всю группу, общество; б) у политического лидера четко расставлены приоритеты во влиянии, отношения лидера и ведомых характеризуют асимметричность, неравенство во взаимном влиянии; в) влияние лидера опирается не на применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства;

это своего рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации. Специфика политического предпринимательства состоит в персонализации политического товара как общего блага; это символ общности и эталон поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и имеет широкий круг последователей. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое предполагает жесткую и форматизированную систему отношений господство – подчинение. Понятие политического лидерства включает в себя два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективная деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая личностную активность, имеет определяющее значение для оценки индивида как политического лидера. Второй аспект – личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту – определяет главным образом только сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как хорошего или плохого руководителя. Учитывая все это, отделение политического лидерства от его закрепленной руководящей позиции представляется неправомерным.

Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих управленческие позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства выделяют три основных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты влияют непосредственно на эффективность лидерства.

(правильные ответы под №1)

ЗАДАНИЕ N 15 Тема:

Формирование у личности определенного видения политической реальности и осознанной гражданской позиции

2. продвижение и пропаганду политических идей с целью достижения идеологического единообразия

3. развитие оппозиционности в обществе посредством формирования протестного инакомыслия

4. признание права правящей элиты на абсолютную власть и добровольное подчинение ей

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Законы и закономерности становления, развития и функционирования политической власти и политической системы – это ___________ политологии.

Предмет

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Объектом политологии выступает …

Политическая сфера общественной жизни

2. сфера частных и личных интересов

3. система отношений, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением общественных благ

4. система социального контроля, обеспечивающая целостность и порядок в обществе

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Субъективная сторона политической деятельности, влияние сознания и подсознания на политическое поведение, - это предмет исследования политической …

1.психологии 2. философии

3.социологии 4.антропологии

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Оценочные исследования политических институтов и процессов связаны с ___________ функцией политологии.

Аксиологической

мировоззренческой

регулятивной

нормативной

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Социальные функции политики

мобилизационным

автономным

легальным

нелегальным

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Социальные функции политики

Политическое участие, имеющее принудительный характер и осуществляемое под воздействием определенных стимулов, называется …

Мобилизационным

автономным

легальным

нелегальным

ЗАДАНИЕ N 23 социальные функции политики

Уклонение от участия в политической жизни общества, утрата интереса к политике связаны с проявлением …

Абсентеизма

конформизма

авантюризма

экстремизма

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Социальные функции политики

Важнейшей задачей социальной политики является …

Достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни

поддержание классового господства экономически могущественных групп

формирование правового порядка внутри страны

обеспечение безопасности и целостности политической системы

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Социальные функции политики

Процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества, - это …

Политическая социализация

социальная трансформация

политическая модернизация

политическое участие

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Социальные функции политики

Интегративная функция политики имеет своей целью …

Исторический метод

политическое моделирование

анкетирование

психоанализ

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Методология познания политической реальности

Массовый опрос, контент-анализ, наблюдение, кластерный анализ принадлежат к ________________ методам исследования.

Эмпирическим

общелогическим

системным

институциональным

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Методология познания политической реальности

Бихевиористский анализ предполагает …

Документальный анализ

статистические исследования

контент-анализ

мониторинговые исследования

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Политические отношения и процессы

Развитие местного самоуправления относится к политическому процессу ___________ уровня.

Периферийного

базового

естественного

национального

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Политические отношения и процессы

Под политическими отношениями понимается

Путч

забастовку

санкционированный митинг

пикетирование органов власти

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Политические отношения и процессы

Политический процесс, главная задача которого состоит в обеспечении представительства различных групп, общин, слоев и классов во властных структурах, называют …

Избирательным

интеграционным

законотворческим

институциональным

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Политические отношения и процессы

Упорядочная совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти – это политический (-ая) …

Процесс

конфликт

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Политико-правовые учения - конфуцианство и легистская школа, которые оказали существенное влияние на формирование современных теорий государства и права, возникли в …

Китае

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Центральной темой политической философии Средневековья стал спор о приоритете между …

Силы и честолюбия

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Формулировку сущности государства как «государство (республика) есть дело народа (res publica est res populi)» дал …

