Участники эксперимента были ограничены. Раненый молодой офицер – искл

«раненый молодой офицер – искл. овсяное печенье – ян рифмованные строки – есть ова они помолвлены – кратк. прич. плетённая дедом корзина – есть завис. слово подвержены простуде – кратк. прич. ...»

раненый молодой офицер – искл.

овсяное печенье – ян

рифмованные строки – есть ова

они помолвлены – кратк. прич.

плетённая дедом корзина – есть завис. слово

подвержены простуде – кратк. прич.

копченая колбаса – непроизв. прил.

вкусное мороженное - еннИстория самая обыкновенная - еннНо вы, кажется, склонны придавать ей преувеличенное значение - кратк. прич.; есть прист.

Дровяной склад – янкартинная галерея – на стыке

Стеклянная посуда – искл.

осенняя погода – на стыке

Старинное оружие – на стыке

недюжинные способности – на стыке Полотняное бельё - янподлинное искусство – на стыке

жизненный - еннвзвинченный – соверш. вид

серебряный - янбалаганный – на стыке

укоризненный - еннжелатинный – на стыке

берестяной - янредакционный - онногненный - еннбылинный – на стыке

клееный – непроизв.

утиные истории - ин

проштампованное письмо – есть овачищенная морская рыба – соверш. Вид.

колено раздроблено – кратк. прич.

заявления рассмотрены – кратк. прич.

ношенные вещи – соверш. Вид.

писанный маслом пейзаж - есть завис. слово

жестяные банки - ян

Необразованные люди часто бывают невежественны – есть ова; кратк. прил.

Участники эксперимента были ограничены во времени – кратк. прич.

Ответы ученика были весьма неуверенны – кратк. прич.

Похожие работы:

«Глоссарий Потепление изменение погоды, сопровождающееся повышением температуры . Глобальное потепление повышение средней температуры климатической системы Земли . Температура - физическая величина, характеризующая состояние термодинамического равновесия системы . Скептик...»

«Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Зеленовская средняя общеобразовательная школа" Бинарный урок в 3 классе по теме "Общество". (окружающий мир и обществознание) Мелихова Т.А....»

«Направление точных наук (математика) РЕШЕТО ЭРАТОСФЕНА. Выполнили: ученики 6 А класса Ряжев Илья и Атаманюк Данила МКОУ "Миндерлинская СШ"Руководитель: Клоцбах Зинаида Ивановна Тел. 8-908-017-27-53 с. Миндерла, 2016г.СО...»

«Всемирная история.1. ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНАЯ ИГРА СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ 6 классТЕМА: Древняя Греция (Повторительно-обобщающий урок) ЗАДАЧИ: I) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: Древняя Греция"2) выявить пробелы в знаниях уч-ся;3) развивать логическое мышление, обогащать знания учащихся, прививать...»

«Пояснительная записка (10 класс история). Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, авторской Н.В. Загл...»

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса "История России" разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции новог...»

«Информационный меморандум Полное и краткое наименование ОАО: Открытое акционерное общество "Сошненское-агро", ОАО "Сошненское-агро" Адрес (место нахождения): Пинский район, аг. Сошно, ул. Центральная, 47 Сайт, e-mail: [email protected] Данные о государственной регистрации: ОАО "С...»

Пожалуйста, ответьте! Третий день очень ждём. Объясните, пожалуйста, почему на вопрос (№ 294975 (Подскажите, востребованны, в предложение ниже, с одно н, или двумя? Не секрет, что опытные менеджеры по продажам более востребованны, да и денег получают больше) вы ответили (ответ уже удалён): Верно: востребованы. С двумя н эта форма не пишется. ?? А почему в других ответах вы признаёте существование этой формы?? № 279526 Скажите, пожалуйста, в выражении "деятельность абсолютно востребована" сколько н в слове "востребован/нна"? Ответ справочной службы русского языка Две Н: востребованна. № 264690 1.Как правильно писать: эти программы востребованы или востребованны; дети на сцене раскованы или раскованны? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно: востребованны. № 264757 1.Помогите, пожалуйста, как надо писать слово ВОСТРЕБОВАНЫ (например, эти словари востребованы или востребованны)? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно: эти словари востребованны; эти словари востребованы читателями. № 262989 Ответ справочной службы русского языка Количество Н зависит от того, краткая форма какой части речи перед Вами: востребована (краткое причастие) и востребованна (краткое прилагательное). № 262725 Ответ справочной службы русского языка Это слово может выступать как краткое прилагательное или как краткое причастие, с чем и связаны различия в написании. В Вашем примере следует написать две Н (это краткое прилагательное). № 216831 Ответ справочной службы русского языка Они здесь, в Юрге, нужны и востребованны_. № 213632 Ответ справочной службы русского языка Здесь верно (если нет зависимых слов): будет востребованна. ???

Написание краткой формы слова востребованный представляет собой орфографическую проблему. Правила 1956 года и вслед за ними Д. Э. Розенталь предлагали писать краткие причастия с одним н , а соотносимые с ними отглагольные прилагательные с двумя. Так, одним и двумя н различаются причастия и прилагательные во фразах: Она воспитана дальней родственницей - У нее хорошие манеры, она воспитанна; Она избалована хорошими условиями - Она капризна и избалованна. Прилагательные отличаются от причастий тем, что имеют качественное значение и могут образовывать сравнительную степень. Есть и другие показатели « причастности » и « прилагательности » , но в орфографических справочниках указываются именно эти.

Если руководствоваться такими рекомендациями, слово востребованный во многих контекстах можно отнести к прилагательным. Оно часто имеет качественное значение "нужный, своевременный" и при этом образовывает сравнительную степень: эти товары востребованнее, чем другие . Из приведенного правила следует, что в востребованный может быть прилагательным и в его кратких формах нужно писать два н .

Однако практика письма иная: в ней абсолютно преобладает написание с одним н . Более того, такое написание соответствует рекомендации «Русского орфографического словаря» РАН. Получается, что с двумя н эта форма не пишется.

