Декор стен с помощью лепнины своими руками. Лепнина на стенах – как способ декоративной отделки Лепные работы из гипса своими руками

Впервые декорирование помещения лепниной появилось в 17 веке. Лепка обрела невиданную популярность среди архитекторов, ведь стало возможным изготовлять элементы плавных форм, которые органично вписывались в любой интерьер, отличаясь восхитительной игрой светотени и особенным матовым светом. Сначала лепнину использовали для декора стен, позже, начали украшать потолки, камины, арки и окна.

Сначала, материалом для лепки служил дорогой мягкий камень, позже начали использовать более бюджетные варианты — гипс и алебастр. Каждый элемент будущей композиции опытные мастера делали самостоятельно, своими руками, вкладывая часть души. Первая лепка была сделана в стиле барокко, позже популярностью пользовался классицизм. В современной архитектуре можно встретить все стили — от барокко до ультрасовременного и модерна.

Особенную изысканность и роскошь помещению придаёт лепнина на стене, своими руками, сделать которую не составит труда. Для этого нужно проявить немного фантазии, подготовить нужные материалы и инструменты, сделать макет и воплотить задумку в реальность.

Чаще всего для этого используют гипс. Он экологически безопасный, так как имеет органическое происхождение. Современная гипсовая лепнина отличается стойкостью к повреждениям и прочностью. Также, гипс стойкий к образованию плесени и препятствует развитию микроорганизмов. Но стоит учитывать, что фигура может иметь тяжёлый вес, поэтому требует дополнительные меры крепления.

Необходимые материалы и инструменты

Перед тем, как начать творить шедевры из лепнины, стоит подготовить некоторые инструменты и запастись расходными материалами. Для работы понадобится:

1. Гипс строительный.

2. Клей ПВА , пластилин.

3. Цемент, если большие элементы.

4. Силикон и силиконовое масло.

5. Рулетка или линейка, мерный стакан.

6. Шпатели, инструменты для лепки (ножи, стеки), кисть узкая.

Необходимо подготовить ровную рабочую поверхность. Её нужно защитить плотной плёнкой, так как силикон прилипает, а гипс сильно пылит. Если раньше с лепкой не сталкивались, лучше сразу потренироваться на черновых мелких деталях, а потом приниматься за чистовую работу.

Изготовление

Процесс изготовление деталей для лепнины на стене своими руками можно условно разделить на несколько этапов: создание эскиза, подготовка формы, изготовление лепнины, монтаж готового изделия.

Создание эскиза

Если вы не обладаете достаточно развитым воображением, эскиз для будущего декора можно найти в Интернете или литературе по архитектуре. Его необходимо распечатать в натуральную величину. По готовому эскизу из глины или пластилина вылепливается модель будущего элемента лепнины, но немного большего размера, нежели должен быть декор. Если самостоятельно подготовить модель не получается, можно купить готовую в строительном магазине из полиуретана. Пластилин тем хорош для работы, что его можно модифицировать в процессе, видоизменяя элементы.

Подготовка формы

Для изготовления формы нужно смешать силикон с маслом (это повышает эластичность). Его наносят кисточкой на модель, тщательно промазывая все углубления и мелкие детали. Мазки нужно делать плавно, чтобы не попадал воздух, иначе пузырьки испортят будущее изделие. После нанесения первого слоя силикона, можно укрепить форму, например, марлей.

Каждый слой силикона должен хорошо высохнуть (часа 2-3). В общем, форма должна получиться не менее 3 мм толщиной. Если изделие будет массивным, слой силикона можно сделать толще. И форму заливают в гипсовое основание. Изготавливается оно просто: нужно взять рамку из фанеры и прикрепить к ней форму. Пространство залить смесью клея, гипса и цемента. Такая конструкция поможет надёжно зафиксировать форму, чтобы она не деформировалась во время заполнения гипсом.

Приготовленную форму нужно хорошенько промазать разделительной смазкой, чтобы гипс не пристал к ней.

Далее готовится гипсовый раствор: 10 частей сухого гипса соединяются с 7 частями холодной воды, тщательно и быстро перемешиваются, так как гипс очень быстро застывает (за 2-3 минуты). Брать горячую воду не стоит, гипс застынет ещё быстрее. Для перемешивания лучше использовать дрель с насадкой-миксером. Для повышения пластичности и надёжности можно добавить немного растворённого в воде клея ПВА . По консистенции, должен получиться раствор, как жидкая сметана.

Раствор заливается в форму, равномерно распределяя вибрирующими движениями. Если есть очень мелкие детали, можно воспользоваться кисточкой, палочкой или маленьким шпателем. Верх нужно хорошенько выровнять шпателем. Сохнет изделие примерно 20 минут.

Лепнина легко извлекается из формы, если она была хорошо промазана разделительной жидкостью. Для полного высыхания изделие следует оставить в тёплом сухом помещении на сутки.

Монтаж готового изделия

Монтаж лепных изделий легко сделать самостоятельно. Лучше крепить детали на стену через 2-3 дня после их изготовления. Стену необходимо очистить от побелки и других отделочных материалов. Чётко определить границы будущего декора, можно сделать соответствующие насечки на стене. Лепнину тоже можно немного покрыть насечками с внутренней стороны для лучшего сцепления со стеной. Далее следует увлажнить стену и тыльную сторону клеящей детали водой, и нанести клей ПВА (можно использовать смесь гипса со столярным клеем).

Содержание статьи:

Лепнина - это архитектурная старинная традиция, берущая свое начало со времен Римской империи и Древней Греции. Несмотря на наличие множества интерьерных ультрамодных стилей, желание оформить свое жилье таким декором не пропало и у современных его обитателей. Сегодня вы узнаете, как оформить стены лепниной самостоятельно с помощью доступных материалов.

