Жителей бичурского района бурятии пугает призрак ребенка. Откровения шаманки Элементы шаманизма в бурятском эпосе о гэсэре

23-летний Баир Дамдинов попал в страшную аварию. Друг Баира погиб, а молодой человек впал в кому. Врачи разводили руками и советовали родным приготовиться к худшему. Но родственники не сдавались и обратились к шаману, который за три дня полностью вернул юношу к жизни.

Трагедия произошла летом прошлого года. Баир со своим другом, катаясь на машине в одном из горных районов Бурятии, попали в страшную аварию.

Тела двух молодых людей раскидало в разные стороны. Они сутки пролежали в ледяной горной реке, каким-то чудом не захлебнувшись. Их нашли случайные туристы, которые вызвали МЧС. На вертолете их доставили в больницу. Живым в госпиталь долетел только Баир, впавший к тому времени в кому.

Не описать мое состояние и состояние наших родных, когда мы узнали об этом. Месяц, когда он был в коме, я тоже была в коматозном состоянии, всегда была рядом и молилась о его спасении. Врачи нам сказали, что шансов выжить у него очень мало и если даже выживет, то останется на всю жизнь растением. Как водится среди бурят, мы обращались к разным шаманам и ламам, но толку никакого не было. Когда надежда почти угасла, нам посоветовали обратиться к практикующему и очень сильному шаману Мунхэ Доржиеву.

Так родные пришли в шаманский центр «Тэнгэри», где и проводит обряды Мунхэ Доржиев. Шаманом он стал относительно недавно, но уже считается одним из сильнейших и уважаемых среди целителей.

Родные молодого человека обратились ко мне лишь после месяца пребывания в коме, и шансов у него, действительно, оставалось мало. Его душа уже была давно на небесах, а тело еще жило, потому что туда заселился сабдак (дух местности).

По шаманским поверьям у каждой местности есть свой хозяин, поэтому нельзя осквернять природу и тревожить духов. Последствия могут быть самыми разными и крайне негативными.

Молодые люди потревожили сабдака, и он решил их наказать. Одного он забрал к себе, а в тело другого вселился. Шаманы и ламы, которые пытались призвать его душу, не увидели главного — сабдака. Его-то и нужно было первым делом выгнать, а потом уже звать душу.

Чтобы поставить парня на ноги, шаман проделал обряд из трех этапов. Первый — это изгнание сабдака. Для этого родные принесли фотографию Баира и необходимое угощение для духов. Одним из необычных требований стали: трава перекати-поле, овечья шкура и мишура. Как оказалось, перекати-поле духи используют как автомобиль — таким образом они не только передвигаются, но и развлекаются.

Получается, что сделал приманку для сабдака, чтобы он оставил тело Баира и перешел в другую оболочку. После того как сабдак был заселен в новое жилище, я сжег его. Таким образом, дух вернулся на свои родные места.

Вторым этапом становится очищение на трех черных камнях. Их накаляют несколько часов на открытом огне, после чего происходит обряд очищения. И завершающий этап — зазывание души.

Через три дня Баир, к удивлению врачей и к великой радости родных, пришел в себя. Сейчас он чувствует себя хорошо и живет полноценной жизнью.

Официальная медицина настороженно относится к таким необычным случаям исцеления.

Когда человек серьезно болен, он и его родные часто хватаются за последнюю соломинку и обращаются к нетрадиционной медицине. В каких-то случаях это, наверное, помогает, но при серьезных, особенно онкологических заболеваниях, затягивать и терять драгоценное время не стоит. В случае же с комой, могу сказать, что мозг человека удивителен и еще до конца не изучен. Люди выходят из комы и через 20-30 лет, так что тут однозначно сказать нельзя, что помогает в каких-то случаях именно нетрадиционная медицина.

Видео

Шаманские обряды

Видео: Slavtradition/YouTube

Другой чудесный случай исцеления произошел с 50-летней Аленой Савиной из Баргузинского района Бурятии. Сначала у нее случился инфаркт, а потом врачи обнаружили прогрессирующий туберкулез. За время болезни Алена похудела на 20 килограмм, под конец — перестала вставать с кровати, есть и начала уже прощаться с жизнью.

