Школа индийской философии вайшешика. "введение в индийскую философию" - философия вайшешика Атомизм школы вайшешика

НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА

НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА

НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА (санскр. nyдya-vaise^ika) - синкретическая школа, соединившая ньяи и вайшешикч. Хотя авторы обеих школ - в вайшешике начиная с Прашастапады (6 в.), а в ньяе - с Уддйотакары (7 в.) - широко используют доктрины друг друга, тем не менее и та и другая сохраняют самостоятельные комментаторские традиции. Наряду с ними появляются тексты, в которых принципы обеих школ синтезированы уже более глубоко, так что, напр., 7 категорий вайшешики (падартха) рассматриваются в одном ряду с 16 категориями нъяи. К числу таких текстов можно отнести трактаты “Ньяясара” (Сущность ньяи) Бхасарваджни (10 в.), “Таркикаракша” (Защита логики) Варадараджи (12 в.), “Ньяялилавати” (Очарование ньяи) Валлабхи (12 в.), “Таркабхаса” (Язык рассуждения) Кешавы Мишры (13 в.), “Таркасанграха” (Компендиум рассуждения) Аннамбхатты (17 в.) и др. Для синкретической ньяи-вайшешики характерен в отношении как вещей, так и универсалий, первоначал и .

Лит.: Аннамбхатта, Тарка-санграха (“Свод умозрений”) и Тарка-дипика (“Разъяснение к Своду умозрений”), пер. с санскрита, комментарий и историко-философское Е. П. Островской. М., 1989.

В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА" в других словарях:

    Вайшешика - (санскр. вишеша – ерекшелік, айырмашылық) – үнді философиясының классикалық кезеңіндегі индуистік философиялық мектеп, алты даршаналардың (І мыңжылдықтың ортасына қарай Үндіде қалыптасқан философиялық мектептердің) бірі. Мектептің бұлай аталуына… …

    Ньяя - (санскр. – ереже, негіз, әдіс, қорытынды, логика) – үнді философиясындағы алты ортодоксальды жүйелердің (даршандардың) бірі. Оның негізін қалаушы Гаутама (Готама). Ол осы ағымның басты шығармасы – «Ньяя сутра» деген кітапты жазды деп есептеледі.… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога … Википедия

    ВАЙШЕШИКА - [санскр. , от особенное, отличное], инд. философская школа, одна из 6 ортодоксальных даршан. Признавая авторитет Вед, В. развивает свои доктрины на независимых основаниях. Наиболее известна своей системой категорий (падартха) и учением об атомах … Православная энциклопедия

    Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога … Википедия

    Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · Виш … Википедия

    - (санскр., от вишеша различие, особенность), др. инд. филос. школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к нъяе, с которой образовала позднее единую школу; по происхождению отражает,… … Философская энциклопедия

    - (санскр., букв. правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитич. исследование, логика), одна из ортодоксальных систем др. инд. философии (см. Астика); не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях. Во мн … Философская энциклопедия

    - (санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Готамой; важнейший комментарий к его «Ньяя сутре» «Ньяя бхашья» Ватсьяяны (IV V вв.). Основной текст «новой Ньяи» (XII в.) сочинение… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Шесть систем индийской философии (аудиокнига MP3 на 2 CD) , Макс Мюллер. Фридрих Максимилиан Мюллер - немецкий и английский филолог, один из основателей современного религиоведения. Один из позднейших трудов Мюллера, и сегодня сохраняющий значение фундаментальной… аудиокнига

Качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физич. элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша , которая, однако, является субстратом звука) , едины, вечны и все-проникающи [пространство, душа как субстрат сознания и () , предназначенный для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутр. чувство]. Субстанция несёт в себе , которое не существует вне неё и не проявляет к.-л. активности; определяет природу вещей (В. выделяет 24 качества) . Действие понимается В. как физич. пяти видов - вверх (поднятие) , вниз (опускание) , внутрь (сжатие) , вовне (расширение) , с места на (хождение, перемещение) . Некоторые действия не воспринимаются (напр., ума-манаса) . Всеобщность представляет собой вечную , общую всем элементам данного класса (напр., «коровность» - то, что обще всем коровам и существует независимо от рождения или смерти любой из коров) . Противоположна всеобщности

Наиболее выдающейся частью учения В. является атомистич. , объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физич. элементов и подвержена возникновению и разрушению. Все составные физич. объекты состоят из четырёх видов атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворённые и вечные , указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, по движущей силой является , действующий в соответствии с законом кармы. В системе В. была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной (мировой цикл) .