Материалы для изготовления лепнины на стены

Раньше орнаменты на стенах изготавливались ручным способом. Мастера наносили массу на штукатурку и моделировали ее в узоры и рельефы, отсюда и название - лепнина. После появления в производстве формовки и отливки лепнина превратилась из дорогой роскоши в доступное удовольствие.

Металлические формы дают возможность изготавливать любые детали орнамента без всякой дополнительной доводки. Не теряя качества, каждая литейная форма может выдержать более 2000 заливок. При изготовлении лепнины многое зависит от качества ее материала, который при переходе из одного состояния в другое не должен давать большой усадки и трещин.

Таких материалов несколько:

  • Гипс . Он экологически чист и устойчив к колебаниям температуры. При твердении гипсовая масса увеличивается в объеме, создает давление и может проникать даже в самые мелкие углубления любой поверхности. Пластичность материала сильно облегчает работу по гипсовой облицовке. Он прост в обработке, поэтому отлитые изделия легко подогнать под требуемый размер. В процессе работы с гипсовой лепниной несложно замаскировать неровности стен и повреждения изделий, которые могут возникнуть в процессе их транспортировки. При изготовлении такой лепнины в условиях домашней мастерской заполненную раствором форму необходимо встряхивать для удаления из него пузырьков воздуха. Гипсовая отделка стен лепниной имеет некоторые недостатки: у нее большой вес и поэтому со временем облицовка может осыпаться. Кроме этого, гипс сильно притягивает влагу, которая становится причиной образования на рельефе грибкового налета. Этот недостаток устраняется нанесением на лепнину защитного слоя краски или лака.
  • Полиуретан . Его получают при смешивании полиэфира, диизоцианита, воды, катализаторов и эмульгаторов. Их соединение приводит к газообразующей реакции, результатом которой является вспененный пластик. Материал устойчив к температурным колебаниям и даже выдерживает нагрев до 280°C, что позволяет его использовать при оформлении светильников. Полиуретановая лепнина отлично приклеивается, она прочная, легкая и хорошо поддается окраске. Ее отличают долговечность, влагостойкость, твердость, огромное разнообразие ассортимента и чистота рельефного узора, она не накапливает пыль и не впитывает запахи. Полиуретан по своей плотности и фактуре соответствует древесине, но в отличие от нее он не деформируется и со временем не дает трещины.
  • Пенопласт (полистирол) . Эта лепнина обладает привлекательной ценой, хотя особой изысканностью не отличается. Декор хрупок и нуждается в бережном обращении, поэтому чаще всего используется для оформления верха стен и потолков. Процесс производства пенопласта непрерывен и полностью автоматизирован. Качественные изделия получают путем их экструдирования из расплавленной массы. Их структура не содержит явно выраженных гранул, наличие которых характерно для пенопласта, изготовленного методом вспенивания. Такое зерно лишает лепнину четкости рисунка и не исчезает даже после неоднократной ее покраски. Некоторые фирмы изготавливают экструдированный полистирол, имеющий сверхвысокую плотность, прочность которого вполне сопоставима с деревом и полиуретаном.

В отличие от голых стен рельефный декор можно по праву именовать домашним «психотерапевтом». Это происходит потому, что человеческому глазу чужда моторность, и он постоянно ищет какие-либо мелкие интерьерные детали в виде листиков, завиточков и им подобных, на которых сможет отдохнуть.

Разновидности изделий из лепнины для стен


Из вышеперечисленных материалов изготавливаются различные элементы лепнины для стен и потолка. Это могут быть:
  1. Гирлянды и медальоны . Гирлянды, так называемые «фестоны», имитируют увитый лентами растительный и цветочный декор. Они устанавливаются вверху стен и под карнизами. Медальоны - это декоративные панно с цветочным узором, в виньетках или гладкие.
  2. Арочные обрамления . Они изготавливаются в виде стандартных секций. Удачно комбинируя их между собой, можно элегантно и с эффектом оформить книжные полки, бар или внутреннее пространство ниши. Этими элементами лепнины украшают дверные и оконные проемы как снаружи зданий, так и в интерьерах их помещений. Завершает оформление дверей установка декоративных угловых элементов, филенчатые полотна оформляются молдингами. Над верхним наличником можно закрепить рельефный фронтон и украсить его центр каким-либо медальоном в виде герба, кокарды и пр.
  3. Накладные панели . Ими можно украшать поверхности дверей и стен, придавая им торжественный и богатый вид.
  4. Накладные ниши . Они монтируются в стены, рамы к нишам продаются отдельно. Их можно подбирать по своему замыслу и вкусу. Часто дно ниш изготавливается из белого матового оргстекла. Оно позволяет организовать в них подсветку. Для этого под стеклом устанавливают неяркий светильник, который, освещая установленные в нише предметы, подчеркивает их красоту и придает им необычные оттенки.
  5. Колонны и полуколонны (пилястры) . Они состоят из трех частей: база - это низ колонны, ствол - ее средняя часть, капитель - верх. Стволы украшаются канелюрами - специальными канавками, придающими деталям изящность. Лепные колонны могут изготавливаться в разных стилях: тосканском, дорическом, коринфском или ионическом. Постаменты колонн, базы, стволы и капители поставляются отдельно. Обычно полиуретановые колонны не несут механической нагрузки и имеют исключительно декоративное назначение. Но при желании их пустотелые образцы можно сделать несущими. Для этого нужно поместить в полость такой колонны металлическую трубу в виде стойки, воспринимающей нагрузку. Гипсовые колонны в таких случаях подлежат армированию. Лепные колонны часто скрывают в себе стояки и трубы, проходящие у стен на видном месте. Диаметры колонн жилых помещений могут составлять 15-35 см, административных - до 60 см.
  6. Кронштейны и пьедесталы . Кронштейны являются опорами для подоконников, каминных и книжных полок и прочего. В качестве угловых элементов их можно устанавливать на стыках потолка и стен или в порталах проемов. Пьедесталы служат опорами для декоративных ваз, подсвечников, скульптур и других аксессуаров. Максимальная нагрузка на такую лепнину не должна превышать 50 кг. Расположенные на пьедесталах самые обычные предметы выглядят значимо и необычно. Кронштейны и пьедесталы придают стилю помещения величавость и торжественный вид, облагораживают угловатую современную архитектуру и могут делить комнатное пространство на функциональные зоны. При монтаже таких изделий необходимо учитывать их пропорциональность по отношению к размерам комнаты. Массивная декоративная лепнина на стенах может легко «придавить» небольшое помещение, и наоборот - мелкая лепнина затеряется в большом пространстве.
  7. Плинтусы, карнизы и молдинги . Они нужны для украшения дверей, стен, рам для зеркал и мебели. Эта лепнина визуально увеличивает пространство и придает интерьеру завершенность. Карнизами можно красиво оформить соединения потолка со стенами. Потолочные плинтусы могут скрыть неровности примыканий. Кроме этого, рельефная лента плинтусов способна украсить соединение стен с поверхностью пола. Молдинги - это специальные бордюры, служащие для оформления стен.
  8. Потолочные розетки . Они предназначаются для оформления части потолка вокруг люстры. Диаметры таких розеток могут быть от 150 до 1000 мм.
  9. Купола . Они используются для оформления потолочного пространства в антично-римском, стиле ампир и других. Купол можно расписывать, а внутри его повесить люстру. Купола бывают гладкими, опоясанными узорчатыми карнизами или имеющими лепной орнамент.

