Гомеровский период в истории древней греции. Греция


Название периода Гомеровский период был назван в честь великого греческого поэта Гомера, автора знаменитых произведений – античных поэм «Одиссея» и «Илиада», до сих пор являющихся основным источником информации о той эпохе. До конца не изучен вопрос об их создании, так как современные историки не могут прийти к однозначному ответу на вопрос о существовании Гомера, как реального исторического персонажа, да и авторство поэм некоторыми исследователями подвергается сомнению Но, несмотря на это, «Одиссея» и «Илиада» остаются значительными памятниками античной литературы и важнейшими источниками информации о тех временах.


Археология в гомеровскую эпоху Но о гомеровском периоде известно не только благодаря эпосу. Значительный вклад в понимание данного периода внесла археология. Почему же это время именовалось «темными временами»? Дело в том, что памятников культуры практически не сохранилось. В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась отброшена на несколько веков назад. Вторгшиеся дорийские племена уничтожили все крупные микенские центры. Основными археологическими материалами стали некрополи. Их содержимое значительно беднее микенских. Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.


«Темные века» гомеровской эпохи. Письменность. Письменность также пришла в упадок, поэтому с тех времен, кроме произведений Гомера не осталось ни одного письменного документа. Именно материальная бедность, скудность археологического материала и вообще любых других данных о рассматриваемой эпохе послужила причиной появления термина «темные века».


«Темные века» гомеровской эпохи. Торговля и ремесла Торговля и ремесла также пришли в полный упадок. Дорийцам были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись. Поэтому в гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело, технологии обработки металлов, кораблестроение и сельское хозяйство. Но именно благодаря дорийцам Греция вошла в эпоху Железного века, так как в те времена начали добычу и обработку железа.


«Геометрический стиль» Визитной карточкой гомеровской эпохи является так называемый «геометрический стиль» керамики. Он характеризуется геометрическим построением различных предметов, орнамента, людей на вазах, амфорах и других предметах быта. Геометрический стиль пришел на смену «про то геометрическому», который был характерен для середины «темных веков» и с которого началось возрождение культуры древней Греции. Изображаются атлетические состязания, мифические сцены, боевые сражения, танцы и спортивные состязания.


Устройство дорийского общества Устройства дорийского общества той эпохи вернулось к родоплеменным отношениям. Классов как таковых еще не было, но и первобытнообщинным тот строй назвать уже было нельзя, так как в основе общества лежала земледельческая прослойка – «демос» (народ), которая существовала в рамках «полиса» (города – государства). Именно благодаря созданию полиса – уникальной формы социально- экономической и политической организации общества, дорийцы смогли постепенно создать свою собственную цивилизацию. На начальных этапах развития полиса отсутствовала частная собственность на землю, все угодья были общественными, а власть осуществлялась с помощью военной демократии.


Возникновение системы рабовладения Но с развитием дорийской культуры постепенно шло социальное расслоение общества и возникла система рабовладения. Главным источником рабов были военные походы. Работорговля была делом прибыльным, и многие завоевательные походы дорийцев организовывались исключительно с целью свежего притока рабов. Хотя рабы и выполняли более грязную и трудоемкую работу, но все же трудились они вместе со своими хозяевами, а иногда и считались членами их семей. Тем не менее, было вполне нормальным использовать рабов в качестве предметов обмена и торговли.


Власть Дорийское общество не было единым и сильным государством. Централизация власти отсутствовала. В каждом полисе правил свой царь, поддерживаемый советом старейшин. Очень важную роль при принятии важных государственных решений играло народное собрание..


Вывод Можно сказать, что хотя гомеровская эпоха была эпохой упадка и застоя, нельзя отрицать, что именно в то время, благодаря распространению железа и созданию и развитию полисов происходило становление будущей греческой цивилизации. Постепенно Греция стала оправляться после нашествия дорийцев. К концу гомеровского периода резко возросла численность населения, активно развивались общественные отношения и совершенствовались ремесла и торговля. Древняя Греция подошла к новому витку в своей истории – архаическому периоду


Источники greece/heritage/history/homeric-periodhttp:// greece/heritage/history/homeric-period a/antichnaya_hudozhestvennaya_kultura

После микенского периода в истории Греции начались сложные времена. Связано это было с вторжением в земли воинственных племен, которые сделали войну и пиратство благородным занятием. Так начался гомеровский период. Несмотря на множество негативных моментов, он не смог остановить развитие древней цивилизации. Что представляет собой и в честь кого он получил такое название?

