Жаворонок, конспект занятия по ознакомлению с природой. Образовательная деятельность

Цель : Продолжать знакомить детей с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками, учить понимать смысл пословиц и поговорок.

Задачи: Расширять представления о жизни в старину, знакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа, играми и развлечениями. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления в природе. Закреплять знания о перелетных птицах и образе жизни, о связи с окружающей средой. Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским народным творчеством. Активизировать познавательную деятельность.

Приоритетная область : речевое развитие.

Интеграция образовательной области : познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Материал: Русских костюмы для мальчиков и девочек, шапки-маски птиц, заготовки из бумаги для поделок птиц-жаворонков, Маска-шапочка солнышка, колокольчик.

Ход НОД:

Организационный момент : дети в русских костюмах, в шапочках-масках птиц стоят свободно на ковре, с ними-ведущая в русском костюме.

Звучит веселая русская мелодия.

Здравствуйте, ребятишки! Я-Авдотья-Плющиха. Зимой Земля- матушка. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он сел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна, решаю весну пускать или непускать.

А ведь люди ждут весну, кличут её, зазывают.

А вы дети, рады весне?

В народе издавна гоаорят:

«На Авдотью солнышко-лето погожее»

«Если на Авдотью снег-будет урожай»

«Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.»

А праздник мой отмечали в конце марта, чтобы стало тепло, побежали дружно ручьи нужно, чтобы светило яркое солнышко. Все, и стар и млад, ждали солнышко, называли ласково, уважительно- «Ярило-солнышко»

Красны девицы,

Да добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь

В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.

(Дети встают в круг, говорят заклички о солнце)

Приди, приди солнышко,

Загляни в окошечко,

Засвети щедрее

Всех согрей скорее.

Солнышко-ведрышко

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покатись!

Солнышко, солнышко,

Красное солнышко!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Выходит солнышко (девочка в маске-шапочке)

Я-Ярило красное,

Солнышко ясное,

Ждали меня детки,

Детки-малолетки.

Авдотья: Завести, Ярило, чтоб тепло всем было!

Хоровод «Солнышко »

(дети ходят по кругу, солнышко в центре, приговаривают)

Солнышко, покажись, красное, снарядись!

Чтобы год от года давала нам погода-

Теплое леточко, грибы в берестечке,

Ягоды в лукошко, зеленого горошка.

Ребенок: Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Авдотья: А хотите поиграть с солнышком?

П/игра «Солнышко и дождик»

Пока светит солнышко, дети гуляют возле солнышка, тогда скажу «Дождик»-все бегут ко мне под зонтик.

Дети садятся на стульчики.

Авдотья: Ребята, но не только яркое теплое солнышко и бегущие ручьи радуют нас весной, а радуют нас прилет птиц из теплых стран, их веселое щебетание и пение.

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонков, или еще его называли «День птиц». Звался этот день «Сороки», говорят, что в этот день прилетало 40 птиц, сорока начинала строить себе гнездо и клала в него 40 палочек (веточек). На сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равнодействия, начинается настоящая весна..

Но без прилета жаворонков все-же весна наступит, поэтому люди пели заклички, звали жаваронков.

Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела

И дрова все пожгла,

Молоко все унесла.

Синички-сестрички

Чечетки-тетки

Куличики-мужички

Скворцы-молодцы

Из-за море к нам летите

Весену-красну несите!

С шелковой травой,

С жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

Авдотья: Жаворонок, одна из чистых божьих птиц, не любит сильного шума, гнездо вьет себя на земле, утепляет его перышками, конским волосом, высиживает своих птенцов.

Выходят дети в шапочках птиц:

Авдотья: Грачи-кулики из-за моря прилетели

И всене путь указали.

Вы ребятки, птиц встречайте,

Кричать закличку начинайте!

Жаворонки прилетели

На головку детям сели,

Хоть птицы к нам возвращаются,

А до тепла еще далеко:

40 мученников

40утренников

40 заморозков.

Жаворонок, жаворонок,

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

Жаворонок, прилети!

Весну красну принеси!

Нам зима-то надоела,

И весь хлеб она поела!

