Петр демичев биография. Культурный «химик»

Портал «История.РФ» - о том, какой вклад внес министр культуры Петр Демичев в развитие страны.

3 января 2018 года исполняется ровно 100 лет со дня рождения министра культуры Советского Союза Петра Ниловича Демичева.

Демичев был преемником Екатерины Фурцевой, которая известна своим длительным пребыванием на этом посту - она была министром целых 14 лет. А после ее смерти в 1974 году Брежнев назначил на эту должность Петра Демичева, который на тот момент был секретарем ЦК КПСС и управляющим делами Совета министров СССР.

Е.А. Фурцева

Сохранились некоторые сведения о том, что Демичев сперва не был рад назначению, поскольку был довольно далек от культуры. В 1944 году он окончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева, а в 1953 году пополнил ряды выпускников Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Тем не менее на посту министра Демичев пробыл 12 лет - с 1974 по 1986 год.

За это время он успел сделать многое. В годы его руководства Министерством культуры советский кинематограф снял такие замечательные фильмы, как «Влюблен по собственному желанию», «Кин-дза-дза!», «Вам и не снилось…», «Великий укротитель», «Блокада» и многие другие. При Демичеве трудились выдающиеся советские артисты театра, кино, оперы и балета. А в 1980 году он, как министр культуры, руководил культурной программой московской Олимпиады, которая навсегда осталась в памяти всех советских людей.

Он постоянно принимал у себя известных на всю страну музыкантов, режиссеров и писателей: с просьбами помочь опубликовать свои книги или издать пластинки к министру приходили Владимир Высоцкий, Александр Твардовский и многие другие; к нему часто наведывался художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов. Кому-то, конечно, приходилось отказывать, но Демичев со всеми держался приветливо, старался никого не обидеть.

П.Н. Демичев

Современники отзывались о Демичеве как о человеке образованном и интеллигентном. Так, известная оперная певица Елена Образцова говорила о нем следующее: «Три высших образования он имел и был очень деликатный и умный… бессребреник был - замечательный, дивный человек с чистой совестью». Хотя были и те, кто считал Петра Ниловича излишне мягким, неспособным принимать ответственные решения, а некоторые деятели культуры даже вступали с ним в конфликт.

Ныне живущих современников Петра Ниловича, которые сохранили воспоминания о нем, осталось не так много. Но все-таки еще есть те, кто помнит о его заслугах перед страной, и с одним из таких людей нам удалось поговорить. Это - председатель Совета ветеранов войны Министерства культуры Российской Федерации, заслуженный работник культуры РСФСР Михаил Лавренович Чаусов. Он и его коллеги хорошо помнят Демичева и даже решили организовать в его честь памятный вечер. О том, каким государственным деятелем, военным и просто человеком был Петр Демичев, а также о предстоящей акции, наш собеседник охотно поделился в интервью порталу «История.РФ».

Был ранен на войне, а под конец жизни - ослеп…

Михаил Лавренович, расскажите немного о предстоящем вечере памяти. Почему вы решили устроить эту акцию? Чем вам так запомнился Демичев?

Мы решили провести этот вечер потому, что речь идет о незаурядном человеке, о котором мы не вправе забывать. Если в течение столетия такие люди появляются хотя бы десятками, их нужно помнить, нужно учиться на их примере, опыте и, возможно, что-то заимствовать. Петр Нилович 12 лет возглавлял Министерство культуры Советского Союза - это большой срок. Он успел сделать много хорошего. Вспоминая сейчас его заслуги перед Отечеством, можно говорить и о его гибкости в работе с интеллигенцией, и о его принципиальном и последовательном проведении в жизнь политики партии в ее гуманистическом проявлении, о сохранении и развитии культуры и ее нравственных основ, а также материальной базы, ее кадровом обеспечении и многом, многом другом. Говорить обо всех достижениях Демичева можно бесконечно долго. Это сподвигло нас к тому, чтобы задуматься об историческом значении творчества этого человека и попытаться дать ему какую-то оценку.

- Расскажите, каким будет ваше мероприятие, посвященное министру.

