Переделка бюджетного фонарика в дхо и в мощный фонарь. Доработка ходовых огней Переделка китайских дхо с тремя диодами

Надо включать фары ближнего света или же дневные ходовые огни. Штатные фары большинства автомобилей в основном содержат лампы накаливания, плюс задние огни габаритов – в итоге мы получаем энергопотребление от аккумулятора и генератора порядка 150-300Вт. Но ничего не бывает бесплатно-это влечет к лишнему расходу бензина, к преждевременному выходу из строя ламп накаливания автомобиля, то есть к дополнительным затратам и потере времени на ремонт.

Дневные ходовые огни неплохо выделят автомобиль на дороге и являются хорошим дополнением любого транспортного средства. Однако цена фирменных ДХО в наших магазинах обычно совсем немаленькая. Попробуем сделать их самостоятельно, тем более цены на материалы будут минимальны.

Я пробовал разные варианты ДХО. Но всегда чего то не устраивало-то часто перегорали светодиоды, то светорассеивающая арматура быстро теряла прозрачность от грязи и песка и т.д. Но вот подвернулся под руки фонарь налобный из магазина Fix Price за смешную цену 50 рублей. У него оказался неплохой зеркальный рефлектор и небольшие габариты. Ради эксперимента решено было его модернизировать. Переделанный фонарик можно применить как в режиме ДХО, так и в качестве мощного фонаря в гараже , на отдыхе на природе и т.д.

Можно посмотреть процесс изготовления самоделки в видео:

Перечень инструментов и материалов
- фонарь налобный;
-отвертка;
-паяльник;
-тестер;
-блок питания 12В;
-светодиод белого свечения 1вт-7штук;
-диоды выпрямительные 1А-4шт;
-фольгированный двухсторонний текстолит;
-термопаста;
-герметик силиконовый;
-листовой латунный или медный металл толщиной 0,3мм.

Шаг первый. Разборка фонаря.
Разбираем фонарь на составляющие части. Отсоединяем плату со светодиодами от корпуса батарей. Кстати из этого батарейного отсека можно сделать повербанк, добавив плату зарядки аккумуляторов. Но сейчас нам нужен только сам корпус фонаря с рефлектором и стеклом.


Шаг второй. Изготовление печатной платы, теплоотводов, сборка фонаря.
Из фольгированного двухстороннего текстолита с размером 45х45мм делаем печатную плату. Резаком делаем дорожки для двух групп светодиодов. Первая группа на четыре светодиода, вторая на три.


Затем устанавливаем с помощью термопасты светодиоды на печатную плату и распаиваем согласно схемы, приведенной ниже.




Дополнительные диоды служат для выравнивания напряжения в группе из трех светодиодов. Они припаяны к плате защищены термоусадкой. Эти диоды я выпаял из неисправной элетронной платы энергосбрегающей лампы.

С обратной стороны печатной платы припаиваем латунные полосы, которые предназначены для отвода тепла выделяющегося светодиодами. Стекло фонаря ставим на герметик силиконовый. Прикручиваем рефлектор к печатной плате и собираем фонарь. Латунные полоски выведены из корпуса фонаря через прорези и свернуты в гармошку на наружной стороне. Резьбовое соединение также обрабатываем герметиком. Провода питания выведены в отверстие в корпусе фонаря через уплотнительную резиновую трубку. К поворотному хомуту прикручиваем самодельный металлический кронштейн для крепления к автомобилю.

Шаг третий. Испытание переделанного фонаря.
Подключаем переделанный фонарь к источнику питания.



Сравнительное фото до переделки.


Как видно на фотографиях результат получился неплохой. При изменения напряжения питания ток через светодиоды резко меняется. При 12вольт-0,25ампер,13 вольт-0,48 ампера,13,4вольта-0,62ампера.Максимальный ток у данных светодиодов мощностью 1вт составляет 0,3 ампера. В фонаре две группы светодиодов, поэтому я решил,чтобы увеличить ресурс светодиодов, общий ток должен быть в пределах 0,5 ампер. В электрической сети автомобиля напряжение может колебаться от 12вольт до 15вольт,значит при подключении в режиме ДХО желательно добавить стабилизатор по току на микросхеме LM317.