Цицерон

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

К числу «неправильных» Аристотель относил такую форму государственного устройства, как …

Демократия

царская власть

аристократия

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: История российской политической мысли

Русский мыслитель-анархист, отрицающий государство, всякую власть вообще, - это …

М. А. Бакунин

Г. В. Плеханов

П. Л. Лавров

П. Н. Ткачев

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: История российской политической мысли

Появление теории «Москва - третий Рим» связывают с именами …

Государя всея Руси, Великого князя Ивана III и «старца» Филофея

Царя Ивана IV и митрополита Макария

Бориса Годунова и Патриарха Иова

Царя Ивана IV и князя А.Курбского

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: История российской политической мысли

Развитие консервативно-монархической политической мысли в России конца ХIХ-начала ХХ вв. связывают с именами …

К. П. Победоносцева и К. Н. Леонтьева

Г. В. Плеханова и В. И. Ленина

П. И. Новгородцева и Б. Н. Чичерина

П. Н. Милюкова и П. Струве

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: История российской политической мысли

Б. Н. Чичерин, отстаивающий идею конституционной монархии, при которой существует оппозиция, называл свою политико-правовую концепцию …

«охранительным или консервативным либерализмом»

«ортодоксальным консерватизмом»

«народным парламентаризмом»

«социал-демократизмом»

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: История российской политической мысли

Распространение марксизма в России и марксистской концепции политики связывают с именем …

Г. В. Плеханова

Б. Н. Чичерина

П. И. Новгородцева

М. Я. Острогорского

ЗАДАНИЕ N 5 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

Политическая мысль отцов-основателей США выработала и апробировала на практике знаменитую, действующую по настоящее время, формулу свободы, где свобода- это …

Т. Гоббс

Ж. Ж. Руссо

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

К марксистскому учению о государстве и праве относят …

Дж. Локк

Ж. Ж. Руссо

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

Идею народного суверенитета пропагандировал и отстаивал …

Ж. Ж. Руссо

Б. Спиноза

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Немецкий политолог, разработчик «информационно-кибернетической модели» политической системы – это

Карл Дойч

Антонио Грамши

Томас Джефферсон

Макс Вебер

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Внедрение системного подхода в политологические исследования связывают с именами …

Т. Парсонса и Д. Истона

Г. Моска и В Парето

И. Пригожина и И. Стенгерса

Ч. Мерриама и Г. Лассуэлла

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Развитие поведенческого (бихевиористского) направления в исследованиях политических процессов связывают с …

М. Дюверже

Г. Алмонд

Т. Парсонс

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Сферу общественной жизни, находящуюся между семьей и государством, Г. В. Ф. Гегель определял как …

Гражданское общество

буферную зону

нейтральную зону

периферийное пространство

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Совокупность неполитических отношений граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности и самоорганизации, является характеристикой …

Гражданского общества

международного сообщества

правового государства

политического института

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Гражданское общество как условие демократии

К институтам гражданского общества не относят …

Партийной системой

гражданским обществом

политическим режимом

политической системой

ЗАДАНИЕ N 17 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Подсистема политической системы, которая выступает интегрирующим фактором и способна с помощью системы ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую жизнь, называется …

Культурной

нормативной

организационной

коммуникативной

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Политический порядок, который характеризуется высокой терпимостью к оппозиции и достаточно широкими возможностями участия общества в принятии социально значимых решений, называется …

Демократическим режимом

конституционализмом

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Политическая система, согласно определению Д. Истона, - это

Демократическим режимом

конституционализмом

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

К современной конституционной демократии относят принцип …

Политической элитой

группой давления

плюралистической элитой

лоббистской группой

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политическая элита и лидерство

Основателями элитологии (учения об элитах) как научного направления считаются

Г. Моска и В. Парето

К. Маркс и Ф. Энгельс

Дж. Локк и Т. Гоббс

Д. Истон и Т. Парсонс

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Политическая элита и лидерство

Для обозначения правящей элиты советского государства в политологической литературе используют термин …

«номенклатура»

«аристократия»

«тимократия»

«государственники»

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Политическая элита и лидерство