Ты запой, запой жаворонок

Ты запой свою песню, песню звонкую

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая

Да про ту ли, про теплую сторонушку,

Да про те ли, про земли заморские.

Авдотья: А сейчас встают все дети в круг и будем говорить для всех птиц заклички.

«Грачи летят, на всю Русь кричат

Гу-гу-гу! Несем весену!

Синицы летят, на всю Русь кричат

Цверь-цверь-мы несем весну!

Воробьи летят, на всю Русь кричат

Чивить, чивить, мы хотим попить!

Жавонорки летят, на всю Русь кричат

Чувиль, виль, виль, мы несем весну!

П/игра «Жаворонок»

Дети становятся в кург, внутри круга ходит «Жаворонок» с колокольчиком, звенит.

Дети говорят слова и идут по кругу:

В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в тишине

Спрятал песенку в траве.

С окончанеим слов, ведущий останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спиной друг другу. Все говорят: «Тот кто песенку найдет, будет счастлив целый год»

Двое детей бегут в разные стороны, кто первым возьмет колокольчик, становится «жаворонком» . (игра повторяется)

Дети садятся за столы.

Ребята, жаворонков ждут в каждом доме, вот и к нам прилетел такой долгожданный гость-жаворонок.

Мы сделаем жаворонков из бумаги и украсим нашу группу. Это будет традицией нашей группы.

Из каких частей состоит жаворонок? (голова, туловище, крылья)

Туловище птички у вас уже есть, вы будете делать только крылья, для этого нужно полоски бумаги, которая лежит у вас, сложить «гармошкой» и вставить ее в отверстие в туловище.

Показ, как вставить.

Дети самостоятельно делают жаворонков.

Ребята, после занятия мы развесим ваших птиц в группе. (дети делают птиц)

А еще в этот день мамы, бабушки пекли из теста булочки-завитушки, «жаворонки». Делали их из разного теста, пекли в русских печах.

Вот и сегодня ваши мамы и бабушки испекли «жаворонков» и принесли их вам. Жаворонков ели и дети и взрослые, а еще выносили их на улицу крошили в кормушки, угощали всех птиц.

(На подносе лежат булочки-жаворонки)

Давайте еще раз пригласим жаворонков:

Жаворонки, прилетите

Красавицу весну принесите!

Принесите весну принесите!

На соке, на бороне, на овсяном снопе.

(угощаться булочками будем после занятия).

Рефлексия: Праздник дома вспоминайте,

Маму с папой поздравляйте.

Нынче светлая весена,

Много солнца и тепла.

Вот и птички летят,

Угостить вас всех хотят!

Попало тесто, в горячее место,

Попало-непропало!

Жаворонками стало!

Тематическое занятие в старшей группе «Сороки-жаворонки».


Цели и задачи:
расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа;
развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички;
закреплять знания детей о перелетных птицах; создать атмосферу русского гостеприимства за столом и группе;Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Давно Вас жду поджидаю, праздник не начинаю!
- Долго длиться зимняя пора. Уже пронеслись веселые праздники: Рождество и Масленица, уже надоело слушать завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, что тепло прогонит стужу лютую. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд - закликание весны. В народе так и говорили об этом дне:
- Когда вода разольется, когда лес зазеленится
- Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.
Хоровод: "Веснянка"
Дети читают стихи:
1. Благослови, мати, весну закликати!
2. Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
3. Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла! Игра"Два мороза","Гори ясно"
4. Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила,
Холодом измучила!
Воспитатель: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Дети: Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся на север отправляйся!
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года, споем весеннюю закличку:
Весна, весна, весенний денек,
Весенний денек, где зарождается?
В долинах, оврагах зарождается,
Меж двух гор весна появляется!
Воспитатель: Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.
Дети читают стихи.
1. Солнышко, выгляни красное высвети!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!

2. Гори солнце, ярче! Лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.

3. Солнышко, солнышко, красное ведрышко!
Выгляни из-за горы, да до весенней поры! (Выходит девочка, на груди у нее солнышко)
Солнышко:
Я - солнышко лучистое, тепло и свет несу,
Улыбки возвращаю вам, и радость всем дарю!
Воспитатель: Спасибо солнышко, что заглянуло к нам на праздник. Будь у нас гостем дорогим. А мы весну встречаем, птичек закликаем! Недаром в народе говорили:"Сорок сороков летят, весну несут. "
- Ребята давайте с вами поиграем в народную игру " Ручеёк."