Вот уже несколько лет дневные ходовые огни стали обязательными к установке на автомобили в РФ. Рынок переполнен китайскими поделками, которые никак не соответствуют техническим требованиям и ГОСТу. Автолюбители не растерялись и начали активно делать ДХО своими руками.

Чтобы сделать правильные светодиодные ДХО, нужно знать какие на них распространяются требования:

  • Сила света – от 400 до 800 кандел;
  • угол свечения по вертикали 25 градусов и 55 по горизонтали;
  • площадь, которая излучает свет должна быть как минимум 40 см 2 .

Ходовые огни из светодиодной ленты

Чтобы реализовать такие технические требования на практике, будем своими руками собирать ДХО из светодиодов, используя ленту типа 5050, с плотностью 60 штук/метр. Чтобы получить такую яркость нужно отрезать около 24 светодиодов, это 8 секций.

Можно приклеить ленту по периметру фары на имеющееся клейкое покрытие. Более надежный вариант — использовать кабель канал и закрепить его на эпоксидный клей, так будет надежнее. В результате вы получите подобную конструкцию:

Гибкие ДХО своими руками делаются по такому же принципу.

Чтобы лента прослужила как можно дольше стабилизируйте напряжение на уровне 12 вольт. При работающем двигателе напряжение в бортовой сети может достигать значений более 14 вольт. Проще всего использовать линейный стабилизатор КРЕН или L7812.

Отдельные светодиоды 5050 или 5730 для ДХО

Чтобы сделать самодельные ходовые огни из светодиодов нестандартной формы или использовать для этой цели корпус от противотуманок, лента может быть неудобна, поэтому нужно изготовить печатную плату.

Можно применить готовую макетную плату, но это может быть не столь удобным решением, хотя и более простым. Макетная плата не столь надежна.

Чтобы сделать рисунок печатной платы используйте программу типа spring layout, далее его нужно перенести на текстолит. Для этого нужно распечатать ЗЕРКАЛЬНОЕ изображение печатной платы на тонкой глянцевой бумаге. Такая применяется в журналах для страниц, обложка слишком плотная.

Печатать нужно на лазерном принтере, потом берём утюг и проглаживаем глянцевую бумагу на фольгированном текстолите. Когда он остынет, под струёй воды отмачиваем бумагу, на текстолите останется рисунок будущих дорожек.

Теперь дело за малым – вытравить плату в хлорном железе или любом другом подходящем реагенте. Подробную информацию о лазерно-утюжной технологии изготовления печатных плат можете найти .

После изготовления печатной платы нужно сделать основу для ДХО. Для этого разместим светодиоды на печатной плате в соответствии с её разводкой. Чтобы ограничить силу тока, протекающего через светодиоды нужно добавить 1 резистор номиналом 50 Ом. Далее соберите стабилизатор на 12 вольт, на микросхеме L7812 или её аналогах.

Чтобы обеспечить нужную яркость нужно порядка 24 светодиодов, которые нужно скомпоновать в единую конструкцию и разместить в корпусе. Мы распечатали узкие платы по 9 светодиодов.

Если взять акриловую трубку и поместить в неё полученные платы, тогда получатся такие ДХО из светодиодов (см. ниже). Придать форму им можно нагрев строительным феном и согнув вокруг бампера.

Если вы хотите сделать широкие ДХО – соединить платы нужно друг над другом, или же развести и вытравить плату наподобие этой.

Кстати здесь применены более мощные светодиоды 5730. В качестве корпуса можно использовать старые противотуманки или использовать мебельный профиль для подсветки с пластиковой накладкой.

Использование мощных светодиодов 1-3 Вт

При изготовлении ходовых огней своими руками, помимо светодиодной ленты можно использовать сверхмощные светодиоды.

У предыдущих решений есть один существенный недостаток – отсутствие возможности корректировать направленность и угол светового потока. Для мощных светодиодов мощностью 1-3Вт в продаже есть много оптических решений от 10 до 120 градусов.

