Порги и бесс. Гершвин

Место первой постановки

Бостон , Колониальный театр

«Порги и Бесс » (англ. Porgy and Bess ) ― опера Джорджа Гершвина в четырех актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году, опера на первых порах пользовалась сдержанным успехом, но с 1950-х годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём мире. «Порги и Бесс» ― одна из вершин творчества композитора . Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. В либретто использована имитация «неправильного» народного произношения.

История создания

В 1926 году Гершвин познакомился с романом Дюбоза Хейуорда «Порги» и написал автору письмо, в котором выражал желание совместно с ним создать оперу на этот сюжет. Хейуорд согласился, но к полноценной работе над оперой Гершвин, занятый другими проектами и дирижёрской деятельностью, смог приступить лишь в 1934. За это время Хейуорд и его жена Дороти переработали роман в театральную постановку с элементами музыки (были добавлены спиричуэлы). Спектакль имел большой успех и выдержал 367 представлений.

В конце 1933 года Гершвин, Хейуорд и нью-йоркская «Театральная гильдия» подписали контракт об опере. Летом следующего года композитор отправился в Фолли-бич, где, проникнувшись местной атмосферой и музыкой, приступил к созданию произведения. Либретто оперы и бо́льшая часть текста некоторых арий принадлежит Хейуорду, однако для некоторых номеров (в том числе знаменитого «It Ain’t Necessarily So») стихи написаны Айрой Гершвином, братом композитора.

Гершвин завершил создание оперы в Нью-Йорке, а первая (пробная) постановка состоялась 30 сентября 1935 в Колониальном театре Бостона . Через месяц опера была поставлена на Бродвее . Этой постановкой руководил ученик Вахтангова - Рубен Мамулян . Всего было дано 124 представления, что многие сочли неудачей.

Действующие лица

  • Порги , нищий калека ― баритон
  • Бесс , молодая негритянка ― сопрано
  • Кроун , портовый грузчик ― баритон
  • Спортинг Лайф , наркоторговец ― тенор
  • Обитатели Кэтфиш-Роу: Роббинс , грузчик ― баритон Сирина , его жена ― драматическое сопрано Питер , торговец мёдом ― тенор Лили , его жена ― сопрано Мария , соседка Порги ― меццо-сопрано Фрезиер , адвокат ― баритон Джейк , рыбак ― лирический баритон Клара , его жена ― сопрано Владелец бюро похоронных принадлежностей ― баритон Нельсон ― баритон Торговка клубникой ― сопрано Минго, Анни, Джим и другие обитатели негритянского квартала, сыщик, следователь, полицейский, торговец крабами, дети.

Действие происходит в Кэтфиш-Роу, бедном негритянском квартале одного из южных городов США.

Сюжет

Во дворе дома во время игры в кости вспыхивает ссора - пьяный грузчик Кроун убивает соседа и скрывается. Все отворачиваются от его подружки, красотки Бесс. Только нищий калека Порги впускает её к себе в дом.

Спустя месяц Порги называет Бесс своей женой. Во время пикника на заброшенном острове появляется Кроун и силой уводит с собой Бесс.

Бесс лежит в бреду в доме Порги. В минуту просветления она призналась Порги, что любит его, но не может устоять перед Кроуном.

После бури чудом спасшийся Кроун крадется к дому Порги и не замечает руки Порги с ножом. В завязавшейся борьбе Порги убивает Кроуна - теперь он стал настоящим мужем Бесс.

Начинается расследование убийства. Полицейские хватают Порги. Торговец наркотиками из Нью-Йорка по прозвищу Спортинг Лайф настойчиво соблазняет Бесс кокаином и прелестями большого города - ведь Порги уже не вернётся. Через неделю Порги возвращается. Но дома его ждёт страшная весть: Бесс уехала в Нью-Йорк с торговцем. Порги садится в свою тележку, запряжённую козой, и отправляется на север за своей любимой Бесс.

Знаменитые арии

  • «Summertime » (колыбельная Клары из первого действия)
  • «My Man’s Gone Now»
  • «It Ain’t Necessarily So» (песня Спортинг Лайфа)
  • «I Loves You, Porgy»

Примечания

Ссылки

См. также

  • В году Михаил Лавровский поставил балет «Порги и Бесс» на музыку Гершвина
  • В 1957 г. вышла запись исполнения оперы дуэтом Луиса Армстронга и Эллы Фитцжеральд, являющаяся неповторимым образцом исполнения творения Джорджа Гершвина 1935 г. двумя выдающимися музыкантами времен расцвета мирового джаза.
  • В году Нэш, Н. Ричард написал сценарий к фильму Отто Преминжера «Порги и Бесс» , получившему Оскар за «Лучший саундтрек к музыкальному фильму », и номинированному на Оскар за «лучшие костюмы», «лучший звук», «лучшую операторскую работу». Также был номинирован на премию «Золотой глобус» за «лучшую женскую роль» (Дороти Дэндридж) и «лучшую мужскую роль » (Сидни Пуатье) в году.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Порги и Бесс" в других словарях:

    Опера Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" - Опера Порги и Бесс (Porgy and Bess), созданная в 1935 г. композитором Джорджем Гершвином (1898 1937), жителем Нью Йорка, выходцем из семьи евреев иммигрантов из России, является гордостью американской культуры и входит в международный оперный… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Бесс: Бесс (умер 329 до н. э.) персидский аристократ. Бесс, Сабина (р. 1961, de:Sabine Baeß) фигуристка ГДР, чемпионка мира 1982, 1983 в парном катании. Королева Бесс прозвище английской королевы Елизаветы I. Чёрная… … Википедия

    - << 31 я Церемонии награждения 33 я >> 32 я церемония награждения премии «Оскар» … Википедия

    17 я церемония вручения премии «Золотой глобус» 10 марта 1960 год Лучший фильм (драма): «Бен Гур» Лучший фильм (комедия): «В джазе только девушки» Лучший фильм (мюзикл): «Порги и Бесс (англ.) … Википедия

    11 июля - 1762 на российский престол вступила Екатерина II Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. В 1745 году была выдана замуж за наследника российского престола цесаревича Петра. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лавровский. Михаил Лавровский Имя при рождении: Михаил Леонидович Иванов Дата рождения: 29 октября 1941(1941 10 29) (71 год) … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чернова. Наталья Чернова Имя при рождении … Википедия

    Джордж Гершвин англ. George Gershwin … Википедия

    Айра Гершвин Ira Gershwin Имя при рождении: Израэл Гершовиц (англ. Israel Gershowitz) Псевдонимы: Артур Фрэнсис (англ. … Википедия

    - «Summertime» ария, написанная Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы «Порги и Бесс». Авторы текста: ДюБос Хейвард и Айра Гершвин (брат Джорджа). За основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню Ой ходить сон… … Википедия

Книги

  • Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина?Порги и Бесс?. Транскрипция для кларнета, фагота , Фролов И.. Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина?Порги и Бесс?. Транскрипция для кларнета, фагота…

На либретто (по-английски) Дюбоса Хейуарда и Айры Гершвин, основанном на пьесе "Порги" Дюбоса и Дороти Хейуард.