Воспитатель : А ну-ка, отгадайте, какие птицы вестники весны? Послушайте загадки:
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол.
На колу - дворец, во дворце - певец! Кто это? (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает... (Кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)
Воспитатель : Но больше всего люди любили звонкого певца - жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. Детишки лепили птиц из глины, мастерили из тряпочек. Празднично одетые девушки и дети ходили по деревне и пели песни - заклички.
- Ребята, я тоже испекла вам жаворонков. Держите их.
- Давайте и мы с вами споем весенние заклички. Поднимите своих жаворонков вверх.
1. Жаворонушки, прилетайте!
Весну красную закликайте.
Чтобы снеги покатились,
В речке воды появились.
2. Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
3. Птички прилетайте!
Гнездышки свивайте
Летите, залетайте,
Весну прославляйте!


Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами зиму и мороз проводили.
- Весну красную и солнце ясное встретили, весенних птичек закликали.
Хоровод "Вот уж зимушка проходит".

Интеграция образовательных областей:

социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, здоровье.

Цели:

Образовательные:

1. Через загадки, стихи, заклички обобщить знания детей о весне, птицах.

2. Учить понимать образный смысл загадок.

3. Закрепить умение выразительно читать стихотворения.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам.

3. Формировать интерес к традициям русского народа.

Развивающая:

Развивать творческие способности детей, артистизм.

Ведущий :- Ой вы красны девицы и добры молодцы!

Всех без исключенья зову на представление!

Будем зиму провожать, а Весну встречать!

Идёт матушка весна – отворяйте ворота.
Вот и первым март пришёл,
Всех друзей с собой привёл.
А за ними и апрель, растворяй по шире дверь
А потом придёт и май
Сколько хочешь ты гуляй.

Под русскую народную мелодию « Ой, бежит ручьем вода » дети, взявшись за руки, входят хороводным шагом и становятся полукругом.

Ведущая: Растаял снежок, оживает лужок.
День прибывает.

Когда это бывает?
(весной)


На празднике нашем
Споем и попляшем.

О том, как весна

К нам приходит, расскажем.

1-Ребенок: Если снег везде растаял,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

2-Ребенок: Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,

Значит, к нам пришла весна.

3-Ребенок: Если солнце зарумянит

Наши щёчки докрасна,

Нам ещё приятней станет,

Значит, к нам пришла весна.

Песня "Перед весной" .

Ведущий: А теперь мы все вместе поиграем в «Золотые ворота»

Игра: «Золотые ворота».

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

« Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается, второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Ведущий- Весна идет, торопиться. Встречали Веснушку- Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола.

А ещё говорили: «»Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю.

Мы здесь сегодня собрались, чтобы узнать всё про весну, про птиц!

1-Ребёнок : Снова стаей прилетели
Соловьи из-за морей
На земле от звонких трелей
Стало сразу веселей.

2-ребёнок: Оживает вся природа
Пенье птиц, то там, то тут?
Розовато-белым цветом
Всюду яблони цветут.

Ведущий: Дети, птицы весной покидают теплые края и возвращаются к нам. Первая из которых- жаворонок. В старину отмечали праздник Сороки, посвященный прилету первой птички. В этот праздник пекли из пресного теста фигурки жаворонков. Утром дети насаживали печеных жаворонков на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и пели песни. Закличка весны про жаворонков

Но есть еще и другие птицы, которые прилетают к нам из теплых стран. Вот послушайте мои загадки и отгадайте, что это за птицы.

Загадки:

1. Всех прелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач)

2. В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

Ку-ку… Ку-ку…

Не спит опушка,

А птицу эту звать (кукушка)

3. Мы построили вдвоем,

Для гостей весенних дом,

А верней сказать - дворец.

Прилетай сюда… (скворец)

4 . Маленький мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет, крохи собирает,

В полях кочует - пшено ворует… (воробей)

5. Кто в беретке ярко - красной

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

Ребенок: Ярче лучики сияют

И земельку согревают,

Зеленеют стебельки,

Расцветают все цветки.