Чтобы сделать светодиодные ДХО своими руками на мощных кристаллах вам понадобится:

  • Светодиоды 1Вт от 3 до 5 шт (для обеспечения необходимой силы света);
  • линзы, собирающие с углом 30 градусов;
  • драйвер для светодиодов с характеристиками: входное напряжение 12В, выходной ток 300мА, до 5Вт;
  • подложка для крепления к радиатору;
  • радиатор площадью около 100 см 2 .

Драйвер нужен для обеспечения стабилизированным током светодиодов. Можно применить и схему с гасящим резистором как в предыдущих самоделках, но мощность резистора в таком случае будет слишком большой и такое решение не отличается надёжностью.

Чтобы смонтировать светодиоды на радиаторе нужен либо теплопроводящий клей, либо специальная подложка для крепления и термопаста. Светодиод припаивается к этой подложке, а она прикручивается на радиатор.

Можно найти и готовые площадки для монтажа, в ряде случаев – это более удобный вариант. В некоторых магазинах есть такие подложки со смонтированными на них светодиодами.

Термопаста или термопрокладка нужны для обеспечения лучшей теплопередачи, а также заполнения неровностей подложки и радиатора, для улучшения теплообмена.

При изготовлении ДХО своими руками из светодиодов с помощью такого комплекта вам понадобится корпус, его вы можете изготовить самостоятельно из подручных материалов, или воспользоваться старыми противотуманными фонарями или чем-то подобным.

Основные ошибки при изготовлении ДХО своими руками

Прежде всего нужно разобраться, что это за устройство. Дневные ходовые огни – это не габариты! Их нужно тестировать не ночью, а днём.

Огни должно быть видно с большого расстояния. Вопреки распространённому заблуждению, при сборке ДХО из светодиодной ленты своими руками нужно применять ленту наиболее мощную из доступных. При таких габаритах, как у среднестатистических ходовых огней, превысить допустимую яркость с помощью светодиодной ленты довольно сложно.

Не забывайте об охлаждении, но и не ставьте слишком больших радиаторов. Не забывайте, что потоки набегающего воздуха при движении автомобиля практически заменяют активное охлаждение. Поэтому площадь радиатора может быть вдвое меньше чем в обычных условиях для пассивного охлаждения светильников.

Как правильно подключить ДХО к автомобилю?

Кроме установки и сборки самой конструкции, нужно правильно соединить всё с электрической схемой автомобиля. На картинке изображена самая простая и надежная схема подключения ДХО. Давайте рассмотрим её подробнее.

К1 – это реле с пятью контактами, один из силовых контактов является нормально замкнутым, то есть он замкнут, когда через обмотку реле не течет ток, а другой нормально разомкнут, он замыкается, когда через обмотку протекает ток. Это одно из стандартных реле и продаётся в любом автомагазине.


Когда вы включаете зажигание, через нормально замкнутые контакты подаётся питание на ДХО, а когда вы включаете ближний свет, от силового плюса, который идёт на лампы, включается реле ДХО и контакты размыкаются.

Сделать качественные светодиодные ходовые огни для автомобилей своими руками довольно просто. Они будут превосходить дешевые китайские поделки по качеству и характеристиками, а работать будут гораздо дольше.

Самодельные ДХО будут дешевле фирменных, да и приобретенный опыт бесценен.

Где-то около года тому назад заморочился покупкой дневных ходовых огней. Была мысль поставить ДХО на «классику» (ВАЗ 2107) что бы немного разгрузить электросеть автомобиля, исключив необходимость гонять ближний свет фар днём. Как известно, светодиоды потребляют значительно меньше электроэнергии, чем лампочки в автомобильных фарах, а на инжекторной «классике» со штатным генератором каждый ватт на счету (но это уже немного другая история), поэтому данное решение было вполне естественным.

Изрядно перелопатив интернет, на предмет законов ГОСТов и личного опыта эксплуатации ДХО, остановил свой выбор на вот такой вот модели.


Основными требованиями законодательства к ходовым огням являются:

1)Световой поток - 400-800 кд.

