Профессия Культуролог. Кто такой Культуролог

Когда встает вопрос о выборе специальности, нам всего 17 лет. В этом возрасте не многие знают, чего хотят от жизни, в какой сфере хотят работать. Поэтому часто прислушиваемся к мнению родителей, старших знакомых или просто выбираем что-нибудь интересное, не имея малейшего понятия, как в будущем использовать приобретенные знания.

Многие студенты гуманитарных специальностей где-то на 4-ом курсе задумываются, где они реально могут работать. Как доказать работодателю, что Вы умеете думать, быстро находить выход из сложных ситуаций, если Ваша профессия – культуролог?

В чем заключается цель культурологи?

Культура – это динамический процесс, а не статическое явление. Культурологи изучают, как создаются отдельные элементы культуры, как они рушатся, трансформируются, какую роль играет самоидентификация в современной культуре, какие изменения происходят под воздействием современных технологий и глобализации. Кроме этого, целью культурологи является изучение этапов становления мировых культур, развития искусства, истории и теории музейного дела.

В процессе освоения профессии культуролог, студент получает ценные навыки, которые можно использовать в различных сферах, в частности:

  • понимание современных культурных тенденций;
  • критическое и креативное мышление;
  • аналитическое мышление, умение интерпретировать информацию;
  • понимание процессов развития современного общества и отдельных групп интересов;
  • устная и письменная коммуникация.

Для изучения явлений и предметов культуры специалист использует данные различных источников: исторические документы, собственные наработки и опыт других ученых.

Специальность культуролог напрямую связана с изучением культурных ценностей, так что без любви к истории и искусству здесь не обойтись. Специалисту пригодятся такие личностные качества, как: любознательность, наблюдательность, хорошая память. Кроме этого, пригодятся знания иностранных языков.

Практика показывает, что данную профессию больше выбирают женщины. Не часто встретишь мужчину на этом поприще.

Не пропустите:

Кем работать культурологу?

Изучение культурологи позволяет работать в сферах, которые напрямую связаны с понимание современных социальных процессов. Специалисты работают в медиаиндустрии: журналистика, издательское дело, связи с общественностью, социальные исследования, аналитика. Грамотные специалисты становятся экспертами и кураторами социальных и политических проектов, часто работают исследователями и преподавателями.

Чем занимается культуролог? Проводит научно-исследовательскую, аналитическую и консультационную работу в театрах, музеях, галереях, филармониях, библиотеках. Благодаря приобретенным навыкам и знаниям выпускники-культурологи могут легко менять работу в отраслях: управление, образование, внешкольное и неформальное обучение, исследовательская работа, искусство и дизайн, туризм, общественный сектор (изучение и анализ социокультурных проблем, работа в полиэтнических коллективах) и бизнес.

Зарплата культуролога во многом зависит от региона и колеблется в диапазоне 12-30 тыс. рублей.

Где учиться на культуролога?

  • Государственная академия славянской культуры;
  • Государственный академический университет гуманитарных наук;
  • Московский государственный университет культуры и искусства;
  • Московский институт государственного управления и права;
  • Московский гуманитарный университет.

Ранее этот государственный стандарт имел номер 020600 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования

Российской Федерации

В.Д.Шадриков

“ 14.03”________

2000 г.

Номер государственной регистрации

43гум/сп_______________________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 020600 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Квалификация КУЛЬТУРОЛОГ

Вводится с момента утверждения

Москва 2000 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020600 Культурология

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации

№ 686___от_02.03___2000 г.

.

1.2. Квалификация выпускника - культуролог

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки культуролога по специальности 020600 Культурология при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

1.3.1. Сферы профессиональной деятельности специалиста:

* научно-исследовательские и проектные организации, связанные с изучением культуры, сохранением и освоением культурного и природного наследия,

* государственные учреждения и общественные организации, занимающиеся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры,

* культурные и образовательные учреждения.

1.3.2. Объектами профессиональной деятельности дипломированного специалиста - культуролога являются:

* фундаментальные пpоблемы теоpии и методологии культуpы,

* опыт истоpии миpовой культуpы,

* формы культуры и культуротворческий процесс,

* особенности функционирования культуры в современном обществе,

* научно-пpактические пpогpаммы сохpанения обществом культуpного и пpиpодного наследия.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности

Дипломированный специалист - культуролог подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

* конкpетно-исследовательской;

* культурно-просветительской;

* преподавательской;

* оpганизационно-упpавленческой;

* пpоектно-аналитической.

1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника.

Культуролог подготовлен к решению следующих задач:

* изучение проблем теории и истории культуры,

* познание современных культурных форм и процессов.

* работа по выявлению, сохранению и использованию культурного и природного наследия

* культурно-образовательная работа в государственных и негосударственных учреждениях и организациях

* работа в учреждениях системы образования,

* работа в пpоектных оpганизациях, связанных с изучением культуpы, сохpанением и освоением культуpного и пpиpодного наследия,

* работа в госудаpственных учpеждениях и общественных оpганизациях, занимающихся упpавлением культуpой и охpаной памятников истоpии и культуpы, подготовкой и реализацией научно-практических программ,

* консультирование в сфере культуры.