Можно предположить, с чем связана словарная фиксация с одним н . В толковых словарях слово востребованный как прилагательное не отмечается, в отличие от воспитанный, избалованный и других отглагольных прилагательных, давно существующих в русском языке. По нашим наблюдениям значение "нужный, своевременный" появилось у слова востребованный относительно недавно. А словари всегда немного отстают от развития языка. Не зафиксированное толковыми словарями прилагательное не попало и в орфографический словарь.

Но почему не распространяется написание с двумя н (по правилу!) в практике письма? Дело в том, что пишущие нарушают правило о кратких причастиях и прилагательных и во многих других случаях. И количество не соответствующих правилам написаний столь велико, что впору задуматься, не говорит ли это о том, что само правило не соответствует норме письма. Может быть, нормой стало написание прилагательных с одним н и только несколько пар типа воспитана воспитанна еще более или менее устойчиво различаются. Также есть основания предполагать, что это вовсе не изменение нормы, а так было и раньше. Еще Д. Э. Розенталь в своих наиболее полных справочниках отмечал, что есть отглагольные прилагательные, которые пишутся с одним н, а в некоторых случаях выбор н и нн обусловлен синтаксически: при наличии дополнения пишется н , а при его отсутствии – нн.

Эта проблема не осталась без внимания ученых. Правило в полном академическом справочнике 2006 года было сформулировано несколько иначе, чем в своде 1956 года и у Д. Э. Розенталя: « Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н , если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени. Примеры: привязанный к кому-либо "испытывающий привязанность" Она к нему очень привязана; исполненный чего-либо "полный, проникнутый" Душа исполнена печали; наслышанный о чём-либо "хорошо осведомленный" Мы наслышаны о его проделках » .

При этом в « Русском орфографическом словаре » для отглагольных прилагательных указано, что при наличии дополнения они пишутся с н , а при отсутствии – с нн, например: её интересы ограничены домом и детьми и наши возможности ограниченны, она самоуверенна и ограниченна (см. словарную статью для слова ограниченный ) .

Вот такая непростая ситуация. Пока правило не изменено, мы рекомендуем писать в соответствии с ним, хотя иногда колеблемся. Однако нужно признать, что на данный момент ни написание н , ни написание нн в кратких формах прилагательного востребованный считать ошибкой нельзя.

Вопрос № 289166

Добрый день! Скажите, пожалуйста, какие должны быть окончания в причастии в этих предложениях. 1. "Ассортимент товара, участвующ (ий, его) в акции, уточняйте у продавцов-консультантов". 2. "Количество и ассортимент товара, участвующ (ий, его) в акции, ограничены ." Здесь вопрос ставить нужно от "товара" или "ассортимента"? Заранее большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Ассортимент товара, участвующего в акции, уточняйте у продавцов-консультантов. Количество и ассортимент товара, участвующего в акции, ограниченны.

Вопрос № 283495

Подскажите правильно ли я написал следующие предложения: A) 1. Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. (однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами) 2. Машины двигались по степи и день и ночь. (устойчивое выражение - и день и ночь - нет запятой) 3. Квартира его хотя и просторна, но сумрачна. (однородные члены предложения, соединенные двойным союзом - хотя...но) Б) Необразованные люди часто бывают невежествеННы и ограничеННы. (краткие формы прилагательных, характеризуют свойства) Необразованные люди ограничеНы в своих возможностях. (тут уже причастие) С Уважением, Алексей.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 282779
Здравствуйте! Я являюсь сотрудником научного издательства, специализирующегося на выпуске энциклопедий. При работе над очередным изданием у нас возник вопрос: правомерно ли оформлять, к примеру, Среднюю школу № 7 с прописной буквы, ссылаясь на правило: "С прописной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, а также первое слово включаемых в них названий других учреждений и организаций, в официальных названиях органов власти, учреждений, организаций, обществ, научных, учебных и зрелищных заведений, политических партий и т.п." (Д. Э. Розенталь "Справочник по правописанию и литературной правке")? Дело в том, что мы ограничены в знаках, вследствие чего не можем давать полные названия учреждений.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание средняя школа № 7 собственным именем не является и пишется со строчной буквы.

Вопрос № 278815
Подскажите, как правильно: максимальные размеры плаката неограниченны (не ограничены )? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: размеры неограниченны; размеры ничем не ограничены .

Вопрос № 274805
Вот предложение: "в связи с праздниками будут ограничены движение и парковка транспортных средства". Правильно ли написано слово ограничены , или надо с двумя -нн-?

Ответ справочной службы русского языка

Верно с одной Н: будут ограничены . Правильно: средств.

Вопрос № 273767
Здравствуйте.
По § 65. Подскажите, какие правила нужно знать, чтобы понять написание этих слов.

Ответ справочной службы русского языка

Речь об этом параграфе «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года? Как правило, краткое отглагольное прилагательное можно заменить синонимичным именным оборотом (девочка воспитанна – у нее хорошее воспитание ), а краткое причастие – глагольным оборотом (девочка воспитана бабушкой – ее воспитала бабушка ).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н , например: группы дисциплинированны и организованны ; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны .

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н , например: сломан, сломана, сломано, сломаны ; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

Вопрос № 260550
как писать правильно: возможности неограниченны или возможности не ограничены ?

Ответ справочной службы русского языка

возможности неограниченны.

Вопрос № 258438
Как правильно: Люди с ограниченными возможностями ограничены , когда на их пути возникают преграды или ограничеННы... Спасибо.
только ответьте, пожалуйста

Ответ справочной службы русского языка

Верно написание с двумя Н.

Вопрос № 258430
Как правильно Люди с ограниченными возможностями ограничены , когда...
или ограничеННы...
Спасибо.
только ответьте, пожалуйста

Ответ справочной службы русского языка

Неясен смысл итоговой фразы. Пожалуйста, уточните.