В ноябре прошлого года случился со мной инфаркт. Все анализы были плохие, обнаружили затемнения в легких и с подозрением на туберкулез меня отправили в тубдиспансер. Становилось хуже, а ситуация не прояснялась, я уже не встала, похудела на 20 килограмм.

О мистическом явлении в селе Дабатуй Бичурского района, где якобы люди видели привидение маленького ребенка, прессе сообщил один из местных жителей. Он рассказал, что как-то довозил знакомого в это село и попал на большой шаманский молебен. Там он случайно узнал о загадочной истории с привидением, а также о цели самого обряда.

Люди сказали, что у них в селе завелось загадочное привидение или еще что-то. Это вроде бы маленький ребенок, который давно умер. Сказали еще, что этот обряд проводится с целью, чтобы оно больше не беспокоило людей, - говорит наш читатель Сергей.

Мы решили съездить в это село, чтобы проверить, что стоит за этим пугающим слухом. Прибыв в Дабатуй, начали с расспросов местных жителей. Сначала узнать ничего не удавалось. Несколько мужчин, явно атеистов, посмеялись. Только одна молодая девушка на условиях анонимности немного «пролила» свет на загадочное бичурское привидение.

Мне не раз пришлось видеть это странное явление. Это фигура маленькой девочки, которая неоднократно ко мне являлась. Но была ли это девочка, точно непонятно, так как некоторые люди утверждают, что видели мальчика. Поэтому я не могу сказать, кто именно это был. Но люди говорили, что этот ребенок давно умер. Почему же его душа не успокоилась, никто не знает. В нашем селе есть шаманка. Может, она знает, что же это такое. Но мы сказать ничего не можем, - пояснила девушка.


Она добавила, что в Дабатуе проводились молебны, чтобы душа этого ребенка нашла покой. К нашему изумлению, остальные дабатуйцы категорически отсоветовали нам выяснять подробности у местной шаманки. Более того, некоторые признались, что им запретили идти на контакт с журналистами.

Лучше вам ничего не узнавать, тем более, говорят, этот ребенок очень давно умер. И узнав причину смерти, вы, может, сами не рады станете, что начали в этом копаться. Тем более проводились серьезные молебны, серьезных духов вызывали. А наша шаманка категорически запретила что-то говорить, поэтому даже не суйтесь к ней. Да и вообще в последнее время в Дабатуе у многих стали открываться шаманские способности, - испуганно поведала нам жительница села.

Что это может быть?

Можно в это не верить, но, по древним народным приметам, видение человеком потусторонних существ может быть одним из предвестников скорого ухода из жизни. Об этом есть поговорка: «Наhанай богони болоходо, далдын юумэн харагдаха» - «При сокращении лет жизни видятся существа иного мира». Чаще это относится к пожилым людям: «Дала хурэжэ — далдын нухэр болохо» - «Достигая 70 лет, становятся близки к духам».

Чтобы понять, что за явление творится в Дабатуе, надо точно знать, как и где оно проявляется, - объяснил нам Баин-лама, ловон-лама Жуд-дугана Иволгинского дацана. - Поведение духов умерших людей зависит от обстоятельств смерти и соблюдения похоронных норм. Погибшие от несчастного случая, убитые и самоубийцы в местах своей гибели ведут себя по-разному. Например, душа самоубийцы не осознает факта своей смерти и ходит среди людей, пока лама молебном не отправит ее к новому перерождению.

Что делать в таких случаях?

Случаи, подобные появлению призрака в Дабатуе, наверняка происходили и происходят во многих селах. Отчего возникают такие явления и что сделать для их прекращения? Мы узнали, что для уничтожения различных духов в буддизме применяется практика «Жод», тибетцы произносят «Чод». Ее в Бурятии практикуют много лам. Но они не демонстрируют и не афишируют свои способности на публике.

Ибо существуют свои табу и нормы поведения, жодчи-ламам даже нельзя показывать свои атрибуты мирянам. Поэтому лучший совет в таком случае - обратиться в свой родовой дацан. Если в его штате нет жодчи-ламы, прошедшего специальное обучение, испытания и посвящение, можно попросить помощи в Иволгинском дацане.

