Как закручивается гайка. Как открутить гайку ступицы

Сначала о проблеме в общем -

Как закрутить гайку большого размера, не имея подходящего ключа?

Иногда для того что бы открутить большую гайку не имея подходящего ключа, проще приспособить для этого то что есть под рукой чем бегать по магазинам в поисках ключа. Сам пользуюсь вот таким не хитрым приспособлением, который Ухватывает и откручивает, любые трубы и большие гайки. При этом все что для него нужно, это кусок профильной трубы сантиметров 30-40 и мотоциклетная цепь. Подойдет и велосипедная для маленьких размеров. Цепь, одним ее концом привариваем к трубе, а второй, плотно обогнув гайку, запускаем внутрь. Делаем залом и "хомут" затягивается, а труба выполняет роль рычага. После разводного и газового ключа это наипервейший инструмент, при чем дешевый - дальше не куда.

Ну а для частного случая -

Интересует гайка крепления смесителя к мойке на кухне.

могу посоветовать следующее.

Лучший из универсальных инструментов для таких интересных мест это сантехнический ключ с самозажимной подвижной губкой. Он хорошо подлазит к таким местам.

Можно загнуть губки у тонкого гаечного ключа (бывают такие в ЗИПовских наборах мотоциклов, велосипедов и бензопил) по примеру во такого как указано на фото ниже -

Под конкретный размер гайки, находящейся в труднодоступном месте, можно сделать и вот такой "ухват" из металлической пластины толщиной 4-5 мм. на ручке и с воротком.

В основном на прижимных гайках смесителей грани на 32,36 или 38 мм. У автолюбителей может быть ступичный ключ такого размера, он тоже хорошо подойдет для этой цели. Выглядит он как на рисунке ниже. На этом же рисунке я выделил область ключа, которую можно взять за идею самодельного ключа - на подходящую по размеру трубку приварить два штифта которые будут упираться в углы граней гайки, а снизу сделать вороток.

В наше время мало кто помнит уже, как правильно закручивать гайки — с советских времен гакозакручивательная промышленность пришла в полный упадок, поэтому, если, вдруг, кто-то возьмется за это дело, надо помнить некоторые правила.

Что такое гайка? Это крепежное изделие в виде детали с резьбовым отверстием, образующее соединение с помощью винта, болта или шпильки. Гайки бывают двух видов исполнения резьбы: метрическим или дюймовым.

Гайки из углеродистых нелегированных и легированных сталей разделяются по классу прочности 4; 5; 6; 8; 9; 10; 12 - для гаек с нормальной высотой, равной или более 0,8d; 04; 05 - для гаек с номинальной высотой от 0,5d до 0,8d. Класс прочности обозначен числом при умножении которого на 100 получают значение напряжения от испытательной нагрузки в мегапаскалях и указывает на наибольший класс прочности болтов, с которыми они могут создавать соединение. При этом сочетании происходит разрушение стержня болта раньше, чем резьбы, что позволяет легко выявить разрушение крепёжного изделия .

Несмотря на то, что резьба резьбового соединения имеет угол подъёма винтовой линии намного меньше, чем угол трения, различные вибрации, переменные нагрузки, нарушение технологии способствуют рассоединению(самоотвинчиванию) деталей резьбового соединения . Для предотвращения этого(для стопорения) применяются специальные устройства: контрование, шплинтование, приварка, пайка, расклёпывание, нанесение на резьбу клея, установка пружинной или стопорной шайб, анкерные гайки и т.д.

Для того чтобы не сорвать шпильку или болт (что приведет к необходимости замены), гайки в определенных условиях необходимо дотягивать динамометрическим ключом. При отсутствии последнего можно рекомендовать пользоваться штатным ключом и руками для затяжки гаек(без использования ног и удлинителей ключа).