Мы решили провести нашу акцию в трех частях. Первая часть - возложение цветов и венков на могилу Петра Ниловича. Он похоронен на Знаменском кладбище в Одинцовском районе Московской области. Вторую часть мероприятия мы планируем провести в Музее Победы на Поклонной горе, поскольку Демичев был не просто заметным советским идеологом, но, ко всему прочему, еще и служил в армии. Он пробыл на службе целых восемь лет - с 1937 по 1944 год, был тяжело ранен, вследствие чего в последние три года своей жизни был, по сути, незрячим. Таким образом, вся биография Петра Ниловича непосредственно связана с темой защиты Отечества. Так вот, вторая часть акции пройдет в форме круглого стола, на заседание которого мы приглашаем большую группу ветеранов Великой Отечественной войны, а также ветеранов Министерства культуры - преимущественно тех, кто либо работал под руководством Демичева, либо как-то иначе соприкасался с ним в течение жизни, у кого сохранились какие-то живые воспоминания и наблюдения за этим человеком. Что касается третьей части акции, мы предполагаем, что она пройдет в форме концерта из произведений, которые нравились Петру Ниловичу.

- Какую музыку он любил?

Он был большим любителем русской народной, а также военной песни. У него самого, кстати, был прекрасный голос! Опять же, у Демичева была музыкальная семья: его жена, Мария Николаевна, пела в хоре имени А. В. Свешникова, а дочь, Елена Школьникова, стала известной певицей, получила звание Народной артистки России. Короче говоря, с точки зрения культурного и общего развития Демичев был незаурядным человеком, не говоря уже о его порядочности и чистой совести.

- Редко можно услышать такое о человеке, который занимал такую высокую правительственную должность.

Часто говорят, что политика - дело грязное, но говорить о Демичеве в сочетании с такими понятиями язык не поворачивается. Упрекнуть его в этом никак невозможно. Можно говорить о чем угодно, но только не о том, что Петр Нилович занимался своим делом с «нечистыми руками». Вот такие соображения приходили в голову, когда мы начинали готовиться к этой акции. Сейчас подготовка находится в самом разгаре. Я надеюсь, что мы справимся с теми задачами, которые перед собой поставили. Активное участие в этом , а также музея на Поклонной горе убеждают меня как руководителя ветеранской организации Министерства культуры, что за дело взялись люди неравнодушные. Я верю, что будет сделано все необходимое для того, чтобы эта акция осталась в памяти людей, чтобы она способствовала возрождению памяти об этом нашем незаурядном соотечественнике.

П.Н. Демичев в Музее изобразительных искусств в Берлине

Министр - не художник, а вершитель судеб

Демичева некоторые шутливо называли «химиком», и на то есть логичная причина. В 1944 году он действительно окончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева, а потом еще год работал там преподавателем. Я даже читала о том, что он неохотно пошел на должность главы Минкульта и поначалу жаловался Брежневу на некомпетентность в вопросах культуры. Однако в итоге, как мы видим, Петр Нилович справился с вверенными ему обязанностями. Значит ли это, что у него был какой-то особый талант?

Да, я тоже наслышан об этом. Но ведь в этом и заключается все значение этого человека, и этим вызван интерес к его персоне. Несмотря на то что он не имел ни музыкального, ни театрального образования, он был удивительно эрудирован и «широк» в своем восприятии мира, в трактовке его понимания на основе единственно правильного, как мне кажется, диалектико-материалистического подхода к вопросам отражения и преобразования действительности. Я думаю, что специальное образование, конечно, не помешало бы Демичеву, но было совсем необязательно. Екатерина Алексеевна Фурцева, его предшественница, тоже ведь, как известно, была ткачихой! У министра все-таки другие обязанности, нежели у скрипача или художника. Он комплексно подходит к решению глобальных вопросов, от которых зависит судьба десятков тысяч музыкантов, художников и артистов. Поэтому мне представляется спорной эта позиция, согласно которой министр культуры должен во что бы то ни стало быть специалистом узкого профиля. Это совсем не так! У него должны быть другие достоинства: широта кругозора, высокая человеческая нравственность и, конечно, идейная позиция!