Радхакришнан С., Инд. философии, пер. с англ. , т. 2, М., 1957 , с. 153-217; Ч а т т е? д ж и С., Д а т т а Д. Древняя инд. философия, пер. с; англ. , М., 1954 , с. 40-42, 211- 235; Гостеева Е. И., Философия В., Таш. , 19СЗ; U i H., The Vaiaesika philosophy, L., 1917 ; Faddegon В., The Vaicesjka system, Arast., 1918 ; Keith А. В., Indian logic and atomism, Oxf. , 1921 ; M i s h r a U., Conception of matter according to Nyaya-Vaicesika, Allahabad, 1936 ; D i x i. t S h., A critical evaluation of the Vaisesika categories, «Philosophical Quarterly», 1958 , v. 31, № 1; D a s g u p l a S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975 ;

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ВАЙШЕ́ШИКА

(от санскр. вишеша – особенный, отличный) – одна из систем др.-инд. философии. Первым систематич. изложением философии В. является Вайшешика-сутра, к-рая приписывается Канаде. Окончат. редакция сутр относится ко времени не позднее 1 в. н.э. Второй по времени работой, представляющей собой Вайшешика-сутры, является "Падартха-дхарма-санграха" Прашастапады, на к-рую, в свою очередь, имеются комментарии более позднего времени – "Вьйомавати" Вьйомашекхары, "Ньяякандали" Шридхары, "Киранавали" Удаяны и "Лилавати" Шриватсы. Кроме комментариев Прашастапады, имеются др. работы, комментирующие Канады, напр. соч. Джаянараяны "Виврити" (17 в.).

Из всех систем инд. философии В. была наиболее тесно связана с естеств.-науч. представлениями древних индийцев. Космологич. теория В. являлась дальнейшей разработкой обычного в инд. философии понимания мира, как составленного из физич. элементов – земли, воды, света, воздуха; ее атомистич. теория была дальнейшим развитием материалистич. теории о том, что все явления и предметы действительности, включая ум и , являются продуктами материальных первичных атомов. Их учение об атомах основывается на теории бесконечно малых, развитой математикой Древней Индии. По учению В., все существующее включается в 6 категорий: субстанцию, качество , действие, общее , особенное и присущее. Комментаторы сутр добавили 7-ю категорию – , или небытие. Осн. категорией в системе В. является субстанция, к-рая выражает сущность вещи. Субстанции обладают качествами, определяющими свойства и вещи. Канада насчитывает 17, а Прашастапада – 24 качества субстанций. Субстанции обладают действиями. В качеству, являющемуся постоянным свойством субстанции, – преходящее субстанции, и составляет ее динамич. характеристику. Субстанции, качества и действия существуют в зависимости друг от друга и связаны определ. отношениями, к-рые выражены такими категориями, как , особенное и присущее. Эти существуют реально и объективно. Субстанции, обладающие качествами и действиями, или движениями, составляют мир. Сутры насчитывают 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир , время, пространство , душа и ум ; первые 4 из этих субстанций являются материальными атомистич. и производящими субстанциями. Сочетание атомов этих субстанций и образует физич. мир. Атом (ану – от санскр. ан – дышать, звучать, означает отдельный, особый, индивидуальный, тонкий, мельчайший) в учении В. – вечная, неизменная, протяженная, материальная частица, являющаяся пределом деления материальных тел. Атом неделим, имеет сферич. форму, не изменяется во времени, не может быть ни создан, ни разрушен. Соответственно 4 материальным субстанциям имеется 4 рода атомов, различающихся качествами. Атомы земли имеют запах, цвет, осязаемость, тяжесть; атомы воздуха – осязаемость, атомы воды – цвет, вкус, осязаемость, тяжесть, и атомы света – цвет и осязаемость. Атомы по своей природе пассивны и их движение зависит от внешнего толчка. Объяснение первонач. движения атомов у Канады носит спиритуалистич. характер. Первичное движение атомы получают от невидимой силы – адришты. Получившие движение атомы соединяются друг с другом. Обязат. условием и средством соединения атомов является . Первичное соединение двух атомов образует диаду, в свою очередь, диады, вступая в соединения между собой, образуют более сложное соединение – триаду, состоящую из трех диад. Чувственно воспринимаемый мир существует и взаимодействует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма), управляющим порядком Вселенной и обусловливающим правильное в жизни. Выполнение этих правил позволяет человеку добиться высокого места в жизни. Но это место непостоянно, т.к. даже – Брахма не обладает постоянным наслаждением.

Следовательно, и для человека не может быть постоянного спокойствия. Человек должен непрерывно совершенствоваться, стремясь достичь истинного знания.