Действующие лица:

Порги, безногий нищий (бас-баритон)
Краун, грузчик (баритон)
Бесс, его подружка (сопрано)
Джек, рыбак (баритон)
Клара, его жена (сопрано)
Роббинс, обитатель Кэтфиш (тенор)
Сирина, его жена (сопрано)
Спортинг-Лайф, торговец наркотиками (тенор)
Питер, продавец меда (тенор)
владелец бюро похоронных принадлежностей (баритон)

Время действия: 1920-е годы.
Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США.
Первое исполнение: Бостон, 30 сентября 1935 года.

Пьеса Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" имела вполне приличный успех. Но когда Дюбос Хейуард и Айра Гершвин сделали из неё оперное либретто, а брат Айры, Джордж, написал музыку, это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Общее мнение критики было таково: "Вот наконец первая настоящая и вполне американская опера". Это было в 1935 году. С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки - сперва в Бостоне, затем на Бродвее - она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.

Европы она достигла в 1945 году; тогда опера была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских актёров. Но по-настоящему популярной в Европе она стала только после того, как её показала американская негритянская труппа, совершавшая европейское турне. Было это в сезоне 1952/53 годов. Ни одна американская опера, созданная как до, так и после "Порги и Бесс", даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, по-видимому, не поколебала столь прочного положения "Порги и Бесс" в музыкальной жизни западного мира. И даже на Востоке, по крайней мере в России, она была встречена с энтузиазмом.

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1 представляет собой большой двор в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу (Чарлстон, штат Каролина). Когда-то здесь жили аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной летней ночи передается чудесной колыбельной песней, "Summertime" ("Летние дни"), которую поет молодая жена и мать, Клара. Ее муж Джек выражает господствующее в этих краях отношение мужчин к противоположному полу в веселой песенке "A Woman Is a Sometime Thing" ("Женщина - вещь ненадежная"). В одном углу двора идет игра в кости, в другом - танцуют. На тележке, запряженной козой, въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят. Мужчины встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими репликами по поводу того, что он "неровно дышит" к девушке Крауна Бесс. В проникнутом горечью и берущем за душу речитативе "When God make cripple, He mean him to be lonely" ("Создавая калеку, Бог дал ему в удел одиночество") Порги поет о безысходности своей жизни, утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган, который уже навеселе. Вскоре под влиянием "порошка счастья" (наркотика), которым его снабдил Спортинг-Лайф, он становится весьма агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот самый Спортинг-Лайф, торговец наркотиками, пытается - безуспешно - забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери.

Не таков Порги. Он всегда любил Бесс, но не осмеливался приблизиться к ней - ведь он калека. Но сейчас она в безвыходном положении. Он зовет ее к себе.

Сцена 2 происходит в комнате Сирины, где оплакивают Роббинса, ее мужа, убитого Крауном. Соседи Сирины теперь собрались, чтобы по негритянскому обычаю спеть над телом ее мужа и собрать нужную сумму денег на похороны. Звучит раздирающая душу погребальная песнь. Входит Порги, с ним Бесс. Он тоже хочет внести свою лепту на похороны Роббинса, и, будучи по природе своей лидером, он принимает главное участие в молитвах и утешениях. Сирина сама поет глубоко трогательную погребальную песню (трагический плач) "My Man"s Gone Now" ("Муж мой умер"). Являются два белых сыщика и предупреждают, что тело должно быть похоронено не позднее завтрашнего дня, в противном случае оно будет передано студентам-медикам. Уходя, они забирают с собой старого Питера, совершенно невиновного, но на которого у них пало подозрение. Входит довольно симпатичного вида владелец бюро похоронных принадлежностей, тоже, как и сыщики, белый. Нужной суммы на похороны собрать так и не удалось, но он согласен поверить обещанию Сирины заплатить позже. Собравшиеся здесь друзья также дают свои уверения, что соберут недостающую сумму, и действие заканчивается, когда Бесс заводит более возбуждающую песню - экстатичную, со стремительно убыстряющимся ритмом "Oh, the train is at the station" ("О, поезд ждет на станции... Он отправляется в землю обетованную").

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 1. Двор Кэтфиш-Роу месяц спустя. Несмотря на разыгравшийся сентябрьский шторм, рыбак Джек собирается выйти в море. Он чинит сети и поет задорную песню "It Takes a Long Pull to Get There" ("Дружней, ребята!"). Что касается Порги, то он живет с Бесс и совершенно счастлив. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида. Он поет о своем счастье в песне под аккомпанемент банджо "I Got Plenty о" Nutting" ("Богат я только нуждою"). Он даже покупает у явившегося сюда юриста Фрейзьера за полтора доллара фальшивые документы о разводе Бесс с Крауном. Вообще-то, развод стоит один доллар, но поскольку Бесс и Краун никогда не были женаты, Фрейзьер требует более высокой платы за свои нелегальные услуги; пришедший сюда же белый юрист м-р Арчдейл выговаривает своему коллеге за то, что тот торгует фиктивными разводами. Он также приносит хорошие новости о Питере, которого освободили из-под ареста. Когда Арчдейл уходит, Порги замечает летящего в небе канюка. Порги поет "Buzzard Song" ("Песню канюка"), первоначально изъятую из партитуры самим Гершвином, чтобы сделать оперу короче, но потом восстановленную. Порги поет о том, что эта птица - предвестник неминуемой беды. Яркий оркестровый аккомпанемент в ней передает нарастающее общее ощущение приближающейся беды, которым охвачены Порги и остальные. Вскоре толпа в страхе расходится. Спортинг-Лайф предпринимает еще одну попытку уговорить Бесс уехать с ним, но Порги, очень сильному, несмотря на то, что он калека, удается прогнать Спортинг-Лайфа. Оставшись одни, Порги и Бесс поют свой любовный дуэт "Bess, You Is My Woman Now" ("Теперь ты моя, Бесс").

Появляется военный оркестр, его сопровождет толпа готовящихся отправиться на пикник на остров Киттиуа-Айленд. Поначалу Бесс хочет остаться с Порги, но ему удается убедить ее поехать повеселиться, и она отправляется на остров без него.

Сцена 2. Пикник на острове Киттиуа-Айленд. Спортинг-Лайф поет свою широко известную песенку "It Ain"t Necessarily So" ("Вовсе не обязательно"). За ней следует короткая драматичная сцена между Крауном и Бесс. Краун - все еще скрывающийся от полиции - выходит из зарослей. Ему удается застать Бесс одну, и, несмотря на ее объяснения, что она теперь принадлежит Порги, он хватает ее и силой тащит в лес.

Сцена 3. Проходит неделя. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Джек и другие рыбаки готовятся выйти в море. Что касается Бесс, то она вот уже неделю после встречи с Крауном на Киттиуа-Айленд лежит в горячке. Ее соседка Сирина, Порги и другие заботятся о ней, и в конце концов "Доктор Иисус" помогает ей. Каким-то образом Порги узнает, что она была с Крауном, и говорит ей об этом. Но он ее прощает, а она признается, что пообещала вернуться к Крауну. Она хочет остаться с Порги, "но боится своей собственной слабости, если Краун вновь придет. Порги обещает защитить ее от Крауна.