Под рекрутированием политической элиты понимают …

Абсентеизмом

популизмом

эгалитаризмом

авантюризмом

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: Политическая культура и социализация

Совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о целях развития мира политического, называют политической …

Культурой

идеологией

концепцией

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политическая культура и социализация

Под политической социализацией понимают процесс …

1. усвоения индивидами и группами норм, правил и моделей поведения, позволяющих реализовывать свои интересы и исполнять политические роли в рамках политической системы, обеспечивать воспроизводство политической жизни

2. воспитания и образования подрастающего поколения, формирования социально активной личности, способной соотносить свою свободу со свободой других людей

3. вовлечения социальных групп и общностей в преобразовательную социальную деятельность на принципах самоорганизации и самоуправления

4. наделения от имени гражданского общества представительными политическими функциями индивидов и элитарные группы

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Политическая культура и социализация

Интегративная функция политической культуры …

Экономического детерминизма

бихевиаризма

волюнтаризма

социального детерминизма

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Политическая жизнь и властные отношения

С точки зрения Аристотеля, человек по природе своей есть существо …

Политическое

экономическое

божественное

биологическое.

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политическая жизнь и властные отношения

Взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти - это __________ отношения.

Политические

социальные

властные

нормативные

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Роль и место России в мировой системе

Согласно Конституции РФ, приоритеты внешней политики страны определяет …

Президент РФ

Глава правительства

Министр иностранных дел

Государственная Дума

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Роль и место России в мировой системе

Деятельность государства за пределами его границ именуется …

Внешней политикой

иностранными делами

международными отношениями

мировой политикой

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Роль и место России в мировой системе

Окончание «холодной войны» большинство экспертов связывают с …

Методом Дельфы

экстраполяцией

моделированием

контент-анализом

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: Политическое прогнозирование

Предупредительная (охранительная) функция политического прогноза заключается в …

Объективными

абсолютными

субъективными

интуитивными

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Политическое прогнозирование

Исследование перспектив развития социально-политических процессов, возможных будущих состояний объектов и субъектов политики – это область научного знания политической …

Футурологии

антологии

антропологии

кратологии

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Политическое прогнозирование

Политический прогноз, в основе которого лежит научно разработанная модель будущего под заданные параметры и возможные сценарии ее достижения, называется ______________ прогнозом.

Нормативным

поисковым

сценарным

эвристическим

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Технологии управления политическими процессами

Роль и место СМИ в политическом управлении и менеджменте определяются …

Политическим режимом

внешнеполитическим курсом

национальным интересом

международной практикой

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Технологии управления политическими процессами

Скрытое воздействие на политическое сознание электората с целью побудить избирателей к выгодным для субъекта политики действиям, называется политическим …

Манипулированием

программированием

проектированием

взаимодействием

ЗАДАНИЕ N 17 Тема: Технологии управления политическими процессами

Средства массовой информации, выполняя лоббистскую функцию в политике, обеспечивают

Технологиями

решениями

ритуалами

традициями

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Мировая политика и геополитика

Система международных отношений в период «холодной войны» характеризовалась, как …

Биполярный мир

мировое партнерство

мировой хаос

многополярный мир

ЗАДАНИЕ N 19 Тема: Мировая политика и геополитика

На внешнюю политику современных государств и международные отношения определяющее влияние оказывает …

Глобализация

империализм

холодная война

изоляционизм

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Мировая политика и геополитика

Термин «геополитика» в начале ХХ в. ввел в научный оборот …

Р. Челлен

Г. Алмонд

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Мировая политика и геополитика

Полицентризм в международных отношениях проявляется в …

Гуманитарными

политическими

межправительственными

военно-политическими

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Международные организации и их роль в международных отношениях

Постоянными членами Совета Безопасности ООН наряду с Россией и США являются …

Социологией

философией

астрологией

антропологией

ЗАДАНИЕ N 5 Тема: Прикладная политология и ее цели

Задачей прикладной политологии является …

2. разработка критериев оценки эффективности политических действий и решений

3. объяснение политических процессов в рамках категориально-понятийного аппарата

4. разработка новых политических теорий и концепций

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Прикладная политология и ее цели