Из-за моря вереницей

Поскорей вернулись птицы.

Ведущий:
Птицы вестники пробуждения природы, каждый год, пролетая через высокие горы, моря и океаны, они приносят на своих крыльях весну

Пальчиковая игра «Герасим – грачевник»
Ах, грач на горе - (показ руками горы над головой)
Знать, весна на дворе! (разводят руки в стороны и опускают)
Голубочки, голубочки, (взмахи кистями рук)
Принесите по клубочку (вращают кулачками вправо - влево)
Кукушки, кукушки, (взмахивают кистями рук)
Принесите по катушке (вращают кулачками перед грудью)
Чечетки, чечетки, (взмахивают кистями рук)
Принесите всем по щетке (потирают ладонями друг о друга)
А синицы – молодицы, (взмахивают кистями рук)
Принесите всем по спице! (покачивают указательными пальцами)
Жаворонки, прилетите, (взмахивают кистями рук)
Весну – красну принесите! (протягивают руки вперед)

Ведущий: Ой, ребята, кажется к нам летит первый гость. Интересно, кто же это? Давайте попробуем отгадать:

Эта черная весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Эта весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Появляется ребенок в костюме грача.

Грач:

Я - чёрная проворная птица,

Которая с юга к вам мчится

«Крак-крак-крак! » - прокричу,

Все поля облечу.

Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю.

Ведущий : Вы знаете, есть даже такая примета: "Если грач на горе, то весна на дворе" а еще говорят: «Увидел грача - весну встречай".

Ведущий : Ребята, а к нам еще гость летит, торопится. Давайте отгадаем, кто он:

Птицы мы. У нас есть крылья, хвост и носик.

Мы весну – красну на крыльях вам приносим.

Глядя в небо, ваши матери, отцы

Говорят: “ Летят. ” (скворцы)

Песня про скворца?

Появляется ребенок в костюме скворца.

Скворец:

Я - скворец!

Веселая пташка,

В черной в крапинку рубашке.

К вам весной прилетаю,

Сразу домик обживаю.

Инсценировка.

Скворец:

Здравствуй, птичка – невеличка. Здравствуй, добрая синичка!

Грач:

Здравствуй, дятел, наш приятель, Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел:

Расскажите птицы, Где вы побывали? Расскажите птицы, что вы повидали?

Скворец:

В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нету.

Грач:

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы

Дятел:

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец:

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка:

Вы бы с нами поиграли,

Мы вас очень, очень ждали!

Грач:

Чтобы было интересней,

Мы споем сейчас все вместе.

Песня Весна

Ведущий : (берет с подоконника конверт)

Кто-то бросил нам в окошко,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

Ведущий: Ребята, вам хочется узнать от кого пришло письмо?

(Достает письмо и читает.)

Здравствуйте, ребята!

Зиму вы уже прогнали,

А меня еще не звали.

Я пробудилась ото сна.

Спешу на песен зов! Весна.

Дети произносят заклички о весне:

1-Ребенок : Приди, весна. Приди краса.

С шелковой травою,

С жемчужною росою,

С теплым солнышком,

С вкусным зернышком!

2-Ребенок : Ой, весна моя,

Ты, весняночка!

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей приходи!

Солнцем, светом озари!

поют все

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким.

С дождями, ливнями,

С хлебами обильными».

Песня «Приди, весна!» - слова Чадовой, музыка Лукониной.

Ведущий : Ребята, кого мы звали?

Дети : Весну – красну.

Ведущий : Какие признаки весны вы знаете?

Признаки весны

Веснянка « Как-кап, динь-динь-динь»

Ведущий: Скажите, какие самые первые цветы появляются весной? (подснежники)

Игра «Собери подснежник» или «Кто больше соберет подснежников на полянке»

(В это время звучит пьеса П. Чайковского «Подснежник»)

Ведущий: Ребята давайте вспомним весенние месяцы! Вдруг, весна нас спросит!

( Дети называют месяцы, вывешиваются карточки с названиями )

Ребята, в старину март называли протальник, как вы думаете почему? (ответы детей ). Апрель называли снегогон, как вы думаете, почему?