Материальный мир не вечен, он создается и разрушается. Процесс мирового созидания и разрушения, т.е. соединение и разъединение атомов, происходит по определ., вечно повторяющимся циклам. Соединением атомов управляет мировая душа – Брахма, специально созданная богом. Но бог не является создателем Вселенной, он только управляет ею. В сутрах Канады бог вообще не упоминается. Согласно Прашастападе, создания и разрушения Вселенной не имеет ни начала, ни конца. По желанию верховного правителя или бога индивидуальные души, существующие в мировом эфире наравне с атомами и обладающие принципом адришты, приводят в движение атомы воздуха. Атомы воздуха, соединяясь в диады и триады, порождают физич. – воздух. Подобным же образом образуются вода, земля, свет. Затем из атомов земли и света создается яйцо, в к-ром бог создает Брахма и Вселенную. Дальнейшее создание вещей физич. мира и живых существ вплоть до богов производится Брахмой из сочетаний атомов земли, воды, света и воздуха. При этом вечные субстанции, такие, как время, эфир, атомы, не могут быть созданы, т.к. они существуют вечно.

Созданная т.о. Вселенная является одним из бесчисл. миров. По прошествии ста лет, по исчислению Брахма, он покидает свое и у Махешвары (верховного властителя) появляется вновь пересоздать все созданное. С появлением этого желания прекращается действие адришты всех душ. Наступает распад материальных тел до первичных атомов, к-рые снова остаются покоящимися и изолированными до следующего созидания.

Теория познания В. во многом сходна с теорией познания ньяя. Предметом познания, по учению В., является объективно существующий мир. Имеется 4 рода действит., т.е. истинного, познания: восприятие , вывод, память и интуитивное . При помощи восприятия познаются сложные субстанции (земля, вода, воздух и свет), качества, действия и физич. мир или . Вечные невоспринимаемые субстанции – эфир, пространство, время, ум, душа, а также атомы и диады, познаются посредством логич. вывода. Имеется также 4 рода недействит., т.е. ложного, познания: сомнение , недоразумение, неопредел. и сновидение. Существенно отличаясь от др.-греч. атомистики, В. является оригинальным филос. атомистич. учением.

Лит.: Мюллер Μ., Шесть систем индийской философии, пер. с англ., М., 1901; Ρадхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1–2, М., 1956–57; Чаттерджи С. и Датта Д., Древняя , пер. с англ., М., 1954; The Vaiceşika aphorisms of Kanāda, transi. by Α. Ε. Gough, Benares – L., 1873; Keith А. В., Indian logic and atomism; an exposition of the Nyāya and Vaiçeşika systems, Oxf., 1921; Ui H., The Vaiśeşika philosophy according to the Daśapadārtha-śāstra. Chinese text with introd., transl., and notes by H. Ui, ed. by E. W. Thomas, L., 1917; Faddegon В., The Vaiçeş ika-system, described with the help of the oldest texts, Amst, 1918; Mabilleau L., Histoire de la philosophie atomistique, P., 1895; Colebrooke H. T, Essays on the religion and philosophy of the Hindus, new ed., L. -Edinb., 1858; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Philosophie mit besonderer Berücksichtigung der Religionen, Bd 1, Abt. 1-3, 3-4 Aufl, Lpz., 1919-20; Stcherbatskoï Th., Buddhist logic, v. 1, Leningrad, 1932; Mishra U., Conception of matter according to Nyāya-Vaiçeşika, Allahabad, 1936; Сhatterji J. Ch., The Hindu realism being an introduction to the metaphysics of the Nyāya-Vaiçeşika system of philosophy, Allahabad, 1912; The Vaiçeşika sū tras of Kanāda with the commentary of camkara Miçra, transl. by Nanda Lal Sinha, Allahabad, 1910-11.

E. Гостеева. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ВАЙШЕШИКА

ВАЙШЕШИКА (санскр. vaisesika, от visesa-особенное, отличное) - школа индийской философии, признающая авторитет Вед, но развивающая свои доктрины на независимых основаниях. В индийской вайшешика известна своим учением об атомах и системой категорий (падартха).

Лит.: Гостевю Е. П. Философия вайшешика. Ташкент, 1963; Лысенко В. Г “Философия природы” в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986; Encyclopedia of Indian Philosophies. Indian Meaphysics and Epistemology. The Tradition of The Nyaya-Vaisesika up to Gangesa, ed. by K. H. Potter. Princeton, 1977; Halbfass W. On Being and What Thaw Is. Classical Vaisesika and the Histoiy of Indian ntology. Albany, 1992.

Основателем школы вайшешика считается Канада , живший вIIIв. до н.э. "Канада" ("пожиратель зерен") – это прозвище основателя школы. Он вел аскетический образ жизни, обычно питался зернами кукурузы, часто собранными на сжатом поле. Настоящее его имя – Улука. Слово "вайшешика" от "вишеша" на санскрите, что переводится словами "особенность", "различие", "единичное", "часть", "первосубстанция".