Вы скажете, подумаешь, сильнее затянули - крепче держаться будет. Нет, держатся, может, и будет, но нельзя забывать о последствиях. Например, если ты затягиваешь колесные болты, надо помнить, что в дисках стоят конические посадочные места. И, если перетягиваешь колёсные болты, то уменьшается толщина конуса, которая при минимальной толщине может давать вибрацию. Многие катают диски, балансируют, но вибрация остаётся. Если вибрация осталась после прокатки и балансировки, надо смириться с тем, что диску пора на свалку, а для себя сделать вывод, что не надо перетягивать болты .

Выбор надёжных инструментов - серьёзная задача, решать которую рано или поздно приходится всем, кто сталкивается с монтажными работами по роду профессии или просто считает, что делать подобные вещи под силу любому настоящему мужчине. Обратите внимание на механическое приспособление для сборки и разборки резьбовых соединений с контролируемым моментом - гайковёрт. И если «свежие» гайки и болты вполне можно открутить обычным гаечным ключом, то в более сложных ситуациях (при труднодоступных соединениях или при наличии ржавчины) обойтись без гайковёрта практически нереально .

Основным отличием российских гайковертов от импортных является то, что у каждой модели свой посадочный размер квадрата шпинделя , и при эксплуатации инструмента могут возникнуть трудности с расходными материалами. Импортные инструменты имеют посадочные квадраты ¼; 3/8; ½; ¾; 1; 11/2; 21/2; 31/2(в дюймах), поэтому проблемы со сменными головками отсутствуют. Присоединительная резьба импортного инструмента дюймовая, а российского, за исключением ИП-3115 и ИП-3128, - метрическая, что является недостатком.

В качестве профилактики, чтобы резьба не приржавела, перед закручиванием смажьте её солидолом, графитной смазкой или моторным маслом. Смазка защитит резьбу от коррозии на годы.

Как бы то ни было, закрученную гайку придется когда-нибудь открутить . Если не удается отвернуть приржавевшую гайку, капните в видимую часть резьбы керосин или хорошо проникающую смазку типа WD-40. Слегка постучите молотком по гайке. Подождите несколько минут, пока жидкость проникнет в резьбу и попробуйте снова открутить. Чтобы жидкость проникла сильнее в резьбу, приложите на более продолжительное время тряпку, смоченную керосином или WD-40.

Если открутить не получается, попробуйте, наоборот, закрутить гайку. Часто она поддается такой уловке и освобождается .

Возьмите «минусовую» отвертку со стальным стержнем вдоль всей рукоятки, острый конец отвертки приложите к приржавевшему болту таким образом, чтобы при постукивании молотком по отвертке он проворачивался. Это почти безотказный способ. Если болт большой, вместо отвертки воспользуйтесь зубилом.

Приняв все меры предосторожности, можно нагреть неподатливую гайку. Она расширится и ее можно будет легче открутить. Не дайте ей остыть, иначе она прижмет резьбу.

Чтобы не сорвать грани, откручивайте накидными ключами, а не рожковыми.

Не важно, что у вас есть велосипед, автомобиль, мебель, или другая вещь. Но у вас точно была такая ситуация, когда откручивалась гайка самостоятельно. Что нужно сделать, чтобы гайка не откручивалась? Более подробно об этом вы узнаете в обучающем видео уроке.

Можно использовать традиционную гайку и болт, но это не спасет вас от раскручивания. С помощью динамометрического ключа затягиваем гайку от руки, но при высоких вибрациях она начнет откручиваться. Для удержания, нам потребуется сверху закрутить еще одну контргайку. С помощью контргайки мы сможете остановить раскручивание обычной гайки , но это не дает стопроцентной гарантии. Она является одноразовым изделием.

Можно использовать традиционную шайбу гровера, она является одноразовой и открутиться от вибрации. Возможно заменить обычную гайку на гайку с фланцем у которой широкая опорная поверхность и специальные насечки. Они впиваются в опорную площадку, но и гайка с фланцем не дает нам стопроцентной гарантии.