Технология монтажа лепнины на стены

Потолки и стены, украшенные рельефными фигурами и орнаментами, потрясают своей изысканностью и красотой. Для такой отделки используется гипс, полиуретан и пенопласт. Ниже мы рассмотрим, как работать с этими материалами.

Отделка стен гипсовой лепниной


Выполняя лепнину из гипса, можно получить совершенно уникальный узор. Обладая великолепной пластичностью и литьевыми качествами, этот материал позволяет еще на этапе изготовления максимально точно проработать любую деталь, невзирая на сложность и глубину ее рисунка.

Перед тем как оформить стены лепниной из гипса, необходимо определить места помещения, подходящие для такого декора. Гипс - довольно тяжелый и хрупкий материал, поэтому монтаж изделий, выполненных из него, не рекомендуется производить без наличия соответствующего опыта и специальных знаний.

Места размещения гипсовой лепнины перед ее креплением следует тщательно промыть, удаляя побелку. Для крепления карниза необходимо нанести на стену линию, обозначающую границу его установки. Такую отметку можно сделать проверенным способом: натянуть окрашенный малярный шнур вдоль стены, отступив от потолка на расстояние ширины карниза, затем оттянуть его и отпустить. След от шнура на стене обозначит нужную линию.

Потом на лепнине и стене в местах сопряжений следует выполнить зубилом мелкие насечки. Монтаж карниза стоит начинать с угла. Изделие нужно распилить ножовкой на две детали под 45°. Для их фиксации используют специальный состав или гипсовый раствор, содержащий 3% столярного клея от общей массы смеси.

После подготовки поверхностей лепнины и стены их необходимо смочить водой и нанести кистью на нужные места клеящий материал. Затем, приложив детали к стене, их следует притереть легкими передвижениями так, чтобы клей заполнил всю сопрягаемую поверхность. Лишний гипсовый раствор можно удалить шпателем.

В случае монтажа крупных деталей карниза нужно использовать шурупы. В стене следует просверлить отверстия, забить в них дюбели и вкрутить крепеж. Затем в соответствующих местах тыльной стороны карниза необходимо выполнить отверстия с расширением их в глубину. После этого отверстия заполните гипсовой смесью и насадите карниз на вкрученные в стену шурупы.

Другой способ крепления лепнины из гипса на стене предполагает фиксацию изделий жестким способом на шурупы. Таким методом крепят обычные доски. Жесткое крепление дает возможность устанавливать гипсовую лепнину на многие поверхности, включая стены, выполненные из гипсокартонных листов.

Стыки между элементами лепнины нужно заделывать гипсом, так как однородность используемых материалов позволяет избежать возникновения трещин.

Отделка стен полиуретановой лепниной


В отличие от монтажа гипсовых элементов, установка полиуретановой лепнины отличается наибольшей простотой. Высокотехнологичное производство позволяет добиться точных размеров и четкого рельефа таких изделий, что полностью исключает подгонку их деталей при креплении. При монтаже лепнины используется полиуретановый клей и «жидкие гвозди». Фирмы-производители прилагают к своей продукции специальные инструкции, содержащие методику и правила ее использования.

Все детали полиуретановой лепнины, в том числе и клей, перед монтажом должны в течение 24 часов находиться в том помещении, где предполагается их установка. Это нужно для предоставления материалу комфортного температурного режима, обеспечивающего надлежащее качество наклейки элементов полиуретанового декора.

Перед установкой своими руками лепнины на стене рабочую поверхность следует обработать специальной грунтовкой глубокого проникновения. Не стоит забывать, что оклейку стен обоями или их окраску можно выполнять только после крепления лепных изделий.

После этого нужно определить высоту профиля и выполнить разметку его расположения на стене. Далее следует наметить и сделать при помощи стусла срезы детали для угловых стыков. Стыки длинных пролетов необходимо запиливать под 45° так, чтобы с наружной части профиля они просматривались в виде вертикальных прямых линий. А косые линии стыков должны быть заметны только при взгляде снизу или сверху. Таким резом достигается максимум увеличения площади стыковки на клее, а шов становится невидимым на просвет.