Роль гомеровских поэм в изучении греческой истории

ХІ-ІХ век до нашей эры в истории Греции принято называть гомеровским периодом. Связано это с тем, что два величайших литературных произведения Гомера описывают общественную, экономическую и культурную жизнь греческой нации того времени. Речь идет о поэмах «Илиада» и «Одиссея». Первая поэма повествует о событиях Троянской войны, а вторая о возвращении с нее Одиссея, который был царем

Произведения Гомера до сих пор остаются самым древним и наиболее чистым источником сведений о жизни эллинов в ХІ-ІХ век Из них можно узнать о всех сторонах быта того времени. Например, о материальной обстановке, общественных учреждениях, религиозных и нравственных понятиях.

Исследователи считают, что даже присутствие художественного вымысла не выходило за пределы Греции. Ее жители еще не были хорошо знакомы с представителями других народов.

Вклад археологии

О гомеровском периоде исследователи узнают не только из поэм. Существенный вклад в то, чтобы понять эту историческую эпоху, внесла археология. Практически не сохранилось памятников культуры того времени. Связано это было с вторжением дорийских племен, которые пришли с севера, и отбросили греческую культуру на несколько веков назад.

Однако сохранились некрополи, которые и стали источником основных археологических материалов.

Понятие «темные века»

Приход дорийцев негативно сказался на развитии общества. Численность населения существенно сократилась, люди перестали сооружать строения из камня. В упадок пришла и письменность. Помимо «Илиады» и «Одиссеи», о гомеровском периоде не сохранилось других письменных документов.

Из-за материальной бедности, скудности археологических находок и прочих данных в истории Греции появился термин «темные века».

В упадок пришла торговля и занятие ремеслом. Дорийцев интересовали только навыки, которые относились к военному делу. Их не волновало искусство. Хотя на пирах они любили послушать музыку. Что же развивалось в это время?

Дорийцы способствовали развитию гончарного дела, кораблестроения, сельского хозяйства, технологии обработки металлов.

С их приходом также были уничтожены торговые связи. Они занимались агрессивным пиратством, из-за чего отпугнули от греческих гаваней финикийцев и египтян. Старые связи наладились только в конце дорийского периода.

Полисы

Появление и развитие греческих полисов в гомеровский период не повлияло на создание единого сильного государства. Централизации власти не произошло. Каждый полис имел своего царя, которого поддерживал совет старейшин.

Важную роль в греческих полисах в гомеровский и архаический периоды играло народное собрание. Сообща принимались следующие вопросы:

  • о целесообразности начала очередной войны;
  • о том, достаточно ли в полисе рабов.

Появление полисов способствовало становлению будущей греческой цивилизации.

Общество

Общество вернулось к родоплеменным отношениям. В полисах отсутствовала частная собственность, все земли были общественными. Власть осуществлялась при помощи военной демократии.

Классы еще не были сформированы. Но уже появилась земледельческая прослойка, которая существовала в пределах города-государства, то есть полиса.

Уважением в обществе пользовался только мужчина, который занимается военным делом. Охота и война были единственными занятиями, достойными благородного человека.

Цари

В гомеровский период в истории царская власть считалась божественным учреждением. Она переходила по наследству, обычно передаваясь от отца к старшему сыну. Однако преемник должен был обладать следующими необходимыми качествами:

  • проявлять храбрость в битвах;
  • быть мудрым в совете;
  • проявлять красноречивость на народных собраниях;
  • владеть боевым искусством;
  • иметь хорошую физическую силу.

Если царь становился слабым, старым либо не способным вести войну, его не слушались.

Царь владел значительными наделами земли, в его руках было сосредоточено большое количество скота, он имел дворец. Кроме этого, в пользу царя по закону были установлены натуральные повинности. При делении военной добычи правителю доставалось все самое лучшее, включая рабов и драгоценности.

Царь по обыкновению собирал для обсуждений важных вопросов народное собрание либо совет старейшин. Происходило все следующим образом:

  • вельможи сидели на камнях возле царя, народ стоял кругом;
  • царь озвучивал собранию свои мысли;
  • вельможа, который желал высказать свое мнение, брал ораторский жезл;
  • если народ одобрял слова вельможи, то подтверждал это криком;
  • если народ не поддерживал вельможу, стояла тишина.

Вне зависимости от того одобряет народ решение царя или нет, он должен был повиноваться.

Также царь выполнял функции судьи. Но чаще всего воины решали свои споры с помощью поединков. Насилие в то время было настолько обычным делом, что мужчина всегда должен был ходить с оружием.