Сцена 4 происходит в комнате Сирины. Разыгрался страшный ураган, и все суеверные соседи молятся, ведь многие из них уверены, что настал день страшного суда. Внезапно раздается резкий стук в дверь. Это Краун. Он зло насмехается над калекой Порги и шокирует всех, утверждая, что Бог ему друг. Но когда Клара видит в окно, что к берегу страшной волной прибило перевернутую лодку ее мужа Джека, только Краун оказывается готовым ринуться на помощь. Оставив малыша на руках Бесс, Клара бросается в бушующий шторм.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Все три короткие сцены этого действия происходят в Кэтфиш-Роу. Буря стихла. В начале сцены женщины на площади оплакивают погибших в море рыбаков. Появляется Спортинг-Лайф. Он намекает на то, что Краун не погиб с рыбаками, а каким-то образом спасся, что он все еще жив и вернется за Бесс и что если у женщины два мужа, то это значит, что у нее нет мужа вообще. За сценой, когда площадь опустела, слышно, как Бесс поет колыбельную маленькой сироте.

Появляется Краун; он пробирается к двери дома Порги, за которой слышит голос Бесс. В тот момент, когда он пролезает под окном, сильная рука Порги хватает его за горло. Порги наносит ему смертельный удар ножом. Краун мертв. Порги радостно восклицает, обращаясь к Бесс: "Теперь у тебя есть муж. У тебя есть Порги!"

Сцена 2. Несколько часов спустя приходит детектив, чтобы отыскать убийцу Крауна, и после недолгого расспроса он уводит Порги, чтобы тот опознал тело. У Спортинг-Лайфа новый шанс завладеть Бесс. Задумав избавиться от обоих своих соперников, Порги и Крауна, - он снова начинает убеждать Бесс, обещая вывести ее в большую жизнь. При этом он поет песню "There"s a Boat That"s Leavin" Soon for New York" ("Пароход уходит скоро в Нью-Йорк") - джазовое описание радостей Гарлема. Он также соблазняет девушку наркотиками - "порошком счастья", как он его называет. И Бесс, потерявшая голову от горя, хотя и отвечает ему резко, явно проявляет слабость и начинает уступать.

Сцена 3. Неделю спустя Порги возвращается - полиции не удалось доказать его виновность в убийстве. Он всюду ищет Бесс. Наконец он узнает, что она уехала в Нью-Йорк со Спортинг-Лайфом. Порги ничего не знает о Нью-Йорке - он знает только, что он далеко на севере. Калека не может смириться с мыслью потерять Бесс. Он взбирается в свою инвалидную коляску, запряженную козой, и отправляется в далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс - ведь его ведет любовь. Опера завершается хором "Господи, я еду в Небесную страну". Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

«Порги и Бесс» - самое высокое творческое достижение композитора. С полным правом называл Гершвин свою оперу «народной драмой», ибо народ является главным героем произведения. Именно поэтому столь велика в нем роль хоров. Выразительные хоры даны в узловые, кульминационные моменты действия - в сцене отпевания покойника, в картине бури, в финале. Хоровые реплики вплетаются и в сольные номера - колыбельную Клары, песенку Спортинг Лайфа. Народ активно участвует во всех событиях. Он смеется, тоскует, страдает, радуется.

С замечательным мастерством даны композитором индивидуальные характеристики героев. Покоряет душевная чистота Порги, его цельное и беззаветное чувство к Бесс, неиссякаемый оптимизм. В этом светлом образе сконцентрированы лучшие черты духовного облика негритянского народа. Порги противостоит Спортинг Лайф - лживый, коварный, обуреваемый низменными чувствами бизнесмен. Обаятельны женские персонажи оперы - Бесс, Клара, чьи музыкальные характеристики отличаются мягким лиризмом и поэтичностью.

Музыкальный язык оперы гибок, богат и разнообразен. Главную роль в раскрытии сценических образов играют вокальные партии - выразительные, основанные на яркой песенной мелодике. Песенность - отличительная черта стиля «Порги и Бесс», Щедрый мелодический дар Гершвина раскрылся здесь во всем его обаянии и богатстве: мелодии оперы, своеобразные, льющиеся легко, «из души», пленяют слушателя и западают в память. Вдохновенной лирикой дышат лучше номера произведения - нежная колыбельная Клары глубоко эмоциональный дуэт Порги и Бесс. Веселым задором веет от юмористической песенки Порги «Богатство бедняка».

В «Порги и Бесс» композитор не цитирует негритянских мелодий, но вся музыка оперы выросла из народных истоков. Гершвин сумел претворить в ней мелодико-гармонические и ритмические особенности негритянского фольклора, элементы негритянских национальных жанров - блюзов, спиричуэлс. Использовал Гершвин и выразительные средства джаза - главным образом в партии Сгюртинг Лайфа.

Музыкальная драма Гершвина стала частью истории народа Америки. Вместе с неумирающими героями Марка Твена, Джека Лондона и О"Генри в жизнь все большего и большего числа любителей истинного искусства входят всегда улыбающийся, жизнерадостный Порги со своей нежной подругой Бесс.

М. Сабинина, Г. Цыпин

Одна из лучших американских опер. Ее замечательные мелодии - знаменитая колыбельная Клары «Summertime» (1 д.), песенка Спортинг-Лайфа «It ain"t necessarili so» (2 д.) и др. - пользуются огромной популярностью.

В СССР впервые поставлена в Таллине (1966), на русской сцене в Малом театре оперы и балета (1972, Ленинград). Мировую известность получил фильм реж. О. Преминджера (1958) с участием знаменитого актера С. Пуатье.

Дискография: CD - Decca. Дир. Маазель, Порги (Уайт), Бесс (Митчелл), Спортинг-Лайф (Клеммонз), Кроун (Боутрайт), Клара (Хендрикс), Джейк (Томпсон).

Д. Гершвин опера «Порги и Бесс»

Культовая композиция «Summertime», пожалуй, известна каждому поклоннику джаза благодаря прекрасному исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Это колыбельная Клары из первого действия оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Спектакль целиком построен на джазовых композициях, здесь присутствуют блюзовые интонации, негритянские гимны и псалмы, спиричуэлы. Кроме того, в нем представлено море импровизации, как же без этого, ведь речь идет не просто о классической опере, а о джазовой. Именно поэтому она отличается от привычных нам образцов.