2)Площадь излучающей свет поверхности фары не менее - 40 см2

3)Требования к установке на автомобиле.

4)Автоматическое включение вместе с зажиганием.

5)Автоматическое отключение при включении «габаритов» или ближнего/дальнего света фар.

В принципе данные огни всем требованиям удовлетворяют и обладают следующими характеристиками:

1)Световой поток - примерно 230 кд.

2)Площадь - 57 см2

3)Имеют удобный кронштейн для крепления фары на бампер.

4) Автоматическое включение реализуется подключением питающего провода после замка зажигания.

5)Для автоматического отключения есть дополнительный вывод, при подаче питания на который, ДХО отключаются.

Установил не спеша в гараже за один вечер. Бампер у «семёрки» как раз находится на нужной высоте, осталось только разместить их по ширине.

Плюс питания взял с замка зажигания (пришлось затянуть один провод в салон), минус прямо с клеммы АКБ, а вывод «реле» отключения с провода, идущего на плюсовой вывод «габаритов» (рядом с фарой).

ДХО работали без нареканий около года, пока подруга не угодила в небольшую аварию. Ничего серьёзного, но удар пришёлся как раз по ходовым огням.

У обоих сорвало крепление, но сами огни целые, ни единой трещинки.

Крепления выпилил новые из толстой оцинковки.

И всё бы ничего, но заметил, что после того инцидента ДХО начали потеть изнутри. Нарушилась герметичность. А потом, где-то через месяц эксплуатации, и вовсе перестали работать.

После чего огни были демонтированы и досконально изучены. Причины течи не нашёл. Видимо от времени заводской герметик потерял эластичность, и при ударе клеевой слой где-то треснул.

Попавшая в корпус влага и вывела из строя почти все светодиоды.

Полез на любимый Алиэкспресс:) Беглое изучение ассортимента светодиодов убедило, что заменить светодиоды будет, пожалуй, рентабельнее, чем покупать новые ДХО. Да и старые огни жалко, потому что состояние у них на твёрдую четвёрку.

Таааак, стоп! Если уж переделывать огни, так почему бы их тогда немного не модифицировать, заказав не одноваттные диоды, а трёхваттные:)

Получается, что огни будут немного мощнее.

Производители светодиодов в дадшите обычно указывают световой поток (суммарный или на 1 Вт), а нам нужно знать силу света фары, т.к. в ГОСТе именно эта величина.

Дано:

1) Плоский угол свечения светодиода (град.) - 120

2) Световой поток диода (Лм) - 220

1) Сила света (Кд) - ?

Рассчёт:
1) Определяем телесный угол:

2) Находим силу света:

Что не больше 800, значит, вписывается в ГОСТ. Будем модернизировать:)

Токоограничительные резисторы в параллельном плече:

Это получается нужно 4 шт по 24 Ом. Беда, нет у меня в хозяйстве таких. Ближайший на 36 Ом (36/4=9Ом). Придётся их ставить, надеюсь, шибко сильной разницы в свечении не будет.

Запаял диоды на плату и резисторы.

Резисторы паяются следующим образом. Поскольку, посадочное место под R1 одно, а под R2 двойное, то и запаиваем соответственно, в случае с R1 все три штуки один на другой, а в случае с R2 по две штуки на каждое посадочное место. Изврат, конечно, но место приходится экономить.

Подаю питание. На первый взгляд всё работает! Диоды светятся, резисторы, хоть и греются, но вполне терпимо. Неужели сделал (ага, щазз!)?! Остаётся только проверить, будет ли отключаться. Подаю +12 В на вывод управления и… Облом! Как светились, так и светятся…

Видимо, поменяв номиналы резисторов, я нарушил хрупкий баланс той части схемы, что отвечает за коммутацию.

Так-с, а ну ка посмотрим, что там натворил сумрачный китайский гений:)

Срисовал схему, получилось примерно следующее.

Мда… Какой интересный способ избавиться от излишков деталей на складе:)

Схема, блин, должна быть на уровне радиокружка.