Старейшины в селах и сейчас расскажут вам истории о жодчи-ламах, которые проводили в медитации по 108 дней и ночей возле одиноких могил и кладбищ, истоков родника, на вершинах гор и у одинокого дерева.

По рассказам стариков, давно среди жителей некоего кочевья распространился слух, что душа одного человека после смерти блуждает среди живых и для искоренения этого пригласили чод-ламу. Узнав про это, удалой молодец, решив напугать ламу, отправившись на место захоронения и вынув мертвеца из гроба, лег сам вместо него. Священнослужитель пришел в назначенное время и начал читать молитвы, парень в гробу зашевелился.

Тот не испугался, сел на гроб и, придавив крышку, провел обряд до конца и удалился. Спустя некоторое время тот молодой человек заболел и признался родителям, что совершил такую шалость. Те спешно отправились к ламе, на что им было сказано: вернуть ничего невозможно, душу его препроводили в мир иной. Парень впоследствии умер, - привела рассказы старожилов ученый Галина Галданова.

Меры предосторожности

Запрещалось называть духов подлинными именами вслух, чтобы они не могли подступиться к человеку и навредить ему. Запрещалось звать и окликать людей по имени в «красную зарю» - час заката. В старину вечером и в темное время суток вслух громко никого не называли по имени, особенно детей. Лучше просто окликнуть нейтральным «эй»! Не следовало вечером ложиться спать, отправляться в дорогу.

Утром 19 мая в пригороде Агинского начался обряд «открытия небес», который провела общественная шаманская организация «Мунхэ тэнгэри». Обряд взывает небеса, духов местностей, духов предков помогать живущим нынче людям. В данном ритуальном обряде приняли участие 21 шаман. Во время «открытия небес» они входили в транс и в них, по шаманским понятиям, переселялись духи предков, которые предсказывали верующим будущее, видели настоящее и прошлое, помогали в устранении бед и проблем.

Молебны будут проводиться до августа во всех населенных пунктах округа. В сентябре состоится «закрытие небесных врат».

Руководитель организации «Мунхэ тэнгэри» Баирма Балданова в беседе с корреспондентом согласилась приоткрыть завесу таинственного.

- Баирма Бадмажаповна, говорят, что шаманом не всегда становятся по своему желанию. Как вы пришли к шаманизму?

С детства я болела, когда больше года мне пришлось лежать при постельном режиме, родители были вынуждены обратиться к шаманке Дариме, она монголка. Им она сказала, что меня может спасти только согласие на продолжение родовой кармы – посвящение в шаманы, впоследствии она стала моим первым учителем. Мои родители по велению своего времени были ярыми атеистами, но, чтобы спасти дочь, дали согласие. Моя прабабушка по отцовской линии была шаманкой, оказалось, что когда я была в утробе, пометила меня своей меткой и сказала, что хочет передать свое умение «волшебства», это я поняла уже после. Ее звали Уреэлтын Долгор, она прожила до 94 лет в селе Чиндалей Дульдургинского района, при жизни похоронила мужа, детей.

Первый ритуал посвящения в шаманы был проведен в 1996 году, ритуал требует большой подготовки, средств, помощи. При посвящении мне пришлось побегать вокруг ритуальных берез в течение 10-ти суток лишь с небольшими передышками, чтобы в меня вошел дух «онгонов». С тех пор мне удалось осуществить подобный ритуал 8 раз. Считается, что чем больше проведено посвящений, тем сильнее становится шаман, высшим «пилотажем» является проведение их 13 раз. После первого ритуала я стала выздоравливать и через три месяца встала на ноги.

Следующим моим учителем стал шаман Жамьян-Жамсо, выбравший сам меня в ученики.

- Что вы испытали при первом посвящении? Когда вы находитесь в трансе помните что-нибудь?

Это неописуемое чувство. Во время трансов ничего не помню. Для общения с обратившимся к шаманам людям существуют переводчики – они являются каналом между «клиентами» и шаманом. Шаман во время приемов облачен во все шаманское одеяние, его лицо при этом закрыто отрезками из ткани черного цвета, сам он защищен от темных сил родовым оберегом из латуни в виде круга.