Появление системы рабовладения

Постепенно происходило расслоение общества в социальном плане. Начала возникать система рабовладения, но она не была похожа на классический вариант рабовладельческого строя. Рабов получали за счет военных походов, а не из-за большого разрыва в социальном положении жителей полиса.

Было выгодно заниматься захватом и продажей рабов. Их использовали в качестве предмета для обмена, давали выполнять наиболее трудоемкую и грязную работу. Однако хозяева рабов также трудились. Более того, некоторые считали их членами своей семьи.

Семья

В гомеровскую эпоху семейная жизнь имела благородный характер. Дети обязаны были почитать и любить родителей. Это был их священный долг. Если сын забывал о долге, его преследовала богиня мщения. Отец мог наложить проклятие на непокорного сына. В таком случае он терял счастье, а также его потомки до третьего-четвертого колена.

Жена в это время занимала уважаемое положение в жилище. По обычаю мужчина одаривал отца будущей жены, как бы покупая ее. Девушку приводили в новый дом, где устраивался веселый пир. Жена грека считалась его единственной законной сожительницей. Она должна была хранить верность своему супругу.

Жена была госпожой в доме. Она заведовала хозяйством, занималась изготовлением ткани, пошивом одежды, мытьем. Также она выходила к гостям, общалась с ними, участвовала в семейных делах.

Греки не были многоженцами, однако они могли иметь рабынь, взятых в плен на войне. Дети от таких отношений рождались свободными, они воспитывались и жили вместе с детьми законной супруги. Но после смерти отца, дети рабыни могли рассчитывать на небольшую долю отцовского имущества. Законные потомки делили наследство на равные части.

Геометрический стиль как визитная карточка эпохи

От гомеровского периода в истории древней Греции практически не сохранилось памятников культуры. Однако в это время появились железные орудия. С их помощью люди смогли обрабатывать значительные площади земельных угодий.

Для гомеровского периода Греции характерен особый стиль в керамике - геометрика. Он предполагал построение орнамента из изображений людей и прочих предметов на амфорах и других бытовых вещах в геометрическом порядке.

В конце гомеровской эпохи сюжеты на керамической утвари стали богаче и сложнее. Можно увидеть состязания атлетов, сцены из мифологии, боевые сражения, танцы. Подобный стиль возник в Афинах, откуда распространился по Элладе и островам Эгейского моря.

Постепенно численность населения выросла, возродилась торговля и ремесло. Древняя Греция приблизилась к новому периоду своей истории - архаическому.

XI–IX века до н. э относятся к периоду древнегреческой истории, его принято называть гомеровским, а ещё предполисным. Именно в это время жил и творил великий слепой поэт Гомер, который написал «Одиссею» и «Илиаду». По окончанию данного периода начали появляться государства-полисы.

Гомеровский период характеризуется началом разрушения родового строя, началом формирования олимпийской религии. Именно эту религию исповедовали в Древней Греции. Жители страны верили, что на главный бог Зевс-громовержец и сонм других богов расположились, живут на вершине горы Олимп.

Какой была культура Гомеровского периода?

Древнегреческая культура во времена после Микен развивалась сложно и противоречиво, и этот путь её развития сложно описать точно и определённо. Учёные по разному определяют стадии развития греческого социума того периода. Наиболее верными являются мнения учёных о том, что общество прошло последнюю первобытную стадию и перешло к стадии цивилизационного развития. В произведениях показано общество более примитивного развития, культуры, чем оно было показано в памятниках крито-микенского периода. Гомер в своих произведениях описывает царей, знать предводителей, проживающих в деревянных домах. Эти дома окружены частоколом и совсем не походят на дворцы крито-микенских царей.

Общество, описываемое Гомером, является неграмотным. Люди не понимают зловещие знаки письменности других народов. Эти знаки являются для них непонятными, таинственными.

В гомеровский период времени происходит формирование языческой религии древних греков. В каждой общине был бог-покровитель. Он оберегал жителей общины от злодеяний, враждебных замыслов людей и богов. Бог общины был намного сильнее, могущественнее других богов лесов, рек, источников. Его покровительство распространялось только на жителей данной общины. В это время процветал культ местных богов. Небольшой социум - община должен был жить обособленно ради своего выживания, ведя борьбу с грозными силами природы. Люди общины вынуждены были отражать набеги злобных соседей, напрягать все имеющиеся силы.