Места нанесения клея необходимо обработать мелкой наждачной бумагой. После этого его следует равномерно распределить по длине всей тыльной стороны элемента. Затем лепнину нужно приложить к стене и слегка придавить для приклеивания. Чтобы деталь не сползла, под изделия для опоры можно вбить на определенное время мелкие гвозди.

Лишний клей следует удалить шпателем. После этого можно устанавливать аналогично следующий элемент, проклеивая стык с обильным нанесением клея, излишки которого потом можно убрать с помощью губки, пропитанной ацетоном. Стык деталей можно дополнительно укрепить скобами, используя для этого строительный степлер.

Через сутки после высыхания клея скобы и гвозди следует удалить. Если на лепнине остались излишки клея, их можно зачистить ножом и наждачной бумагой. На конечном этапе стыки между деталями требуется зашпаклевать акриловой финишной смесью и отшлифовать абразивной мелкоячеистой сеткой.

Отделка стен полистирольной лепниной


Доступная стоимость, легкий вес и стойкость к температурным перепадам сделали пенопласт востребованным материалом, особенно для изготовления фасадных элементов отделки стен. В отличие от гипсовых изделий, полистирольная лепнина не боится влаги. Она устойчива к гниению и химическому воздействию, не содержит вредных для здоровья соединений и проста в работе даже руками начинающего мастера. Полистирольную лепнину используют для украшения подоконников, проемов, фронтонов, балюстрад, пилястр и карнизов.

Порядок оформления стен лепниной из пенопласта включает в себя этапы ее изготовления и монтажа. Детали декора вырезают из пенопласта раскаленной струной. В производственных условиях форму изделия можно запрограммировать и выполнить на компьютерном станке резку с максимальной степенью точности.

Затем элемент фасадной лепнины покрывают сеткой, изготовленной из стекловолокна, и цементно-клеевым раствором глубокого проникновения, образующего защитную пленку толщиной около 1,5 мм. К тому же она является прекрасной основой под дальнейшую покраску изделия. После таких процедур контакт основного материала лепнины с внешней средой заканчивается. Ее детали прекращают притягивать пыль и обретают устойчивость к ультрафиолету.

Основание стены для монтажа полистирольной лепнины должно быть сухим, ровным и чистым. Для его подготовки можно использовать различные химикаты и механические средства. В процессе очистки со стены удаляются пятна, плесень и грязь. Если старая штукатурка имеет пустоты, их следует устранить и выровнять поверхность.

После окончания подготовки основания и нанесения разметки детали лепнины закрепляют на стене клеящей смесью. Кроме фиксации изделия, она обеспечивает плотность соединения материала с несущей конструкцией. Излишки клея удаляются шпателем, стыки декора проклеиваются специальным составом для швов.

Дополнительное крепление лепнины производится дюбелями. Их шляпки необходимо на 3-4 мм углубить в материал. В зависимости от типа изделий и их размера при монтаже можно использовать анкеры и закладные детали.

Полистирольная лепнина способна имитировать натуральные материалы: дерево, мрамор, гипс, камень и т.д. Например, камни из пенопласта, которыми часто декорируют угловые зоны, ничем внешне не отличаются от мрамора или гранита.

При выборе полистирольных или полиуретановых элементов лепнины для монтажа важно определиться не только с количеством и видами, но и грамотно их выбрать. При этом необходимо обратить внимание на несколько моментов, описанных ниже.

Изделия могут быть прямой и изогнутой формы, которая определяет их назначение. Например, изогнутый декор используется для оформления арочных проемов.

В состав некоторых коллекций входят дополнительные детали - наружные и внутренние углы, различные переходы и заглушки. При покупке такой лепнины следует обращать внимание на идентичность оттенков основных и дополнительных ее элементов.

Форма сечения детали тоже очень важна. Плоские элементы служат для декорирования стен, а угловые устанавливаются под потолок. Площадь поверхности крепления угловых профилей должна иметь достаточные размеры для того, например, чтобы скрыть электрическую проводку.

Важно! Если полимерная лепнина имеет неровные края для стыковки деталей или стертый рисунок, от такой модели следует сразу же отказаться, так как красиво соединить ее детали будет весьма сложно, а порой даже и невозможно.

Особенности окрашивания лепнины для стен


Оригинальное оформление стен неизменно притягивает к себе внимание. Гипсовый белокаменный легкий и изящный рельеф, например, в современном дизайне часто окрашивается. То же касается и лепнины, выполненной из других материалов. Ее тонируют в соответствии с цветовым решением интерьера. Отработанные технологии изготовления современных красителей и способы их нанесения предоставляют огромный простор творчеству.

Полиуретановая лепнина имеет поверхности двух типов - грунтованную и ламинированную. Грунтовкой часто служит обычная хорошо разбавленная краска. Такая консистенция дает ей возможность глубоко проникнуть в поры материала. Грунт наносится в 2 слоя. После высыхания на него может накладываться любое жидкое покрытие: патинирование, золочение и т.д. Различные эффекты потертости или старения, созданные с помощью краски, придают лепнине романтический налет времени. Изделия с ламинированной поверхностью применяются исключительно внутри помещений: на фасадах такая пленка отслаивается.

Отделку гипсовой лепнины выполняют пигментами и загустителями красок. Для работы с ними используются губка или кусочки ткани. Фактура поверхности может быть различной - гранит, мрамор и т.п. Гипс можно декорировать патиной или воском, делая его бархатистым или глянцевым. При наличии средств гипсовую лепнину золотят фольгой: таким путем выделяются фрагменты или отдельные детали орнамента. Эмаль «серебрянка» придает изделиям благородный оттенок и усиливает очертания их рельефа.