При трансе в шамана может вселиться любой из родовых духов и шаман становится физическим носителем того духа, то есть тем человеком, каким тот был при земной жизни, но, учитывая его существование на небесах, он может обозревать, соединять причины, ситуации, следствия поступков людей, его окружения и помогать им их исправлять.

- Вы можете чувствовать время, видеть прошлое, будущее… Можете сказать, какими были наши предки?

Понятие времени, связь родов объяснить невозможно. С другой стороны, духи родов на небесах себя ведут как на земле: могут друг перед другом бахвалиться о том, что его дети на земле славно его угостили, что не забывают свой род, корни.

По-своему наши предки были образованными, мудрыми, разбирались в астрологии, не теряли связи с миром, небом, звездами. И родовые шаманы были сильнее, они уже знали, у кого появится в роду шаман. Связь родовых поколений шаманов была утеряна при коммунистической системе, в настоящем все восстанавливается, но еще не обрело силу.

- С какими проблемами к вам обращаются?

С обычными житейскими вопросами: спрашивают о здоровье, образовании детей, работе, женитьбе и замужестве.

- Экстрасенсы, ламы прогнозировали трудности в 2012 году, в год черного Дракона и, правда, он начался пожарами, трагедиями. Может человек «застраховаться» как-нибудь от непредвиденных несчастий?

Человек с чистой душой защищен.

- Но столько хороших людей умирает внезапно, попадает в больницы…

Во время случившегося рядом с ним находились не те люди, совпало много обстоятельств – просто нужно было своевременно все исправлять.

- Вы можете принять человека, который вам не понравился?

Я не имею права отказать. Если у человека аура испорченная, он нуждается в помощи небес, покровителей со стороны родов.

- Душа шамана уходит на небеса, а души простых смертных?

Перерождаются.
=======================
Про религиозную организацию

- Кто входит в «Мунхэ тэнгэри»?

Мои ученики, независимо от национальности и географии. Они работают в Иркутске, Ангарске, Бурятии, Забайкалье, Агинском округе.

У меня есть ученица из Армении, которая вышла на меня, у нее в родословной были бурятские шаманы. С другой ученицей из Германии, из города Кельн, мы познакомились на острове Ольхон, на Байкале, где проводилась традиционная международная научно-практическая конференция «Сакральное сердце Сибири», собирающая шаманов и ученых, изучающих магию.

Ученица из Германии побывала у нас 3 раза, стала целительницей у себя на родине, молилась божествам Алханая, после чего родила сына - до этого, до 35 лет, она не могла родить. У нее индейские корни, мама из Бразилии.

К слову, по легенде остров Ольхон является родиной хоринских и агинских бурят, там прародитель 8-ми наших родов Хоридой-мэргэн нашел свою жену в белой лебеди. На Байкале есть сакральные места, куда спускаются в виде царя-быка, царя-орла и других 12-ти существ покровители рода хоринских и агинских бурят.

Было время, когда шаманизм практически позабыли. Сейчас наступила эра его повсеместного возрождения. СМИ и социальные сети пестрят заметками о шаманах. Принятые государствами законы способствуют возрождению и образованию новых религиозных объединений, таких как шаманы Бурятии "Тенгери", или "Тэнгэри". Кроме этого, на территории Республики Бурятия сейчас работают еще 3 организации:

  • духовный центр байкальских шаманов "БӨӨ мургэл";
  • центр белого шаманизма "Лусад";
  • организация "Бархан".

Шаманы Бурятии проводят работы по восстановлению шаманских обычаев и традиций, в основе которых лежат природный культ, экологическое мировоззрение, тенгрианство.

История тенгрианства

До прихода на территорию распространенных мировых у тюрков была своя, самобытная и очень древняя религия. Они поклонялись небесному божеству Тэнгэри. Представление о нем восходит к 5-4 тысячелетию до нашей эры, оно было распространено по всей Великой степи. Термин "тэнгэри" означает буквально "небо", то есть ту часть мироздания, которую мы можем видеть, а также означает "повелитель", "господин", "дух-хозяин", "бог". Не менее распространена версия, что слово "тэнгэри" образуется из двух слов - "Тан-Ра": от тюркского языка "тан", что значит "восход", и достаточно известного, древнего, религиозного названия солнца — "Ра". Это только версии. Настоящая этимология слова до сих пор не разгадана.