Вайшешика и близкая к ним ньяя ставят перед человеком цель – освобожднние индивидуального я. Они считают, что коренной причиной всякой боли и страдания является незнание. Освобождение – абсолютное прекращение страданий – должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Существует два источника познания: восприятие и логический вывод.

В системе вайшешика употребляется понятие падартха , близкое по значению к термину ""категория"" в древнегреческой философии. Падартха понимается как объект, обозначенный словом. В семь падартха включаются все явления, в том числе и не существующие. Эти падартха:дравья (субстанция),гуна (качество),карма (действие),саманья (общность) ,вишеша (особенность) ,самавая (отношение присущности),абхава (небытие).

Субстанция – объективная данность, ни от чего не зависящая; отдельные вещи – проявления, порождения какой–либо субстанции или соединения нескольких из них. ""Определение субстанции таково: она обладает действиями и качествами, которые присущно связаны с ней"". Субстанция – субстрат качеств и действий, причина других производных от нее сложных вещей. Например, ткань – сложная вещь, полученная из переплетения разных нитей (субстанций).

Вайшешика указывает девять видов субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Субстанции земли, воды, света и воздуха состоят из атомов, как последних элементов мира. Атомы вечны, никем не сотворены и не уничтожимы. Атомы обладают специфическими качествами, имеют различный вкус, цвет, запах, температуру. Но единообразны по форме и величине. Соединения атомов и различных сочетаниях образуют все множество неодушевленных предметов и живых существ.

Четырем различным видам атомов с соответствующими им различными качествами отвечают четыре органа восприятия у человека. Органы чувств (индрии) воспринимают внешний мир, а разум (манас) синтезирует и логически обобщает их свидетельства. Представления человека о предметах отражают их реальные качества.

Канада утверждает существование души. Причем, с одной стороны, есть индивидуальная душа, а с другой, – некая верховная, единая. Душа пребывает там, где имеются ощущения удовольствия и страдания, наблюдается процесс дыхания и деятельность ума. Души неуничтожимы. ""Ее субстациональность и вечность объясняются аналогично объяснению субстациональности и вечности воздуха" (Канада). Душа – субстанция сознания.

Вторая подартха – качество (гуна). Вайшешика говорит о двадцати четырех видах качеств: цвет, вкус, запах, осязание, звук, число, величина, определенность, соединение, разъединение, отдаленность, близость, познавательная способность, удовольствие, страдание, желание, антипатия, усилие, тяжесть, текучесть, вязкость, стремление, добродетель, порок.

Третья падартха – действие (карма). Действия – это физическое движение. Субстанция – основа для качества и действия, но качество дает статическую характеристику вещи, а действие определяет ее динамику. Вайшешика указывает на пять видов действия (движения): подъем, спускание, сжатие, расширение и передвижение.

Падартха общность, (Самавая). Она означает, что в различных индивидуальностях имеется одна общая сущность, т.е. вещи образуют классы. Общности как сущности отличаются от индивидуальностей, но вместе с тем пребывают в них. Наиболее общая категория – ""бытие"", все другие общности подводятся под нее.

Падартха особенность (вишеша) – прямая противоположность категогории общности. Особенность – нечто, свойственное только данной субстанции, которая не имеет частей, является вечной. Таковы субстанции: пространство, время, ум, душа, атомы земли, воды и т.д.

Падартха присущности (самавая) – это постоянная связь двух сущностей, одна из которых пребывает в другой. Так, целое пребывает в своих частях, общее – в индивидуальностях, красный цвет как качество пребывает в розе и т.п.

Падартха небытие (абхава). Вайшешика утверждает несомненную реальность небытия. Так, смотря на небо ночью, вы столь же уверены в несуществовании там солнца, как и в существовании луны и звезд. Небытие делится на два вида: а) отсутствие чего–либо в чем–то другом ("" Sесть не в Р""), б) одна вещь не является другой вещью (""Sне есть Р"").

Вайшешика утверждает идею цикличности. Мир возникает, развивается и гибнет во вселенской катастрофе; затем процесс начинается снова. Атомы при этом не исчезают; в момент мировой катастрофы рвутся связи между атомами, а затем снова происходит их сцепление.

Важным понятием вайшешика является адришта (невидимое, скрытое, судьба). Она лежит как перводвигатель в начале каждого цикла, она вносит порядок в мире хаоса. Адришта обуславливает различные явления: первичное движение атомов, стремление огня вверх, притяжение магнитом железа и т.д. ""Достижение, обусловливающее приближение иглы к драгоценному камню, вызывается адриштой.""

Адришта вначале представлялась материальной силой. В последующем она стала пониматься как некое божественное начало. Творящая и разрушающая воля высшего существа (Махешвара) вверяет Брахме (мировой душе) осуществлять вечно повторяющийся цикл (кальпа ) созидания и разрушения. Высшее существо (Махешвара) имеет склонность к созданию такой вселенной, в которой единичные существа могли бы получить по заслугам надлежащую долю удовольствия или страдания.