Политическая конфликтология изучает …

Опросом

моделированием

экспериментом

экспертизой

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

«Легитимность» как фундаментальная характеристика политической власти свидетельствует о том, что …

1. общество добровольно принимает существующую власть, проявляет готовность подчиниться ее воле

2. любая сила, захватившая власть, может считаться законной

3. права и свободы человека не могут быть нарушены со стороны власти

4. отношения господства и подчинения должны сроиться на страхе и силе

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

В системе политических наук выделяют как специализированное знание «кратологию», которая является наукой о(об) …

идеологии

демократии

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

К нормативным ресурсам власти относят

политические традиции, законы и подзаконные акты

силовые структуры, обеспечивающие правопорядок и безопасность

каналы официальной связи и информации

совокупность групп и слоев общества, лояльных к власти

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

Правом на легальное использование принуждения и насилия обладает только _________ власть .

государственная

религиозная

патриархальная (родительская)

партийная (по отношению к постоянным членам партии)

ЗАДАНИЕ N 19 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

Власть политического лидера, основанная на законе или иных правовых нормах, относится к _____________ типу легитимности.

рационально-легальному

традиционному

харизматическому

ситуативному

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политическое моделирование

Сущность политического моделирования заключается в

1. исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей

2. обосновании методов политического прогнозирования

3. изучении условий разрешения идеологических споров

4. аргументации важности приобретенного опыта

Компьютерное моделирование в политической науке активно используют при исследовании …

1. сложных масштабных систем с большим объемом количественных показателей

2. имиджевых и репутационных характеристик субъектов политики

3. деятельности политических лидеров в конкретных ситуациях

4. предвыборных программ кандидатов и партий

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: Политическое моделирование

Проверка на соответствие имитационной модели реальной политической системы или организации называется …

оценкой адекватности

проблемным анализом

институциализацией

оценкой оптимальности

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Политическое моделирование

Моделирование избирательного процесса используется для …

составления электорального прогноза по выборам

коррекции избирательного законодательства

анализа результатов выборов

ЗАДАНИЕ N 4 Тема: Политическое моделирование

Модели воздействия в виде совокупности приемов, способов и процедур, которые используют субъекты политической деятельности для достижения желаемого результата на выборах, называются …

избирательными технологиями

политическими институтами

избирательными структурами

представительными организациями

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Содержание и структура политологического знания

Исследования поведения конкретных индивидов и малых групп в реальной политической среде относят к ___________ политологического познания.

микроуровню

макроуровню

мезоуровню

мегауровню

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Содержание и структура политологического знания

Отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяют общие черты и специфические различия политических процессов и явлений, - это …

сравнительная политология

прикладная политология

политический менеджмент

политический маркетинг

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: Содержание и структура политологического знания

Бихевиористский подход в политологии обращает основное внимание на …

1. поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий

2. зависимость политики от социальных процессов, в особенности от социальной и экономической структуры общества

3. культурные традиции, нормы, правила, которые лежат в природе политической власти, обеспечивая преемственность

4. саморегулирующие механизмы, взаимосвязи и взаимодействия между субъектами политики, которые в своей совокупности обеспечивают целостность политической системы

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Содержание и структура политологического знания

Анализ динамики политического процесса с использованием вектора исследования от прошлого к настоящему характеризует __________ подход в политологии.

исторический

компаративный

институциональный

нормативный

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Содержание и структура политологического знания

К научно-теоретическим методам исследования в политологии относят …

дедуктивный анализ

наблюдение

социальный эксперимент

анкетный опрос

Решение:К научно-теоретическим методам исследования в политологии относят дедуктивный анализ, в основе которого лежит выделение конкретного знания из общего (дедукция - это общелогический метод познания «от общего к частному»). Методы познания, основанные на анализе, обобщении, суждениях называются научно-теоретическими, их результатом являются теории, законы, гипотезы. Наблюдение, эксперимент и опрос относятся к эмпирическому уровню познания.

Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. - М. : Гардарики, 2000. - С. 152-156.