* социокультурное моделирование.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника - культуролога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020600 Культурология.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКА

3.1. Основная образовательная программа подготовки культуролога разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки культуролога к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки культуролога

состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки культуролога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД- общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации;

ФТД- факультативы.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КУЛЬТУРОЛОГА ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020600 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

Общие гуманитарные и социально-

экономические дисциплины |

Федеральный компонент

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Отечественная история.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления российской государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально

- политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI -XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I, век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития начала века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в

начальный период Второй мировой войны. Великая отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической

ситуации.

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

(Дисциплина может быть представлена как курс по введению в специальность)

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические

школы.Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты.Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства

в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Психология и педагогика

П с и х о л о г и я

: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид , личность , субъект , индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности.Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые формы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое

разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект . Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль

в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность.

Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Федеральный компонент

Математика и информатика

Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, вероятности, языки и программирование, алгоритмы, компьютерный практикум.

Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Дисциплины, устанавливаемые УМО

История науки

Предпосылки возникновения науки; наука и магия; система знаний в древних обществах; натурфилософия и логика в античном мире; значение арабской системы знаний в истории науки; генезис и основания науки Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности; наука как социальный институт; специализация научного знания и проблемы его синтеза; научно-техническая революция и современные глобальные проблемы науки.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

Теория культуры

Предмет теории культуры; основные категории и понятия теории культуры. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное и индивидуальное в культуре; культура и личность; культура и история; культура и цивилизация; единство и многообразие культур; межкультурные коммуникации.

Проблемы философского и теоретического осмысления культуры в интеллектуальной истории; культура как ценность, норма, образ жизни, результат жизнедеятельности, способ смыслополагания, способ коммуникаций. Характеристика направлений, концепций, школ. Современные концепции культуры.

История становления методов культурологии, типов культурологического анализа. Методы изучения культурных форм и процессов. Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального) подхода для исследования культуры. Семиотический подход к изучению и описанию культуры.

Возможности феноменологии, философской герменевтики, психоанализа в культурологии. Специфика гендерного анализа при изучении культуры. Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. Роль познавательных “поворотов” в методологии изучения культуры. Интердисциплинарные подходы в культурологических исследованиях. Культурология в системе современного гуманитарного знания.

(Дисциплина может быть представлена в виде отдельного курса или совокупности родственных дисциплин по теории, философии, социологии, методологии культуры)

История культуры

Предмет, категории и понятия истории культуры; место истории культуры в социально-гуманитарном знании. Типы и виды культурно-исторических источников. Методы изучения вещественных, устных, письменных, визуальных источников по истории культуры. Роль вспомогательных исторических дисциплин (хронологии, метрологии, палеографии, геральдики, генеалогии, биографики) в изучении истории культуры.

Проблемы генезиса культуры; проблемы хронологии и периодизации истории культуры. Историческая типология культур; характеристика культурно-исторических эпох (согласно основным концепциям); Восток и Запад как идеальные типы мировой культуры. Язычество как феномен истории культуры; культурные ареалы буддизма, христианства, ислама

. Традиционные культуры Востока. Культуры Древней Греции и Рима; культуры средневековой Европы; культура европейского Возрождения; нововременная культура. Основные периоды истории культуры России; роль Византии, Азии, Европы в истории русской культуры. Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира, типы их культурно-исторических ориентаций; взаимовлияние культур в ХVIII - ХIХ веках. Проблемы культуры ХХ века; особенности культурного семиозиса и культурных коммуникаций в связи со сменой научных парадигм; модернизм и постмодернизм. Сущность и особенности межкультурного общения в ХХ веке. Принципы и методы изучения личности в истории культуры.

История культуры отдельных стран и регионов.

(История культуры может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин).

Эстетика

Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; история эстетической мысли; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личности.

Теория и история искусств

Основы теории искусства, искусство как феномен культуры; виды и формы искусств; понятие художественной культуры. Ранние синкретические формы искусства. Основные памятники архитектуры и искусства Востока. Античная скульптура, живопись и мозаика. История искусств в средневековом мире. Своеобразие иконописи Византии и России. Художественная культура Возрождения. Основные художественные стили в искусстве Нового времени. История искусств в России Нового времени. Ведущие направления и проблемы искусства в ХХ веке. Модернизм и постмодернизм в искусстве. Теоретико-методологические подходы к изучению искусств в Новое и Новейшее время. Характеристика направлений и школ в искусствознании XIX-XXвв.

Теория и история литературы

Литература в контексте теории и истории культуры. Слово и образ; жанры и стили литературного творчества. Памятники литературы традиционного Востока. Классические литературные жанры античности. Литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Основные литературные направления Нового времени. История русской литературы; русская литература Х1Х века как явление мировой культуры. Барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм в литературе Нового и Новейшего времени. Проблемы взаимодействия литератур различных культурных регионов мира

в XIX и ХХ веке. Феномен русской советской литературы. Ведущие направления в мировой литературе конца ХХ века. Теоретико-методологические проблемы изучения литературы в ХХ веке.

(Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин)

История религий

Религия как феномен культуры. Ранние формы религиозной культуры. История индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма. История иудаизма. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии. История ислама и специфика исламской культуры. История православия и православной культуры Византии и России. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм в мировых религиях. Культура межконфессионального диалога в ХХ веке.

Семиотика и лингвистика

Предмет семиотики; основные категории, понятия и концепции; типы знаковых систем; естественные знаки и их системы; образы и образные системы знаков; языковые знаковые системы и их логика; метаязык в языковых знаковых системах.

Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой модели. Современные представления о семантике и прагматике. Типы означающих, означаемых. Синтактические характеристики знаков и их прагматика. Приемы анализа и описания языковых фактов, обоснования лингвистических утверждений. Природа текста (речевого произведения). Текст как целое, отношения между текстами. Значение лингвистики текста для культурологии. Современные лингвистические теории.

(Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин)

Культурная антропология

Предмет культурной антропологии; ведущие подходы к изучению; исследовательские направления, школы, концепции; основные понятия, понятие об этносе и этнических процессах; антропогенез и этногенез: расообразование и история расселения народов; язык как этнический фактор; этнолингвистическая классификация; понятие об основных хозяйственно-культурных типах; родоплеменная структура этносов; фратрии и брачные классы; тотем и табу; первобытная магия и происхождение власти; формы обмена и общения; этническое самосознание и взаимодействие этнических культур; преемственность культурных традиций; проблемы передачи культурной информации; типы культурно-исторического наследования. Конкретно-исторические аспекты восприятия, описания и понимания “своей” и “чужой” культур.

Культура повседневности

Способы существования человека в различной экологической среде. Материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология и методы изучения в археологии. Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров.

Понятие культуры повседневности и его составляющие. Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры. Природные, исторические, экономические, социальные факторы формирования и динамики повседневной культуры в традиционных обществах Востока, в античном мире, в европейском средневековье, Новое и Новейшее время. Особенности частной жизни и быта в различные культурно-исторические эпохи. Гендерные аспекты культуры повседневности. Многообразие и специфика номенклатуры предметов повседневной культуры в локально-историческом контексте. Соотношение и взаимодействие культуры повседневности с народной культурой и массовой культурой.

Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности. Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. Характеристика основных школ и концепций изучения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры повседневности. Возможности изучения культуры повседневности средствами исторического краеведения и микроистории.

(Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин)

Риторика

Предмет, основные категории и понятия риторики; культурно-исторический генезис риторики; риторика в истории мировой культуры; исторические критерии оценки искусства риторики; риторика в системе форм словесной культуры; риторические аспекты литературы, философии, теологии, историографии, журналистики, педагогики; когнитивные функции риторики в производстве гуманитарного знания. Культурная семантика общения. Речевые модели и речевой этикет в контексте межкультурных коммуникаций.

Древний язык

Основы фонетики и грамматики; принципы и методы перевода, поиска смысловых соответствий и толкования текстов; практическая работа с текстами источников, их перевод, интерпретация и культурно-исторический анализ.

Прикладная культурология

Предмет прикладной культурологии и его составляющие. Информационная среда современной культуры. Виды и возможности современных массовых коммуникаций, их роль в производстве культурных форм. Использование в профессиональной деятельности новых технологий культуры.

Современные принципы классификации и кодификации культурных артефактов и свидетельств о них. Способы выявления, исследования, популяризации, сохранения историко-культурных памятников. Подготовка и реализация научно-практических программ сохранения обществом культурного и природного наследия.

Основы моделирования социокультурных процессов и управления ими. Направления и методы управления в сфере культуры. Организация управления в учреждениях культуры. Экономика культуры. Формы культурного консультирования. Виды проектной деятельности в сфере культуры.

(Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин)

Основы безопасности жизнедеятельности

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

Дисциплины специализации

Факультативные дисциплины

Военная подготовка

Всего часов теоретического обучения 8450 часов

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020600 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки культуролога при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

теоретическое обучение (155 недель), экзаменационные сессии (32 недели), - всего 187 недель

практики - не менее 25 недель

П.01 Этнологическая (фольклорная) - 4 недели

П.02 Музейно-краеведческая или научно-библиографическая - 3 недели

П.03 Практики по профилю специализации - 6 недель

П.04 Преддипломная практика - 12 недель

итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту

выпускной квалификационной работы - не менее 8 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 40 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки культуролога по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И

УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020600 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Соблюдение следующих требований необходимо для реализации вузом основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по данной специальности и прохождения процедур лицензирования, аттестации и аккредитации.

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки культуролога

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки культуролога

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408 часов. Объем часов по каждой их трех других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла ГСЭ.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могутпредусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;

устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;

реализовывать основную образовательную программу подготовки культуролога в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.

Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста-культуролога предполагает, что не менее 75% педагогических кадров, обеспечивающих эту программу в рамках циклов ГСЭ, ЕН, ОПД, ДС, должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически заниматься научной и/или научно-методической деятельностью; не менее 75% преподавателей общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы дипломированного специалиста включает в себя: учебный план, разработанный в соответствиии с требованиями настоящего государственного образовательного стандарта; рабочие планы на каждый год обучения; утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов федерального компонента, национально-регионального компонента и курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также утвержденные кафедрами программы дисциплин специализации; утвержденные вузом (факультетом) положения о курсовой и дипломной работах, государственном экзамене, практиках, а также перечень примерных тем курсовых и дипломных работ.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предполагает использование вузом современных образовательных технологий, содействующих получению студентами качественного профессионального образования, овладению культурой мышления и умения на научной основе организовывать свой труд, приобретать новые знания. Учебный процесс должен строиться на необходимой информационной базе, обеспечивающей подготовку высококвалифицированного специалиста. Каждый студент должен иметь необходимый доступ к библиотечным, музейным, архивным фондам, базам данных, к различным сетевым источникам информации и должен знать о наличии информационных баз по основной образовательной программе.

