Серсея богиня. Деметра, церера, кибела - богиня плодородия

Церера - так древние римляне называли богиню земли и плодородия. Художники на своих холстах изображали ее прекрасной, высокорослой и величественной женщиной с зелеными глазами, в густых пшеничных волосах которой цвели алые маки. Неизменными атрибутами в руках богини были либо рог изобилия, либо чаша, наполненная фруктами, либо охапка налитых пшеничных колосьев. Облачена Церера была в легкие воздушные одежды, непременно яркого голубого цвета, который подчеркивал ее алебастровую кожу. Колесница величественной богини изображалась запряженной огнедышащими драконами или царственными львами.

Церера в мифах разных народов

Церера - богиня плодородия. Ее имя переводится, как «мать-земля». Когда-то в Древнем Риме ее чтили больше других богов, так как считалось, что от нее зависело количество и качество урожая, а значит и достаток земледельцев.

Ранее считалось, что Церера была покровительницей подземного мира, которая насылала на смертных безумие. Наряду с этим ей приписывалось покровительство семьи и брака. И считалось, что Церера - богиня зарождения жизни. По законам Ромула Церере подносилась половина имущества мужа, если он без особых причин разводился со своей женой.

Также богиня Церера покровительствовала сельским общинам и была защитницей урожаев от воров. Казни, которые проводились над такими грабителями, тоже посвящались ее имени. Но впоследствии Церера стала считаться лишь богиней урожаев и земли.

Церера - богиня Рима. Однако у разных народов она имела разные имена. Например, в Древней Греции богиня Церера называлась Деметрой. Греки считали ее богиней плодородия и земледелия и тоже очень почитали. В Древнем же Египте была Исида - богиня плодородия и материнства. А у славян Цереру называли Мереной, и она считалась покровительницей плодородной земли и царства мертвых.

Цереалии - празднества в честь любимой богини

Богиня Церера в Древнем Риме почиталась настолько, что в ее честь устраивались пышные празднества с игрищами и жертвоприношениями. Назывались эти празднества цереалиями. Римляне начинали праздновать 12 апреля и продолжали еще восемь дней.

Особенно ревностно цереалии отмечались римскими плебеями, которые строго соблюдали все полагающиеся церемонии и обычаи. Крестьяне наряжались во все белое, а головы украшали пышными венками.

Праздник начинался с жертвоприношений, которыми являлись медовые соты, различные плоды, свиньи и даже стельные коровы. После этого несколько дней подряд в цирке проводились скачки. Под открытым небом накрывались праздничные столы, которые ломились от яств.

К столам приглашались все, кто в этот момент находился рядом, даже проходящие мимо прохожие должны были обязательно провожаться к столу. Таким образом, римляне надеялись умилостивить свою богиню, чтобы и дальше урожаи были богатыми, а жизнь сытой.

Церера и ее дочь Прозерпина

У римлян с древних времен и до сегодняшних дней существует один интересный миф о богине Церере и ее бессмертной дочери Прозерпине. Прозерпина у греков зовется Персефоной. Отец ее - Юпитер у римлян, а Зевс - в греческих мифах.

Согласно этому мифу, красота Прозерпины пленила бога Плутона (Аид у греков), который был суровым властителем подземного царства мертвых. Плутон похитил красавицу Прозерпину и, применив силу, заставил ее стать своей женой.

Церера была безутешна. Она повсюду искала любимую дочь с двумя факелами в руках: одним был разум, а другим - эмоции. Богиня нашла ее в подземном царстве и потребовала, чтобы Плутон вернул Прозерпину назад на Землю. Когда подлый бог мертвых отказался, несчастная мать молила о помощи других богов, но и те не захотели ей помочь.

Тогда Церера, будучи вне себя от горя, забыла о своих обязанностях, и вся природа вместе со своей богиней начала увядать. Люди умирали от голода и молили богов сжалиться над ними. Только тогда отец Прозерпины Юпитер приказал Плутону вернуть дочь на землю.