Полиуретановую и гипсовую лепнину можно также покрывать любыми масляными или водорастворимыми красками. Если изделия - качественные, хороший результат их окраски можно получить с помощью пневматического краскораспылителя.

Как крепить лепнину на стены - смотрите на видео:


Удачно подобранный декор совершенно преображает и обогащает интерьер помещения. Если на стенах сделать лепнину, обычные комнаты при таком оформлении могут стать нарядными и уютными апартаментами, в которых царят различные оттенки эмоций - от чопорной строгости до праздничной пышности. Интерьер получает гармоничную завершенность и тон высокого стиля.

28.06.2019 0

Как сделать барельеф своими руками пошагово на стену

Оригинальность, красота всегда были на особом месте в интерьере помещений. Барельеф на стене – выпуклый только наполовину объема рисунок. Изысканность и креатив декора обусловлен правильным расположением на поверхности фрагментов.

Резьба по камню или дереву, как элемент убранства внутренней части помещений появилась много столетий тому назад. Выступающий наполовину объемный декор может изображать любой одушевленный или неодушевленный предмет.

В искусстве создания скульптур существует два понятия: барельеф и горельеф. Их главное отличие в высоте фигур. Например, если фрагмент выступает от поверхности чуть больше половины от своего объема – это горельеф. К тому же элементы горельефа гораздо выше, а некоторые из них могут быть отдельно стоящими.

Барельеф органично вписывается в интерьер при любом освещении (кроме совсем тусклого). Горельефу же наоборот, необходим только рассеянный свет.

Преимущества и недостатки барельефа на стене

Как и другие виды отделочных работ, рельеф на стене обладает своими достоинствами и недостатками. Среди особого преимущества – это возможность создания изображения практически в любом помещении. При соблюдении всех норм в процессе составления и нанесения декоративных орнаментов можно:

  • Замаскировать погрешности в стене, включая значительные перепады;
  • Можно создать целое панно и тем самым занять пустующую стену;
  • Визуально зонировать помещение;
  • Возможность создания уникальных композиций;
  • Индивидуальный интерьер с особым шармом;
  • При желании весь процесс можно осуществить самостоятельно, не прибегая к услугам мастера.

Среди основных недостатков:

  • Наличие определенного опыта, креативности и хотя бы базовых навыков художника;
  • Процесс трудоемкий, щепетильный с прорисовкой и выполнением мельчайших деталей, потому чаще всего все работы доверяют мастерам. Стоимость такой работы довольно высока.

Но все же при наличии большого количества информации с пошаговой инструкцией, создать горельеф на стене самостоятельно можно. Было бы желание и время.

Основные виды материалов, из которых изготавливается барельеф

Изначально, для создания композиций использовали только камень или дерево. Современный выбор материалов намного шире. Сегодняшние элементы можно соорудить ручным способом или литьем. Для барельефа на стене своими руками подойдет практически любой материал, поддающийся резке, лепке, он может быть пригодным для заливки в соответствующую форму:

  • Гипс;
  • Известняк;
  • Глина;
  • Полимерные соединения;
  • Камень;
  • Дерево;
  • Декоративные и другие аналогичные составы.

Для искусственного добавления возраста элементам, на них наносят патину. Для придания дополнительного объема, их покрывают бронзой или позолотой. При этом барельеф гармонично смотрится с кованным железом, камнем. Потому таким декором нередко украшают камины.

Основные виды рисунков для барельефа

Первые изображения барельефа в обязательном порядке должны были содержать в своей композиции фигуру человек. Сейчас этот атрибут необязателен. Тематическая направленность, а также количество панно, габариты зависят от общей площади помещения.

Это могут быть сюжетные композиции, занимающие целую стену или только небольшой угол. Ранее предполагалось, что рельефные объемные изображения актуальны только для классических стилей с присущими им мягкими линиями, вычурными деталями. Популярностью пользуются несколько разновидностей изображений.

Природа (пейзаж)

Данный вид барельефа актуален не только для классики, арт нуво, модерна, ампире или рококо, но и для современных направлений дизайна. Изобразить можно небольшой участок леса либо продумать морской пейзаж. Сюда относятся коралловые поля, косяки рыб, водоросли, образ тритона.

Сакура

Барельефы сакуры на стене относятся к японскому колориту, который могут дополнять изображения драконов. Ветка цветущей вишни органично смотрится на сенах прихожей, кухни. Яркой индивидуальностью обладает целое дерево. Особо выигрывает от такой композиции гостиная.

Роза

Ассоциацию с цветами сразу вызывают барельефы розы на стене. Вариантов ее применения превеликое множество, как и разновидностей цветка. В спальне с классическим дизайном будут уместны рельефные панно пышными чайными розами, не забывая их раскрасить соответствующим цветом. Россыпь небольших маленьких розочек подойдет для любой комнаты. Подобрав правильный оттенок, такой орнамент хорошо смотрится с такими материалами, как камень или фактурный кирпич.

Виноградная лоза

Орнамент виноградной лозы подчеркнет изысканность итальянского стиля. Ею можно украшать колонны или пустующие ниши. Лоза белого цвета хорошо смотрится на окрашенных стенах и наоборот, акцентом на белой поверхности послужит цветная лоза.

Яблони

Барельеф дерево на стене в равной степени подходит к любой комнате. Однако с учетом ее размеров с особой аккуратностью нужно отнестись к прихожей. Объемный барельеф в этой части дома способен зрительно уменьшить и без того небольшую площадь помещения.

И другие возможные варианты

Нанесение объемных рисунков на стены может иметь разную тематику. Здесь все зависит от навыков и практического опыта мастера. Чем больше панно с наличием маленьких деталей, тем сложнее и кропотливее труд.