Программа подготовки дипломированного специалиста-культуролога предполагает наличие в вузовской библиотеке и/или в учебно-методических кабинетах базовой учебно-научной и учебно-методической литературы, в том числе, профессионально важной периодики, научной литературы, учебников и учебных пособий, антологий и хрестоматий, серийных, справочных и энциклопедических изданий, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программ, а также методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, - наглядных пособий, мультимедийных, аудио-, видеоматериалов. Примерный перечень учебно-научной и учебно-методической литературы по основной образовательной программе подготовки культуролога составляется вузом с учетом методических рекомендаций УМС по специальности 020600 Культурология.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом).

6.5. Требования к организации практик

Учебные, научные и производственные практики должны соответствовать содержанию общепрофессиональной и специальной подготовки студетнов.

Последовательность практик может корректироваться по решению ученого совета факультета в связи с конкретными производственными и национально-региональными возможностями. В содержании практик следует учитывать особенности направлений специализаций.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020600 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

7.1.1. Специалист отвечает следующим требованиям подготовки:

Знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

Знает этические, конституционные и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

Обладает культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

Имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

Свободно владеет государственным языком Российской Федерации - русским языком;

Знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

Способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

Имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

Умеет организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

Обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации, способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в системе знаний;

Способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

Способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

Знает свои контрактные, административные, юридические обязанности;

Готов к сотрудничеству с коллегами в профессиональном сообществе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать нестандаpтные управленческие решения, знает основы педагогической деятельности;

Методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

7.1.2. После освоения общепрофессиональных дисциплин специалист должен:

*обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по теоpии, истоpии, методологии культуpы, дpугим гуманитарным дисциплинам, создающим целостное пpедставление о своеобpазии культуpных феноменов, их содеpжании, динамике, функциях, возможностях познания и пpогнозиpования;

*знать пpедмет, основные категоpии и понятия дисциплины, основные виды культуpно-истоpических источников и способы их атpибуции, принципы и методы истолкования текстов, приемы и процедуры работы с источниками по истории и теории культуры;

*свободно ориентироваться в культурологической литературе на русском и одном из иностранных языков, владеть навыками библиографического анализа; владеть основами одного из дpевних языков;

*иметь пpедставление: о месте культуpологии в совpеменном гуманитаpном знании; о сущности культуpы, ее стpуктуpе, формах и основных функциях; о генезисе культуpы, pасообpазовании, лингвистической и этнической диффеpенциации наpодов; о языках культуp, pоли знаков и символов в культуpе; о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; о pелигии как феномене культуpы, фоpмах pелигиозного сознания, истоpии и хаpактеpных чеpтах pазличных конфессий; о пpиpоде и стpуктуpе эстетического сознания, основных сфеpах эстетической деятельности; о литературе и искусстве как феноменах культуpы, основных литературных жанpах и напpавлениях, художественных стилях в истоpии культуры, пpоблемах теоpии и пpоблематике литеpатуpы ХХ века, художественной культуpы ХХ века; о pитоpике в системе фоpм словесной культуpы,теории и практике культурных коммуникаций;

*уметь свободно оpиентиpоваться в теоpиях, подходах, школах, концепциях миpовой и отечественной культуpологии;

*знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, особенности культуры ХХ века; типы культуpно-истоpического наследования и способы трансляции культурной информации; быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

*уметь использовать полученные навыки анализа современной социокультурной ситуации, делать прогнозы и принимать решения; использовать специальные знания и пpофессиональные навыки для изучения культуpы, сохpанения и освоения пpиpодного и культуpного наследия, пpеподавания культуpологии в обpазовательных учpеждениях; применять ноpмативно-пpавовые основы культуpной деятельности в своей пpофессиональной культуpе, в решении задач упpавления в сфеpе культуpы.

По дисциплинам специализации конкретные требования к специалисту определяются высшим учебным заведением с учетом направления специализации и требований практики.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

7.2.1. Итоговая государственная аттестация культуролога включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста

Выпускная квалификационная работа культуролога представляет собой законченную разработку, в которой ставится и исследуется оригинальная, актуальная для культурологии проблема. В работе выпускник должен показать умение определять предмет изучения, формулировать исследовательские задачи, выбирать теорию и подходы к разработке темы, описывать культурные формы и процессы посредством профессионального языка, делать обобщения и выводы, позволяющие квалифицировать знания выпускника как соответствующие государственным требованиям к уровню и содержанию подготовки культуролога. Работы должна включать разделы с обоснованием выбора темы, ее актуальности и степени изученности, постановкой цели и задач работы, определением методов исследования и категориально-понятийного аппарата, конкретным исследованием проблем, выводами, списком использованных источников и литературы.

7.2.3. Требования к государственному экзамену

Итоговый государственный квалификационный экзамен по теории и истории культуры, строится на интегративной базе освоения дисциплин общепрофессионального блока и блока дисциплин специализации и включает в себя важнейшие элементы из профессионально ориентированных составляющих общего гуманитарного и социально-экономического, а также естественнонаучного циклов образовательной программы подготовки специалиста.

Программы аттестационных испытаний устанавливаются вузом на основе методических рекомендаций, разработанных учебно-методическим объединением и с учетом национально-региональных компонентов образования. Государственный экзамен может проводиться в устной или в письменной форме, в том числе, с использованием возможностей и методик тестирования и различных форм интерактивного обучения.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение по образованию в области историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейного дела, научно-технической информации

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 020600 Культурология 7.12.1999г. протокол №10.