Вопрос № 253001

Ответ справочной службы русского языка

Пишется: неограниченны .

Вопрос № 252894
В предложении "Возможности каждого неограниченны или не ограничены !" как правильно пишется?

Ответ справочной службы русского языка

Если нет зависимых слов, то верно: неограниченны. Но: ничем не ограничены .

Вопрос № 249959
Добрый день. Существует ли множественное число слова "солнце". Ведь мы не говорим "солнцы", но можем спросить "Сколько солнц?". Аналогичный вопрос про слово "луна".
С уважением, Т.Хачатурова

Ответ справочной службы русского языка

Слова солнце и луна имеют формы множественного числа, но эти формы ограничены в употреблении. Разумеется, невозможно множественное число при употреблении слов Солнце и Луна как астрономических терминов в значениях соответственно "центральное тело Солнечной системы" и "естественный спутник Земли": такое Солнце одно и такая Луна одна. Они пишутся с прописной и употребляются только в единственном числе.

Однако слово солнце употребляется во множественном числе в значении "центральное тело других планетных систем", например: полет к далеким солнцам , а также в индивидуальном авторском контексте (у Маяковского: в сто сорок солнц закат пылал ). Парадигма мн. числа: солнца, солнц, солнцам, солнца, солнцами, о солнцах.

Слово луна употребляется во множественном числе в значении "спутник любой планеты", например: две луны Марса; сколько лун у Нептуна?

Вопрос № 237639
Возможности стали ограничены . (или ограниченны)

Ответ справочной службы русского языка

Корректно с двумя Н.

Вопрос № 232618
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, корректно ли такое предложение: Без лидера, чье видение и действия не ограничены рамками организации, а власть достаточна, чтобы оказывать влияние на процесс, и в распоряжении которого находятся ресурсы, невозможно получить максимально полную отдачу...(чье и которого немного смущает, но как иначе - ума не приложу). Спасибо за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Предложение корректно.

Страдательные причастия характеризуются наличием приставки, или пояснительного (зависимого) слова, или того и другого:

ис правленная рукопись, крашенная недавно дверь, при готовленные корректором гранки;

Отглагольные прилагательные не имеют приставок и зависимых слов, образуются от глаголов несовершенного вида:

_правленая (править) рукопись, _крашеная (красить) дверь.

Упражнение 190 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните выбранные написания.

Жаре_ый гусь, поджаре_ая колбаса, жаре_ые в масле пирожки; пуга_ая ворона, перепуга_ые люди; калё_ые орехи, раскалё_ая печь, калё_ые в печи орехи; рва_ый рукав, разорва_ый рукав; писа_ый красавец, вписа_ый треугольник, писа_ый знаменитым художником портрет; лома_ый грош, полома_ый автомобиль; топлё_ое молоко, вытопле_ая печь, затопле_ая хата; беше_ый карьер, взбешё_ый человек; гружё_ая баржа, выгружё_ая баржа; ране_ый боец, изране_ое тело, ране_ый под Киевом боец; паре_ая репа, распаре_ые косточки; штопа_ая гимнастёрка; маза_ая печь, вымаза_ое платье; золочё_ое блюдо, позолоче_ая ложка; скоше_ый луг, нескоше_ая трава; луг, не скоше_ый колхозниками; варё_ый картофель, вываре_ое мясо, варе_ая в котелке картошка.

Упражнение 191. Перепишите, определите правописание н, нн в отглагольных прилагательных и причастиях. Аргументируйте свой ответ.

1. Белели маза_ые хаты украинского села. 2. Давно маза_ые стены казались серыми. 3. Стиран_ое бельё меньше мнётся. 4. Трудно было ехать по немощё_ой дороге. 5. Зва_ых на вечер гостей было немного. 6. Кова_ый на все ноги конь не спотыкается. 7. Рыболовы ели уху и печё_ый в золе картофель. 8. Стол для зва_ых гостей был покрыт вяза_ой скатертью. 9. На тка_ой шёлком салфетке стоял гранё_ый стакан. 10. Приятно пахнет печё_ым хлебом. 11. Началась уборка сея_ых трав. 12. Травы, сея_ые в паровом поле, хорошо взошли. 13. Сорва_ые травы и цветы мы сушили в книгах. 14. Всех подстреле_ых уток мы, конечно, не достали. 15. Приходилось идти по нехоже_ым тропам и по неезже_ым дорогам. 16. Хорошо сшит крое_ый опытным мастером костюм. 17. Много витаминов содержат в себе неварё_ые овощи. 18. Вязанка дров лежала у нетопле_ой печи. 19. На стене висела писа_ая акварелью картина. 20. В середине комнаты стоял стол, покрытый оборва_ой чёрной клеёнкой. 21. Рита вынула из сумки тиснё_ый золотом билет. 22. Калиныч провёл нас в избушку, увеша_ую пучками душистых трав. 23. Доставлено свежемороже_ое мясо. 24. Среди музейных сокровищ был драгоценный златокова_ый ларец. 25. С краше_ого охрой карниза смотрела на улицу затейливо сдела_ая маляром надпись.

Упражнение 192. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните употребление н, нн в прилагательных и отглагольных причастиях. Отграничьте причастия от прилагательных.