Краткое содержание оперы Гершвина «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Порги баритон нищий инвалид
Бесс сопрано молодая девушка Крауна
Краун баритон грузчик в порту
Джек баритон рыболов
Клара сопрано жена Джека
Спортинг-Лайф тенор торговец наркотиками
Роббинс тенор житель Кэтфиш Роу
Сирина сопрано супруга Роббинса
Питер тенор продавец меда
Лили сопрано жена Питера


Краткое содержание


Рыбацкий посёлок Кэтфиш-Роу, расположенный близ Чарльстона. Здесь дружно живут и работают бедные афроамериканцы. Тёплый летний вечер. На улицу с младенцем выходит Клара - жена рыбака Джейка, и поёт своему сынишке красивую песню. Женщина с ребёнком направляется к находящемуся между домами большому двору, где любит собираться местное население, чтобы после трудового дня немного развлечься и поиграть в кости. Спустя некоторое время там появляется нищий калека Порги. Местные жители относятся к нему с уважением, но подшучивают над беднягой, так как знают, что ему нравиться красавица Бесс - девушка Крауна, пользующегося дурной репутацией портового грузчика. Решив развлечься, в этот двор приходят Краун и Бесс. Они навеселе от спиртного, но, помимо этого, принимают «порошок счастья», которым их обеспечил приезжий торговец Спортинг Лайф. Краун начинает играть в кости, однако находясь под воздействием дурманящего вещества, становится агрессивным. Он затеял спор, перешедший в драку, закончившуюся смертельным исходом. Краун убил местного жителя Роббинсона и сразу сбежал. Страшась приближающейся полиции, собравшиеся во дворе люди, прячутся в своих комнатах. Бесс остаётся одна. Спортинг-Лайф, давно положивший взгляд на красавицу, уговаривает девушку уехать с ним в Нью-Йорк, но Бесс категорически отказывается. Затем, ища убежища, она стучится в двери жилищ поселян, но везде встречает отказ. Только втайне влюблённый в девушку бедолага Порги, приходит ей на помощь.

Спустя некоторое время жители посёлка собрались в комнате Сирины – вдовы убитого Роббинсона. Они пришли проститься с покойным, пропеть над телом усопшего обрядовые песнопения и собрать хоть немного денег на погребение. Появляются полицейские, которые в грубой форме объявляют, что похороны должны состояться на следующий день иначе труп отдадут на опыты студентам – медикам. Помимо этого, не проведя следствия, они забирают с собой продавца мёда Питера, которого бездоказательно обвинили в убийстве. Вслед за блюстителями закона в комнату заходит похоронный агент. Узнав, что собранных денег не хватает на погребение, он, сжалившись, обещает оказать свою помощь.

Прошли недели. Бесс и Порги теперь вместе. Несчастный и угрюмый человек полностью изменился, и он превратился в добродушного весельчака. Порги счастлив, потому что рядом с ним его любимая Бесс. Соседи радуются таким счастливым переменам в жизни бедняги. Впрочем, в Кэтфиш-Роу вновь явился Спортинг Лайф, который, встретив Бесс, вновь пытается уговорить девушку уехать вместе с ним. Однако Порги, заметив притязания надоедливого ухажёра к его возлюбленной, устроил Лафту солидную взбучку.


Вскоре соседи, полюбившие Бесс, уговаривают её съездить на пикник, устраиваемый церковной общиной. Девушка не хочет оставлять Порги одного, но влюблённый мужчина, желая сделать ей приятное, отпускает Бесс. Весёлый праздник проходит на небольшом островке. Народ от души веселится до тех пор, пока капитан парохода не даёт сигнал подготовки к отплытию. Все собрались на палубе, но там нет Бесс. Её в лесу задержал Краун, который прятался на этом острове. Через два дня девушка вернулась и сразу слегла с бредовой горячкой. Придя в сознание Бесс призналась, что любит Порги, но боится, что Краун не оставит её в покое.

С улицы доносится тревожный колокольный звон, оповещающий о надвигающейся стихии. Жители дома в страхе от разбушевавшегося урагана собрались в комнате Сирины, туда же приходит и Краун, который ищет Бесс. Вдруг Клара, взглянув в окно, увидела на берегу разбившийся баркас своего мужа Джейка, который накануне вышёл на промысел в море. Женщина, передав ребёнка Бесс, бросается на улицу, навстречу ужасной буре. Только Краун выскакивает, чтобы помочь ей, но не успевает, Клара погибает.

Когда разрушительный ветер стих, жители посёлка начинают оплакивать погибших моряков, а Бесс поёт колыбельную осиротевшей малютке Клары и Джейка. В это время Краун вновь намеревается вернуть свою женщину, но в потасовке с изловчившимся калекой, погибает. Некоторое время спустя появляется детектив, и, чтобы установить убийцу грузчика, уводит с собой Порги для допроса. Этой ситуацией воспользовался Спортинг-Лайф. Он убеждает Бесс, что Порги посадят в тюрьму, а ей просто необходимо уехать в Нью-Йорк. Обезумев от горя, девушка наконец-то соглашается. Спустя неделю Порги возвращается домой. Узнав от соседей, что его любимая поддалась на уговоры Спортинг-Лайфа, он отправляется в далёкий город, чтобы её разыскать.

Фото :





Интересные факты

  • Это образец первой национальной оперы США, так ее окрестили критики после премьеры. 14 июля 1993 года п очтовая служба США признала культурную значимость оперы, издав юбилейную 29 центов почтовую марку. В 2001 году «Порги и Бесс» была провозглашена официальной оперой штата Южная Каролина.
  • Интересно, что сам автор в своем завещании пожелал, чтобы народная опера исполнялась обязательно темнокожими артистами, именно поэтому он в свое время отказался от заманчивого контракта с Метрополитен-опера, где присутствуют только белые певцы. Это не удивительно, ведь не каждому под силу передать афро-американскую культуру и богатый колорит произведения.
  • В нашей стране оригинальная полноценная постановка спектакля была поставлена более 50 лет назад, ее исполнила негритянская труппа «Эвримен Опера». А в 1983 году был поставлен одноименный балет на музыку Джорджа Гершвина.
  • Кстати, первая постановка народной оперы была осуществлена в Бостоне под руководством Рубена Мамуляна, уроженца Тбилиси, получившего образование в Москве. Дирижером был Александр Смоленский, а художником – Сергей Судейкин, да и сам Джордж Гершвин - сын эмигранта из России.
  • «Порги и Бесс» стала первой оперой американских композиторов поставленная в знаменитом итальянском оперном театре "Ла Скала".
  • Специалисты называли это произведение народной оперой, которая занимала промежуточное место между бродвейским мюзиклом и оперой.
  • Во время создания опера называлась "Порги", и лишь потом добавили "и Бесс", чтобы избежать путаницы с романом Дюбоза Хейуорда.
  • Работая над этой оперой, Гершвин специально провел несколько месяцев в Чарльстоне, чтобы как можно ближе познакомиться с культурой, бытом и особенностями пения народа.
  • Особую роль в выражении национальной самобытности играет ладо-интонационный строй. Широко применяется мажоро-минор с низкой септимой.
  • Большая часть словесного текста была написала Дюбозо Хейвардом, лишь некоторые номера принадлежат перу брата композитора.
  • В 1957 году вышел альбом легендарных Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга «Порги и Бесс», в который вошла ария Summertime . Именно он был занесен в 2001 году в Зал славы Гремми, а также признан самой лучшей обработкой оперы.
  • Произведение было написано Гершвиным за двадцать месяцев. Однако различные правки и доработки композитор продолжал вносить в партитуру даже во время репетиций. Полностью завершена работа над музыкальным текстом была ровно за день до премьеры.
  • Многие американские журналы и газеты после премьеры признали Гершвина «серьезным композитором».
  • Любопытно, но на сегодняшний день насчитывается около 20 тысяч вариантов легендарного хита Summertime. Именно эта композиция вошла в мировой топ-10 самых лучших джазовых мелодий.
  • По одной из версий, Гершвин создал свой шедевр, впечатлившись одной колыбельной. Существует мнение, что украинская песня «Ой ходить сон коло вiкон» легла в основу хита Summertime.
  • Любопытно, что несколько раз возникали джазовые варианты этой оперы. Впервые – в 1957 году благодаря Элле Фицджеральд и Луи Армстронгу . Причем именно эта версия больше всего полюбилась почитателям музыки. Второй раз в 1958 году уже Майлз Дэвис сделал свой джазовый вариант.
  • Во время первого тура по городам Америки в 1936 году, труппа потребовала разрешить присутствовать в театре всем зрителям, в том числе и темнокожим. Они выдвинули это предложение незадолго до выступления в Вашингтоне, и руководство театра пошло на встречу, согласившись с этим, чтобы не срывать долгожданную премьеру.
  • Несмотря на большой успех во время премьеры, материальные затраты на постановку оперы не смогли окупиться, и братья Гершвины потеряли около 10 тысяч долларов.