Председатель Совета УМО Ю.Н. Афанасьев

Заместитель председателя Совета УМО В.В. Минаев

СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ и стандартов

высшего и среднегопрофессионального образования Г.К. Шестаков

Начальник отдела гуманитарного образования

Т.Э. Петрова

Сотрудник, курирующий данное направление М.Г. Платонова

За достоверность бумажного и электронного варианта несу ответственность

Председатель УМС по специальности 020600 Культурология

…культура все более активно выдвигается в число значимых факторов современной экономики, политики и общественной жизни. Что отражается в популярности таких тем, как креативная экономика, культурные индустрии, креативный класс. В массовом сознании культура постепенно перестает ассоциироваться с какой-то изолированной областью высокого искусства, существующей в музеях и других замкнутых пространствах, она выплескивается в повседневность в виде запроса на эстетизацию нашего опыта, превращается в экономический ресурс, в ключевой элемент развития городской среды.

— Виталий Анатольевич, что представляет собой культурология в современной России?

— Культурология - это дисциплина, возникшая в России в постсоветское время, до этого никакой культурологии у нас не существовало. По своему генезису российская культурология весьма неоднородна. С одной стороны, она ориентировалась на отдельных крупных ученых - Сергея Сергеевича Аверинцева, Юрия Михайловича Лотмана и в целом то интеллектуальное явление, которое называется московско-тартуской семиотической школой, и так далее. Здесь я могу упомянуть также наших коллег по отделению - Галину Ивановну Звереву и Александра Львовича Доброхотова. С другой стороны, сюда массово влился интеллектуальный контингент, который в силу новых политических обстоятельств оказался «не у дел», - например, историки партии. Поэтому я бы сказал, что сегодня культурология в России весьма неоднородна: есть отдельные сильные центры, но в значительной мере это не вполне благополучная сфера. Содержательно здесь до сих пор широко процветают некие самобытные концепции, почти никак не соотносящиеся с международным контекстом исследований культуры.

И все же нельзя сказать, что формирование культурологии шло у нас в полном отрыве от основных мировых тенденций гуманитарного знания. Появление культурологии в России формально и дисциплинарно зафиксировало тот «поворот к культуре», который интенсивно происходил во всем мире в течение второй половины XX века. Уже упомянутая московско-тартуская школа по общему направлению своей деятельности также соответствовала общегуманитарному «лингвистическому повороту», а в какой-то мере и тем передовым интеллектуальным трендам, которые разворачивались в это время в западной гуманитарной среде - например, французскому структурализму. Кроме того не следует все же забывать, что именно в советский период были сформулированы концепции, оказавшие заметное влияние на различные западные программы исследований культуры. Прежде всего, необходимо назвать работы русских формалистов, а также работы Михаила Бахтина и Валентина Волошинова. Правда, я едва ли преувеличу, если скажу, что за рубежом они были восприняты более продуктивно, чем в России.

Если говорить о сегодняшней культурологии в международном плане, то я бы отметил, что это одна из самых подвижных исследовательских областей. Речь, конечно, никоим образом не идет о какой-то гомогенной дисциплине, некоей «Науке о культуре» с большой буквы, как кто-то пытается ее представить. Корректнее говорить о наличии различных исследовательских программ и проектов, которые имеют различные циклы существования, но разрабатываются очень активно.

До сих пор на эту область оказывает заметное влияние возникшая в 1960-е годы британская программа культурных исследований (Cultural Studies) - левое по своей политической ангажированности направление критических исследований культуры.

Есть множество направлений, связанных с исторической семантикой («история понятий»), в последнее время - это визуальные исследования, перформативные исследования, различные виды городских исследований, исследования медиа и массовой культуры, рецептивные исследования и прочее. Что касается исследований визуальной культуры, то, замечу, мы с коллегами как раз интенсивно работаем над соответствующим проектом второй нашей магистратуры - на данный момент это очень перспективная и в исследовательском, и в прикладном отношении область.

Кроме того классические гуманитарные дисциплины за последние десятилетия в значительной мере совершили, так сказать, собственный поворот к культуре. Ни современную экономику, ни социологию, ни политические исследования нельзя представить без обращения к анализу культуры, что находит своей выражение в появлении, например, культурсоциологии, в различных вариантах институциональной экономики и так далее. В некоторых направлениях исследований я бы сейчас даже затруднился провести границу между социологией и исследованиями культуры. Междисциплинарные исследования также невозможно представить без исследований культуры.

Но изменения в науке не появляются сами собой, они отвечают запросу, идущему от нашего социального опыта. Нетрудно заметить, что культура все более активно выдвигается в число значимых факторов современной экономики, политики и общественной жизни. Что отражается в популярности таких тем, как креативная экономика, культурные индустрии, креативный класс. В массовом сознании культура постепенно перестает ассоциироваться с какой-то изолированной областью высокого искусства, существующей в музеях, консерваториях и других замкнутых пространствах, она выплескивается в повседневность в виде запроса на эстетизацию нашего опыта, превращается во все более заметный экономический ресурс, в ключевой элемент развития городской среды.

— Что должно измениться, чтобы наша культурология влилась в мировой контекст и стала практичнее, ближе к жизни?

— Стратегии здесь понятны, но требуют значительных усилий по обновлению всего поля российской культурологии.

Первое - акцент на современную теорию и преодоление концептуальной отсталости. Теоретический аппарат российской культурологии ближе к XIX, чем к XXI веку. Необходимо включать в образовательный и научный оборот целые пласты методологических и теоретических исследовательских инструментов, обновлять понятийный аппарат, вводить новые языки описания.