Необходимые материалы и инструменты для создания барельефа на стене

Для лепки на стенах в квартире своими руками потребуются специализированные инструменты, которые можно приобрести в магазинах для художественного творчества или строительных маркетах. В качестве емкости для смешивания раствора специалисты советуют выбрать мяч, точнее его половину. Вывернув его наизнанку, можно сэкономить время на соскабливание и очистку от прошлого замеса и подготовку следующей порции. Кроме того, с такой емкости очень удобно набирать раствор, так как она не имеет углов.

Мастихины – это специальные шпатели в виде лопаточек разной формы. Для создания некоторых элементов барельефа, например, виноградной лозы, понадобятся выпуклые и вогнутые мастихины. Стоят они дороже, потому мастера нередко их заменяют обычными ложками разной конфигурации и объема (кофейные, чайные, десертные, столовые ложки).

Удобны в использовании пластиковые ложки. Придать нужную форму ручки-держателю поможет небольшой нагрев.

Как правило, ложка из алюминия служит основным инструментов, а пластиковая вспомогательным. Для наведения мелкой фактуры на изображении используют художественный нож. Его аналогом может послужить обычный сапожный нож.

Кондитерский шприц с насадками, а также медицинский шприц, помогающий создавать очень тонкие линии. Дополнительно понадобятся кисти по 2 плоских и по 2 круглых. Перед каждым забором следующей порции смеси инструменты (кроме шприцов), предварительно обмакивают в воду.

Подготовительные работы перед созданием барельефа на стене

На предварительном этапе важно подготовить поверхность к процессу. Стену следует очистить от предыдущего покрытия. Оставив слой шпаклевки, загрунтовать и дать хорошо высохнуть. Для того чтобы придать дополнительной прочности барельефы, в более утолщенных местах вставляются саморезы на две трети. Лепестки цветов и прочие аналогичные детали подготавливаются из пенопласта (картона или соленого теста) заранее, после чего их тщательно обрабатывают грунтовкой.

Делают раствор, согласно прилагающийся инструкции. На данном этапе очень важно знать характеристики той или иной смеси. За какое время она схватывается, можно ли в нее добавлять красители и так далее. Если в барельефе присутствуют элементы выпуклостью от 10 миллиметров и больше, нужно сделать каркас из проволоки (армирование). Для изготовления различных элементов используют готовые формы. Если таковые не имеются в продаже, то можно их сделать самим.

Этапы создания барельефа на стене своими руками

Мастера советуют новичкам использовать готовые отлитые детали, которые остается только прикрепить к поверхности. Можно также сформировать выпуклый рисунок при помощи шаблона.

  • На поверхность наносят рисунок простым карандашом. Не имея особых творческих навыков можно воспользоваться готовыми трафаретами, рисунками, нанесенными на кальку, после чего она прорисовывается на поверхности маркером. Также контуры можно обвести при помощи зубочистки;
  • После схватывания смеси, необходимо нанести контур орнамента. Только после этого осуществляют наращивание объема. Шпатлевка должна наносится на отдельные участки. Каждый последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего;

В некоторых случаях требуется создание углубленного изображения. Его можно сделать двумя способами:

  1. Нарастить вокруг изображения слой фона. В конце фон отшлифовывается.
  2. Сделать выемки, соответствующие изображению, при помощи стамески или резца.
  • Накрыв поверхность обычной прозрачно пленкой в случае необходимости прорисовать детали;
  • После высыхания готового рельефного изображения, его окрашивают в нужные оттенки;
  • При помощи наждачной бумаги убрать ненужные неровности.

Особенности создания барельефа из разных материалов

Каждый материал имеет свои особенности в обработке. В интерьерах чаще всего используют гипс или дерево.

Из дерева

Для создания барельефа из дерева кроме исходного материала понадобятся немного другие материалы. Фрезы конической и концевой формы. Первая фреза используется для чистовой отделки полотна, вторая – для черновой работы. Для габаритных панно применяют высокоточное оборудование, включая специальные программы.

Из гипса

Гипс является очень податливым материалом с хорошими техническими характеристиками. Именно с гипса мастера советуют начинать новичкам. При правильных пропорциях раствор получается гомогенным с хорошей схватываемостью.

Крепление готового барельефа к стене

В случае использования готового барельефа, его необходимо прикрепить на стену или на лист гипсокартона. Второй вариант применим, если планируется сделать барельеф съемным.

Необходимо создать единый конгломерат между изображением и основой, удалив любые погрешности. Для прикрепления отдельной картины потребуется специальный клей для плитки. Если изображение габаритное, то его фиксируют при помощи саморезов, гвоздей. Готовое панно следует отшкурить при помощи наждачки. После зачистки всех швов и впадин, поверхность грунтуют и окрашивают водоэмульсионной краской.

Создавать такой декор изначально сложно. Он требует сноровки, терпения и усидчивости. Чтобы изображения получились качественными, нужно с точностью соблюдать технологию нанесения. В противном случае конструкция не сможет просохнуть до конца и в скором времени разрушится.

Комментарии 0

Издавна для убранства жилища в архитектуре применялись технологии с использованием гипса. И в настоящее время обустройство интерьеров частных и общественных помещений не обходится без применения лепнины из гипса. Лепнина на стенах используется в виде высокохудожественного декорирования и придает любому зданию оттенок аристократизма и элегантности.

Виды лепнины

Для создания эксклюзивного интерьера гипсовую лепнину изготавливают в форме разнообразных скульптурных очертаний, выступов, потолочных узоров, рельефов, орнаментов, ваз и многих других компонентов. В определенных ситуациях лепнина из гипса способна привнести фундаментальные штрихи в создании интерьера помещения. Изготовление гипсовых элементов в настоящее время ведется по разным направлениям:

  • классическому
  • барокко
  • ультрасовременному

Сейчас можно изготовить лепнину своими руками в домашних условиях. Правда, на создание изделий придется потратить определенное время, зато материальные затраты будут минимальными.