Души неуничтожимы, они сохраняются и во время вселенской катастрофы. После несчастий и страданий много раз испытанных душами в мире, божество предусматривает освобождение всех существ от страданий на некоторое время – после разрушения мира. Но потом цикл повторяется и души снова претерпевают страдания во вновь созданном мире.

Заметим, что идея вечно повторяющегося цикла (кальпа) принималась многими сторонниками ортодоксальных систем.

Ньяя

Основатель школы – Готама (или Гаутама, Акшапад) жил примерно вIв. н.э. Термин "ньяя" означает: правило, основание, метод, вывод, логика. Система ньяя тесно связана с вайшешика. В онтологии ньяя утверждается, что физический мир состоит из четырех субстанций (земля, огонь, вода и воздух), последние состоят из атомов. Кроме этих субстанций существуют эфир (акаша), время (кала), пространство (дик). Но если в вайшешика делается акцент на онтологических проблемах, то у ньяя на первом месте – проблемы гносеологии.

В этой школе рассматриваются, главным образом, условия правильного мышления и средства познания реальности. Но это – не самоцель. Философия и логика нужны для освобождения, прекращение мук и страданий. Наивысшая цель жизни – освобождение – может быть достигнута только через правильное познание действительности. Но тогда сначала нужно выяснить, что такое познание, каковы его источники, чем истинное познание отличается от ложного.

В теории познания наяйки утверждают существование 4 различных источников истинного познания. Это: пратьякша – восприятие,анумана – вывод,упамана – сравнение,шабда – свидетельство. С другой стороны, есть недостоверное познание, включающее: память (смрити ), сомнение (саншая ), ошибку (бхрама или выпарьяя) и гипотетический элемент (тарка ). Пример ошибки – в сумерках воспринимаем веревку за змею.

Наяйки говорят, что есть 6 органов познания – пять внешних и один внутренний. Внутренний орган – ум (манас); он воспринимает такие состояния души, как желание, отвращение, стремление, удовольствие, боль и познание.

Кроме обычного существует особое восприятие – йогаджа; это восприятие всех объектов, прошлых и будущих, скрытых и бесконечно малых. Этим восприятием обладают некоторые люди, достигшие духовного совершенства в результате глубокого размышления.

Первый источник истинного познания – восприятия. В определенной ограниченной области жизни нельзя не признать за чувственными восприятиями значительной роли. Чувства вдохновляют человека на дела, но если чувствами не управляет разум, то результатом этого является лишение всякой связи с реальностью, пустые мечты. К тому же нужно иметь в виду, что не все восприятия являются достоверными. Только благодаря мышлению, мы можем достичь правильного познания.

За восприятием следует вывод (анумана). Например, "переходя от восприятия дыма на холме к познанию наличия на нем огня, на основе того, что мы раньше знали о неизменной связи между дымом и огнем". Этот вывод имеет структуру так называемого "пятичленного силлогизма":

На горе огонь,

потому что на горе дым,

где дым, там огонь,

на горе дым,

следовательно, на горе огонь.

Здесь первое суждение – эмпирический факт; второе – основание считать этот факт несомненным; в третьем – указание на общее положение; четвертое воспроизводит второе, но как основание общего положения; пятое совпадает с первым, но уже в осмыслении его связей. (Заметим, что в европейской логике – "трехчленный силлогизм" и аналогичное умозаключение имеет структуру:

Где дым, там огонь.

На горе – дым.

Следовательно, на горе огонь). Еще пример:

Рам смертен, В европейском варианте:

потому что он человек. Все люди смертны,

Все люди смертны. Рам человек,

Рам тоже человек, след., Рам смертен.

Следовательно, он смертен.

Третий источник достоверного познания – сравнение (упанамана).

Вот пример. Мальчику, который никогда не видел ворона, можно сказать, что он похож на ворону, но больше ее и к тому же иссиня–черного цвета. Мальчик увидел такую птицу и сказал: "Это, должно быть, ворон".

Последний истинный источник познания – свидетельство (шабда). Это – утверждение заслуживающего доверия авторитета.

Наяйки говорят, что познающий субъект – это не нейтральный наблюдатель; он старается постигать приятные объекты и избегать неприятные. Ложное знание или заблуждение зависит от субъекта. В самих внешних предметах нет никакого заблуждения. Заблуждение появляется, когда мы вместо действительного предмета видим нечто другое. Это объясняется, например, влиянием сохранившихся и всплывающих в памяти прошлых образов.