Май называли - травень, почему?

А теперь поиграем в игру " День - ночь".

Закрывайте глаза (вешается карточка). Открывайте! Читаем: март, апрель, май, пятница - какое слово лишнее, почему?

Ребята, а какой месяц у нас сейчас?

Ведущий: Правильно! Мы с вами живем на севере и у нас в апреле ещё холодно, лежит снег, а вот на юге сейчас уже появляется травка, цветы. Но и к нам скоро придет настоящая весна! Давайте приготовим ей в подарок весеннюю картину. Подходите ко мне и выбирайте по одной картинки о весне (на столе картинки осень, зима, весна) и приклеивайте вот на эту основу (дети работают в группе). Садятся. Вот какая у нас красивая картина получилась! Весна будет рада! (показ гостям) Может, ещё вот это для красоты приклеим (показывает осеннее дерево)? Нет? Почему? Правильно!

Ведущий: Вот и пришла матушка- весна, отворяй ворота! (две девочки встают, образуют ворота украшенными веточками)

Выходит весна через ворота.

Весна:

Вот и я, вот и я, здравствуйте, мои друзья!

Знаю, ждут меня повсюду, всем на свете я нужна,

Приношу я радость людям, и зовут меня Весна!

Песня «Здравствуй, Веснушка-Весна!

Ведущий: Весна, весна, ты как пришла?

Весна :

Я к вам пришла по - снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

А ну, вставай, медведь!

На веточки дохнула –

Пора зазеленеть!

Ведущая : Весна, весна- утро года.
Весну встречаем хороводом.

Хоровод «Веснушка- весна»

Весна: Предлагает поиграть в игру "Топай-хлопай". Произносится высказывание, если оно верное нужно хлопать, не верное - топать.

    Весной опадают листья.

    Весной с юга прилетают птицы.

    Весной на деревьях появляются листья.

    Весной река замерзает.

    Весной просыпаются медведи.

    Весной встречаем новый год.

    Весной бывает ледоход.

Весна : А теперь, друзья мои,
Почитайте мне стихи.

Расскажите обо мне,

О Волшебнице Весне.

Стихи детей о весне.

Весна: А скажите-ка, друзья, какие пословицы, поговорки, приметы о весне вы знаете?

Пословицы, поговорки

Ведущая: Весна, а наши ребята еще хотят тебя порадовать .

Инсценировка стихотворения
-Ну, Весна! Как дела?

– У меня уборка.

– Для чего тебе метла?

– Снег смести с пригорка.

– Для чего тебе ручьи?

– Мусор смыть с дорожки.

– Для чего тебе лучи?

– Для уборки тоже,

Всех промою, просушу –

Всех на праздник приглашу.

Весна: Молодцы, ребята!
На ветвях раскрою почки

Я в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Дождик, дождик, пуще!

Будет травка гуще!

Дождик, дождик, поливай!

Будет лучше урожай!

Хоровод «Травушка-муравушка»

Весна: А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадки

1.Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок. (Подснежник)

2. За окном звенит она

И поет: "Пришла весна!

И холодные сосульки

Превратила в эти струйки! "

Слышно с крыши:

"Шлеп-шлеп-шлеп! "

Это маленький потоп. (Капель)

3. Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял

И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)

4. Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит,

К нам пришла (Весна)

5. Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы… (Скворечник)

6. Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут (Гнездо)

7. В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Ведущий: Правильно дети, ручеек. Давайте мы сейчас с вами вспомним русскую народную игру «Ручеек» и в нее поиграем.

Игра «Ручеек»

Весна: Отдохнула я у вас, повеселилась, а теперь мне пора в путь.

У меня работы много.

Помогают мне лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

Из-под хвои и травинок

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У меня забот немало,

Но дела идут на лад.

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят!

Весна: Спасибо, вам, мои родные! И на праздник я пришла не с пустыми руками (раздает угощение) Ведущая: Спасибо, Весна. Ребята тебе тоже приготовили подарки (рисунки первых весенних цветов) Весна: спасибо. А теперь мне пришла пора прощаться с вами. Мне пора будить медведя, а то он весну проспит. До свидания!!!