Поразительно, насколько разнятся отзывы современников о Демичеве. Одни упрекают его в чрезмерной мягкости и нерешительности, другие называют жестким идеологом. У Демичева действительно были конфликты с некоторыми представителями мира искусства - например, с Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким. В то же время многие культурные деятели отзывались о нем с большой теплотой и говорили, что Демичев даже помогал им решать какие-то бытовые вопросы. Так какие же все-таки отношения были у него с творческой интеллигенцией того времени?

Мне кажется, он был человеком последовательным и убежденным в каких-то идейных основах своего мировоззрения. Если он и проявлял себя по-разному в разных ситуациях, все равно эта последовательность просматривалась в его поступках. Я тоже ознакомился с некоторыми материалами и читал о том, что в свое время Петр Нилович выступил против того, чтобы популяризировали творчество лагерной тематики. Оно проявлялось в попытках смотреть на период советского развития сквозь призму ГУЛАГа - и только. А ведь было же в этом и что-то положительное! В годы пятилеток мы смогли создать необходимый оборонный потенциал, который потом позволил достичь великой победы. Не будь этих пятилеток, не будь Октябрьской революции, не было бы и победы над фашизмом!

Советская делегация во главе с министром культуры СССР Петром Демичевым (второй справа) на Днях культуры СССР в ГДР

Демичев ведь к тому же был одним из инициаторов выноса тела из Мавзолея. В начале 60-х, когда он занимал должность первого секретаря Московского горкома КПСС, будущий министр культуры входил в комиссию Президиума ЦК КПСС по перезахоронению останков вождя.

Да, я читал об этом. Он действительно выступал за то, чтобы вынести прах Сталина из Мавзолея и похоронить его в другом месте. Но ведь он выступал против любых крайностей - как правого, так и левого толка. В этом как раз проявлялись его последовательность и человеческая сущность. Я не говорю уже о том, что в бытовом плане, как рассказывают, он был очень сердечным человеком. Люди, которые знали Демичева, называли его сердечным и раскрепощенным. Казаться застегнутым на все пуговицы, приглаженным и отутюженным он мог только на официальных приемах - положение его к этому обязывало. Но в быту, в окружении товарищей, друзей он был совершенно нормальный, живой человек. И таким он остался в памяти людей, которые его знали.

14 ноября 1974 года - 18 июня 1986 года Глава правительства: Косыгин, Алексей Николаевич
Тихонов, Николай Александрович
Рыжков, Николай Иванович Предшественник: Фурцева, Екатерина Алексеевна Преемник: Захаров, Василий Георгиевич
Секретарь ЦК КПСС
31 октября 1961 года - 16 декабря 1974 года
Первый секретарь Московского городского комитета КПСС
6 июля 1960 года - 26 ноября 1962 года Предшественник: Устинов, Владимир Иванович Преемник: Егорычев Николай Григорьевич 2 марта 1959 года - 6 июля 1960 год Предшественник: Капитонов, Иван Васильевич Преемник: Абрамов, Григорий Григорьевич 1 июля 1958 года - 3 марта 1959 года Глава правительства: Хрущёв, Никита Сергеевич Предшественник: Коробов, Анатолий Васильевич Преемник: Степанов, Георгий Сергеевич Рождение: 21 декабря 1917 (3 января ) (1918-01-03 )
п. Песочня , Калужская губерния , РСФСР Смерть: 10 августа (2010-08-10 ) (92 года)
с. Жаворонки , Одинцовский район , Московская область , Россия Место погребения: с. Знаменское (Одинцовский район) Партия: ВКП(б) с 1939 года Образование:
Высшая партийная школа Профессия: химик-технолог Награды:

Пётр Ни́лович Де́мичев ( -) - советский государственный и партийный деятель. Член ЦК КПСС (1961-1989), секретарь ЦК КПСС (1961-1974), кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1964-1988), министр культуры СССР (1974-1986), депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 6-11-го созывов от Московской области (6 и 9-11 созыв, 1962-1966, 1974-1989) и Москвы (7-8 созыв, 1966-1974) .