1. Кузов был сверху забит свежескоше_ым сеном. (А.К .) 2. За вас, ране_ых в бою, я готова была отдать жизнь. (И.Г .) 3. Круче_ой нитью вязался разговор. (О.С .) 4. Тяжело гружё_ая лодка мчалась по узкому накло_ому коридору горной речушки. 5. Краше_ый борот лодки беспокойно облизывала лёгкая волна. (П.Ф .) 6. Пахло свежевыпече_ым хлебом, рыбой и морем. (П.Ф.) 7. Ветер качал обрумяне_ые плоды яблони. (П.Ф .) 8. Карлы внесли на золочё_ых блюдах пирог из воробьёв и жаре_ых перепёлок. 9. Отмороже_ые щёки её писинели от ветра и казались испачка_ыми. (И.Г .) 10. Посреди леса, на расчище_ой и разработа_ой поляне возвышалась одинокая усадьба Хоря. Она состояла из нескольких сосновых срубов, соединё_ых заборами. (Т .) 11. Повара стари_ых помещиков приступают к изготовлению долгоносых птиц и, войдя в азарт, свойстве_ый русскому человеку, когда он сам хорошенько не знает, что делает, придумывают к ним такие мудрё_ые приправы, что гости большей частью с любопытством и вниманием рассматривают пода_ые яства, но отведать их никак не решаются. (Т .) 12. Отец-то у них был человек учё_ый. (Т .) 13. Однажды завидел я в стороне заброше_ый сад. (Т .) 14. Тесно торчали на грядах бурые прутья, перепута_ые засохшим горохом. (Т .) 15. Из передней, заклее_ой разными пёстрыми картинами, завеша_ой клетками, вошли мы в небольшую комнату. (Т .) 16. Я имел занятие волноваться из-за всех людей, из-за каждого дифтерита и каждой рубле_ой или огнестрельной раны. (Пауст. )


Упражнение 193. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, объясните выбранное написание.

1. Полы были выкраше_ы жёлтой краской. 2. Та же закопч_ная люстра со множеством висящих стекляшек, те же картины, во всю стену, пис_ные масл_ными красками. (Г .) 3. От брош_ного в воду камня расходились круги. 4. Заказав жар_ной колбасы, Сашка барином усаживается у стола. (М.Г .)

5. Мой врач взял какие-то травы из сумки, повеш_ной у него на грудь, намочил их в воде и приложил к воспал_ному месту. 6. Разнообразные и спут_ные мысли терзали меня в продолжение ночи. 7. Широкая черкеска кое-где была порв_на, шапка была заломл_на назад по-чеченски, ноговицы спущ_ны ниже колен. (Л.Т. ) 8. На лице была напис_на решимость. 9. На нём (Горчакове) солом_ная шляпа, вяз_ные из верёвки туфли и полотн_ные штаны. (Вс. Иван .) 10. С полей убрали суш_ное сено. 11. Суш_ные на солнце яблоки ссыпали в мешок. 12. Каштаны надо мной убр_ны золотом, у ног моих много листьев, похожих на отсеч_ные ладони чьих-то рук. (М.Г .) 13. Брош_ный на землю цветок сразу же утратил свою свежесть. (Ант .) 14. Вдоль стен из грубо обтёс_ных брёвен тоже стояли люди. (Сарт .) 15. Возле сарая чернела запряж_ная в телегу лошадь. 16. Чувствовалось, что люди утомл_ны собранием и поздним временем. (Мел .) 17. Хуже было то, что скош_ный ряд теперь ложился в воду. (Мел.) 18. Десятки тяжелоран_ных увезены в больницу.

19. Охвач_ный острым сожалением о потер_ном для него навсегда, Константин уже не слышал железного клёкота колёс под вагоном, ни звенящего бравурным маршем радио в узком коридорчике, не чувствовал гулявшего по полу студ_ного сквознячка. (Мальц .) 20. Старик передохнул. Отсёк ножом поджар_ный ломоть телятины, проглотил нежёв_ное. 21. Вышел пожилой хуторянин в рва_ной свитке, в порыжевших растопт_ных сапогах.


БУКВЫ Н / НН В ПОЛНОМ ОТГЛАГОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Различаются с помощью Н / НН отглагольные образования, которые по значению (чаще и грамматически) разошлись: названн ый Иваном – назван ый брат; конченн ый путь – кончен ый человек; приданн ое значение – придан ое невесты; посаженн ый куст - посажен ый отец.

Образования от двувидовых глаголов не подчинены общему правилу. Так, с НН независимо от контекста пишется казнённ ый (казнить). В слове ране…ый пишется Н, если оно является прилагательным или существительным; НН – если является причастием: Виталька представлялся ему ранен ым журавлем, которого он своими советами лишил надежды на выздоровление. Ранен ый тихо стонал. Боец, раненн ый в ногу, перенёс перевязку стойко. Забрызганный в дороге дальней, опасно раненн ый, печальный, кой-как тащится экипаж. Ружьё Ирокеза выстрелило, но в воздух, и сам он повалился в кусты если не убитый, то тяжело раненн ый.

Отглагольные прилагательные и причастия образуются от основы неопределённой формы глагола, которая может оканчиваться как на гласный, так и на согласный. В процессе формо- и словообразования конечная буква основы в одних случаях сохраняется (буква а / я ), в других – заменяется суффиксальной (буквой е / ё ): заигра нный – (заигра ть), настоя нный (настоя ть) / обиже нный (обиде ть), варё ный (вари ть), построе нный (построи ть) .

Особую орфографическую трудность представляют омофоны – отглагольные образования, совпадающие в произношении, но различающиеся значением и конечным гласным:

Некоторые из сопоставляемых отглагольных образований целесообразно рассмотреть в ряду других слов, близких по значению:

от глагола вешать

(смысловое ядро – много висящих предметов)

завеша нный о пространстве, на котором размещены предметы

обвеша нный завешанная картинами стена, обвешанная сосулька-

ми ёлка)

увеша нный увешанный наградами китель ;

развеша нные о предметах, которые размещены

(развешанные навеша нные на стене картины;

навешанные в беспорядке платья );

от глагола весить

(смысловое ядро – иметь вес)

обвеше нный (обвесить) – тот, кто получил товар в неполном весе

развеше нный (развесить) – разделённый на части определённого веса;

от глаголов совершенного вида свесить, повесить

(смысловое ядро – висеть)

свеше нный – опущенный, свисающий

повеше нный – висящий (о любом предмете); казнённый через повешение

подвеше нный – висящий прикреплённым к чему-либо.