Популярные арии из оперы «Порги и Бесс»

Колыбельная Клары " Summertime" (слушать)

Песня Порги "I Got Plenty o’ Nuttin’" (слушать)

Песня Бесс "What you want wid Bess" (слушать)

Дуэт Порги и Бесс "Bess, You Is My Woman Now" (слушать)

История создания «Порги и Бесс»


Либретто спектакля было написано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным по пьесе Дороти и Дюбоза Хейвард «Порги». Авторы смогли сохранить в тексте оперы народный язык первоисточника, а также смесь наивности, суеверия и необычайного темперамента. Когда композитор впервые познакомился с произведением Дюбоза Хейварда в 1926 году, то был настолько впечатлен, что сразу же написал ему письмо с предложением о сотрудничестве. У него сразу же родилась мысль о написании оперы. Спустя время они смогли приступить к работе. В 1933 году был подписан контракт с нью-йоркской «Театральной гильдией».

Сохранились сведения, что поначалу между авторами пьесы и композитором шли долгие споры, так как Хейварды настаивали на включении разговорных эпизодов (без музыкального сопровождения). Естественно, Гершвин, как композитор, был иного мнения и отдавал предпочтение именно музыкальной части. Это не удивительно, ведь он создавал первую национальную американскую оперу с богатым колоритом.

Сам Гершвин называл свою оперу «народной драмой», подчеркивая тем самым, что главным персонажем является именно народ. По этой же причине, большая роль отводится хоровым номерам, которые искусно вплетаются в сольные.

Постановки


Премьера спектакля с огромным успехом прошла 30 сентября 1935 года в Бостоне, в «Колониэл-театре». Музыкальные и театральные критики были восхищены произведением. Дирижером выступил Александр Смолленс.

Премьера в Нью-Йорке прошла менее успешно (постановщик Рубен Мамулян), несмотря на это всего за 1,5 года спектакль выдержал 124 представления.

На европейских сценах опера оказалась в 1945 году – В Дании и Швейцарии, силами местных артистов. Однако подлинный успех спектакль обрел лишь тогда, когда его исполнила американская негритянская труппа.

Российская публика смогла оценить произведение Гершвина лишь в 1956 году, благодаря труппе из США.

Опера была экранизирована в 1958 году режиссером Отто Преминджером. Впоследствии, именно этот фильм получил Оскар в номинации за «Лучший саундтрек».

В 1983 году балетмейстер Михаил Лавровский осуществил постановку своей версии джаз-балета «Блюз» по произведению Гершвина. Премьера прошла в Тбилисском театре оперы и балета. В 1987 году вышел фильм-балет «Фантазер», в основе которого была опера «Порги и Бесс», в главной роли выступили М. Лавровский и Н. Трубникова.

Предлагаем и вам познакомиться с первой национальной американской оперой, окунуться в завораживающие джазовые ритмы и проникнуться историей любви вместе с «» Джорджа Гершвина .

Джордж Гершвин опера «Порги и Бесс»

с. 1

ЛИБРЕТТО

Республика Башкортостан

Учалинский район

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств села Уральск

ЛИБРЕТТО

оперы Дж. Гершвина “Порги и Бесс”

Уральск 2013год

Либретто оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»/Сост. И.К. Шайхина – Уральск МБОУ ДОД ДШИ РБ, 2013. – 28с. Ил./

Творческая группа:

Джордж Гершвин, DuBose Хейуорд, и Айра Гершвин

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОПЕРЫ

Роман Хэйворда был опубликован в 1925 году и имел громкий успех. В основе книги – реальные истории, трансформированные писателем в известный сюжет. Задолго до создания романа «Порги и Бесс» Дюбос Хэйворд вёл очень тяжёлый образ жизни, ему приходилось зарабатывать на хлеб самым простым трудом. Он работал разносчиком газет, продавцом книг, затем страховым агентом. Не раз по дороге в контору Хэйворд встречал нищего чернокожего, безногого инвалида, который передвигался на тележке с помощью впряжённой в неё… козы. Никто не знал его историю, но относились к нему с уважением и симпатией, прозвав его Козлиным Сэмми. Сэмми и стал прототипом главного героя романа. Прочие же персонажи выдуманы Хэйвордом, однако их образы получились чрезвычайно гармоничными и привлекательными.

Однажды ночью Джордж Гершвин не мог заснуть. Чтобы успокоиться, он взял роман Хейворда. И вдруг прочёл его на одном дыхании, забыв о необходимости хотя бы небольшого ночного отдыха. Наутро Гершвин написал Дюбосу Хэйворду письмо с просьбой о встрече, а через неделю они съехались в Нью-Джерси, где подолгу гуляли вдвоём по пляжу и разговаривали о «Порги и Бесс». Это произошло в 1926 году, и до начала 1930-х Гершвин не имел возможности заняться оперой так, как ему хотелось.

Весной 1932-го Гершвин возобновил контакты с Хэйвордом, но наладить творческую обстановку снова не удалось. Для работы требовалось, чтобы и писатель, и композитор жили в одном городе, а лучше всего – в одном доме, чтобы постоянно совещаться по сюжету. Однако Хейворд не желал покидать свой дом на юге США, а Джордж Гершвин по разным обстоятельствам никак не мог надолго уезжать из Нью-Йорка. Время шло, Джордж страшно нервничал, писал одно письмо за другим, и таким образом они несколько месяцев общались с писателем. Хэйворд присылал ему литературные тексты сцен, Айра Гершвин создавал стихотворные тексты для песен. Гершвин писал музыку, пока что уделяя внимание, прежде всего центральным эпизодам.

Только летом 1934 года Джордж Гершвин смог уехать на юг, в Чарлстон, чтобы встретиться там с писателем. Нелишне было также сменить обстановку, немного развеяться. Вместе с кузеном Гарри – художником, писавшим картины из жизни темнокожих американцев, – Гершвин наслаждался новыми местами.

Джордж и Гарри поселились в деревянном домике у моря на островке Фолли-Айленд, в десяти милях от Чарлстона. Композитору хотелось вжиться в быт бедного поселения, его простых жителей – ведь именно в таких условиях жили герои его будущей оперы.

В домике не было никакого комфорта, ночами налетали тучи комаров, а днём не давали покоя мухи.