Биография

Семья

У П. Н. Демичева было три брата и две сестры. Его старшая сестра всю жизнь работала дояркой в колхозе, вторая сестра Марфа Ниловна - швеёй-мотористкой. Племянники были механизаторами.

Жена - Елена Николаевна Демичева (род. 1919). Дочь - Елена Петровна Школьникова (род. 1952) - певица, народная артистка России .

Внук - Пётр Борисович Школьников (род. 1972)

Награды

  • четыре ордена Ленина (21.06.1963, 02.01.1968, 02.12.1971, 02.01.1988)
  • орден Октябрьской Революции (02.01.1978)
  • орден Отечественной войны I степени (23.04.1985)
  • орден Трудового Красного Знамени (30.01.1957)
  • медаль «За трудовую доблесть» (25.12.1959)
  • юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (23.04.1985)
  • медаль «За укрепление боевого содружества» (02.06.1980)

Напишите отзыв о статье "Демичев, Пётр Нилович"

Литература

  • Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991 гг. Историко-биографический справочник./Сост. В. И. Ивкин. Москва, 1999. - ISBN 5-8243-0014-3

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Демичев, Пётр Нилович

Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
– Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.
– А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право. – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами.
Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства.
– Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…
– Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!]
– Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
– Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
– Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
– Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.

Самое удивительное - я нигде не нашел упоминаний о его смерти.
Ниже приведенный материал - относительно объективный - 2005-го года.
В Википедии даты смерти нет.

Пётр Нилович ДЕМИЧЕВ р.21.12.1917 (03.01.1918)

Кандидат в члены Президиума (Политбюро) ЦК КПСС с 16.11.1964 по 30.09.1988 г.
1-й секретарь Московского обкома КПСС в 1959-60 гг.
1-й секретарь Московского горкома КПСС в 1960-62 г.
Секретарь ЦК КПСС с 31.10.1961 по 16.12.1974 г.
Министр культуры СССР с 14.11.1974 по 18.06.1986 г.
Член ЦК КПСС в 1961-89 гг.
* * *
Родился 21 декабря 1917 г. в посёлке Песочная (ныне - г.Киров Калужской области) в семье рабочего. После окончания школы учился в машиностроительном техникуме. С 1937 по 1944 г. служил в Красной армии. Член Коммунистической партии с 1939 г. В 1944 г. окончил Московский химико-технологический институт имени Д.И.Менделеева. В 1944-45 гг. занимался научно-педагогической деятельностью в этом институте. С 1945 г. на партийной работе: заведующий отделом, секретарь Советского райкома ВКП (б) г.Москвы, в аппарате Московского горкома и ЦК КПСС. Был помощником Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва. В 1953 г. заочно окончил ВПШ при ЦК КПСС. Даже писал в ВПШ диссертацию о европейской философии XIX века, но работа оказалась незавершённой, поскольку "секретарю ЦК не пристало защищаться в подведомственном учреждении". В 1956-58 гг. секретарь Московского обкома КПСС. В июле 1958 г. - марте 1959 г. управляющий делами Совета Министров СССР. В 1959-60 гг. первый секретарь Московского обкома КПСС. В 1960-62 гг. первый секретарь Московского горкома КПСС. Находясь на этой должности, не задаваясь лишними вопросами, оперативно стал реализовывать идеи хрущевской гигантомании, благо Москва реально разрослась за послевоенные годы.

Использованные материалы:

Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители.1923-1991 гг. Историко-биографический справочник. /Сост.В.И.Ивкин.М.,1999.
Зенькович Н.А. Самые закрытые люди. М., 2004.
Зенькович Н.А. Самые секретные родственники. М., 2005.
Млечин Л.М. Брежнев. М., 2005.
Яковлев А.Н. Омут памяти. М., 2001.
Воротников В.И. А было это так... Из дневника члена Политбюро ЦК КПСС.М.,1995.
"Комсомольская правда", 14 октября 2004

ДЕМИЧЕВ Петр Нилович

(21.12.1917). Кандидат в члены Президиума (Политбюро) ЦК КПСС с 16.11.1964 г. по 30.09.1988 г. Секретарь ЦК КПСС с 31.10.1961 г. по 16.12.1974 г. Член ЦК КПСС в 1961 - 1989 гг. Член КПСС с 1939 г.