По договоренности между богом мертвых и Юпитером, красавица Прозерпина две трети года жила на земле, а на остальное время она должна была спускаться к мужу.

Церера была счастлива рядом с дочерью большую часть года, и природа вокруг тоже расцветала и плодоносила, а когда Прозерпина уходила к мужу, вместе с печалью богини-матери на землю приходило увядание и смерть. Так мифы объясняли смену времен года на земле.

История странной любви

Есть еще один интересный римский миф. В нем бог моря Нептун (или Посейдон у греков) страстно полюбил прекрасную Цереру. Нептун даже помогал своей возлюбленной искать ее пропавшую дочь Прозерпину по всему белому свету.

Однако молодой бог моря был слишком навязчив в своих настойчивых ухаживаниях, и Церера, устав от него, решила спрятаться и превратилась в кобылицу. Вскоре настырный юноша нашел свою любимую и превратил себя в жеребца. Результатом всего этого стало рождение у богини Цереры дочери нимфы Деспины и сына, которого назвали Арион.

Сын Цереры - Арион

Арион был конем - ослепительно красивым, крылатым и быстрым, как ветер. К тому же, он обладал даром красноречия, то есть умел красиво говорить на человеческом языке. Его в молодом возрасте отдали на воспитание морским божествам - нимфам нереидам. Нимфы научили быстроного коня возить колесницу Нептуна по бушующему морю.

Первым хозяином Ариона был знаменитый сын бога Юпитера Геркулес. Потом царь Аргоса Адраст, в свою очередь владевший этим конем, выигрывал на нем все бега и скачки.

Искусство земледелия от Цереры

Богиня Церера после мучительных поисков Прозерпины научила Триптолема, своего воспитанника, ведению сельского хозяйства. Кроме этого, она сделала ему еще один дорогой подарок - свою чудесную колесницу.

По приказу Цереры Триптолем ездил по всему миру и обучал людей всему, что узнал от великой богини. Также в честь Цереры должны были проводиться Элевсинские празднества.

Итак, согласно древнеримским мифам, великая богиня плодородия не только научила смертных пахать, сеять и убирать урожай, но и правильно использовать то, что они вырастили. К примеру, люди научились молоть зерно в муку и выпекать из нее чудесный хлеб.

Церера Церера

(Ceres). Богиня, соответствовавшая у римлян греческой Деметре и отождествляемая с ней. Ее праздник - Цереалии, считался праздником преимущественно плебейским. Жертвенным животным Цереры считалась свинья.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ЦЕРЕРА

(Ceres), древнейшая италийская и римская хтоническая богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подземного мира, насылавшая на людей безумие, а также богиня материнства и брака (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сельской общины (пага), защитница его урожая от грабителей (ей посвящался казнённый за ночную кражу урожая). Впоследствии Ц. считалась только богиней злаков и урожая, пользуясь как таковая большим почётом, особенно среди крестьян, справлявших посвящённые ей цереалии и призывавших её во время паганалий - праздника пагов. В эпоху борьбы патрициев и плебеев Ц. возглавляла плебейскую триаду (Ц., Либер и Либера) богов, которой в 493 до н. э. был сооружён кампанскими мастерами храм в долине между Палатином и Авентином, где плебеи издавна почитали земледельческих богов Сею, Сегетию, Мессию, Тутулину, которых Ц. заменила, и где был подземный алтарь Конса. Есть мнение, что Ц. всегда была богиней плебса, т. к. её фламин был плебей, возможно, жрец плебейской общины, а цереалии были включены в календарь Нумы в связи с приобщением части плебеев к римской общине, Храм плебейской триады богов стал центром борьбы плебеев с патрициями, архивом плебейских магистратов, убежищем для преследуемых плебеев, местом раздачи им хлеба (Ц. отождествлялась с богиней Пандой или Эмпандой, в храме которой кормили голодных; Aul. Gell. XIII 22; Serv. Verg. Georg. I 7). После примирения патрициев и плебеев Ц. стала почитаться как общая богиня, но её старая роль ожила с обострением противоречий между народом и нобилитетом, когда Ц. была противопоставлена богиня нобилитета Кибела. Ц. вместе с Теллус были посвящены праздники жатвы, а также зимнего посева (сементивы, 13 декабря) и цереалии (19 апреля). Цереалии сопровождались цирковыми и сценическими играми, травлей лисиц, к которым привязывались горящие факелы, и разбрасыванием орехов (Ovid. Fast. IV 681 след.), что должно было защитить от зноя посевы и стимулировать их рост. В 3 в. до н. э. Ц. сближается с Деметрой, Либера с Прозерпиной - Персефоной. Культ Ц. эллинизируется, появляются женские мистерии Ц., праздник встречи Ц. с вернувшейся от Плутона дочерью, которому предшествовал девятидневный пост и воздержание (Serv. Verg. Georg. I 344). С Ц. (как и с греч. Деметрой) связывается изобретение земледелия и введение законов, приобщивших людей к цивилизации.
Лит.: Le Bonniec Н., Le culte de Gères a Rome. Des origines a la fin de la République, P., 1958.
E. М. Штаерман.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Церера