Культ предков характерен для древнегреческой религии того периода. Значительное, существенное значение имели погребальные церемонии, игры. В этом культе отразилась духовная составляющая греческого общества того периода. Первобытнообщинные отношения заканчивались, зарождались основные моральные, этические принципы новой, возникающей цивилизации.

Черты гомеровского периода:

  • уход от традиций дворцовой жизни предыдущего бронзового века
  • появление, зарождение нового уклада жизни, традиций с опорой на огромный потенциал, накопленный греческим обществом в прошлые исторические периоды.

Какими были материальная культура, искусство гомеровского периода?

Значимых, больших достижений в этих сферах культуры не было. Наметился прогресс во всех производствах, где использовалось железо. В это период времени создавались более передовые, лучшие орудия труда, в сельском хозяйстве, разных ремёслах использовались новые технологии и приёмы труда.

В описываемом периоде мало значимых, культурных памятников. Здания строили из обожжённого кирпича, дерева. Такими были строительные материалы того времени. Даже большие скульптуры производились из дерева. Хорошо сохранилась до настоящих времён керамика, ярко расписанная геометрическим орнаментом. Предметами керамики тех времён являются, большие вазы, служившие погребальными надгробиями, а также бытовая посуда, сосуды, скульптурные украшения на вазах, терракотовые статуэтки. Все эти предметы древнегреческой истории являются памятниками искусства.

Художественное творчество, искусство гомеровского периода можно назвать незатейливым, примитивным. Оно скорее похоже на ремесленный помысел. Изделия украшались несложным геометрическим узором, который не требовал от исполнителя большого художественного таланта.

Музыкально-поэтическая культура гомеровского периода

Музыкальная культура Древней Греции – самобытное, уникальное явление, вобравшее в себя плоды музыкального развития древних цивилизаций – египетской, сирийской, индийской. Греция представляла собой союз полисов, областей, которые различались политическим строем, экономикой и культурой.

Крит – один из наиболее ярких центров развития музыкального искусства, где культивировалось хоровое пение, сопровождающее обряды. Здесь был развит культ поклонения богам, для проведения обрядов были построены театральные площадки. Все театрализованные явления можно разделить на группы.

Книга доктора исторических наук, профессора Алексея Борисовича Егорова представляет собой первую часть учебника, излагающего основные события античной истории, и посвящена древней Греции. В книге последовательно рассматривается политическая история Греции от крито-микенской эпохи (III тыс. до Р.Х. – XII в. до Р.Х.) до периода эллинистических государств и конца греческой цивилизации (III–1 вв. до Р.Х.). Помимо социально-политических и экономических проблем истории Греции автор рассматривает религию и науку, искусство и культуру греческого мира, прежде всего – «золотого пятидесятилетия» Афин. Рекомендуется студентам богословских и гуманитарных вузов, а также читателям, интересующимся историей античной Греции.

III. Греция в гомеровский период (XI–IX вв. до Р.Х.)

III.1. Гомер и «гомеровский вопрос»

Три последующих века (XI–IX вв. до Р.Х.) обычно именуются «гомеровским периодом» или «темными веками». Последнее название дали ему археологи как по причине резкого упадка материальной культуры, так и по причине крайней скудости информации. Название «гомеровский период» связано с тем, что это время обычно связывают с именем Гомера и его великими поэмами, а сами «Илиада» и «Одиссея» являются фактически единственным источником по истории данного периода.

Вопросы о времени создания поэм, их авторстве, содержании и композиции и, наконец, вопрос о том, какое общество продемонстрировал нам великий поэт, составили огромный комплекс проблем, именуемый «гомеровским вопросом», и теперь нам снова предстоит вернуться к знаменитым поэмам. Вопрос возник в современной науке, хотя его предпосылки появились еще в античном мире. Греки, в целом, верили в существование великого слепого (греч. ό μη όρων) эпического поэта и считали, что содержание поэм -это подлинная история. Практически любой греческий город претендовал на право быть родиной Гомера, а некоторые поклонники приписывали ему создание всех произведений греческого эпоса, что было опровергнуто Аристотелем. Пожалуй, только александрийские ученые, также ставившие Гомера первым в своем литературном «каноне», стали замечать исторические и логические противоречия внутри самих поэм. Возникли сомнения, что «Илиаду» и «Одиссею» сочинил один человек, однако господствующим мнением стала точка зрения Аристарха Самофракийского, что «Илиаду» Гомер написал в юности, а «Одиссею» – в старости.