Родился в поселке Песочная (ныне г. Киров Калужской области) в семье рабочего. Русский. После окончания школы учился в машиностроительном техникуме. С 1937 по 1944 г. служил в Красной Армии. Окончил в 1944 г. Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева. В 1944 - 1945 гг. занимался научно-педагогической деятельностью в этом институте. С 1945 г. на партийной работе: заведующий отделом, секретарь Советского райкома ВКП(б) г. Москвы, в аппарате Московского горкома и ЦК КПСС. Был помощником Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. В 1953 г. заочно окончил ВПШ при ЦК КПСС. В 1956 - 1958 гг. секретарь Московского обкома КПСС. В июле 1958 г. - марте 1959 г. управляющий делами Совета Министров СССР. В 1959 - 1960 гг. первый секретарь Московского обкома КПСС. В 1960 - 1962 гг. первый секретарь Московского горкома КПСС. 30.10.1961 г., выступая на ХХII съезде КПСС, от имени московской делегации поддержал предложение И. В. Спиридонова о выносе саркофага с гробом И. В. Сталина из Мавзолея. Ссылался на решения и резолюции партийного актива и митингов по этому вопросу, зачитал требование участников митинга завода имени Владимира Ильича о перенесении праха И. В. Сталина в другое место. Был членом комиссии Президиума ЦК КПСС по перезахоронению останков И. В. Сталина в могилу у Кремлевской стены. В 1962 г. на бюро МГК исключал из партии В. М. Молотова, забрал у него партбилет за номером 5. С октября 1961 г. по декабрь 1974 г. секретарь ЦК КПСС. С декабря 1963 г. курировал химическую отрасль в связи с тем, что Н. С. Хрущев модернизировал ленинский лозунг: «Коммунизм - это есть советская власть плюс электрификация всей страны, плюс химизация народного хозяйства». Доверенное лицо Л. И. Брежнева в подготовке и смещении Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. Впоследствии рассказывал: «Не знали, чем кончится все и не окажемся ли мы завтра неизвестно где». На заседании Президиума ЦК КПСС (август 1965 г.), обсуждавшем записку руководителя украинских коммунистов П. Е. Шелеста о предоставлении республике права выступать сам

Из книги История Аквариума. Книга флейтиста автора Романов Андрей Игоревич

Петр Трощенков Петр Петрович Трощенков родился 6 ноября 1961 года в Ленинграде. После школы поступил в музыкальное училище имени М.П.Мусоргского по классу ударных. Несколькими курсами старше в том же заведении учился Евгений Губерман, игравший на границе

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ПЁТР I ВЕЛИКИЙ (ПЁТР I АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ) 1672-1725 Последний русский царь и первый российский император. Полководец, основатель русской регулярной армии и флота.Младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Н.К. Нарышкиной получил домашнее образование. Особую роль

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

АЛЕЙНИКОВ ПЕТР АЛЕЙНИКОВ ПЕТР (актер кино: «Встречный» (1932), «Крестьяне» (1935), «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Трактористы» (1939), «Большая жизнь» (1-я серия – 1940), «Конек-Горбунок» (1941), «Александр Пархоменко» (1942), «Небо Москвы» (1944), «Большая жизнь» (2-я серия – 1944, 1958),

Из книги Памятное. Книга вторая автора Громыко Андрей Андреевич

ПРОСКУРИН ПЕТР ПРОСКУРИН ПЕТР (писатель: «Судьба», «Имя твое», «Отречение», «Горькие травы» и др.; скончался 26 октября 2001 года на 74-м году жизни).Проскурин скончался от обширного инфаркта миокарда в Центре кардиохирургии имени Бакулева. Писателя положили туда в конце