Второе - активная исследовательская работа, включая интеграцию в большие международные программы исследований культуры. На отделении культурологии Вышки, кстати, преподает очень большое число специалистов, имеющих западную степень PhD, а некоторые просто чередуют работу в западных университетах и у нас - вопрос о международной интеграции мы решали сразу и без всяких провинциальных скидок. Конечно, в отличие, скажем, от математики или научных подходов с выраженной количественной составляющей, исследования культуры неизбежно имеют национальную и локальную прописку. Но мы не должны быть изолированы в теоретической или методологической сфере.

Добавлю к этому еще одно соображение. Критически важно для российских исследований культуры преодолеть своеобразный «филологизм». Это я не в укор филологии, речь лишь о том, чтобы переориентировать исследования культуры на актуальную социокультурную реальность, а не ограничиваться пространством письменного стола, практикуя своего рода культурный эскапизм. У нас колоссальный провал в знаниях о современной российской культуре - да и не меньший, кстати, и о ее недавнем прошлом. Советские годы наложили на современность отпечаток в том смысле, что в СССР доступ к исследованию актуальной реальности был всегда строго ограничен и подконтролен, что, конечно, побуждало исследователей удаляться в башню из слоновой кости и заниматься вопросами, далекими от окружающей их действительности. В итоге в рамках исследований культуры образовался явный дефицит полевой, культурно-антропологической работы. Сегодняшние журналисты часто лучше умеют описывать происходящее в стране, чем ученые, которые, казалось бы, должны быть здесь на передовой линии. Именно поэтому, кстати, мы уделяем такое большое внимание нашим исследовательским практикам - уже второй год мы проводим летнюю исследовательскую практику в Торжке. Если не совершать систематически подобных усилий, будет воспроизводиться ситуация, при которой студенты лучше осведомлены о новейших интеллектуальных модах Франции, чем о том, что происходит просто на улице - за окном библиотеки.

Третье - постоянное внимание к обновлению исследовательских стратегий смежных научных дисциплин. Без современной социологии, экономической и политической теории, культурология быстро превращается или в эзотерическую «игру в бисер», или в необязательные спекуляции по поводу Микки Мауса - это хорошо известно по накопленному и у нас, и за рубежом печальному опыту.

Четвертое - необходимо развитие прикладной культурологии. Для реализации проектов в сфере культуры - в современном, широком смысле этого слова - необходим особый набор компетенций и навыков: организационных, управленческих, информационных. Перед нами огромное поле работы. Это можно назвать сферой культурного предпринимательства, и именно на развитие данного направления нацелена наша магистратура «Прикладная культурология». Но, разумеется, продуктивная активность здесь невозможна без определенных аналитических навыков, без знания и понимания процессов современной культуры.

Собственно, когда создавалось отделение культурологии Вышки, мы исходили именно из такой концепции культурологии. При этом мы, конечно, исходим из специфики нашего университета, тех преимуществ, какие предоставляет нам кооперация с существующими здесь научными и образовательными подразделениями.

— Кем обычно работают люди с культурологическим образованием в России и чем отличается подготовка таких специалистов во ВШЭ?

— Культурологи могут работать в сфере образования и заниматься исследовательской работой. Но исследователи - штучный товар, это скорее призвание, а не профессия. Однако задача обновления этой научной и образовательной среды стоит весьма остро, и исследования в этой области перспективны.

Вторая профессиональная возможность - современные культурные индустрии; подвижная среда культурных проектов, развивающихся, прежде всего, в крупных городах и связанных, грубо говоря, с коммерциализацией культурной и креативной деятельности. Быстро формирующийся рынок труда отмечен все возрастающей активностью по актуализации культурного наследия, прежде всего, на региональном уровне. Необычайно востребованы люди, обладающие соответствующими компетенциями и профессиональными навыками. Также и традиционные институты культуры - музеи, библиотеки и другие учреждения. Они находятся сегодня в совершенно новой для себя ситуации, когда они не обеспечены гарантированной аудиторией, формирующейся под давлением государственной просветительской политики, но должны активно формировать свою аудиторию. Одних управленческих компетенций для этого недостаточно. Важно понимать основные тенденции современной культуры, запросы аудитории - наши выпускники хорошо подготовлены для решения подобных задач.

Наконец, к третьей сфере профессиональной занятости я бы отнес сферу медиа, которая со временем только расширяется и требует в том числе профессионалов, способных работать в культурном сегменте информационного поля.

Наши магистры успешно вступают в трудовую деятельность - работают редакторами, начинают публиковаться как критики, работают в галереях, активно включены в столичные культурные проекты. Так, в начале этого года на площадке Artplay проходила самая масштабная выставка современного искусства, посвященная двадцатилетию распада СССР - «Искусство памяти». Она была организована и сопровождалась нашими преподавателями, студентами и выпускниками. Курировал ее, кстати, Валериан Валерианович Анашвили - координатор магистерской программы «Прикладная культурология».