Но Гершвин был счастлив. Он целыми днями ходил пешком, изучал остров, наслаждался морским воздухом, наблюдал за красотой морского побережья, любовался игрой волн.… Но главное, что хотел понять Джордж Гершвин в убогой рыбацкой деревне – это жизнь её обитателей. Он говорил с рыбаками, и когда они начинали петь, вторил им. Особенно он любил слушать, как они исполняют спиричуэлсы. Когда рыбаки и их жёны напевали свои песни, Джордж вдруг перехватывал роль запевалы, и жители восторженно приветствовали его «соло». Они надолго запомнили удивительного американца, красивого, утончённого, и при этом доброго и общительного.… С особым восхищением они вспоминали его манеру петь их мелодии.

В августе 1934 года Гершвин вернулся в Нью-Йорк и тотчас же погрузился в работу над оперой. Ему казалось, что он никогда не трудился так много, и верил, что эта опера станет его лучшим произведением. Либретто и внушительную часть текстов арий написал Дюбос Хэйворд (например, для арии «Summertime», над словами которой работал также и Айра Гершвин). Для некоторых номеров, в том числе для знаменитого «It Ain’t Necessarily So», стихи написаны одним только Айрой Гершвиным.

В конце рукописи «Порги и Бесс» стоит дата: 23 августа 1935 года. Но Гершвин продолжал работать над оперой каждый день вплоть до дня премьеры. Немало времени и сил было затрачено также на подбор артистов, и только ранее заключённые контракты с режиссёром Рубеном Мамуляном и с дирижёром Александром Смоленсом несколько облегчали постановочную страду.

Начались репетиции на сцене театра, однако исполнителей ролей Порги и Бесс найти не удавалось, хотя Гершвин прослушал к тому времени уже более сотни певцов. И вдруг появились Тод Данкэн и Анни Браун… В кропотливой работе прошло больше месяца, и наконец, 30 сентября 1935 года в Колониэл-театре в Бостоне состоялась премьера «Порги и Бесс». Публика приняла новую оперу Гершвина с огромным подъёмом. Долго бушевали аплодисменты и возгласы «браво!» В Нью-Йорке премьера «Порги и Бесс» прошла 10 октября 1935 года на сцене Альвин-театра, и также имела сокрушительный, бесспорный успех.

Ну, а что же критики?

О, многие рецензии в прессе тех дней запестрели отрицательными эпитетами! Обвиняли Гершвина в вульгарном реализме, который губит красоту, упрекали в непонимании законов оперной драматургии, заклеймили даже эклектиком в музыке.… Поддерживали Джорджа Гершвина лишь театроведы, восхищаясь драматическим и мелодическим даром автора «Порги и Бесс», да слушатели, принявшие новое произведение на «ура», тут же по окончании спектакля начав всюду напевать мотивы из оперы.


Гершвин завершил создание оперы в Нью-Йорке, а первая постановка состоялась 30 сентября 1935 в Колониальном театре Бостона. Через месяц опера была поставлена на Бродвее. Этой постановкой руководил ученик Вахтангова - Рубен Мамулян. Всего было дано 124 представления, что многие сочли неудачей.

| March 11, 2010

КУЛЬТУРА / CULTURE



Anne Brown and Todd Duncan in the 1940 production of "Porgy and Bess "
Сюжет

Опера в трех действиях Джорджа Гершвина на либретто (по-английски) Дю-Боза Хейуарда и Аиры Гершвин, основанном на пьесе «Порги» Дю-Боза и Дороти Хейуард.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Порги безногий нищий (бас-баритон)

Краун грузчик (баритон)

Бесс его подружка (сопрано)

Джек рыбак (баритон)

Клара его жена (сопрано)

Роббинс обитатель Кэтфиш (тенор)

Сирина его жена (сопрано)

Спортин-Лайф торговец наркотиками (тенор)

Питер продавец меда (тенор)

владелец бюро похоронных принадлежностей (баритон)

Время действия: 1920-е годы .

Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США .


ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1. представляет собой большой двор в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу (Чарлстон, штат Каролина). Когда-то здесь жили аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной летней ночи передается чудесной колыбельной песней, «Summertime» («Летние дни»), которую поет молодая жена и мать, Клара. Ее муж Джек выражает господствующее в этих краях отношение мужчин к противоположному полу в веселой песенке «A Woman Is a Sometime Thing» («Женщина - вещь ненадежная»). В одном углу двора идет игра в кости, в другом - танцуют. На тележке, запряженной козой, въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят. Мужчины встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими репликами по поводу того, что он «неровно дышит» к девушке Крауна Бесс. В проникнутом горечью и берущем за душу речитативе «When God make cripple, He mean him to be lonely» («Создавая калеку, Бог дал ему в удел одиночество») Порги поет о безысходности своей жизни, утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган, который уже навеселе. Вскоре под влиянием «порошка счастья» (наркотика), которым его снабдил Спортин-Лайф, он становится весьма агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот самый Спортин-Лайф, торговец наркотиками, пытается - безуспешно - забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери. Не таков Порги. Он всегда любил Бесс, но не осмеливался приблизиться к ней - ведь он калека. Но сейчас она в безвыходном положении. Он зовет ее к себе.

Сцена 2. происходит в комнате Сирины, где оплакивают Роббинса, ее мужа, убитого Крауном. Соседи Сирины теперь собрались, чтобы по негритянскому обычаю спеть над телом ее мужа и собрать нужную сумму денег на похороны. Звучит раздирающая душу погребальная песнь. Входит Порги, с ним Бесс. Он тоже хочет внести свою лепту на похороны Роббинса, и, будучи по природе своей лидером, он принимает главное участие в молитвах и утешениях. Сирина сама поет глубоко трогательную погребальную песню (трагический плач) «My Man’s Gone Now» («Муж мой умер»). Являются два белых сыщика и предупреждают, что тело должно быть похоронено не позднее завтрашнего дня, в противном случае оно будет передано студентам-медикам. Уходя, они забирают с собой старого Питера, совершенно невиновного, но на которого у них пало подозрение. Входит довольно симпатичного вида владелец бюро похоронных принадлежностей, тоже, как и сыщики, белый. Нужной суммы на похороны собрать так и не удалось, но он согласен поверить обещанию Сирины заплатить позже. Собравшиеся здесь друзья также дают свои уверения, что соберут недостающую сумму, и действие заканчивается, когда Бесс заводит более возбуждающую песню - экстатичную, со стремительно убыстряющимся ритмом «Oh, the train is at the station» («О, поезд ждет на станции… Он отправляется в землю обетованную»).
ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 1. Двор Кэтфиш-Роу месяц спустя. Несмотря на разыгравшийся сентябрьский шторм, рыбак Джек собирается выйти в море. Он чинит сети и поет задорную песню «It Takes a Long Pull to Get There» («Дружней, ребята!»). Что касается Порги, то он живет с Бесс и совершенно счастлив. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида. Он поет о своем счастье в песне под аккомпанемент банджо «I Got Plenty о’ Nutting» («Богат я только нуждою»). Он даже покупает у явившегося сюда юриста Фрейзьера за полтора доллара фальшивые документы о разводе Бесс с Крауном. Вообще-то, развод стоит один доллар, но поскольку Бесс и Краун никогда не были женаты, Фрейзьер требует более высокой платы за свои нелегальные услуги; пришедший сюда же белый юрист м-р Арчдейл выговаривает своему коллеге за то, что тот торгует фиктивными разводами. Он также приносит хорошие новости о Питере, которого освободили из-под ареста. Когда Арчдейл уходит, Порги замечает летящего в небе канюка. Порги поет «Buzzard Song» («Песню канюка»), первоначально изъятую из партитуры самим Гершвином, чтобы сделать оперу короче, но потом восстановленную. Порги поет о том, что эта птица - предвестник неминуемой беды. Яркий оркестровый аккомпанемент в ней передает нарастающее общее ощущение приближающейся беды, которым охвачены Порги и остальные. Вскоре толпа в страхе расходится. Спортин-Лайф предпринимает еще одну попытку уговорить Бесс уехать с ним, но Порги, очень сильному, несмотря на то, что он калека, удается прогнать Спортин-Лайфа. Оставшись одни, Порги и Бесс поют свой любовный дуэт «Bess, You Is My Woman Now» («Теперь ты моя, Бесс»).