Несмотря на то что гипс является весьма ломким и своевольным декоративным материалом, именно он выбран при создании лепнины, благодаря такому качеству, как разбухание. Это свойство позволяет гипсу пробираться в самые маленькие щели, обеспечивая высокую точность отлитым шедеврам.

При операции заливки формы гипсом необходимо ее встряхнуть, что позволяет удалить пузырьки воздуха и целиком заполнить углубленный орнамент. Во избежание эффекта коробления, используют состав с применением обыкновенного известкового раствора. Во время процесса изготовления раствора для отлития применяется пропорция воды и гипсовой смеси 1:0,7. Операция удлинения требует применения более плотного состава (коэффициент воды и гипса 1:2).

Новейшие украшения интерьера из лепнины изготавливаются с применением особенных форм. Вполне подойдут формы из металла, имеющие плоскую внутреннюю грань, что позволяет изготовить изделия, не нуждающейся в корректировке. Использование металлических емкостей целесообразно также в больших количествах, поскольку металл способен выдерживать без преобразования почти 2500 повторений при заполнении и очищении емкости.

Существуют более дешёвые варианты форм – на латексной основе. Силиконовые формы отличаются более низкой надежностью, а гипсовая лепнина, сформированная в таких формах, нуждаются в сверхплановой обработке, поскольку их внешний вид является незаконченным.

Лепнина из гипса изготавливается поэтапно. Требуется заранее предусмотреть присутствия всех требуемых приспособлений и сырья. Нам потребуются:

  • декоративный пластилин, обладающий свойством не прилипать к поверхностям рук
  • совочек
  • силиконовая смазка
  • кисточка
  • строительный гипс
  • прозрачный лак

Предварительно нужно сделать модель детали, т. е. слепить ее из пластилина. Сделать такую модель можно своими руками, или воспользоваться рисунком или готовым изделием. После этого ее внутренняя грань промазывается силиконовой смазкой с помощью кисточки. Модель необходимо установить на ровную основу так, чтобы она не перевернулась во время заполнения ее гипсовым раствором.

Консистенция полученной смеси должна напоминать сметану, что будет способствовать хорошей наполняемости формы. Первый слой желательно накладывать при помощи кисточки, после чего заливать форму целиком. Можно пользоваться специальной лопаточкой. По технологии при создании крупных форм медальонов или колонн после укладывания первого слоя необходимо поместить прослойку из медной сетки для армирования.


Обратная сторона готового изделия выравнивается, после чего форма оставляется для просушивания, на период от 1-го до 4-х часов. После просушки готовое изделие извлекается из емкости, которую при необходимости можно сломать. Добытый шедевр сперва шлифуется, а потом покрывается слоем прозрачного лака.

Покраска гипсовой лепнины

Поверхность гипса практически идеально белая, в связи с чем орнамент выходит жемчужно-чистым и изысканным. В интерьерах часто приминают окрашенную лепнину, под фон стен или являясь их полным контрастом. При покраске лепнины из гипса предпочтительнее воспользоваться теми же красками, которые были задействованы при окрашивании стен в квартире например на водной основе. В случае если гипсовую лепнину обрабатывали лаком, рекомендуется предварительно нанести на нее два слоя грунтовки, а затем красить.

При подготовке к работе краску необходимо размешать и, в случае надобности, разбавить водой. Краска накладывается при помощи кисти, имеющей удлиненный ворс – это очень практично при нанесении краски на выпуклые поверхности.

Для придания изделиям дополнительных эффектов (например, эффект старения, позолоты, вытертости), применяют технологию «налет времени». Используя кусочки ткани, синтетические материалы или губку на гипсе можно выполнить создание различных натуральных фактур: камня змеевика, искусственного мрамора, гранита.

Лепнина на стенах мастер класс

Лепнина своими руками. Как сделать в домашних условиях

Как сделать красивую гипсовую лепнину самостоятельно - пошаговая инструкция с видео

Интерьер в античном, классическом, барочном стилях требует изящных деталей, таких как, например, гипсовая лепнина. Выполненная руками профессиональных скульпторов, она невероятно красива, однако изготовление ее очень дорого. При помощи нехитрых приспособлений, материалов и небольшого художественного опыта можно сделать этот декоративный элемент своими руками.

Гипс имеет массу преимуществ - это натуральный, экологичный материал, не выделяющий вредных веществ и устойчивый к грибкам, так что изделия из него можно использовать в детских и спальнях. Из недостатков можно отметить только большой вес лепнины и некоторую хрупкость.

Материалы и инструменты

Перед созданием лепнины нужно запастись некоторым оборудованием и расходными материалами.

  1. Для работы необходим стол с абсолютно ровной поверхностью, так как декор будет на нем застывать, и даже небольшой уклон станет причиной брака
  2. Плотная пленка для защиты стола и прилегающих предметов, так как сухой гипс сильно пылит, а силикон прилипает к поверхностям
  3. Набор шпателей и инструментов для лепки (стеков, ножей), узкая кисть, канцелярский нож
  4. Линейка или рулетка, мерный стакан
  5. Пластилин, лучше строительный, или глина
  6. Строительный гипс, клей ПВА, цемент для больших элементов
  7. Силикон и силиконовое масло, разделительная смазка (встречаются в строительных и художественных магазинах, а также местах, где продается все для рукоделия, производства бижутерии и мыловарения), можно воспользоваться «пистолетом» для силикона
  8. Цемент

Если опыта работы с лепкой, формами и гипсом нет, то вначале нужно потренироваться, создавая небольшие элементы гипсовой лепнины: розетки маленького диаметра, вензеля, цветы и т.п.