Минимальные контексты наглядно выявляют семантические различия омофонов:

Рассуждаем:

Определяем последовательно:Применяем правило:

1) на –ованный / НН пломбированн ый,

-ёванный корчёванн ый

отглагольное 2) от глагола сов. вида НН лишённ ый, закопчённ ый ,

образование либо с зависимыми сл. леченн ый долго,

копчённ ый на костре

3) остальные Н лечен ый, копчён ый

Исключения:

1) кован ый (но : закованн ый, кованн ый железом), жёван ый ;

2) пишутся также с НН некоторые образования от глаголов несовершенного вида:

деланн ый (фальшивый), слыханн ый, неслыханн ый, жеманн ый, желанн ый, медленн ый, виданн ый, невиданн ый, нечаянн ый, священн ый, чванн ый , читанн ый, считанн ый, чеканн ый, нежданн ый, неожиданн ый, негаданн ый, доморощенн ый, недреманн ый, топленн ый (но : топлёный ) и некоторые другие.

Примечания:

Приставка НЕ не влияет на количество Н в полных отглагольных образованиях, так как она, в отличие от остальных, не изменяет видовой характеристики глагола: нестриженн ый не стричь (несов. вид); неподстриженн ые не подстричь (сов. вид).

По той же причине не влияет на выбор Н / НН степень сравнения прилагательного или наречия (надменн ый надменн ее , удивлённ о удивлённ ее ).

При рассмотрении сложного слова надо ограничиться только второй основой: сырокопчён ый копчён ый , всежекрашен ый крашен ый.

Необходимо различать однокоренные слова, образованные от разных частей речи и имеющие разные значения и разные написания:


Упражнение 194. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой выбор.

1. Вечерами работающих оделяли горячим сеян_ым хлебом свежей выпечки. 2. Широкая мощен_ая дорога извивалась лентою, соперничая красотою с рельсовым путём. 3. У среднего, самого большого окна стоял бак с кипячён_ой водой. 4. В комнате лёгкий угар. Пахнет глажен_ым. 5. Шаг был рискован_ый, сопряжён_ый с опасностью. 6. Доктор не знал никого из них, но лица половины из них казались ему привычными, виден_ыми, знакомыми. 7. Стали говорить чужие, подослан_ые. 8. Да разве так потерян_ой любви добиваются? 9. В Сибири разводили какую-то одну премирован_ую швейцарскую породу. 10. По двору хромающими прыжками передвигалась стреножен_ая лошадь. 11. Старик неизменно упускал монету. Пятак, пролетев мимо его жалко растопыренных рук, падал в грязь. 12. И все материи были тёмные в белую клетку или горошком, как в белую крапинку была тёмная снежная улица, смотревшая в этот прощальный вечер в незанавешен_ые, голые окна. 13. Выпив забелён_ого молоком кипятку с сахарином, доктор направился к больной. 14. Неверное, здесь нет ни одного не ранен_ого дерева. 15. Замелькали последние минуты, считан_ые, бесповоротные. 16. Подходили к окован_ым воротам, где стояли сторожа с бердышами. 17. Вера долго ходила, взволнован_ая, по саду и мало-помалу успокоилась. 18. Его осенила тихая задумчивость, наве_н_ая этими картинами и этой встречей. 19. Пойман_ая рыба помещалась в двух вёдрах. 20. Я был любимец, фаворит, как многие называли меня, и, следовательно, балован.._ое дитя. 21. Сверх того у меня был удивительный ларчик или шкафчик, окле_н_ый резной костью. 22. Окна, едва завеш_н_ые гардинами, и стеклянная дверь в сад пропускали много света и придавали весёлый вид комнате.

Упражнение 195. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сложные слова и объясните их образование и написание.

1. Легкоранен_ые по двое, по трое брели по открытой пыльной дороге. (Кав .) 2. Ещё не села пыль – пошли танки, огромные, из клёпан_ых листов, с задран_ыми носами гусеничных передач. (А.Т .) 3. Вагоны легко катаются, если ещё гружен_ые. (Мак .) 4. Григорий дёрнул вожжи, и бричка стала у крашен_ых, в мелкой резьбе ворот. (Ш.) 5. На стене висела стенная газета, раскрашен_ая цветными карандашами. (Пауст .) 6. Женщины чинно сидели на скамьях, грызли калён_ые орешки и семечки. (Г.Н .) 7. Дедушка оживился, засмеялся маслян_ым лицом и хитренько пошутил. (Гл. ) 8. И без того мало наезжен_ая дорога была теперь занесен_а свеженаметён_ым снегом. (Марк .) 9. Цокот кован_ых копыт лошадей действовал на едущих усыпляюще. (Перв. ) 10. Кто-то прошёл в соседней комнате, звеня окован._ыми подошвами. (Бер .) 11. Вот и знакомые, десятки раз исхожен_ые и изъезжен_ые горы. (Сим. ) 12. На её коротко стрижен_ых, под мальчика, волосах капустным листом торчал берет. (Мальц. ) 13. На бешен_ой скорости гонит Мирзоев машину по шоссе. (Пан. ) 14. Гружён_ые машины скатывались с наезжен_ого крутого берега на лёд. (Аж .) 15. Пуган_ая ворона и куста боится. (посл .)

Упражнение 196. Употребите данные слова в предложении то как причастие, то как прилагательное. От причастий образуйте краткую форму, отметьте орфограммы.

Взволнованный, избалованный, воспитанный, измученный, изнеженный, образованный, ограниченный, озлоблённый, организованный, рассеянный, сдержанный, сосредоточенный, замкнутый, выдающийся, движимый, шипящий.

Упражнение 197. Разграничьте причастия и прилагательные, мотивируйте ответ (переносное значение, невозможность образования от данного глагола, отсутствие производящего глагола, составная часть термина).

1. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно. (Л .) 2. Обычным, нерушимым порядком шла на хуторе жизнь. (Ш .) 3. У старика суровый вид, почтенные лета. (Тв. ) 4. Он скорбно поматывал отяжелённой головой (Купр. ) 5. Мы оставили раненого казака (П. ). 6. Здесь я увидел Михаила Пущина, раненного в прошлом году. (П. ) 7. Но самое замечательное в доме были поющие двери. (Г .) 8. А уж бригадный генерал, конечно, даст блестящий бал. (Л .) 9. Затихавшая стрельба как будто отдалялась и становилась всё менее сосредоточенной. (Фед .) 10. …Вот редька, варённая в меду! (Г .)

Упражнение 198. Выделите адъктивированные и субстантивированные причастия. Обозначьте их семантические, морфологические, синтаксические признаки.

1. Настал ожидаемый час! (Ес. ) 2. Иду я разросшимся садом, лицо задевает сирень. (Ес. ) 3. Когда живущие молчат, тогда погибшие кричат. (Дуд .)

4. Это правда будущего, без неё жизнь не имеет смысла. (М.Г .) 5. Попробовали бы разобрать, кто у них тут начальник, кто подчинённый (Фурм .)

6. Прямо к станции летит тройка удалая. Проезжающий сидит, головой мотая. (Н. ) 7. Вновь толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад. (Л.Т. ) 8. Я не люблю иронии твоей, оставь её отжившим и нежившим, а нам с тобой, так горячо любившим, ещё остаток чувства сохранившим, - нам рано предаваться ей! (Н .) 9. Там неба осветлённый край средь дымных пятен (Бл. )

Упражнение 199. Произведите полный морфологический разбор причастий:

1) начальная форма; 2) признаки глагола: а) залог, б) время, в) возвратное или нет, г) вид, д) чем управляет; 3) признаки прилагательного: а) полное или краткое (для страдательного залога), б) число, в) род, г) падеж (для полной формы); 4) от какого глагола (вид, переходность) и какой его основы образовано; 5) синтаксическая функция; 6) орфографические особенности.

1. Ветки тёмным балдахином свешивающиеся,

Шумы речки с дальней песней смешивающиеся,

Звезды в ясном небе слабо вздрагивающие,

Штампы роз свои цветы протягивающие… (Бр .)

2. Спите, полумёртвые увядшие цветы,

Так и не узнавшие расцвета красоты,

Близ путей заезженных взращённые Творцом,

Смятые невидевшим тяжёлым колесом. (Бальм .)

3. Генерал оглянулся в отчаянии. Адъютант, с простреленным навылет плечом, раненный в руку, с разбегу остановил лошадь и стоял как вкопанный. На его обветренном лице был написан ужас. Всё казалось потерянным… Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было две части войска левого фланга, на мгновенье были оттеснены.

(по Л.Н.Толстому )

Упражнение 200. Выделите причастия. Укажите их разряд и синтаксическую функцию. Для каждого краткого причастия укажите полную форму, а также инфинитив.

1. Закат туманом смят и сорван, прорваться звёздам не велит туман. (Дуд .) 2. Зацелована, околдована, с ветром в поле когда-то обвенчана, вся ты словно в оковы закована, драгоценная моя женщина! (Заб .) 3. То виден, то сокрыт снежок, то в жизнь, то в смерть перебегая. (Ход .) 4. Нет грани между прозой и стихом; речение, в котором все слова притёрты, пригнаны и сплавлены (Вол .)

1. Укажите ряд, в котором все слова следует писать с НН :

а) кован_ый, пристрелен_ый, занесён_ый;

б) выгравирован_ый, неизучен_ый, незван_ый;

в) межёван_ый, свежевспахан_ый, невызван_ый;

г) священ_ый, невидан_ый, немочен_ый.

2. В каком слове мотивация НН иная, чем в остальных?

а) испещрённ ый; б) надкусанн ый; в) никелированн ый

г) непропечённ ый.

3. В каком предложении выделенное слово пишется с НН ?

а) Так ранен_ого журавля

Зовут другие: курлы, курлы;

б) И в стонах ранен_ого боль,

Не гаснущая никогда;

в) Навстречу их враждебной вьюге

Я вышел в поле без кольчуги

И гибну, ранен_ый в бою;

г) Был он ранен_ым и убитым

В достопамятных тех боях.

4. В каком словосочетании выделенное слово является отымённым образованием с пропущенной буквой я ?

а) масл_ные краски; б) масл_ные глаза; в) масл_ный блин,

г) масл_ная ветошь.

5. Укажите предложения, в которых в выделенном слове требуется вписать букву а / я .

а) Она, как и другие, испытывала во время богослужения смеш_нное чувство благоговения и скуки;

б) В грязи поблёскивали головки стрел_ных патронов;

в) В окнах, занавеш_нных сетью мокрой пыли, тёмный профиль женщины наклонился вниз;

г) И полупомеш_нная на амурах девица, вся в волнении, закрыла лицо руками.

БУКВЫ Н / НН В КРАТКОМ ОТЫМЁННОМ / ОТГЛАГОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассуждаем:

Определяем последовательно: Применяем правило:

1.Краткое в полномн песчан а > песчан ая

отымённое ветрен а > ветрен ая

образование

в полном нн пустынн а ← пустынн ая

картинна ← картинн ая

2. Краткое в полномн зван а > зван ая

отглагольное бешен а > бешен ая

образование в полномнн / н (в зависимости от значения)

3. Краткое значение действиян воспитан а бабушкой

отглагольное заслужен а в поединка

образование взвешен а продавцом

от полного с нн значение качества нн воспитанн а и мила

заслуженн а, серьёзна

взвешенн а, обстоятельна

исключение: заплакан ы (глаза)

Упражнение 201. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание причастий и прилагательных.