Зубчатые шайбы

Одним из наиболее популярных и недорогих решений, будет зубчатая шайба. У неё надежное соприкосновении со всей поверхностью и невысокая цена. Основная проблема которая возникает в том, что вы можете сильно затянуть и тем самым сгладить зубцы. Тем самым они превращаются в обычную плоскую шайбу.

Зубчатый шайбы можно использовать только до указанного крутящего момента. Очень важным моментом при использовании стоит не перетянуть гайку и тем самым сгладить шайбу. Невысокая цена на зубчатые шайбы поможет решить локальное откручивание гайки. Стопроцентную гарантию нам дадут только два варианта.

Клиновая шайба

Клиновая шайба — это система состоящая из двух шайб. Данные шайбы применяются попарно и затягиваются необходимым моментом затяжки. Фишка состоит в том, что угол внутренних клиньев, выше угла подъема резьбы. В связи с чем самопроизвольное отвинчивание становится невозможно.

Для того, чтобы открутить гайку, нам потребуется приложить больше усилий, чем при закручивание. Клиновая шайба дает стопроцентную гарантию от самопроизвольного откручивания.

Анаэробные фиксаторы резьбы

Еще одним надежным и удобным способом фиксации гайки, является применение анаэробный фиксатор резьбы. Для этого нам потребуется нанести жидкость на то место резьбы, где будет гайка. Он является довольно текущим и легко расползается по болту.

Накручиваем гайку на болт и ждем, больше ничего не нужно делать. Через какое-то время фиксатор застынет и конструкция станет не разборной. Для того, чтобы открутить, нам потребуется нагреть или приложить больше усилий работая ключом.

Надеемся данный видео урок был полезным и интересным. Пишите ваши комментарии, задавайте вопросы с удовольствием ответим. Рекомендуйте своим друзьям и знакомым.

Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт).

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

  • деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
  • закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
  • окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
  • диффузия материалов между деталями соединения.

Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.

Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).

Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.

Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).

Как открутить прикипевший болт (гайку) — основные методы.

Чтобы справиться с такой задачей применяют несколько методов. Их можно условно разделить на

  • механические;
  • физические;
  • химические.

Механические методы.

К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:

  • применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
  • использование рычага для увеличения усилий;
  • воздействие с переменным направлением силы;
  • акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
  • ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.

Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.

Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.

Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.

Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.

К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.

Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.

Физические методы.

Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче. Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат. Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.

Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!

Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.

Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.

Из легко проникающих жидкостей можно воспользоваться теми, что всегда находятся под рукой у автомобилиста:

  • тормозной жидкостью;
  • антифризом;
  • керосином;
  • бензином;
  • соляркой.

Первые две содержат гликоли и эфиры – вещества с огромной проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием.

Ко второй группе относятся и такие растворители, как уайт-сприт и скипидар. Все их можно использовать для того, чтобы отвернуть прикипевшую гайку. Несколько различаются процессы только по времени.

Метод прост – намочить ветошь и положить ее на прикипевшие детали. Проникая в зазоры и поры, жидкости смазывают поверхности и разрыхляют слои ржавчины. Спустя некоторое время (от получаса до 3-4 часов) можно пробовать раскрутить соединение. Если разборка не удается – повторить процесс. Ускорить его можно периодическими легкими постукиваниями.

Эти же жидкости являются основой для «жидких ключей» — смазок специального состава, которые предлагаются в автомагазинах.

Одной из наиболее популярных у автолюбителей является WD-40, в состав которой входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций. Эффективность такого «коктейля» проверена на практике, справляется он с приржавевшими гайками за полчаса.

К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.

Химические методы.

Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.

Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:

  • серную;
  • соляную;
  • уксусную;
  • лимонную;
  • ортофосфорную и др.

Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:

  • вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
  • внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
  • кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.

Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.

Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени

К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.

Если ничего не помогает.