Богиню жатвы, покровительницу плодородия - Цереру глубоко почитали римские земледельцы. В честь ее устраивались торжественные празднества - цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалии особенно ревностно соблюдались низшими классами - плебеями. Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры слился с культом "Светлой богини" (Теллуры) и греческой Деметры, но праздник цереалии с его весельем и широким гостеприимством сохранился.

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

ЦЕРЕРА

в римской мифологии богиня, вдыхающая жизнь во все растения. Защищает молодые побеги от непогоды, сорняков и ДРУГИХ опасностей. Вместе с Теллурой она посылала в помощь посевам легкий теплый ветер и питающий корни растений дождь, В честь Цереры устраивались торжсственые празднества - цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней Эти торжества особенно ревностно соблюдали низшие классы - плебеи. Они одевались в снежно-белые одежды, украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений восемь дней развлекались скачками цирке. Церере подносили свиней, плоды, медовые соты. В эти дни римляне устраивали у себя трапезы, приглашая всех проходящих отведать праздничные яства. Считалось, что радушное гостеприимство особенно угодно Церере. В храме богини находился архив сословия простолюдинов. Ежегодно из этого списка избирались достойнейшие люди, которые должны были заботиться о храме. Цереру всегда сопровождали бог и богиня виноградарства - Либер (другое его имя Вакх или Бахус) и его жена - добрая и прекрасная Либера.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Мрамор.
II—I вв. до н. э.
Рим.
Национальный музей.


Синонимы :

Смотреть что такое "Церера" в других словарях:

    - (лат. ceres, греч. Деметра, т. е. мать земли). 1) богиня земледелия и хлебных плодов, которой празднества отличались таинственными обрядами. 2) астероид, открытий в 1801 году. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

    Церера - Церера. Мрамор. 2 1 вв. до н.э. Национальный музей Рим. Церера. Мрамор. 2 1 вв. до н.э. Национальный музей Рим. Церера в мифах древних римлян богиня плодородия, а также подземного мира, насылающая на людей безумие, богиня материнства и брака.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Деметра, жатва, богиня, материнство, брак Словарь русских синонимов. церера сущ., кол во синонимов: 10 астероид (579) … Словарь синонимов

    В римской мифологии богиня земледелия и плодородия. Соответствует греческой Деметре …

    Одна из самых крупных (поперечник ок. 1000 км) малых планет (N 1), открыта Дж. Пиацци (Италия, 1801). Расстояние Цереры от Солнца изменяется от 2,55 до 3,05 а. е … Большой Энциклопедический словарь

    В мифах древних римлян богиня плодородия, а также подземного мира, насылающая на людей безумие, богиня материнства и брака. Отождествлялась с греческой богиней Деметрой … Исторический словарь