Подготовка специалистов в названных областях имеет в настоящее время особую сложность, связанную с инерционной системой профессиональной подготовки. Дело в том, что традиционные номенклатуры профессий - вроде «клубный работник» - совершенно не вписываются в подвижную проектную сферу современной культурной индустрии. Поэтому мы ориентированы не на подготовку узких специалистов с фиксированным багажом знаний, а именно на компетентностный подход. Последний обеспечивает нашим выпускникам необходимую здесь мобильность и компетентностные конкурентные преимущества. Для реализации этой программы университетская подготовка должна быть обеспечена тем, что можно называть «живой связью с городом». Поэтому у нас на отделении, особенно в магистратуре, преподают многие ведущие организаторы культурного предпринимательства - кураторы, издатели, редакторы профильных СМИ, руководители выставочных компаний, представители московских музеев. Так запрос от рынка труда мы получаем, что называется, из первых рук.

— Все-таки журналистика и организация выставок — очень разные сферы деятельности. Как помочь будущему культурологу определить, что ему ближе?

— Нужно создавать для студентов возможности попробовать себя в разных ролях. У нас для этого выстроена многоуровневая система практической деятельности. Так, непосредственно на отделении действует целый инкубатор различных проектов, «завязанных» на наш проектный семинар. Есть и своя пресс-служба, и фотослужба: если вы пройдетесь по зданию, то увидите, что здесь регулярно проходят тематические фотовыставки - как наших студентов, так и приглашенных мастеров. Организованы клубы. Старейший - клуб «Креативный класс», он существует с первого года работы нашего отделения. В его рамках регулярно проходят встречи с известными специалистами различных культурных индустрий, с писателями и режиссёрами, проходят обсуждения самых актуальных культурных событий.

Есть и серьезная дискуссионная площадка - совместно с издательством НЛО и журналом «Неприкосновенный запас» - «Клуб гуманитарных диспутов»: это, как правило, виртуозные интеллектуальные дискуссии, на которые приглашаются яркие современные исследователи.

Совместно с культовыми книжными магазинами «Фаланстер» и «Циолковский» у нас вот только что начал действовать книжный клуб «Гутенберг».

Один из популярных проектов - клуб культурных путешествий «Улисс», организующий совсем не тривиальные поездки - эта такая сложная альтернатива массовому экскурсионному туризму, где сочетается и исследовательская, и игровая, и просветительская составляющие.

Есть также киноклуб «Синий ключ» - со своей вполне оригинальной концепцией. Постоянно возникаютя какие-то новые инициативы - студенты пробуют, экспериментируют. На первый взгляд кажется, что это какая-то побочная активность студентов. Но на самом деле это не так. Вот мы много слышим разговоров про креативный класс. А что это такое, как можно людей научить креативности? - Да, оказывается, научить-то нельзя, не особенно приспособлен классический университета для этого. Можно только в рамках вот таких проектов - ребята сами все организуют, вкладываются в них. И, замечу, это совершенно спонтанная активность - мы ее никак не бюрократизируем, не просим на них специальных ресурсов, не вешаем какую-то формальную вывеску - вот в этом кабинете у нас «инкубатор культурных проектов». Культурные индустрии развиваются за счет личной инициативы небольших групп, поэтому и важно, чтобы студенты проявляли свою креативность в условиях, приближенных к реальным.

Другой уровень включения в практическую деятельность - система практик. Студенты сами находят работу - в профильных исследовательских институтах, в музеях, в журналах, на фестивалях и так далее. Мы организуем некоторое пространство возможностей, а дальше они действуют самостоятельно.

И еще раз скажу о том, что у нас преподает большое число реальных практиков и мы прикладываем специальные усилия для привлечения лучших из них. Это своеобразная система мини-базовых кафедр. Особенно в магистратуре - это и урбанисты, и музыканты, и кураторы. Магистрам это дает необычайное приращение и профессионального, и социального капитала - фактически, они сразу имеют дело с потенциальными работодателями или могут напрямую включаться в соответствующие профессиональные среды.

За время учебы наши культурологи имеют дело с разными культурными индустриями — будь то издательство, журнал, галерея или студия звукозаписи. Ведь если мы говорим о прикладной составляющей, то современный культуролог — это культурный предприниматель, то есть человек, который может создать интересный проект и довести его от стадии замысла до реализации, обеспечив необходимыми ресурсами.

— А каковы основные принципы образования в сфере культурологии за рубежом?

— Пожалуй, корректнее было бы говорить отдельно о разных странах. Но я отмечу один общий момент. Важная социальная особенность европейского и американского аналога культурологии заключается в том, что «Liberal Arts» - это престижное, элитарное образование. За этим стоит глубоко укорененная в традиции и весьма сложная концепция гуманитарного образования. «Свободные искусства» - это образование, ориентированное не на то, чтобы человек превращал себя в некий инструмент зарабатывания денег, но на идеал полноценного свободного развития. Я не склонен - при всех имеющихся сложностях - алармистски оценивать состояние современной отечественной культуры, но совершенно очевидно, что по ряду конкретных причин в России эта традиция не получила развития, не укоренилась в достаточной степени, чтобы мы могли ориентироваться на этот образец.

Да, и в Европе, и, прежде всего, в США это элитарное образование - и там действительно воспитывается элита, обладающая широким кругозором, воспроизводящая определенную систему ценностей, обладающая глубоким и всесторонним пониманием как традиции, так и современной культуры. У нас такого рода элиты пока не сложилось - детей скорее отправляют получать «полезные» профессии, что затем уже в карикатурных формах воспроизводят и другие социальные слои - отсюда у нас расцвет разного рода «фейкового» образования, получения «хлебных» профессий. Но это вопрос взросления культуры - надеюсь, когда-нибудь и мы здесь достигнем своего совершеннолетия.