Познание истинно тогда, когда оно соответствует природе своего объекта. Но как установить истинность или ложность познания? Вот одно из объяснений. Предположим, что вы хотите сделать слаще чай. Берете чайную ложку сахара из находящейся перед вами сахарницы и опускаете его в чай. Чай стал на вкус слаще, чем раньше, и вы знаете, что ваше восприятие сахара было правильным. Но если, думая, что это сахар, вы находите белое, как сахар, вещество, кладете его в чай, пробуете, и к удивлению и огорчению чувствуете соленое, значит, ваше знание было ошибочным. Это была соль, а не сахар. Итак, истинность или ложность определяется соответствием или несоответствием фактам.

Но есть еще одна интересная идея. Согласно ньяя, истинность или ложность знания следует устанавливать независимыми от этого знания средствами. Так, например, мучимый жаждой путник видит вдали воду. Как же узнать: достоверно это познание воды или нет? Если путник направится в то далекое место, где ему представлялась вода, и найдет ее там, тогда истинность знания воды будет доказана; в противном случае будет ложное познание.

Наяйки анализируют ошибки в логических рассуждениях. Они считают, что ошибки могут быть связаны с неверным обобщением отдельных частных фактов, противоречивостью формулировок, неправильной связью общего правила и частного случая и т.д.

Мыслители древней Индии придавали огромное внимание дискуссии, практике спора. Ньяя выделяет три вида спора. Вада – высшая форма спора; дискуссия ведется по всем правилам логики, с целью изыскания истины.Витанда – как форма спора – стоит ниже. Здесь одна из сторон, опровергая точку зрения противной стороны, не выдвигает при этом своего решения спорного вопроса.Джалпа – это спор, в котором обе стороны ставят своей задачей победить противника во что бы то ни стало, даже используя недостоверные факты и аргументы.

В понимании смысла человеческой жизни ньяя считает, что высшей целью является освобождение от страданий. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное знание своего я и всех других объектов опыта. Нужно понять, чтоя отлично от тела, ума, чувств, от всех других объектов. Нужно понять ложность суждения "Я – это тело и ум".Я – это не сознание как таковое, а некая субстанция сознания. Я неразрушимо и вечно, не ограничено временем и пространством.

Совершенное состояние души, я – освобождение от уз, связывающихя с телом, умом и чувствами. Освобожденноея не испытывает ни боли, ни удовольствий и даже не имеет сознания. Когда человек становится свободным от желаний и побуждений, прошлые кармы прекращают свое действие и не будет больше рождений в этом мире.

Но здесь в ньяя включаются религиозные мотивы. Наяйки считают, что истинное познание реальности и как следствие этого состояние освобождения, индивидуальное я может достигнуть только по милости бога.

Бог в ньяя – первопричина создания, сохранения и разрушения мира. Бог наделен шестью совершенствами; он великий, всемогущий, всеславный, бесконечно–прекрасный, обладает бесконечным познанием и совершенной свободой от всяких привязанностей. Бог направляет действия всех живых существ подобно мудрому отцу, побуждающему своего сына совершать определенные действия в соответствии с имеющимися у него дарованиями, способностями и прошлыми достижениями.

1. Введение

2. Вайшешика

Ньяя

4. Миманса

5. Толковый словарь некоторых использованных терминов

6. Список использованных материалов

Введение

Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки, обычно, возводят ко времени существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до н.э. Следовательно, к рубежу новой эры он уже насчитывал не одно тысячелетие своего бытования. Такого длительного и полнокровного существования религии мы, пожалуй, не увидим ни в одном другом месте земного шара, кроме Индии.

Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью, если не сказать больше - запутанностью и хаотичностью. Серьезную историко-культурную проблему представляет собой уже самое определение термина «индуизм». До сих пор нет удовлетворительного определения и, даже, объяснения, что же относить к собственно индуизму, каково содержание и границы этого понятия.

Сложнейшая религиозная система индуизма гибко и податливо сочетает в себе самые противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным мировоззренческим ядром, и, может быть, как бы возрождаться из самого себя.

Однако вся эта пестрота и, казалось бы, несовместимые противоречия существуют в единых общих рамках, которые позволяют говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной религиозной системе с общими мировоззренческими установками.

При всей кажущейся аморфности и расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно стабильным. Подобно магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал, в той или иной форме, чужих богов, приспосабливал к своим нуждам и взглядам иные мифо-ритуальные воззрения и, тем самым, обеспечивал себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на территории индийского субконтинента.

Европейский термин «философия» в индуизме не имеет единого и однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование).

Множество важных философем, изложенных интуитивным языком, находят уже в древних текстах. Но основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны . Они делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные.


Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме - локаята и адживика.

Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Вайшешика

Вайшешика (санскр. от вишеша - различие, особенность), древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу. Основателем вайшешики считается Канада, он же Улука (III - II вв. до н. э.), его сочинение Вайшешика-сутра - первое систематическое изложение теории вайшешики. Некоторые последователи считают, что это собирательный образ мудрецов школы: дословно Канада - "поедающий зерна". Другие важные источники: Падартха-дхарма-санграха Прашастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи. Однако более авторитетным считается труд Прашастапады Падартхадхарма-санграха . (объдинение атрибутов, свойственных называемым предметам).

Главным предметом рассмотрения школы была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). Согласно вайшешики, существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны :

· дравья (субстанция)

· гуна (качество)

· карма (действие) работа, деятельность; действия, влекущие за собой свои последствия и являющиеся причиной новых рождений; вселенский закон воздаяния, причинно-следственная связь деятельности

· саманья (всеобщность)

· вишеша (особенность) "одиночное", первосубстанция, часть

· самавая (присущность)

и одна отрицательная

· абхава (небытие).

Большое внимание вайшешики придавали проблемам классификации категорий. Это виды бытия: субстанция - это земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Каждый из видов субстанций имеет свое качество ("гуна"). Субстанция, представляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах:

· пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств

· а четыре других неощутимы (как и акаша, которая, однако, является субстратом звука),

едины, вечны и всепроникающи: пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас) для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство.

Действие понимается вайшешикой как физическое движение пяти видов: вверх, вниз, внутрь, вовне, с места на место. Некоторые действия не воспринимаются, например, действие (ума) манаса. Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данного класса. Противоположна всеобщности категория особенности (вишеша), индивидуализирующая вечные сущности мира. Под присущностью вайшешика понимала нерасторжимую и постоянную связь.

Наиболее выдающейся частью учения вайшешика является атомистическая теория , объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению.

В отличие от греческого философа Демокрита, у которого атомы бескачественны, для вайшешики Канады каждый атом обладает своей особенностью.

Чтобы создать, надо разрушить, что и делает Бог, разлагая все на первичные элементы. Когда обжигают горшок, он распадается на атомы, а из них опять возникает новый горшок. Так как это происходит мгновенно, мы не можем этого заметить. Атом неразрушим, двойка атомов невечна, только тройка - минимально воспринимаемый объект. Таким образом, не только мир разрушается и возникает, но и вся материя пульсирует .

Все составные физические объекты состоят из четырех атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе вайшешика была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной.

Школе свойственна последовательная и глубокая системность, полностью исчерпывающая поставленную проблематику.

Общий онтологический фундамент и сходство в теории познания и логике привели к слиянию вайшешики с ньяей (синкретическая ньяя-вайшешика).

Главным вкладом в индийскую философскую мысль системы вайшешика была "философия природы", стремление к рациональному объяснению мира.

Ньяя

Ньяя (санскр. правило, рассуждение), одна из ортодоксальных систем древне-индийской философии. Не отвергает авторитет Вед, но свое учение строит на независимых основаниях. Во многих отношениях Ньяя близка Вайшешике, и нередко они рассматриваются вместе как единая система.

Основателем философской системы (даршаны) "Ньяя" считается Готама, автор произведения "Ньяя-сутра". Позднее возникла новая школа - "навья-ньяя" (ХIII в.).

Философию "ньяя" рассматривают, например С. Чаттерджи и Д. Датта, по четырем направлениям: теория познания, теория физического мира, теория индивида и учение о Боге.

1) Мир существует независимо от сознания, без его правильного познания нельзя добиться освобождения. Знание бывает двух видов: достоверное - восприятие, вывод, сравнение и свидетельство, недостоверное - память, сомнение, ошибка, гипотетический аргумент - тарка. Знание истинно, когда оно соответствует объекту.

2) Физический мир состоит из четырех элементов - земля, вода, огонь, воздух, они, в свою очередь, состоят из атомов. Такие простые субстанции, как пространство и время, не возникают и не разрушаются. В основном ньяя пользуются физической теорией вайшешика, которая рассматривает эти вопросы более детально.

3) В мире есть также нефизические элементы познания: воля, желание и т.д. - те, что принадлежат общей субстанции - душе. Сознание не является свойством тела. Душа уникальна в каждом человеке. Сознание, как качество души, может существовать отдельно от "Я". Душа, несознательная сама по себе, - это предсознание. Сознание меняется, душа остается постоянной и неизменной. Освобождение есть свобода от оков тела и чувств. Только отделившись от тела, душа достигает свободы от боли и страданий. Надо отказаться от суждений: "Я - это тело и ум", тогда человек становится свободным от желаний и страстей.

4) Бог - это творец мира, Ишвара (господь), построивший его из материальных атомов. Бог - моральный руководитель, он вносит в мир моральный порядок.

Поздним продолжением школы ньяя является Навья-ньяя. Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. логиком Гангешей. Его основной труд - Таттва-чинтамани (Самоцвет категориального мышления). Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.