    ЦЕРЕРА, самый большой АСТЕРОИД, первый из обнаруженных учеными, был открыт Джузеппе ПАЦЦИ 1 января 1801 г. Его диаметр 913 км. Движется по орбите в главном поясе астероидов, среднее расстояние его до Солнца 414 млн. км, что совпадает с… … Научно-технический энциклопедический словарь

    I в римской мифологии богиня земледелия и плодородия. Соответствует греческой Деметре. II одна из самых крупных (поперечник около 1000 км) малых планет (№ 1), открыта Дж. Пиацци (Италия, 1801). Расстояние Цереры от Солнца изменяется от 2,55 до… … Энциклопедический словарь

    Римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (ктак назыв. di indigetes). Ее главная функция охрана посева во всемоменты его развития; поэтому древнейший культ ее теснейшим образомсвязан с культом еще более древней богини Tellus… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Церера (значения). Церера … Википедия

Книги

  • Рабыня, воин, королева , Морган Райс. Семнадцатилетняя Церера, красивая бедная девушка в городе Империи Делосе, живет тяжелой и беспощадной жизнью простолюдинки. Днем она относит выкованное отцом оружие на полигон дворца, а ночью…

Церера (Cereris) – древнеиталийская богиня, принадлежащая к числу древнейших богов Рима (к так называемым di indigetes). Ее главная функция – охрана посева во все моменты его развития; поэтому древнейший культ Цереры теснейшим образом связан с культом еще более древней богини Tellus (земля). В древнейших представлениях Рима культ богини земли был проникнут анимистическими основами римского миросозерцания, культа душ (manes) – и это вызвало наблюдаемые и в культе Цереры подробности анимистического характера. Праздники в честь Теллуры (Tellus) и Цереры падали на особо важные в сельском хозяйстве дни. Таковы feriae sementivae, по случаю посева: это – подвижной праздник, в зависимости от времени посева в каждом году. В самом начале сева италийцы совершали жертвоприношение Теллуре и Церере, где Цереру призывали под двенадцатью различными именами, сообразно различным моментам полевых работ. 19 апреля праздновались Cerialia, в связи с праздником Tellus-Fordicidia (15 апреля).

Церера, Бахус и Купидон, 1610,
художник Ханс Аахен


Церера, богиня урожая, 1620,
художник Якоб Йорданс


Церера и две нимфы, 1624,
художник Питер Пауль Рубенс

В начале жатвы устраивалось еще раз жертвоприношение в честь тех же богинь, причем даром Церере служат первые сжатые колосья (praemetium). Во всех церемониях играет выдающуюся роль принесение в жертву тельных животных – коров и свиней. По сообщению римских анналов в 496 году до нашей эры по поводу неурожая и остановки в подвозе хлеба из соседних стран в Риме был обещан и вслед затем выстроен храм элевзинской триаде: Деметре, Дионису и Коре, по греческому образцу и греческими мастерами. Этот факт (сомнение может быть только в его дате) стоит в связи с греческим импортом, материальным и идеальным, из Южной Италии и Сицилии. Связь эта становится еще более ясна, если принять во внимание, что возникший тогда храм стал средоточием культа и политической жизни римского плебса – носителя торгового развития Рима. В новом храме находился архив плебса; плебейские эдилы и имя свое получили, благодаря исконной связи своей с aedes новых богов. Новые боги, однако, при переходе в Рим изменили свои имена: главная богиня триады, Деметра, слилась с Церерой; Дионис и Кора получили имена Либер и Либера.

Преимущественную роль в триаде и в Риме играла Церера; ее именем звали храм сокращенно aedes Cereris, день ее праздника (19 апреля) был храмовым праздником триады, sacerdotes publicae Cereris populi Romani Quiritium звались ее жрицы и жрицы триады; в честь триады праздновались игры, получившие имя ludi Ceriales. Как к одной из древнейших греческих богинь, к Церере примыкают хранители греческих культов в Риме и сивиллиных книг – квиндецемвиры sacris faciundis.