Появляется военный оркестр, его сопровождет толпа готовящихся отправиться на пикник на остров Киттиуа-Айленд. Поначалу Бесс хочет остаться с Порги, но ему удается убедить ее поехать повеселиться, и она отправляется на остров без него.

Сцена 2. Пикник на острове Киттиуа-Айленд. Спортин-Лайф поет свою широко известную песенку «It Ain’t Necessarily So» («Вовсе не обязательно»). За ней следует короткая драматичная сцена между Крауном и Бесс. Краун - все еще скрывающийся от полиции - выходит из зарослей. Ему удается застать Бесс одну, и, несмотря на ее объяснения, что она теперь принадлежит Порги, он хватает ее и силой тащит в лес.

Сцена 3. Проходит неделя. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Джек и другие рыбаки готовятся выйти в море. Что касается Бесс, то она вот уже неделю после встречи с Крауном на Киттиуа-Айленд лежит в горячке. Ее соседка Сирина, Порги и другие заботятся о ней, и в конце концов «Доктор Иисус» помогает ей. Каким-то образом Порги узнает, что она была с Крауном, и говорит ей об этом. Но он ее прощает, а она признается, что пообещала вернуться к Крауну. Она хочет остаться с Порги, но боится своей собственной слабости, если Краун вновь придет. Порги обещает защитить ее от Крауна.

Сцена 4 . происходит в комнате Сирины. Разыгрался страшный ураган, и все суеверные соседи молятся, ведь многие из них уверены, что настал день страшного суда. Внезапно раздается резкий стук в дверь. Это Краун. Он зло насмехается над калекой Порги и шокирует всех, утверждая, что Бог ему друг. Но когда Клара видит в окно, что к берегу страшной волной прибило перевернутую лодку ее мужа Джека, только Краун оказывается готовым ринуться на помощь. Оставив малыша на руках Бесс, Клара бросается в бушующий шторм.
ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Все три короткие сцены этого действия происходят в Кэтфиш-Роу. Буря стихла. В начале сцены женщины на площади оплакивают погибших в море рыбаков. Появляется Спортин-Лайф. Он намекает на то, что Краун не погиб с рыбаками, а каким-то образом спасся, что он все еще жив и вернется за Бесс и что если у женщины два мужа, то это значит, что у нее нет мужа вообще. За сценой, когда площадь опустела, слышно, как Бесс поет колыбельную маленькой сироте.

Появляется Краун; он пробирается к двери дома Порги, за которой слышит голос Бесс. В тот момент, когда он пролезает под окном, сильная рука Порги хватает его за горло. Порги наносит ему смертельный удар ножом. Краун мертв. Порги радостно восклицает, обращаясь к Бесс: «Теперь у тебя есть муж. У тебя есть Порги!»

Сцена 2. Несколько часов спустя приходит детектив, чтобы отыскать убийцу Крауна, и после недолгого расспроса он уводит Порги, чтобы тот опознал тело. У Спортин-Лайфа новый шанс завладеть Бесс. Задумав избавиться от обоих своих соперников, Порги и Крауна, - он снова начинает убеждать Бесс, обещая вывести ее в большую жизнь. При этом он поет песню «There’s a Boat That’s Leavin’ Soon for New York» («Пароход уходит скоро в Нью-Йорк») - джазовое описание радостей Гарлема. Он также соблазняет девушку наркотиками - «порошком счастья», как он его называет. И Бесс, потерявшая голову от горя, хотя и отвечает ему резко, явно проявляет слабость и начинает уступать.

Сцена 3. Неделю спустя Порги возвращается - полиции не удалось доказать его виновность в убийстве. Он всюду ищет Бесс. Наконец он узнает, что она уехала в Нью-Йорк со Спортин-Лайфом. Порги ничего не знает о Нью-Йорке - он знает только, что он далеко на севере. Калека не может смириться с мыслью потерять Бесс. Он взбирается в свою инвалидную коляску, запряженную козой, и отправляется в далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс - ведь его ведет любовь. Опера завершается хором «Господи, я еду в Небесную страну». Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

Тодд Дункан и Анна Браун снялся в оригинальной 1935 Broadway премьеры Порги и Бесс.

Sidney Poitier plays Porgy in the 1959 film version of "Porgy and Bess "

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ОЦЕНКИ В АФРОАМЕРИКАНСКОЙ СРЕДЕ

Отношение афроамериканцев к «Порги и Бесс» часто было противоречивым. Одни считали, что опера унижает их достоинство и играет на расовых стереотипах, другие защищали это произведение, отмечая его исключительную красоту и огромную эмоциональную силу. Прошедшему классическую подготовку афроамериканскому оперному певцу непросто было решиться на исполнение партии в ней, и даже сейчас, по словам Хассе, «этот вопрос остается деликатным». Легендарный джазовый музыкант и композитор Дюк Эллингтон сетовал, что в «Порги и Бесс» нет социального подтекста. «Думаю, у него были также некоторые сомнения в ее аутентичности», - отметил Хассе. Гарри Белафонте отказался сыграть Порги в киноверсии 1959 года, а меццо-сопрано Грейс Бамбри отнеслась к предложению спеть партию Бесс весьма сдержанно.

Когда Гершвин решил превратить в оперу роман «Порги», написанный в 1924 году писателем-южанином Дюбозом Хейуордом, он отправился в Чарльстон и долгое время впитывал в себя и записывал афроамериканскую музыку. Он стремился достоверно передать дух этой музыки в «Порги и Бесс», но его собственное происхождение вызывало в некоторых кругах сомнения в том, сумеет ли он изобразить суть жизни чернокожих на «Глубоком Юге». Среди почитателей оперы был покойный афроамериканский бас-баритон Уильям Уорфилд, который, как считается, дал одну из лучших трактовок партии Порги. Уорфилд, представший в этой роли в 1952 году, когда возрожденная постановка «Порги и Бесс» была показана на международных гастролях при поддержке Государственного департамента США, заявил критику Джону Ардойну, что эта опера никогда не несла большой социальной нагрузки, и винить ее в этом не следует. «Для меня “Порги” - это главным образом красивая и добрая история, - сказал он. - Когда смотришь “Порги”, не думаешь о том, что правильно, а что неправильно. Тебя просто трогает рассказ о калеке, который влюбляется в заблудшую женщину и пытается спасти ее своей любовью. Думаю, однако, что нынешняя публика воспринимает “Порги” не так, как это было в 1930-е, потому что обстановка в обществе изменилась. Если говорить об опере, то американцы создали множество прекрасных произведений, таких как “Сюзанна” Карлайла Флойда и “Ванесса” Сэмюэла Барбера, - сказал Уорфилд. - Но для меня “Порги” выше их всех”». При таком вкраплении элементов джаза, блюза и спиричуэлов “это музыкальное произведение мог создать только американец”, отметил Хассе. «Не следует считать, что “Порги и Бесс” - это просто подборка музыки, которую создавали афроамериканцы” в 1920-е годы, “точно так же как [опера Жоржа Бизе] “Кармен” не является компиляцией из музыки испанских цыган», - указал он. Напротив, «это новое творение, которое пропускает музыку афроамериканцев сквозь призму белого композитора еврейского происхождения, живущего в большом городе, искушенного в рэгтайме, джазе и популярных песнях, а также получившего хорошую подготовку в области классической музыки».