Ведущая: Спасибо, Весна-красна, что нам радость принесла!

Становись чесной народ в наш огромных хоровод

Мы в ответ тебе споем, хоровод наш заведем!

«Весенний хоровод»- на флешке.или своя веснянка «Солнышко, солнышко, пригревай скорее»

Ведущий: Мы встретились с Весною,

О ней мы все узнали.

Хотим, чтоб о весне прекрасной

Родным вы дома рассказали.

А печеных жаворонков я раздам каждому из вас, после нашего развлечения и вы отведаете угощенье.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Центр развития ребенка»

Конспект открытого занятия для старшей группы

«ЧТО НА РУСИ ОЗНАЧАЛО СЛОВО «ЖАВОРОНКИ»

Подготовила и провела

воспитатель первой квалификационной категории

Парфентьева Людмила Ивановна

г. СЕРГИЕВ ПОСАД, 2011

Программное содержание: воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички.

Используемая музыка:

  1. «Русский хоровод» исп. Оркестр народных музыкальных инструментов, дирижер В. Красноярцев.
  2. «Жаворонок» муз. П. И. Чайковского.
  3. «Красный сарафан» муз. А. Варламова
  4. «Веснянка» муз. Т. Потапенко.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Звучит «Русский хоровод».

1 ребенок: 22 марта(9 марта по старому стилю) в православной России отмечается праздник «сороки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них – жаворонок. В этот день хозяйки пекли из простого теста «жаворонков».

2 ребенок: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.

3 ребенок: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

4 ребенок: На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…(Василий Жуковский)

5 ребенок: Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне…(Евгений Баратынский)

6 ребенок: Согласно легенде жаворонки вынимали колючки тернии из тернового венца распятого Христа. Не только поэты, но и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения. Послушайте одно из них.

Звучит «Жаворонок» П.И. Чайковского.

Ведущий: Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весны. В этот день женщины выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям. И приговаривала:

(девочка держит в руках тарелку с выпеченными жаворонками)

Ой, вы жаворонки, жавороночки

Летите в поле, несите здоровье

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

А дети бежали на улицу и кричали:

6 ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную,

Нам зима холодной надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Ведущий: Во многих местах печенье выпекали в форме крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весною, во время сева, их бросали в особое решето (сетево), из которого сеяли зерно. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйки хмеля или монетку. Зерно к богатству, чешуйка хмеля или монетка – к веселью.

Часто «кресты» давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички:

1 ребенок: Крестики, крестики, жавороночки,

2 ребенок: Крестик подают и водой обдают,

3 ребенок: Половина-то «говина» перевалится,

4 ребенок: Кадка с молоком перекатится

Ведущий: Девицы также совершали свои заклички, глядя на восток:

Мальчик: Весна, Весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Хоровод «Стало ясно солнышко припекать».

Ведущий: Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к Морозу (выставляли в миски овсяный кисель, на краю поля или на крыльцо) приглашали отведать кушанье:

Мороз-Мороз, не тронь мой овес.

Приходи кисель есть.

Под музыку входит Весна. Звучит «Красный сарафан».

Весна: Я весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

7 ребенок: Здравствуй, здравствуй,

Красавица, Весна!

Птичий домик у нашего окна

Скоро в домике будет веселье,

У крылатых жильцов новоселье!

Игра «Птички», р.н.м.

Ведущий: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок, примет.

Дети:

Пословицы, поговорки:

Зима весну пугает, да все равно тает.

Весна днем красна, да и то не сполна.

Весною оглобля за ночь травой обрастает.

Приметы:

Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Дружная весна – жди большой воды.

Увидал скворца – весна у крыльца.

Хоровод «Веснянка».

Весна раздает детям угощение.