Ko времени второй пунической войны относятся предания о празднике в честь Цереры чисто греческого и мистического образца (anniversarium Cereris). Участие в этом празднике принимали исключительно матроны; состоял он в праздновании бракосочетания Плутона и Прозерпины (orci nuptiae), сопровождался рядом чисто греческих церемоний и воздержанием от пищи и супружеских сношений (castus Cereris). Такой же пост (iejunium) справлялся с 191 года, в искупление тяжелых знамений, ежегодно 4 октября. 13 сентября в честь Цереры справлялся лектистерний; 21 декабря ей приносили жертву совместно с Геркулесом, где играла важную роль поросная свинья. В императорское время Церера была столько же богиней сельской жизни, сколько и богиней хлебного подвоза, сближаясь в этом с богиней Анноной. Из провинций ее особенно чтила хлебоносная Африка.

Церера – первая по времени открытия малая планета (астероид). Открыта Пиацци 1 января 1801 года в Палермо и названа им в честь богини-покровительницы Сицилии.

Деметра, Церера, Кибела-богиня плодородия и земледелия, воспитательница и мать
Роли и аспекты Деметры в жизни женщины
Деметра (у римлян Церера) – богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, одно из самых почитаемых олимпийских божеств.

Она была описана в "Гимне Деметре" Гомера как "благостная к людям богиня прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы... и с золотым мечом" (вероятно, поэтический намек на сноп созревшей пшеницы, который был ее основным символом).
Изображалась как прекрасная женщина с золотистыми волосами, одетая в голубые одежды, или (в основном, в скульптурах) как почтенная, внушительная, сидящая на троне женщина.
Cerere by Democrito Gandolfi at Porta Venezia (Milan)

Часть имени Деметры, meter, означает, по-видимому, "мать", но не вполне ясно, к чему относится частица "де-" или, ранее, "да-".* Ей поклонялись как богине-матери, особенно как матери зерна и матери девушки Персефоны (у римлян – Прозерпины).

Жизнь Деметры началась столь же мрачно, как и у Геры. Она была вторым ребенком Реи и Кроноса – и вторым, которого он проглотил. Деметра стала четвертой царственной супругой Зевса (Юпитера), который также был ее братом. Она предшествовала Гере, седьмой по счету и последней. От союза Зевса и Деметры родился единственный ребенок, их дочь Персефона , с которой Деметра была связана в мифе и культе.

История Деметры и Персефоны, прекрасно рассказанная в пространном "Гимне Деметре" Гомера, сосредоточивается вокруг реакции Деметры на похищение Персефоны братом Деметры Гадесом,повелителем подземного царства.

Миф стал основой Элевсинских мистерий, самых сакральных и важных культовых ритуалов Древней Греции на протяжении более двух тысячелетий, вплоть до V века н.э., когда святилище в Элевсине было разрушено в результате вторжения готов.
Demeter in Neustrelitz

Деметра – архетип материнства. Она представляет материнский инстинкт, осуществляемый через беременность, через физическое, психологическое или духовное питание и воспитание других. Этот могущественный архетип может указать последующее направление жизни женщины, оказывает значительное влияние на близких ей людей, а также определяет склонность женщины к депрессии в случае, если ее потребность выращивать и воспитывать отвергается – или что-либо препятствует ее осуществлению.

Деметрой на Олимпе был представлен архетип матери. Ее самыми важными ролями были роли матери (дочь – Персефона), той, кто питает (богиня плодородия), и подательницы духовной пищи (Элевсинские мистерии). Хотя и другие богини были матерями (Гера и Афродита), связь с дочерью у Деметры была самой значительной. Она также больше других богинь занималась выращиванием и воспитанием.