Плюнул, решил всё переделать. Работы на два вечера, зато всё по феншую будет:)

Конечно, в идеале было бы сделать всё на одном p-канальном мосфите, но его, как назло, не удалось найти ни на одной донорской плате. Ладно, использую то, что есть.

Решил поставить транзисторы помощнее. И расположить выводы питания более удобно для пайки.

Ну вот, поскольку при недавнем ДТП вся левая оптика у меня накрылась (в том числе и моё ДХО - верхнюю ленту перерубило, накладку вырвало) решил сделать его чуть-чуть по другому.

Идей было - как говна на свиноферме! Для начала решил не ставить ленты по бокам накладки - всё равно они светили вбок и на видимость машины издалека и спереди не очень влияли. Хотя на природе было удобно - включил - и у меня вся поляна освещена!
Потом подумал чтоб поставить сверху две ленты: одну длинную на всю накладку (как и было) и вторую над ней, но только спереди. Приложил, посмотрел... Лучше, но не то...
А если, как и на заводских ДХО ещё и на скос поставить? Приложил... Некрасиво. Лента сверху,разрыв, лента вниз.
И тут меня осенило!!!
А зачем так много лент? Ведь продают обычно панельку ДХО с 8-10-12 светодиодами! Так поставим двойную ленту на скос спереди и все дела!!!
Ну вот что получилось:
1. Это термоусадочная прозрачная трубка и кусочек обычной ленты на два ряда светодиодов (которые, кстати, я воткнул взамен всех лампочек в салоне):


Поскольку лента простая, я её поместил в трубку, залил чуть-чуть прозрачным герметиком и феном усадил. Получилась такая герметичная панелька. Притянул к накладке с помощью стяжек. Припаял обычные разъёмы папа-мама, осадил их в термоусадку (мама).

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


И вот что получилось в итоге:

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В квартире, на столе это светило вот так:

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Подсоединил, как всегда, через реле бензонасоса. Массу на болт коробки предохранителей под капотом. Внешний вид машины стал такой:

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Со светом вид вблизи:

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На расстоянии двух подъездов:

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


По моему, получилось нормально. Не понравиться - переделать не долго! Тем более у меня от прошлого ДХО остались почти все ленты. И они рабочие! Даже на перерубленной ленте выкинул всего 10 см: там один светодиод разбит и дорожки в двух местах полностью перерублены.
Да и в продаже этих лент на всякий вкус.
Из остатков пока сделаю освещение для природы. А что? 12 вольт, без всяких преобразователей. Освещает достойно. По крайней мере много лучше, чем газовая лампа.
Сразу прошу не писать в коментах, что "функция ДХО не реализована"! Сам знаю. Накоплю лишних деньжат - куплю реле - реализую... Да ещё может быть раз 10 своё ДХО переделаю!

И других дневные ходовые огни отличаются неплохим качеством. Но, что касается товаров так называемых «no name» - качество оставляет желать лучшего. Поэтому в процессе работы с такими дневными огнями они часто доставляют проблемы и неудобства, например, выходят из строя, или же возникают проблемы с работой диодов.

Внешний вид всех китайских достаточно стильный. Они имеют прочное прозрачное пластмассовое стекло, с нанесенной специальной защитной пленкой, которая перед монтажом должна быть снята. Корпус всех ДХО крепкий и устойчивый к ударам, а кронштейны для крепления металлические и являются универсальными, позволяя поставить устройство на любое авто. Есть болты, которые позволяют регулировать наклон устройств. В комплекте поставляется 4 самореза или же шурупа, с широкими и габаритными шайбами для фиксации. Такая конструкция и крепление часто идеально подходит под автомобили японского автопрома.

Что мы видим на наших дорогах?

Результат приобретения некачественных виден на наших дорогах. То есть, приобретая безымянные ДХО китайского производства можно заметить, как не светится часть светодиодов, составляющих модуль или же происходит мерцание, не разжигаются модули или же не функционируют такие процессы, как отключение ДХО при включении габаритов и ближнего света и так далее. Иногда, при совсем некачественной сборке светодиоды могут даже вспыхивать из-за пробоя тока.