По словам Хассе, признанию «Порги» шедевром оперного искусства способствовали коренные изменения в американском обществе на протяжении десятилетий, особенно движение за гражданские права в 1950-е и 1960-е годы. Когда в 1976 году хьюстонский театр «Гранд-опера» представил свою постановку, вердикт был почти единодушным: самое смелое произведение Гершвина - это великолепное достижение, которое достойно смотрится на любой оперной сцене. За премьерой в Хьюстоне последовала столь же триумфальная постановка в нью-йоркской «Метрополитен-опера» в 1985 году. «Если бы ему пришлось обратиться к людям, которые впервые слушают “Порги и Бесс”, - сказал Хассе, - он бы дал им такой совет: “Откройте свой слух, сердце и душу этим мелодиям - то пронзительным, то легко парящим, и почти всегда запоминающимся”». america.gov.

Curtain Call в Бостоне для мировой премьеры Порги и Бесс 30 сентября 1935 года. Эльзы находится в крайнем левом, положив руку на плечо Тодд Дункан (Порги) и стоял рядом с Энн Браун (Бесс).

В центре, композитор Джордж Гершвин.


Новозеландский певец Иния Те Вьята перед своими вокальными партиями в опере "Порги и Бесс " в городах, где гастролировал, выезжал на улицу "прослушивать" козла: тот должен был бекнуть.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ


  • В 1983 году Михаил Лавровский поставил балет «Порги и Бесс» на музыку Гершвина

  • В 1957 г. вышла запись исполнения оперы дуэтом Луиса Армстронга и Эллы Фитцжеральд, являющаяся неповторимым образцом исполнения творения Джорджа Гершвина 1935 г. двумя выдающимися музыкантами времен расцвета мирового джаза.

  • В 1959 году Нэш, Н. Ричард написал сценарий к фильму Отто Преминжера «Порги и Бесс», получившему Оскар за «Лучший саундтрек к музыкальному фильму», и номинированному на Оскар за «лучшие костюмы», «лучший звук», «лучшую операторскую работу». Также был номинирован на премию «Золотой глобус» за «лучшую женскую роль» (Дороти Дэндридж) и «лучшую мужскую роль» (Сидни Пуатье) в 1959 году.


Библиографический список


  1. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс] – режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс] – режим доступа www . music - dic / ru

  3. Балладная опера «Порги и Бесс» [Электронный ресурс] – режим доступ http://music.e-publish.ru

Это опера о необыкновенной любви инвалида Порги и красавицы Бесс. В первую очередь, все-таки это песнь его любви.

До встречи с Бесс (точней, до появления у несчастного надежды на счастье) Порги был угрюмым инвалидом, который с трудом передвигался на инвалидной коляске. Бесс для него стала солнцем - у Порги появилась энергия, силы, он начал улыбаться, говорить людям приятное и даже делать мелкие подарки просто так. А уж как он заботился о своей Бесс!

Героев соединила судьба однажды вечером - при страшных обстоятельствах. Бесс пришла в бедный квартал Порги со своим ухажером Кроуи. Этот грузчик пользуется недоброй славой. Впрочем, и Бесс не любят тут. Они пришли на игру в кости. Разгорается спор, драка... все кричат о мошенничестве. Кроуи (на препаратах от хитрого торговца Лайфа) в ярости наносит бедняку и трудяге смертельный удар. Преступник убегает, скрывается. Бесс брошена, она стучится в дома, но ей никто не открывает. Лайф предлагает ей с ним в Нью-Йорк уехать, но она отвергает его... и тут ей на помощь приходит Порги. Его дом стал ее домом.

Жена убитого рыдает, ей бедняки скидывают гроши на похороны. В этом негритянском квартале часто происходят несчастья. Например, в шторм разобьется лодка местного рыбака, кормилец семьи погибнет.

Через довольно долгое время Порги отпускает свою Бесс на церковный пикник, чтоб ей было не скучно. Там несчастную Бесс подкараулил Кроуи, заставил пойти с собой. Она уже почти ведь забыла о нем, поверила в свое счастье.

Бесс вернулась к Порги в горячке. На улице страшный ураган, в котором они даже не сразу услышали, что к ним в дом ломится ее бывший. Тут Порги приходится вступиться за свою женщину и убить Кроуи.

Соседи понимают ситуацию. Никто не хочет выдовать инвалида, все делают вид, что ничего не знают. Полиции никто не подсказывает. Более того, жители квартала даже стараются скрыть следы преступления. Все же бедного Порги офицеры забирают, но просто для допроса. Бесс очень переживет, боится остаться в одиночестве.

Появляется тот самый торговец наркотиками - Лайф. Он убеждает ее, что Порги посадят надолго в тюрьму. Лайф снова предлагает девушке прехать с ним... и она соглашается.

Когда Порги возвращается домой, его ждет только эта неприятная новость. Он собирается и на инвалидной коляске едет искать свою любимую Бесс.

Опера учит никогда не сдаваться в жизни и еще не сдаваться на лесть лживых людей.

Картинка или рисунок Гершин - Порги и бесс

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Саломея Оскар уайльд

    Саломея - падчерица царя Ирода Иудейского и дочь жены Ирода - Иродиады, которая была проклята пророком по имени Джоканаан (известным как Иоанн Креститель в Библии). Он говорит, что брак короля является

  • Краткое содержание Булгаков Морфий

    Начинается рассказ с воспоминаний Булгакова о заброшенном участке, где он начинал работать врачом. В одиночку делал всё, отвечал за всё, не имея спокойной минуты. Переехав в город, он счастлив возможности просто читать специальную литературу

  • Краткое содержание Чехов Белолобый

    В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе

  • Краткое содержание Скребицкий Лесное эхо

    Герою рассказа, мальчику Юре, на тот момент было пять лет. Он жил в деревне. Как - то раз Юра вместе со своей мамой отправились в лес по ягоды. В то время была пора земляники.

  • Краткое содержание Цвейг Невозвратимое мгновение

    Речь идет о решающей битве Наполеона при Ватерлоо в 1815 году. По многим причинам для маневра в битве Наполеон назначает маршала Груши. Автор называет маршала заурядным, но верным и храбрым человеком