1. Участники эксперимента были ограничен_ы во времени. Невежественные люди часто бывают невежествен_ы и ограничен_ы. 2. Стрелка на циферблате колебалась, потому что весы были ещё не уравновешен_ы. Моя подруга вспыльчива и неуроавновешен_а. 3. Учёные бли озабочен_ы результатами опытов. Туман сгущался, и лица лётчиков были серьёзны и озабочен_ы. 4. Для проведения вступительных испытаний была образован_а приёмная комиссия. Выпускники университета культурны и образован_ы.

5. Зрители были взволнован_ы игрой артистов. Игра актёра была проникновен_а и взволнован_а. 6. Идеи русской литературы прекрасны и возвышен_ы. Придвоные поэты было обласкан_ы государем и возвышен_ы. 7. Предъявленные обвинения скоропалительны и необоснован_ы. С научной точки зрения выводы вовсе не обоснован_ы. 8. Исполненная таланта, игра актёра глубока и содержан_а. Обещание сдержан_о. 9. Обвиняемые были оправдан_ы. Чрезвычайные меры в этих условиях были своевремен_ы и вполне оправдан_ы. 10. Работа комиссии хорошо организаван_а. Команда спортсменов дисциплинирован_а и организаван_а. 11. Собака хорошо воспитан_а хозяином. Хорошая собака должна быть послушна и воспитан_а. 12. Сюжеты детективных романов сложны и запутан_ы. Следы преступления были искусно запутан_ы. 13. Решение администрации было согласован_о с профсоюзным комитетом. Движения фигуристов были согласован_ы. 14. Ответы ученика на вопросы учителя были неуверен_ы. Учёные не были уверен_ы в положительном результате исследования.

Упражнение 202. Напишите текст под диктовку. Найдите в нём причастия, объясните написание Н / НН в суффиксах.

Где-то на болотах кричали журавли. Перед восходом солнца крик их был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы. Лесное эхо подхватывало их крик, и он, усилен_ый и многократно отражён_ый гулкой органной звучностью сосновых стволов, окружавших болото, метался над топью. Крик этот не был резок или тороплив, нельзя было назвать его и трубным кличем. В нём было что-то глубинное, грудное, как в сильном женском меццо-сопрано, какой-то русалочный полувопль, таинственный и печальный, невольно уносящий воображение в мир полузабытых сказок.

Да и всё из моего окна виделось мне здесь сказочным: и эта горстка высоких теремных изб на горке между двух озёр – иные заколочен_ые, иные ещё с красивыми гераньками в нешироких резных оконцах; и поленницы берёзовых дров, сложен_ые у стен задымлён_ых бань, и мягкий голос рожка, искусно закручен_ого из длинного берестяного ремня, того самого рожка, которым пастух до сих пор кликает разбредшуюся по лесным тропам скотину.

Тесты

1. Какое из кратких отымённых образований пишется с Н ?

а) Утраты многочислен_ы; б) враги злонамарен_ы; в) дни ветрен_ы;

г) интересы обыден_ы.

2. В каком словосочетании краткое отымённое образование пишется с НН ?

а) лицо вдохновен_о; б) речи торжествен_ы; в) выражение стран_о;

г) чувства родствен_ы.

3. В каком предложении краткое отглагольное образование пишется с Н ?

а) Природа бледная, с унылостью в чертах,

Пораже_а была томлением кончины.

б) Змеились косы на плечах младых,

Оплетен_ы тесьмою золотою.

в) Вчера ещё были воздух и воля,

А нынче ракиты, как мысли, растерян_ы.

г) Толпой облеплен_ы ограды,

В ушах печатный шаг с утра.

4. В каком кратком отглагольном образовании пишется Н , как и в соответствующем полном?

а) Ситуация путан_а; б) рама вставлен_а; в) бешен_а в приступе ярости;

г) мишень пристрелян_а.

5. Укажите словосочетания, в которых краткие отглагольные образования имеют значение признака и пишутся с НН .

а) плата умерен_а; б) лицо сосредоточен_о; в) общество сосредоточен_о на проблеме;

г) взгляды рассеян_ы.

6. Укажите ряд, в котором все выделенные слова пишутся с НН .

а) Походка раскован_а; слова взволнован_ы; все во всём уверен_ы;

б) они решительны, уверен_ы; рыба законсервирован_а; жильцы благонамерен_ы;

в) дети искрен_и; виновные сконфужен_ы происшедшим; повин_ы в случившемся;

г) манеры изыскан_ы; заявка серьёзна, обоснован_а; вкусы утончён_ы.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие - неизменяемая форма глагола, которая обозначает действие, добавочное по отношению к глаголу-сказуемому.

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Деепричастие обладает признаками глагола и наречия.

Признаки глагола: вид (несовершенный и совершенный) – играя вальс, сыграв вальс ; возможность быть переходными и непереходными – читая (что?) книгу, стόя ; возвратными – умываясь, умывшись ; способность иметь при себе зависимые слова – читая (что?) книгу , сидя (на чём?) на скамье , улыбаясь (как?) весело .

Признаки наречия: деепричастие не изменяется, в предложении выступает в роли обстоятельства, поясняющего глагол: сижу (как?), читая книгу . Деепричастие характеризует добавочное действие, относящееся к сказуемому, которое выражает действие основное.

Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, происходящее одновременно с главным действием, выраженным сказуемым. Поэтому деепричастия несовершенного вида иногда называют деепричастиями настоящего времени, хотя они не выражают никакого времени: Слушая лекцию, записываю ее .

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффикса –а (-я): гляд(ят) – гляд-я, танцуй(ут) – танцу – (й-а), плач)ут) – плач-а . Глаголы с суффиксом –ва-, который выпадает в настоящем времени, в деепричастии сохраняют этот суффикс: признай(ут) – признавать – признава (й-а) .

Некоторые глаголы несовершенного вида не образуют деепричастий: глаголы на –чь (беречь, стричь ); глаголы с суффиксом –ну- (стынуть, киснуть ); односложные в неопределённой форме глаголы, не имеющие в основе настоящего времени гласных звуков (ждать – жд-ут, рвать, лить, лгать и др.), и некоторые другие (шить, петь, плясать, вязать, пахать ). Во всех этих случаях деепричастия заменяются соответствующими, близкими по значению приставочными формами: разминая (от мять ), вытирая и т.д.