Если открутить гайку все же не удалось, соединение можно разрушить – срезать болгаркой.

Другой метод – высверлить болт дрелью.

Но прежде чем прибегать к таким методам, следует оценить все последствия!

Видео.


Продукт Калорийность Ккал Белки гр. Жиры гр. Углеводы гр.
Гречневая каша рассыпчатая 98,7 3,6 2,2 17,1
Каша "Янтарная"(из пшена я яблоками) 138,9 3,8 6,5 17,5
Каша боярская (из пшена с изюмом) 221,7 4,8 14,4 19,5
Каша вязкая из пшена с тыквой 4,2 18,5
Каша гурьевская 151,2 4,4 5,4 22,6
Каша из тыквы с манкой 161,5 2,8 8,4 19,9
Каша манная коричневая 162,1 5,3 23,2
Каша пшенная с сушеными сливами 121,3 2,4 2,9 22,7
Каша рисовая с какао 146,2 4,1 20,3
Манная каша на клюквенном соке 112,7 1,9 4,6
Манная каша с морковью 97,3 2,7 5,6 9,7
Мучная каша 95,3 3,4 4,9 10,2
Рисовая каша с черносливом 128,5 1,9 2,4 26,4
Рисовая с абрикосами по-венгерски 119,7 2,6 0,3 28,5
Яблочно-манная каша 128,4 1,9 4,3
Яичная каша (натуральная) 180,3 10,3 10,8
Яичная каша с овощами или грибами 15,9 13,2 20,9
Ячневая каша с картофелем 48,6 1,8 8,7

Ответственность момента.

Как закручивать гайки и болты

Рычажный динамометрический ключ. Простой, дешевый, надежный.

Ну вот, ремонт входит в завершающую стадию - пора приступать к сборке. Как обычно закручивают гайки и болты? «От души»! Один подтянет, а затем еще и ногой во что-нибудь упрется - чтобы «намертво». Другой на ключ наденет трубу, а в нее еще и вставит ломик...

На самом же деле весь крепеж рассчитан на то, чтобы его затягивали со строго определенным усилием - в технике оно называется моментом. Не меньшим, чем надо (а то и вправду открутится), но и не большим (сорвешь резьбу)... Но где она - эта золотая середина? Вам подскажет динамометрический ключ - он-то измерит и покажет вам величину момента-усилия. А те ключи, что самые современные, еще и вслух «подскажут», когда будет достаточно.

Самые старые динамометрические ключи снабжены круглой шкалой и механизмом, аналогичным часовому. В них при закручивании болта или гайки скручивается толстый стальной стержень, причем совсем незначительно. Шестеренчатый редуктор многократно увеличивает это крошечное перемещение, и стрелка шкалы поворачивается на величину, достаточную, чтобы механик мог оценить силу, приложенную к крепежу. Особенной точностью этот прибор не отличается, тем более не новый: по мере износа механизма зазоры в шестеренках и их осях вызывают люфт стрелки, а иногда и заедание.

Позже придумали инструмент попроще. К основе ключа-квадрату (для шестигранной головки) приделан стержень строго определенной жесткости и длины. А на другом конце - ручка со шкалой.

Этот древний инструмент пережил около сотни ремонтов двигателей. Одно из его достоинств - компактность.

К квадрату приделана и стрелка. Когда механик закручивает гайку, стержень изгибается, а стрелка, всегда неподвижная относительно квадрата, показывает усилие на сместившейся вместе с концом стержня шкале. Это очень простой и дешевый инструмент. А если изготовитель точно выдержал технологию изготовления, - то и самый надежный. От старости стержень может деформироваться - стрелка в свободном состоянии не будет показывать на нуль. Чтобы вернуть прибору точность, подогните стрелку - она изготовлена из мягкой стали.