Основные неисправности некачественных ДХО

Мерцание . Происходит быстрое мигание одного или же нескольких светодиодов, что снижает качество свечения и влияет на эффективность устройства.

Мигание . Промежуточная активизация и деактивация света диодов, что также негативно сказывается на эффективности работы дневных ходовых огней.

Комбинированное моргание . Это самое неприятное в дневных огнях, поскольку попеременно в одном или же в другом ряду начинают деактивироваться отдельные диоды или же целый ряд.

Как же быть, ведь такие ходовые огни за городом и в городе использовать категорически запрещается, поскольку они не соответствуют требованиям безопасности передвижения на дороге. Для того, чтобы изменить положение следует произвести доработку или же сделать на такие ходовые огни тюнинг. Разбирая разные ходовые огни китайского производства можно убедиться, что конструкция практически идентичная.

Первое, что можно увидеть – производители подобных низкокачественных материалов и вовсе забыли про то, что такое герметик. Несмотря на то, что две части модуля скреплены шурупами – между ними есть зазор, а этого категорически не должно быть. В дождливую погоду именно через этот зазор будут попадать вовнутрь влага и мусор, что моментально выводит из строя диоды – они попросту перегорают.

Второе, что некачественно сделано в китайских дневных огнях без названия – это сама плата со светодиодами. Можно заметить следующее – плата собрана по самому простому принципу, взяты за основу низкокачественные светодиоды, то есть эмиттеры и токоограничивающий простейший резистор.

Стоит отметить, что большинство светодиодов в таких изделиях относятся к типу сверхъярких, а соответственно, они работают от постоянного тока и небольшое отклонение от этой нормы приводит к их быстрейшему выходу из строя. Китайские же производители берут 3 последовательно соединенных диода и подключают их к одному резистору, что и влечет за собой проблемы с работой устройства.

Чтобы подойти правильно к вопросу доработки и преобразить низкокачественные ДХО необходимо запастись следующими деталями:

  • Несколько стабилизаторов постоянного напряжения 12В. Вы можете взять любой стабилизатор с такими параметрами – он будет идеально подходить.
  • Электролитический конденсатор, который подойдет под корпус дневной фары.
  • Качественный силиконовый герметик.
  • Изолента, паяльник и весь сопутствующий набор, а также терпение, усидчивость и внимательность.

Как исправить недочеты ДХО?

Для начала, чтобы стабилизировать дальнейшую работу светодиодного устройства необходимо выровнять ток. То есть, необходимо прибегнуть к монтажу специального стабилизатора напряжения. Если же у вас на коробке с диодами стоит напряжение в 12В, тогда необходимо приобрести миниатюрный стабилизатор с соответствующим показателем. Стоит отметить, что в автомобилях напряжение не бывает постоянным и ровным, и колеблется от нескольких единиц, что характерно при запуске и может подниматься до 14В, что присуще при зарядке аккумулятора. Если же вы поставите стабилизатор, то он будет контролировать подачу только 12В тока в устройство. Также, очень важно устранить колебания напряжения, чтобы вывести работу ДХО на стабильный режим. Чтобы это устранить, специалисты рекомендуют установить электролитический полярный конденсатор с характеристикой большой емкости. Ставить его необходимо к общим шинам диодов на самой плате, подключая его на выходе стабилизатора. Стоит отметить, что необходимо четко придерживаться полярности при установке.

Во-первых, если произвести вышеописанные манипуляции, то зажигание диодов будет производиться постепенно и плавно, что можно не заметить, но это так и есть. Во-вторых, благодаря установке стабилизатора нет обратного хода тока, и деактивация работы модуля производится постепенно, что можно заметить невооруженным взглядом. Такие мероприятия обеспечивают светодиодам лучшие условия работы, а также позволяют увеличить эксплуатационный срок в несколько раз, что важно для вас, как покупателя данного товара. И последнее, что следует сделать в этом случае – воспользоваться силиконовым герметиком. Им необходимо обработать края всех соприкасающихся между собой деталей корпуса, чтобы убрать зазоры и не допустить попадания влаги и пыли внутрь корпуса.