Древний военизированный зарегулированный Рим не слишком озаботился, чтобы придумать своим богам интересные биографии и приключения. Только захватив Грецию и перевезя статуи греческих богов к себе, они заодно и прихватили их замечательные истории. Католики, которые вели богослужения на латыни, читали латинские тексты и познакомили во времена Возрождения весь мир с Поэтому мы знаем не Феба, а Аполлона, не Артемиду, а Диану, например. Похожая история произошла с Церерой, италийской богиней плодородия, которая впоследствии получила красивое жизнеописание греческой Деметры. До наших дней дошли мраморные статуи Цереры, созданные с греческих копий Деметры. Вот пример - статуя Цереры.

Древние италийские верования

Культ земли был важен для многих народов древности. Не были исключением италийские народы, жившие на Церера - богиня земли и плодородия Рима - одно из древнейших божеств. И первоначально она связывалась в сознании италийских народов с еще более древней богиней земли Теллус. В начале Церера имела одну задачу - охрану зерновых посевов.

Этому посвящалось время от момента сева, далее прорастание растений и их созревание. Древние верили в одушевленность всей природы в целом (и дерево, и камень по их представлениям были живы, в них была душа), и, естественно, Церера, богиня Теллус были ими оживлены, наполнены у них жизнью. Церера, как полагали, учила людей возделыванию полей, а кроме того, это была богиня зарождения жизни. Цветы и фрукты - это ее одушевленные подарки, ее обязательная атрибутика. Поэтому она изображалась суровой, красивой, величественной, с короной из шипов на голове, факелом в одной руке и корзиной, наполненной зерном и фруктами. В ее функции входили также защита материнства и супружества и урожая от грабителей. Она также оберегала сельскую общину, но могла и насылать на людей безумие.

Праздники в честь древних богинь

Впервые богини появились, как предполагают в Италии, на сицилийской, самой плодородной земле (Теллус). Церера, богиня, получала свои плоды, в основном зерно. В самые важные дни, например в день первой вспашки и сева, а это был праздник, который зависел от погодных условий и потому мог передвигаться и иметь условные сроки, Церера, богиня Теллус получали кровавые жертвоприношения. Для них закалывали чаще всего свиней, но бывало, что и тельных коров. Праздники назывались цереалии и начинались примерно (разные источники приводят немного разные даты) 11-12 апреля. Они назывались Луди Цереалис и были очень зрелищны (происходила травля лисиц, например). Земледельцы обряжались в белые одежды, на головы возлагали венки и проводили пиры и торжества в течение восьми дней. К 19 апреля они завершались в честь Цереры, Либера (греческий Дионис) и Либеры (Кора). Для этого на холме Авентин был построен в храм между 493 и 495 г. до н. э. Церера, богиня плебеев, имела еще двенадцать различных дополнительных имен:

  • Хозяйка.
  • Хлоя.
  • Та, которая подает на землю подарки.
  • Та, что дает яблоки.
  • Безжалостная.
  • Теплая и другие.

Они связывались с различными моментами полевых работ

Храмы

Во-первых, был храм в Риме, на Авентийском холме. Там и находилась статуя божества. Сейчас статуя богини плодородия Цереры в Риме находится в римском национальном музее. Точнее, это не статуя, а римская мраморная копия с бюста Деметры, 4 век до н. э.

Следующий храм находился в Пестуме.

Святилище есть и в Лавинио. Там нашли медную табличку с текстом, в котором говорится, как надо варить внутренности животных, чтобы потом их поднести богине.

Слияние Цереры и Деметры

Из древнеримских источников известно, что в 496 г. до н. э. был большой неурожай. По этому поводу греческие мастера выстроили в Риме храм, посвященный триаде, состоящей из Деметры, Диониса и Коры. Новые боги слились, как уже упоминалось, со старыми и получили

Главную роль играла Церера, богиня плодородия. Праздники стали проводиться по греческим образцам. Это были мистерии, в которых принимали участие только замужние женщины. Девушки и мужчины на мистериальные оргии не допускались. Они состояли из праздника бракосочетания Плутона и Прозерпины.

Таким образом, древние италийские культы объединились с греческими и стали неразрывными в сознании земледельцев-плебеев, которые наиболее сильно почитали именно эту богиню, дающую жизнь.