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 г.Орла»
Конспект ОДД
В старшей логопедической группе
(организованного в ППРС «Мини-музей»)
На тему: «Жаворонки прилетите, весну – красну принесите»

Воспитатель
Яшина Е.С.
Орел, 2015 г.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программные задачи:
1.Дать детям представление о праздновании встречи весны.
2.Продолжать знакомить детей с песенками-закличками, обрядами, загадками.
3.Вызвать у детей эмоциональный подъем, радостное настроение.
Коррекционные задачи:
1.Закреплять представления детей о весенних явлениях, о жизни перелетных птиц.
2.Обогащать словарь по теме: «Весна. Перелетные птицы».
3.Развиваьб общие речевые навыки:
-следить за правильным речевым дыханием при рассказывании закличек;
-продолжать развивать интонационную выразительность речи;
-совершенствовать четкость дикции.
Предварительная работа:
-беседа о весне, рассматривание иллюстраций, картинок, изображающих времена года, перелетных птиц;
-разучивание закличек, русских народных игр, хороводов.
Материалы к занятию:
Фланелеграф, картинки с изображением перелетных птиц; столы, дощечки для лепки, салфетки, стеки, тарелочки с тестом, изюм; магнитофон, записи с «голосами весеннего леса».План занятия:
1.Вступительная часть.
1.1.Организационный момент.
2.Основная часть.
2.1.Беседа о весне.
2.2.Чтение весенних закличек.
2.3.Игра «Солнышко» (координация речи с движением).
2.4.Отгадывание загадок о птицах.
2.5.Беседа о птицах.
2.6.Пальчиковая гимнастика «Жаворонок».
2.7.Изготовление из теста печенья – жаворонков.
2.8.Чтение закличек.
3.Заключительная часть.
3.1.Хоровод «Веснянка» (координация речи с движением).
Ход:
Хозяюшка встречает детей в избе:
-Здравствуйте, ребятишки и взрослые. Я рада гостям, как добрым вестям. Собрались мы сегодня в нашей избе, чтобы поговорить о весне, и ее праздниках.
-Когда приходит весна? (после зимы).
-Вы хотите, чтобы пришла настоящая весна? Только как мы ее узнаем, по каким приметам? (дети называют приметы и признаки весны).
-Давайте расскажем какая весна?(подбор определений).
-Знаете ли вы весенние месяцы? Какой первый месяц? Правильно, март – первый весенний месяц. В народе его называют «утром весны», «солнечником», «зимобором», «водотеком», «ветроносом», «грачевником». Вот у него сколько названий. Как вы думаете, почему его так называют?
С нарастанием солнечного света начинается обильное снеготаяние, текут ручьи, а с прилетом грачей зима и вовсе отступает. В марте солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Март борется с зимой и приносит теплые ветры.
-Какой недавно мы отмечали праздник? (масленицу).
-После масленицы, считали в народе, весна уже на пороге. Весну не просто ждали, ее зазывали, закликали песнями-закличками, песнями-веснянками и встречали хлебом, как самую дорогую гостью. Давайте мы с вами позовем, покликаем весну. Кто из вас знает заклички?
1. Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
2.Весна, приди! Три угодья принеси!
Первое угодье – в реках половодье!
Другое угодье – солнце на подворье!
Третье угодье – зеленое раздолье!
3.Ой, весна, красна!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем нас озари!
4.Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март – солнцу рад.
Апрель, апрель – откроет дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Хозяйка: -Ау, ау, аукаем! Зовем, зовем мы весну, а она что-то не торопится. Видно где-то задержалась. А так хочется тепла. Давайте-ка мы солнышко позовем. Оно лучами землю обогреет, снег растопит – весна быстрее придет.
Проводится игра «Солнышко» (координация речи с движениями)
Солнышко, (дети стоят в маленьком кругу, шагают назад,Колоколнышко, расширяя круг, держась за руки).Ты пораньше взойди, (руки вверх, тянутся на носочках)
Нас пораньше разбуди. (опускают руки)
Нам в поле бежать, (бегут по кругу, взявшись за руки)
Нам весну встречать.
-Кажется стало теплее, пригревает солнышко. Скоро птицы прилетят. Какая птица первой в наших краях появляется? (грач).
В народе говорят: «Грач на горе – весна на дворе».
А не прилетел ли грач? (на фланелеграфе ищут грача)
Вслед за грачами собираются и другие птицы. Какие попробуйте отгадать.