В системе традиционного образования ньяя считается одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философские тексты.

Ньяя.

Йога.

Санкхья.

Санкхья (санскр. – число, перечисление) – одна из шести древнеиндийских ортодоксальных философских школ, признающих авторитет Вед, создание которой приписывается мудрецу Капиле (Vii в. до н.э.). Санкхья основывается не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В центре учения – теория эволюции, выводящая всё многообразие мира из взаимодействия двух независимых друг от друга и активно взаимодействующих начал: пуруши и пракрити. Пуруша – духовное начало, порождающее формы материального мира от атомов до человека. Пракрити – бессознательная первичная материя и неисчерпаемая энергия, первопричина мира, состоящая из трёх элементов (гунн). Первая гунна (саттва) –благое светлое начало, рождающее мудрость и счастье, ведущее к гармонии и покою. Вторая (раджас) – активное страстное начало, толкающее к действию. Третье (тамас) – косное, пассивное начало, порождающее безразличие и обман. Космическая эволюция начинается с соединения пуруши и пракрити и при взаимодействии гунн порождает весь феноменальный мир. Цель философии санкхьи – помочь в освобождении пуруши из плена материи, избавить человека от необходимости перерождений и кармы и обрести состояние блаженства (мокши). Санкхья оказала значительное влияние на развитие других философских систем, особенно йогу и буддизм.

Йога (санскр. - соединение, со­средоточение, религиозное управле­ние) - одно из шести направлений в индийской религиозно-философ­ской мысли, опирающихся на авто­ритет Вед. Сформировал ось при­мерно на рубеже IV-III вв. до н. э. Оформление классической йоги связано с именем «Йоги-сутры» Па­танджали (II в. н. э.). По философ­ским воззрениям йога примыкает к санкхье, но в отличие от нее при­знает бытие верховного бога, кото­рого считает высшим объектом раз­мышления для сосредоточения и самопознания. Цель йоги, как и санкхьи, - освобождение (мокша). Главное в системе йога - практика, сложный комплекс приемов и методов, для овладения которыми тре­буется аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить свой организм под начало воли - комп­лекс, который обеспечивает вхож­дение в состояние созерцания (медитации) и обретение истин­ного знания. К технике йоги как приему сосредоточения и обре­тения истинного знания обраща­лись древние аскеты и последо­ватели всех направлений индий­ской мысли.

Ньяя (санскр.: правило, рассуж­дение, логика) - одна из классиче­ских школ индийской философии, созданная мудрецом Готамой, ви­димо, в начале н. э. Не отрицает авторитета Вед, но строит свое учение на независимых основани­ях. Философы этой школы, как и представители других систем ин­дийской философии, считают главной целью человеческой жиз­ни избавление «Я» от привязанно­сти к телу, к чувствам и к объек­там. Освобождение (мокша), озна­чающее абсолютное прекращение страданий, по их мнению, стано­вится возможным благодаря пра­вильному познанию действитель­ности. Поэтому особое значение сторонники этой школы придают умозрению, опирающемуся на ло­гику и ее законы. Ньяя признает четыре самостоятельных источ­ника познания: восприятие, вы­вод, сравнение и доказательст­во (свидетельство). Познание, опирающееся на эти источники, признается достоверным. По­знание, ориентирующееся на память, сомнение, ошибку, ги­потетический аргумент, счита­ется недостоверным. Ньяя де­тально классифицирует источ­ники достоверного познания, разрабатывает учение о сверх­чувственном восприятии и его видах и предлагает решение ря­да других важнейших логиче­ских проблем, что придает этой системе исключительное зна­чение в истории философии и науки.



Вайшешика (санскр. от ви­шеша - различие, особенность) ­древнеиндийская философская шко­ла, не отрицающая авторитета Вед, но образованная на независимых ос­нованиях. Создателем ее является Канада (Улука), живший, вероятно, во 2 в. до н. э. Вайшешика, как и близкая ей ньяя, признает конечной целью человеческой жизни осво­бождение индивидуального «Я». При этом главное внимание в ней сосредоточено на проблемах космо­логии: деятельно разработана тео­рия создания и разрушения вселен­ной (мировой цикл), дается изложе­ние атомарной концепции мирозда­ния. Весь мир и все объекты позна­ния подводятся под семь категорий: субстанция (дравья), качество (гу­на), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Среди субстанций различа­ется девять видов: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Качество, существующее лишь в субстанции, насчитывает 24 вида. Действие, свойственное также только субстанциям, имеет пять видов. Небытие насчитывает че­тыре вида. К вайшешике близка философская система ньяя, с ко­торой позже она образовала единую школу. ­

К направлению настики относятся такие системы, как чарвака, джайнизм и буддизм.