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Петр I в Париже Хозяева-французы спросили:- Не хотели бы вы ознакомиться с тем, что оставил потомкам после своего визита в Париж Петр I? Я сказал:- Постараюсь, если смогу найти для этого время.С интересом я узнал и по рассказам хозяев, и после осмотра ряда

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Петр I Решительно осуждаем А.С.Тер-Оганяном - за недостаток упорства.Ведь он же сначала - юг начал воевать, Азов, Таганрог. И столицу - сначала именно туда хотел перенести!- Так и нужно было стоять на этом до конца! - считает Оганян. - И насколько вся другая была бы

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ГЛЕБОВ Петр ГЛЕБОВ Петр (актер театра, кино: «Поезд идет на восток» (1948; военный на вокзале в Москве), «Тихий Дон» (1957–1958; главная роль – Григорий Мелехов), «Поднятая целина» (1960–1961; Половцев), «Балтийское небо» (1961; майор Лунин), т/ф «Моцарт и Сальери» (1962; главная роль –

Из книги След в океане автора Городницкий Александр Моисеевич

ПРОСКУРИН Петр ПРОСКУРИН Петр (писатель: «Горькие травы» (1964), «Исход» (1966), «Судьба» (1972), «Имя твое» (1977), «Отречение» и др.; скончался 26 октября 2001 года на 74-м году жизни). Проскурин скончался от обширного инфаркта миокарда в Центре кардиохирургии имени Бакулева. Писателя

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Из книги Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды автора Басинский Павел Валерьевич

Пётр Алейников Пётр Мартынович Алейников родился 12 июля 1914 года в белорусском селе Кривель Могилёвской области. Он был третьим, самым младшим ребёнком (были ещё сестра Катерина и брат Николай) в бедной крестьянской семье. В 1920 году, когда Пете было шесть лет, умер его отец:

Из книги 50 знаменитых убийств автора Фомин Александр Владимирович

ПЕТР I И ДЕКАБРИСТЫ Можно по-разному объяснять две последовательные творческие неудачи, которые Толстой потерпел в начале и в конце 70-х годов – с романом о Петре I и продолжением работы над «Декабристами». Мы знаем, как тщательно он к этим вещам готовился, сколько

Из книги Прекрасная Натали автора Горбачева Наталия Борисовна

ПЕТР III Немецкий принц Карл-Петр-Ульрих - сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. Переехал в Россию в 1742 году по настоянию Елизаветы Петровны. Российский император с 1761 года. Свергнут в результате переворота, организованного его

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

Петр Бутафорыч До самого второго замужества Натальи Николаевны не оставлял ее в покое князь Петр Андреевич Вяземский. Тонкий, умный поэт, которому Пушкин посвятил знаменитые четыре строки: Судьба свои дары явить желала в нем, В счастливом баловне соединив

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Петр Столыпин Петр Столыпин

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Альбов Михаил Нилович (1851–1911) Писатель, один из руководителей журнала «Северный вестник». Продолжал тему «маленького человека»; основные повести и романы Альбова – «Записки подвального жильца», «Пшеницын», «День да ночь», «Ряса» – написаны под сильным влиянием Ф. М.

Из книги автора

Восстань, Петр! В 1770 году по случаю победы, одержанной российским флотом над турецким при Чесме, митрополит Платон в Петропавловском соборе в присутствии императрицы Екатерины Алексеевны и всего двора произнес речь, замечательную по силе и глубине мыслей. И вот вития, к

Петр Демичев (Peter Demichev) родился 21-го декабря 1917-го. Кандидат в члены Президиума, 1-й секретарь Московского обкома КПСС, 1-й секретарь Московского горкома КПСС, секретарь ЦК КПСС, министр культуры СССР.

Петр Нилович Демичев родился 21-го декабря 1917-го в поселке Песочная, в Калужской области (ныне город Киров). Он вырос в семье рабочего, после окончания школы поступив в машиностроительный техникум. В 1937-м Петр попал в Красную армию, оставаясь в ее рядах вплоть до 1944-го.