Как появилось тенгрианство

Тенгрианство было образовано естественным путем. Это его достаточно существенное и лежащее на поверхности отличие от авраамических религий, которые создавались пророками. Тенгрианство основано на мировоззрении целых народов, оно связано с отношением между человеком, окружающей его природой и стихиями. Человек определяется как сознательное существо, принадлежащее природе, которое живет в естественной среде, сильно зависит от нее, но тем не менее может как бороться с ней, так и приспособиться к ней. Тенгрианство говорит о родственной связи между человеком и природой. Эта религия почитает духов предков и обожествляет природу. Монголы и тюрки поклонялись природным силам не за то, что ее стихии бывают грозными и не из-за страха перед ней, а потому, что испытывали благодарность за ее щедрые дары. Они чувствовали природный Дух, осознавали себя неотделимой ее частью и умели жить с ней в балансе и гармонии, подчиняясь ее ритмам, радуясь ее красоте и наслаждаясь ее переменчивостью. Благодаря пониманию взаимосвязанности тюрки жили очень экологично, заботясь о природе, как о своем доме. Разорение ее считалось непростительным оскорблением Духа Неба Тэнгэри и природных духов.

Иерархия богов и духов

В тенгрианстве божества обитают на трех уровнях Вселенной. В небесной зоне живут светлые, доброжелательные к человеку боги и духи, хоть они и наказывали изредка людей за непочтительное обращение. В земной зоне живут природные духи, элементали или и ветра, и различные божественные существа, как и духи умерших шаманов, которые были ближе всего людям. Общались с ними без посредничества кама. Третьей, божественной, зоной являлся подземный мир.

Кто такие шаманы?

Слово "ша-ман" в буквальном смысле означает "мудрого человека" и происходит из тунгуского языка. Шаман — это человек, который смог преодолеть физические ограничения тела, расширить границы своего сознания и испытать глубокие духовные переживания. Впервые это слово появилось в письмах российских служилых из Сибири в 17 веке. Они, в свою очередь, услышали его от тунгусов, племени, живущем на реке Уде. Избранд Идеса и Адам Брандта, поехавшие по приказу Петра Первого в Китай через Сибирь, привезли это слово в Европу. У сибирских народов слово "шаман" в значении служителя культа (исключение составляет только тунгуская группа) не использовалось и не используется. Они называли шаманов по-разному: колдуны, ворожеи, маги, жрецы и т.д. Тюрки, говоря о человеке, который владеет знанием и магическими силами, называли его кам.

Шаман и кам

Удалось сохранить определение "кам" в значении слова "шаман", хотя они в течение нескольких последних веков исповедовали ислам. Сегодня мы называем камов не иначе как шаманами. В литературе сохранился термин, называющий шаманский ритуал камланием. Считалось, что шаманы — это избранники духов. У них своя философия и свое мировоззрение, которое составляет их внутренний мир. Но это уже не тэнэгри, так как это религия и мировоззрение всего народа. Будучи монголами и тюрками, камы в те далекие времена были тенгрианцами. Сильнейшие шаманы Бурятии и близлежащих территорий, обладающие государственным мышлением, могли стать, если хотели, священнослужителями тэнгри.

Шаман Улан-Удэ рассказывает о заповедях тенгрианства

Сегодня благодаря интернету существует слишком много мнимых заповедей от якобы мистических шаманов: "Работать на благо государства", "Не проводить много времени за монитором" и т.д. Но какие они, истинные заповеди, которые хранят шаманы Бурятии? Существуют ли они у них вообще, как и у всех других религий? На эти вопросы ответил шаман Баир. Бурятия была полна слухами о нем. Сегодня он признан одним из сильнейших шаманов. Посвящение прошел в далеком 1993 году. Получив образование ветеринара, он встал на шаманский путь и в 2003 году организовал "Хаан Тэнгэри".