Деепричастия от глаголов быть и красться имеют суффикс –учи: будучи, крадучись . Суффиксы –учи-, -ючи- используются для образования деепричастий, свойственных народной речи (былинам, народным песням, сказаниям): По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается .

Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие, предшествующее главному действию, выраженному сказуемым. Поэтому их иногда называют деепричастиями прошедшего времени: …И, усевшись под сосной, кашу ест…

Деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов прошедшего времени при помощи суффиксов –в, -вши после гласных и –ши – после согласных: взя(л) – взяв – взявши; увлёк - увлекши . Формы с суффиксом –вши, выступающие параллельно формам с суффиксом –в, отличабтся разговорным характером или оттенком устарелости: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут .

Деепричастия совершенного вида могут быть образованы от основ глаголов простого будущего времени с помощью суффиксов –а (-я): прочту – прочтя, найду – найдя . Некоторые глаголы образуют деепричастия как с суффиксами –в, -вши, -ши, так и с суффиксами –а(-я): прочитал – прочитав, прочитавши, прочтя; принёс – принесши, принеся; привёл – приведши, приведя; настроился – настроившись, настроясь . Особенно распространены деепричастия совершенного виды на –а(-я) в устойчивых сочетаниях: положа руку на сердце, сложа руки, повеся нос, спустя рукава, сломя голову, скрепя сердце и др.

Деепричастие с зависимыми словами образует особые синтаксические конструкции, так называемые деепричастные обороты.

В одиночных деепричастиях могут ослабевать глагольные признаки. В таком случае деепричастия перестают быть обозначением добавочного действия, усиливаясь как обстоятельства, и переходят в наречия: сидеть молча, читать лёжа, сидя; стоять наклоняясь, смотреть насупясь и т.д.

Упражнение 203. От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида. Укажите глаголы, от которых такие деепричастия не образуются.

Проигрывать, хотеть, касаться, пахать, бить, замирать, устанавливать, кричать, бежать, проповедовать, заведовать, беречь, роптать, вянуть.

Упражнение 204. От приведенных ниже глаголов образуйте деепричастия совершенного вида.

Проиграть, подумать, коснуться, установить, замереть, развеять, обессилеть, остаться, сплести, прочитать, проститься.

Престижность образования в современном мире сомнительна, хотя именно она позволяет ответить на вопрос: а «невежественный» - это что за понятие? Кстати, забавный факт: согласно статистике, Россия - самая образованная страна, если учитывать процент людей с высшим образованием. Интересно, да? А теперь к делу.

Значение

«"Невежественный" - это человек малокультурный, необразованный», - так говорит толковый словарь. Например, человек, который до сих пор считает, что земля плоская, без всяких сомнений, может претендовать на эту малоприятную характеристику. Само невежество - это, конечно, плохо. Но есть люди (и достаточно много), которые даже гордятся этим. Они не знают, но жить им это совершенно не мешает.

Допустим, это так. А вдруг у этих же людей будут дети, как они научат своих отпрысков мечтать о большем? Плохо, когда человек в научном, философском или психологическом плане малосведущ, но еще хуже, когда он и не желает учиться. Пропагандируемая им темнота может навредить его родным и близким, а дети её переймут и поймут, что такой тип поведения единственно возможный. Если «невежественный» - это позиция, то мало что можно сделать, чтобы переубедить человека.

Невежа и невежда

Существуют разные типы невежественности, но при этом, как ни крути, прилагательное одно.

Который не умеет вести себя за столом в приличной компании, его назовут невежей. Иногда это бывает из-за несовпадения приемлемых форм поведения в разных обществах. У племен Африки приняты одни манеры, у европейцев - другие. Неспроста люди, попадая в чужую социальную общность, испытывают культурный шок. Но есть руками почти в любой европейской стране - это признак дурного тона. Поэтому если вы увидите человека, который пренебрегает столовыми приборами, не сомневайтесь, это и есть невежа. Можно сказать, .

Другой тип невежества - это необразованность. И тут напрашивается один классический пример. Помните эпизод романа М.А. Булгакова, когда рассказывает Мастеру о встрече с профессором на Патриарших, а Мастер, выслушав и просветив Ивана, спрашивает, заранее зная ответ: «Я не ошибаюсь, вы человек невежественный?» И тут эта характеристика несколько другого сорта. Нельзя сказать, что у Мастера было время оценить манеры поэта. Но он точно понял одно: с демонологией Иван незнаком и даже «Фауста» не читал, то есть ему не хватает знаний в определенной области. Такой вот невежда, литературный работник печально, но, как помнит читатель, поэт совершенно изменится.

Шерлок Холмс, или Нет предела совершенству

Странное дело, но каждый из нас может сказать, как Сократ: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Многие великие умы интерпретировали эти слова. Но кажется, что в них зашифрована обычная непознаваемость мира. Чем шире область знания человека, тем больше область его незнания, и с этим ничего не поделаешь. Каждый из нас - это и специалист, и профан в одном лице.

Помните замечательный эпизод советского фильма «Знакомство»: первая серия фильма о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне. Там есть сцена, когда знаменитый сыщик сознаётся в своём полном невежестве по части литературных, философских знаний, он даже не знает, и что Земля вращается вокруг Солнца, зато он прекрасно разбирается в химии и может отличить разные сорта грязи с разных улиц Лондона.

Никто не посмеет назвать сыщика дураком, да, он многое упустил по части общих знаний, но в своей области он - гений! Его концепцию можно назвать «управляемым или разумным невежеством». Детектив не делает ничего особенного, просто он точно знает, что ему нужно, а что нет. А к лаврам эрудита он равнодушен. На самом деле случай Холмса не уникален, ибо это судьба каждого узкого специалиста.