— От каких ошибок вы могли бы предостеречь начинающих культурных предпринимателей в России?

— Я бы сказал иначе: на ошибках учатся, не нужно их бояться. Джон Хокинс - ведущий специалист по креативной экономике - как-то во время одного из своих докладов назвал креативную экономику экономикой неудач. Это важно понимать: далеко не все креативные проекты удаются и нужно быть к этому готовым. Но настойчивость, труд и творческое начало все равно побеждают. Отечественные культурные индустрии ждут тех, кто готов проявлять инициативу и не боится возможных неудач.

Беседовала Екатерина Рылько

22.01.2013

Виталий Куренной, заведующий отделением культурологии НИУ ВШЭ: …культура все более активно выдвигается в число значимых факторов современной экономики, политики и общественной жизни. Что отражается в популярности таких тем, как креативная экономика, культурные индустрии, креативный класс. В массовом сознании культура постепенно перестает ассоциироваться с какой-то изолированной областью высокого искусства, существующей в музеях и других замкнутых пространствах, она выплескивается в повседневность в виде запроса на эстетизацию нашего опыта, превращается в экономический ресурс, в ключевой элемент развития городской среды..jpg" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj">

Культуролог — научный специалист, изучающий особенности, историю развития и формирования различных видов искусства, архитектуры и быта различных народов.

Заработная плата

25.000–40.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Культурологи работают в школах, научно-исследовательских институтах, музеях, заповедниках, в вузах.

Обязанности

Деятельность культуролога условно делится на четыре направления: научно-исследовательскую работу, преподавание, экскурсионную деятельность, написание научно-популярных статей и книг.

Научная работа — основная. Культуролог изучает историю формирования и особенности быта различных народностей: проводит исследования, ставит эксперименты, фиксирует результаты в научных статьях и книгах. Быть специалистом во всех областях практически нереально. Поэтому культурологи специализируются на изучении определённых проблем в области мировой культуры.

Дополнительными обязанностями культурологов являются: проведение экскурсий в музеях и старинных сооружениях, чтение лекций в вузах, написание книг.

Важные качества

В профессии не обойтись без таких качеств, как: аналитический ум, склонность к кабинетной исследовательской работе, аккуратность, внимательность и ответственность.

Отзывы о профессии

«Культура больше, важнее, системнее — сильнее, чем институты государства, которое, безусловно, крупнейший игрок во всех сферах жизнедеятельности. У него много функций. Оно — заказчик, оценщик, цензор, управленец, защитник. Может ускорять или тормозить, помогать или препятствовать, поддерживать или гнобить. Но в большом Времени государство не способно победить, тотально преодолеть культурные предписания».

Даниил Дондурей,
культуролог.

Стереотипы, юмор

Культурологов часто привлекают в качестве экспертов и консультантов по вопросам культуры различных стран. В их задачу входят выявление и оценка гуманитарных рисков в инженерных, социальных, экономических и политических проектах. Поэтому профессию трудно назвать скучной и монотонной.

Обучение

Для работы культурологом требуется высшее специальное образование. Учиться можно, например, в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций, Ленинградском государственном университете имени А. С. Пушкина, Русской христианской гуманитарной академии.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Кто такой культуролог и чем он занимается? Разобраться в этом, пожалуй, не так легко: чаще всего в интернете можно видеть лишь расплывчатые описания и скудные определения профессии. А ведь на деле эта довольно редкая профессия охватывает целую сферу — сферу культуры. Так как же именно можно реализовать себя в этом направлении?

Специалисты по культурологии, испытывающие неудержимую жажду к науке, увлечённо занимаются научными исследованиями, пишут статьи для научных и научно-популярных изданий, ведут преподавательскую деятельность, работают над созданием учебных и методических пособий. Подготовкой таких специалистов (квалификация «Культуролог-исследователь. Преподаватель») успешно занимаются в (специальность «Культурология. Фундаментальная культурология») и в (специальность «Теория и история культуры»).

Большую популярность сегодня набирают специальности, на которых культурология изучается как дисциплина прикладная. В таком случае присваивается квалификация «Культоролог-менеджер». Само слово «менеджер» произошло от английского глагола «manage», что означает «управлять». Такой специалист имеет возможность устроиться на работу в различные компании, издательства, СМИ в качестве консультанта по вопросам культуры. Коммуникабельность и умение устно излагать свои мысли открывают и другие возможности, такие как работа в музеях, архивах, библиотеках, художественных галереях. Проведение экскурсий, реализация инновационных культурных проектов (в том числе и международных), организация мероприятий и праздников, а также прочая деятельность, связанная с культурой, по силам культурологу-менеджеру. Не стоит забывать и о Министерстве культуры, где на самом высшем уровне специалисты по культурологии заботятся о сохранении и развитии национальной культуры и традиций.




Квалификацию «Культуролог-менеджер» можно получить в (специальность «Культурология. Прикладная культурология»), (специальности «Информационные системы в культуре», «Менеджмент рекламы и общественных связей», «Менеджмент социальной и культурной сферы», «Менеджмент международных культурных связей») и (специальность «Культурология. Прикладная культурология»).


В средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях есть возможность получить квалификацию «Организатор культурно-досуговой деятельности», причём как на основе общего среднего (11 классов), так и на основе общего базового образования (9 классов). От профессии культуролога-менеджера эта квалификация отличается привязкой к конкретному виду искусства — музыка, хореография и пр. Таких специалистов готовят по всей Беларуси.