Стоит ствол, на стволе кол,
На колу дворец, во дворце певец.
А зовут его? (скворец)
-Посмотрите, нет ли среди птиц скворца?
-А теплее станет, прилетит такая птичка:
Угадайте, что за птичка, темненькая невеличка,
Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.
Если к нам летит она, значит началась весна. (ласточка)
-Что это за птица?
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет, поет. (жаворонок)
-Какие птицы остались? (зимующие)
-Как можно назвать всех этих птиц одним словом? (перелетные)
-Давайте поиграем в игру. Я буду говорить предложение, а вы добавлять слово.
-В наш двор прилетела стая… (воробьев).
На рябине сидело много красногрудых…(снегирей).
К кормушке подлетела маленькая… (синица).
В наши края вернулись …(скворцы).
-В старину крестьяне встречали прилет птиц из дальних краев закличками, песнями. Совсем скоро, 22 марта, будет еще один народный праздник – Сороки. По приметам, именно с этого времени, сорока начинает вить гнездо и кладет в него 40 палочек, с юга возвращаются в родные края 40 разных пташек и наступает весна. А еще пекли из теста печенье – жаворонки. Их форма могла быть различной, смотря по вкусу и умению хозяйки. Но важным считалось – расправленные крылья- птички всегда изображались летящими. Чтобы печенье было лакомым, глаза птичкам делали из изюминок, орехов или других ягод. Потом печеных жаворят давали детям. Ребятишки выбегали на улицу, подбрасывали их высоко к небу, да просили, чтобы птицы прилетели, да весну с собой несли. Давайте и мы попробуем вылепить из теста жаворонков и еще раз позвать весну.
Дети рассаживаются за столы.
-Как я вам уже сказала, фигурки жаворят могли быть разной формы: летящий жаворонок, жаворонок с птенцом, завивали спиралью, завязывали узелком.
(показываются картинки).
-Мы с вами попробуем сделать вот такого жаворонка – завязанного узелком. Для начала разомнем пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Жаворонок, жаворонок, (на каждую строчку большой палецМилый жаворонушек, здоровается дважды с одним
Ты где был? пальчиком, начиная сТы с чем пришел? указательного, сначала на
-За морем бывал, правой, потом на левой руке).Весну добывал.
Несу, несу
Весну-красну.
-Что это? (тесто), какое оно? Потрогайте, помните. (мягкое, податливое).
Катаем колбаску, колбаска завязывается узелком. С одной стороны колбаски, торчащей из узелка, вытягиваем клювик жаворонка, с другой – конец расплющивается и делаются надрезы, напоминающие перышки на хвосте. Глазки – изюминки.
(Дети повторяют по цепочке последовательность).
Птичек высаживаем на противень.
- Вот таких жаворят пекли в старину. А пока вы ко мне в гости шли, я для вас тоже испекла жаворонков. Давайте мы по обычаю наших предков позовем весну. Берем в ладони, сложенные лодочкой, жаворонка, поднимаем его вверх к солнышку и попробуем покликать.
1.Жаворонки, прилетите,
Весну – красну принесите,
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
Принесите весну
На своем хвосту.
2.Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
- Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну –
Теплое лето.
3.Жаворонки, жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите кус здоровья,
Мы вам посошочек,
А вы нам денег – мешочек!
4.Жаворонки прилетали,
Весну – красну отмыкали.
Серы снеги покатились,
В речках воды появились.
Вы не троньте песок,
Не тупите свой носок.
Пригодится ваш носок
На овсяный колосок.
- Слышите, ребята?(грамзапись «Голоса весеннего леса»)
- Весна, весна, красная, пришла весна ясная.
Птицы громко поют. Долго спать не дают.
Весеннее солнце глянуло в оконце,
Избу осветило, всех развеселило.
- Давайте веселиться, хоровод водить, да гостей угощать.
Проводится хоровод «Веснянка»
А уж ясно солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки,Припекло, припекло. медленно поднимают руки)
И повсюду золото (идут по кругу за руки, медленноРазлило, разлило. опускают руки)
Ручейки по улице (бегут по кругу, в противоположнуюВсе журчат, все журчат сторону на носочках, руки на поясе)Журавли курлыкают (идут по кругу в противоположнуюИ летят, и летят. сторону, высоко поднимая колени,
взмахивая руками.)


Приложенные файлы