Эскиз

Прежде, чем приступать к созданию лепнины, необходимо определиться с ее дизайном и размерами. Для того чтобы найти источник вдохновения, можно обратиться к интернету, книгам по дизайну или истории. Дизайн и размер элементов лепнины должен гармонично вписываться в интерьер и соответствовать общему стилю. Размер следует выбирать так, чтобы декор не выглядел громоздко и не перекрывал розеток и прочих конструкций.

Выбранный эскиз нужно распечатать в натуральную величину и по нему из пластилина или глины вылепить модель будущего элемента чуть большего размера, чем предполагается сам декор. Те, кто уверен в своих силах или имеет художественное образование, могут сделать эскиз лепнины полностью самостоятельно. Если же опыта недостаточно, в качестве модели можно использовать лепнину из полиуретана, широкий выбор которой есть в строительных магазинах. Использовав лишь один элемент, можно создать любое количество собственных гипсовых деталей, к тому же полиуретановый образец легко модифицировать, отрезав лишнее или добавив детали при помощи пластилина.

Форма

Когда модель готова, можно приступить к созданию формы для отливки будущей лепнины. В домашних условиях оптимально изготовить формы из силикона, они обойдутся чуть дороже, но работать с ними легче. Предварительно обрабатывают модель разделительной смазкой, чтобы будущая форма легко отошла от нее.

Для формы смешивают силикон и силиконовое масло, чтобы повысить эластичность (для простых форм можно этого не делать). Затем силикон кистью наносится на модель, не допуская пропусков, промазывая все углубления и поры. Мазки должны быть плавными и мягкими, чтобы под силиконом не оставалось пузырьков воздуха. Пузырьки приведут к тому, что на форме останутся углубления, которые в дальнейшем испортят всю лепнину. После того, как нанесен первый слой силикона, нужно укрепить форму, например, при помощи марли. Она должна располагаться плотно, но не внатяжку, ее следует, как бы, впечатывать в слой силикона.


После высыхания наносят еще несколько слоев, давая каждому подсыхать 2-3 часа. Суммарная толщина слоев силикона должна получиться около 3 мм. Там, где предполагается большая масса гипса, слои силикона следует сделать потолще. В местах, где требуется уплотнение, удобно наносить силикон при помощи «пистолета ».

Большие, сложные и объемные элементы нуждаются в гипсовом основании, чтобы форма сохраняла задуманный вид и не «гуляла». Для этого сооружается из досок или фанеры рамка по размеру формы или подбирается подходящая коробка, в них на силикон прикрепляется форма. Затем смешивают клей ПВА с водой, прибавляя гипс и немного цемента для прочности, смесь потихоньку выливают в опалубку, разравнивая подручным инструментом, выравнивают поверхность и дают застыть. После высыхания готовая форма с основанием легко снимается с модели.

Если хочется украсить комнату небольшими декоративными элементами из гипса, стоит обратить внимание на готовые силиконовые формы в магазинах, предлагающих товары для рукоделия. Среди форм для мыловарения, свечей и даже кулинарных изделий можно найти немало вариантов розеток, цветов, бантов и бордюров.

Изготовление лепнины

Готовую форму тщательно промазывают разделительной смазкой, так как в непрокрытых местах гипс может сцепиться с силиконом так, что повредит форму.

После приготавливают сам гипс. Необходимо помнить, что он застывает очень быстро, буквально за 2-3 минуты теряя текучесть, а за 7-8 - пластичность, поэтому растворять и наливать в форму его нужно быстро. Если разводить гипс горячей водой, то он застынет еще быстрее. Для приготовления гипса 10 объемных частей сухого материала небольшими порциями всыпают в 7 частей воды и быстро перемешивают, лучше при помощи дрели с насадкой-миксером. Небольшое количество клея ПВА, предварительно растворенного в воде, сделает смесь более пластичной, и готовая лепнина не будет растрескиваться. Консистенция смеси должна быть близка к жидкой сметане.


Готовым раствором заливают подготовленную форму, равномерно распределяя по ней гипс вибрирующими движениями. Это делается для того, чтобы выпустить попавшие пузырьки воздуха, которые становятся причинами «раковин» на поверхности лепнины. Поверхность наполненной формы тщательно разравнивают широким шпателем. Сохнет изделие среднего размера 15-20 минут.

Высохший гипсовый элемент легко извлекается из формы, если она хорошо была промазана разделительной жидкостью. Гипсовую лепнину необходимо оставить для окончательной просушки при комнатной температуре в течение суток.

Доводка элементов лепнины

Когда гипсовая лепнина начала белеть, можно оценить качество работы и приступить к доводке и коррекции. На этом этапе можно исправить мелкие недочеты, зашкурить мелкой наждачкой неровности и шероховатости, заполнить небольшие раковины.

На обратную сторону элемента наносят сетку для лучшего сцепления со стеной, полностью грунтуют. Покрасить гипсовую лепнину можно водоэмульсионной краской в 2-4 слоя после полного высыхания грунтовки.

Монтаж лепнины

Устанавливать гипсовую лепнину лучше через 2-3 дня после отливки. Перед установкой необходимо подготовить потолок или стены. Для этого сперва намечаются места установки декора, затем поверхность увлажняется водой и промазывается ПВА. Детали лепнины также увлажняются и промазываются клеем, а затем притирающими движениями соединяются со стеной или потолком. Излишки клея убираются тканью. Крупные элементы лепнины фиксируются при помощи саморезов. Стыки между различными элементами лепнины и поверхностями шпаклюются гипсом. В заключение гипсовая лепнина покрывается еще одним слоем краски, желательно той же марки, что и потолок или стены.

Изготовление гипсовой лепнины это не только способ украсить дом, но и прекрасный способ творческого самовыражения.