Самые современные, сложные динамометрические ключи скорее предназначены для использования в специализированных мастерских или для заводского конвейера. В них есть шкала, отдаленно напоминающая шкалу микрометра, и, ориентируясь по ней, можно очень точно выставить необходимое усилие. Когда оно будет достигнуто, раздастся громкий щелчок, а рука почувствует отдачу. Значит, с этой гайкой закончил - пора переходить к следующей. Очень удобен такой инструмент, если, например, нужно стянуть половинки картера - закрутить 20-25 болтов с одним и тем же усилием. При менее монотонной работе перестраивать прибор под «свое» усилие для каждой гайки утомительно - здесь удобнее воспользоваться более простым инструментом.

Микрометрическая шкала

С какой силой закручивать крепеж - об этом можно узнать из инструкции по ремонту. Не полагайтесь на свой опыт и не пытайтесь воспользоваться «чужой» документацией. Даже на сходных по конструкции мотоциклах крепеж для одинаковых узлов следует затягивать с разным усилием (см. табл. 2). Оно может отличаться в несколько раз! Если вдруг не обнаружите рекомендации, значит, гайка или болт стандартные, и затягивать их нужно со стандартизированным усилием (см. табл. 1).

Для сложных деталей, стянутых множеством болтов, в инструкциях приводят схему, на которой указана последовательность затяжки. Если ее не соблюдать, можно покоробить весь узел, образуется течь или заклинит какой-нибудь вал. Болтов несколько, и последовательность их закрепления не указана? Значит, их нужно затягивать крест-накрест. Причем постепенно, в несколько приемов, до тех пор, пока динамометрический ключ не покажет нужный момент.

Общие спецификации моментов для стандартного крепежа
Размер «под ключ», мм Диаметр резьбы, мм Момент затяжки
Н*м Н*кг фунт*дюйм
0,6 4,3
1,5
3,0
5,5
8,5
13,0

Современный динамометрический ключ

Читая таблицу моментов затяжки, обращайте внимание на примечания. В них могут быть оговорены особые условия сборки. Например, что резьбу перед закручиванием следует смазать маслом или резьбовым герметиком... Если дополнительных требований нет, то подразумевается, что детали крепежа должны быть чистыми и сухими. И желательно ни сильно охлажденными, ни горячими - комнатной температуры.

Установка ГБЦ на Chery Very, Chery Bonus

Два установочных штифта расположены на верхней плоскости блока цилиндров. Установочные штифты головки блока цилиндров находятся на втором и четвертом резьбовых отверстиях левой стороны блока цилиндров (если смотреть спереди) и представляют собой «гибкие” установочные штифты. Натяг между установочными штифтами и блоком цилиндра составляет 0,053-0,203 мм. Установочный штифт и головка блока цилиндров собираются с переходной посадкой, зазор при этом составляет 0,016 - 0,084 мм.

Проверить прокладку головки блока цилиндров, которая должна быть гладкой и чистой, без неровностей и царапин. Установить прокладку головки блока цилиндров на плоскую поверхность блока цилиндров с помощью установочных штифтов таким образом, чтобы номер детали оказался сверху.

Протереть контактную поверхность камер сгорания головки блока цилиндров, верхнюю плоскость блока цилиндров и резьбовые отверстия. На дне резьбовых отверстий блока цилиндров не должно быть скоплений масла, в противном случае это может привести к трещинам блока цилиндров.

Установить шайбы болтов головки блока цилиндров на болты фаской вверх, а второй гладкой поверхностью к головке блока цилиндров. Далее вставить болты в отверстия в головке блока цилиндров, а затем произвести предварительную затяжку на 3/4 оборота.


Болты головки блока цилиндров затягиваются вручную четыре раза в порядке, показанном на рисунке.

Затянуть болты по очереди с усилием 20 - 25 Нм.

1. Затянуть болты по очереди с усилием 40 - 45 Нм.

2. Провернуть болты на 90 градусов в той же последовательности.

3. Снова провернуть болты на 90 градусов в той же последовательности.