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Политическое развитие и кризисы

Одна из форм политического процесса, отражающая изменения политической системы и адаптацию к новым социально-политическим условиям, называется политическим …

развитием

конфликтом

кризисом

решением

ЗАДАНИЕ N 4 Тема: Политическое развитие и кризисы

Процесс трансформации институтов политической системы при переходе от традиционного общества к современному называется …

политической модернизацией

социальной революцией

кризисом легитимности

внутрисистемным конфликтом

ЗАДАНИЕ N 19 Тема: Политическое развитие и кризисы

Противоборство, столкновение политических сил, обусловленное противоположностью их политических интересов, взглядов и целей, называется …

политическим конфликтом

кризисом легитимности

процессом трансформации

политическим развитием

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политическое развитие и кризисы

По масштабам политические конфликты подразделяются на …

межгосударственные, государственные и региональные

открытые и латентные (скрытые)

позиционные и оппозиционные

биполярные, полиполярные и мультиполярные

ЗАДАНИЕ N 18 Тема: Политическое развитие и кризисы

Под кризисом легитимности понимают …

падение доверия к институтам власти со стороны общества

конфликт между законодательной и исполнительной властями

кризис отношений между центром и регионами

конфронтацию партий и фракций внутри Парламента

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Международные отношения и международная политика

К новым вызовам и угрозам для системы международных отношений, которые появились на рубеже ХХ-ХХI вв., относят …

международный терроризм и наркотрафик

экологию и инфекционные заболевания

опасность возникновения возможностей для развития Третей мировой войны

экономические и финансовые кризисы

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Международные отношения и международная политика

Обратной стороной глобализации, которая, в частности, проявляется в усилении позиций национализма, сепаратизма и этнизма, называют …

фрагментацией

интеграцией

мобилизацией

интернационализацией

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Международные отношения и международная политика

Международные отношения – это система реальных связей между

государствами, межправительственными и международными рганизациями

исключительно национальными лидерами

неправительственными неформальными группами и организациями

только всемирными организациями

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Международные отношения и международная политика

К негосударственным субъектам международных отношений относят …

транснациональные корпорации

межправительственные организации

военно-политические союзы

главы государств и правительств

Тесты ноябрь 2013

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Одним из факторов, способствующих активности общественных организаций, является …

повышение образовательного уровня населения

активность корпоративно-бюрократических структур

активность государства

стремление правящей элиты к усилению своих позиций в социуме

ЗАДАНИЕ N 3Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

Карл Дойч видел во власти аналог _______ в экономической жизни, который в политике срабатывает там, где нет добровольного согласования действий.

Денег

конкуренции

ЗАДАНИЕ N Тема: Политическая система общества. Политические режимы

ограниченный плюрализм

наличие одной официальной идеологии

полный контроль средств массовой информации

признание фактического равноправия граждан

ЗАДАНИЕ N 7Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Идея о том, что государство есть высшая форма человеческого общения, принадлежит …

Аристотелю

Фрасимаху

ЗАДАНИЕ N 8Тема: История российской политической мысли

Представителем «заговорщическо–террористического» течения в народничестве является …

П. Н. Ткачев

П. Л. Лавров

М. А. Бакунин

Н. К. Михайловский

ЗАДАНИЕ N 9Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

Отцом-основателем Соединенных Штатов Америки, автором «Декларации независимости», принятой 4 июля 1776 года, является …

Томас Джефферсон

Джон Стюарт Милль

Бенджамин Франклин

Джон Адамс

Провозглашая «конец истории», американский политолог Френсис Фукуяма заявил, что концепция __________________ утвердилась в качестве единственного принципа организации человеческого сообщества.