В 1939-м Демичев стал членом Коммунистической партии, а в 1944-м окончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева и год занимался научно-педагогической деятельностью. С 1945-го он сменил несколько партийных должностей, в том числе был помощником Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. С июля 1958-го по март 1959-го Петр служил в качестве управляющего делами Совета Министров СССР, а с 1959-го по 1960-й был первым секретарем Московского обкома КПСС.

Находясь в должности первого секретаря Московского горкома КПСС в период с 1960-го по 1962-й, Демичев стал воплощать идеи в стиле хрущевской гигантомании. Начиная с декабря 1963-го, он курировал химическую отрасль, а в октябре 1964-го стал доверенным лицом Л. И. Брежнева в ходе подготовки и реализации смещения Н. С. Хрущева.

Отвечая за вопросы идеологии, науки и культуры в ЦК КПСС в 1970-х, Петр предложил М. С. Горбачеву, тогда первому секретарю Ставропольского крайкома КПСС, стать заведующим Отделом пропаганды. Однако после совета с М. А. Сусловым кандидат отказался занять предлагаемый пост.

С пышной шевелюрой и в модных очках Петр Демичев выступал против А. И. Солженицына, назвав его свихнувшимся писателем, с которым надо вести борьбу, на заседании Секретариата ЦК КПСС в марте 1976-го. Однако Секретариат ЦК заявил, что закрытое письмо о взглядах Солженицына должен рассылать Союз писателей СССР, а не сама партия.

Взяв на себя обязанности секретаря по идеологии, в июле 1965-го Демичев беседовал с А. Ф. Твардовским, пытавшимся получить разрешение на публикацию смелых произведений. Петр Нилович не возражал против публикации "Театрального романа" М. А. Булгакова, завив: "Пусть решает редакция". Но новый роман так и не прошел цензуру, зато Демичев помог Майе Плисецкой и Родиону Щедрину, когда их новый балет "Анна Каренина" не понравился руководству Большого театра и министерства культуры.

Вообще, многих начальников раздражало, что для идеологического чиновника Демичев был довольно мягок. Зато деятели культуры недолюбливали Петра за то, что он боялся принимать решения и держать данное им слово. К примеру, советский режиссер и актер Юрий Любимов называл Петра "Химиком" и даже "Ниловной", не скрывая своего презрения.

Лучшие дня

Брежнев назначил Демичева на пост министра культуры СССР в ноябре 1974-го, когда скончалась Е. А. Фурцева. Это стало неожиданностью даже для приближенных Петра, узнавших о назначении из программы "Время". В новой должности он оказывал помощь многим деятелям культуры. К примеру, в 1970-м положительным образом отреагировал на прошение А. И. Райкина – и помог ему с ходатайством о прикреплении на медицинское обслуживание в больницу при Министерстве здравоохранения СССР. Также в 1971-м Демичев помог писателю и кинорежиссеру В. М. Шукшину с получением 4-комнатной квартиры.

О Петре Ниловиче шутили, что зло он делает только по необходимости. На самом деле, в разговоре он всегда был тих и спокоен, редко повышал тон и вообще был мягок в общении. Он мог не пользоваться карточками с основными темами и мудрыми изречениями, которые ему готовили на совещаниях, и производил впечатление вполне образованного человека.

Рассказывая о том, почему Демичев не помог Владимиру Высоцкому с выходом его пластинок в стране, политик сказал, что на певце пагубно сказался его брак с французской актрисой М. Влади, пристрастие к алкоголю и идейная незрелость. Демичев считал, что Высоцкий находился в духовном и творческом кризисе, усугубляя свои душевные травмы.

Петр Нилович поддерживает себя в форме – бегает трусцой, использует приемы из йоги и принимает контрастный душ. Он женат на певице Марии Николаевне Демичевой, выступавшей в хоре имени А. В. Свешникова. Его дочка Елена Петровна Школьникова – певица, Народная артистка России, 18 лет проработавшая в Большом театре.

Политик со стажем считает В. В. Путина "темной лошадкой", уверяя, что сформированные телевидением идеальные образы весьма далеки от реальности.