В шаманизме о Боге говорится в широком понимании, все сущее, включая людей — есть Бог. Изучая различные традиции, религии, человек получает доступ к Богу в гораздо более широком виде. Нужно учить и уважительно относиться к традиции других народов — это то, о чем гласит одна из заповедей. В пояснении к ней сказано, что людей много, традиций много, но земля у нас на всех одна, общая, и Бог у нас один, хоть мы и называем его разнообразными именами. И изучая чужие традиции, мы можем изучить другую ипостась Бога и Богини. Среди заповедей есть и знакомые христианам "Не убей", "Не укради", а есть и чисто шаманские "Молись роду своему", "Помни, что ты человек" и т.д. Не все шаманы Бурятии следуют заповедям Тэнгэри. К сожалению.

Шаманы Бурятии. Лечение

Шаманы имеют в своем арсенале много полезного, как для государства в целом, так и для каждой отдельной личности. В основе шаманизма лежит связь с природой, гуманность, почтительное отношение к предкам, соблюдение гармонии во всей жизни. Камы совершают обряды для вселения детской души в женщину, которая не может забеременеть, для вызова дождя во время засухи, да и вообще для изменения погоды, для исцеления больного. Обычно, когда люди испробуют все возможные традиционные методы лечения и теряют надежду на исцеление, они обращаются к шаманам.

Шаманы Бурятии для лечения применяют распространенный способ обертывания больного внутренностями животного. Это опасное и сложное мероприятие. Для него требуется купить, например, овцу. Обязательно того же пола, что и больной человек. Овца приносится духам в жертву и, по словам камов, она как бы передает в дар человеку свою жизнь, благодаря энергии ее органов больной излечивается и встает на ноги. Печень кладется на печень, сердце на сердце и т.д. После смерти на внутренних органах жертвенного животного остается энергия, и их используют как своеобразный аккумулятор. Таким образом лечатся многие хронические болезни.

Предсказание шамана

Верховный шаман Бурятии рассказал миру о том, что Европу в 2017 году ждут серьезные катаклизмы. Они накроют в основном западную ее часть. Также шаман, в роду которого 50 поколений провидцев, указал на то, что Европу с большой долей вероятности ожидает техногенная катастрофа, связанная с природными катаклизмами. Подобная той, что произошла в Японии на АЭС после цунами.

Шаманы Бурятии. Отзывы

В последнее время в социальных сетях появляются многочисленные гневные сообщения. В них говорится о том, что шаманы Бурятии требуют за свою работу баснословные деньги и даже секс-услуги. После проведения обряда начинают говорить пациенту о том, что в его роду был сильный шаман, и дар его может передаться пациенту, поэтому нужно срочно проводить ритуал, который будет стоить сто тысяч рублей. А еще надо прихватить с собой парочку людей. И если вдруг пациент не хочет делать этого, то ему говорят о том, что он будет болеть и может скончаться. Естественно, человек внушаем, он загипнотизирован и мчится собирать деньги, берет несколько родных или друзей и едет совершать обряд. А там вроде как в секту попадают. Постоянные обряды, деньги. А вновь прибывших с пациентом тоже в оборот берут: у вас это болит, у вас то не получается и т.д. Много ходит историй о том, что шаманы выпивают, что ученицы оказывают интимные услуги учителям.

Множество обвинений приходит в адрес организации "Тэнгэри". Но представитель общества, Людмила Дашицыренова, отвечает, что шаманы "Тэнгэри" не требуют плату за обряды. Когда становишься на этот путь, то нужно дать клятву не просить оплату за свои услуги. Шаманы должны помогать людям, а не обирать их. Единственное, что просят, так это принести необходимые продукты на ритуал. Пожертвований никаких не собирается. Они добровольные. Людмила также отмечает, что в последнее время в адрес организации "Тэнгэри", которая располагается на улице Барнаульской в Улан-Удэ, поступает множество сообщений о том, что под именем их организации действуют люди, работающие в одиночку или создающие группы, и обманывающие людей, которые доверяют имени "Тэнгэри". Они выставляют пациентам прейскурант с ценами, но шаманы настоящей организации "Тэнгэри" так никогда не поступают.