либеральной демократии

классической демократии

социал-демократии

демократического плюрализма

ЗАДАНИЕ N 11Тема: Мировая политика и геополитика

Специфичность международных политических процессов определяется …

отсутствием единого легитимного центра принуждения

наличием развитой коммуникативной системы

разделением стран на «богатые» и «бедные»

существованием международных институтов

ЗАДАНИЕ N 12Тема: Международные отношения и международная политика

Система международных отношений, к основным чертам которой относят биполярность и наличие оружия массового поражения, была сформирована …

Ялтинской и Потсдамской конференциями 1945 года

Версальским мирным договором 1919 года и Вашингтонской конференцией 1921–1922 годов

Хельсинским Заключительным актом 1975 года

Версальским договором 1919 года

ЗАДАНИЕ N 13Тема: Международные организации и их роль в международных отношениях

Влиятельным региональным объединением, созданным для поддержания безопасности и развития сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока» является …

Консоциации

синкретизма

децентрализации

консолидации

По мнению Аренда Лейпхарта, наиболее эффективной при урегулировании конфликтов в мультиэтнических сообществах является стратегия консоциации (от слова «консенсус»), предполагающая согласование этнических интересов путем интеграции этнических групп в политическую и административную структуру общества. Эта ненасильственная стратегия разрешения конфликта означает достижение согласия благодаря участию всех групп в управлении страной, автономии этих групп, пропорциональному представительству и наличию права вето у меньшинства.

ЗАДАНИЕ N 18Тема: Технологии управления политическими процессами

Активного спроса

политического имиджа

рыночных отношений

механизма продаж

ЗАДАНИЕ N 19Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Политическая наука не обладает ______________ на предмет своего изучения.

абсолютной монополией

собственным взглядом

оригинальным воззрением

способами воздействия

ЗАДАНИЕ N 20

Тема: Политическая жизнь и властные отношения

Научный подход, связывающий политику с осуществлением функции целедостижения, предполагающей коллективную деятельность для достижения общих целей, называется …

системным

институциональным

властным

коммуникативным

ЗАДАНИЕ N 25Тема: Методология познания политической реальности

Рассмотрение политики как некой целостности, обладающей структурными элементами, подчиняющимися определенным закономерностям развития и функционирования, предполагает …

структурно-функциональный анализ

системный подход

институциональный подход

бихевиористский анализ

ЗАДАНИЕ N 26Тема: Прикладная политология и ее цели

Ведущими учеными-специалистами в области сравнительной политологии являются …

Габриэль Алмонд и Сидней Верба

Фридрих фон Хайек и Хана Арендт

Морис Дюверже и Джованни Сартори

Самуэль Хантингтон и Френсис Фукуяма

ЗАДАНИЕ N 1Тема: Международные отношения и международная политика

Структура межгосударственных отношений в Европе, основанная на общем согласии наиболее могущественных европейских держав относительно территориального и политического статус-кво в Европе и стремления избегать военных методов для разрешения межгосударственных противоречий, была заложена …

Либеральной демократии

классической демократии

социал-демократии

демократического плюрализма

ФТ Политология 29.05.2013 (экзамен)

(правильные ответы под №1)

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Мировоззренческая функция политологии нацелена на …

В каждом государстве в зависимости от политического режима, уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение простых граждан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы. Политическая деятельность - это реализация политической стратегии и тактики, осуществляемая прежде всего институционализированными субъектами политики (государственными органами, политическими партиями, группами давления и др.). Иными словами, это деятельность политических профессионалов, исполняющих свои функциональные обязанности. Хотя и непрофессиональных, и неинституционализованных участников из общей политической деятельности полностью исключить нельзя.

Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности, мотиванионную и эмоциональную составляющую в действиях индивида или группы, принимающих участие в том или ином политическом процессе.

Политическое участие - вовлеченность граждан в политический процесс, в тс или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике простых граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране. Однако в реальной жизни часть граждан, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют из-за своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям; имеется категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еще Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка (наиболее стабильные и уравновешенные в обществе) мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют, в частности, следующие причины вовлечения индивида и групп в политический процесс:
стремление получить выгоду от политического участия;
участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
участие как выражение лояльности существующему режиму власти или как акт поддержки той или иной политической партии, движения;
желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия;
мобилизационное участие - использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное. Прямое участие имеет место, когда индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи делят различные виды участия на три основные типа:
1) участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
2) участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
3) девиантное участие - использование неконституционных, в том числе и насильственных методов с целью свержения существующего режима.

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима власти. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроля за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важной функцией политического участия в демократическом обществе является участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме всего прочего, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан - мобилизационная. Несанкционированные властью инициативы там наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные компании число участников, формы проведения и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.