Впрочем, пиетет к Гомеру перевешивал все подобные сомнения. Согласно преданию, Ликург ввел закон об исполнении поэм Гомера в Спарте, а Солон – в Афинах. Поэмы стали основой школьного образования, некоторые ученики знали большие куски поэм, были и люди, знавшие их целиком (Ксенофонт. Мир. 3, 5). Платон писал, что «Гомер воспитал всю Грецию», а в эллинистическое время вокруг него создается религиозный культ.

Тем не менее, основные трудности создавали именно сторонники и поклонники поэта. Время и место рождения Гомера были предметом спора.

Самым ранним временем считалось время дорийского вторжения (ок. 1200 г. до Р.Х.), самым поздним – примерно середина VIII в. Видимо, наиболее распространенным стало мнение Геродота, считавшего, что Гомер жил примерно за 400 лет до него, т. е. около 850 г. до Р. Х. Спорен и вопрос о родине Гомера, о чем свидетельствует одна из эпиграмм:


Спорило семь городов о рождении мудром Гомера:

Смирна, Хиос, Колофон, Мелос, Аргос, Итака, Афины.


Список этим не исчерпывался, единственную тенденцию, которую можно обнаружить – это указание на Малую Азию и острова, и вероятнее всего, что поэмы появились именно там.

Именно Новое время стало отрицать существование единого Гомера. Сомнения в существовании знаменитого поэта стали высказывать уже в XVIII в. (Р. Бентли, Ф. д" Обиньяк и др.), однако всерьез этот вопрос был поставлен Ф. А. Вольфом. В 1795 г. Вольф написал предисловие к подготовленному им изданию Гомера, где утверждал, что вплоть до времени Писистрата (560-527) поэмы существовали только в устном варианте, а каждая из них представляла собой соединение небольших песен, сочиненных в разное время разными поэтами. Другой ученый, К. Лахман, создал «теорию малых песен», согласно которой каждая поэма делилась на большое число мелких поэм, написанных разными авторами. Несколько позже появилась так называемая «теория ядра», согласно которой первоначально были созданы две небольшие поэмы, «Пра-Илиада» и «Пра-Одиссея», которые потом расширялись за счет различных дополнений. Сложности начались тогда, когда встал вопрос о конкретном содержании этого ядра. Для «Илиады» это обычно была часть, напрямую связанная с Ахиллом, для «Одиссеи» – история странствий главного героя.

Вместе с тем, значительная часть ученых осталась на позиции теории «единого Гомера» или «унитарной теории». Показательно, что первые протесты пришли из литературы. Сторонниками «единого Гомера» были Ф. Шиллер, М. В. Гете, первый переводчик Гомера на русский язык Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский, A.C. Пушкин. В науке основателем «унитарной теории» обычно считается К. В. Нич, по мнению которого, письменность возникла гораздо раньше, чем VII–VI вв. до Р. Х. Впрочем, для создания большого эпического произведения письменность не обязательна, а наличие противоречий встречается даже тогда, когда индивидуальное авторство бесспорно, а автор известен со стопроцентной вероятностью. Наконец, Нич высказал, быть может, главный аргумент «унитариев» – любые аргументы против единства поэм не опровергают главного – глубокого художественного и смыслового единства гомеровских поэм.

Будущее развитие науки подтвердило ряд положений Нича. Вскоре выяснилось, что греческие надписи появились не в VII, а в VIII веке до Р.Х., а на Кипре было найдено слоговое письмо, относящееся к X–IX вв. Более того, раскопки Г. Шлимана и А. Эванса показали наличие микенской письменности, а в период между Троянской войной и временем Писистрата письменная традиция (даже несмотря на забвение линейного В) практически не прерывалась. Исследование фольклора подтвердило другое положение Нича – эпические произведения могли создаваться людьми, письменностью не владевшими или вообще принадлежащими к народу, не имевшему собственной письменной культуры. Напротив, противники унитаризма запутывались во внутренних противоречиях как при нахождении «главной» части поэм, так и при определении границ между их составными компонентами.

На стороне каждой из теорий можно обнаружить имена выдающихся филологов, историков и литераторов. Говоря об отечественной историографии, можно сказать, что хотя немалое число авторитетных ученых (П. М. Леонтьев, Ф. Г. Мищенко, Ф. Ф. Зелинский и др.) были сторонниками теорий «ядра» или «малых песен», вероятно, большинство (М. С. Куторга, Ф. Ф. Соколов, СИ. Радциг, Э. Д. Фролов и др.) относятся к числу унитариев. Современный унитаризм существенно отличается от более раннего – в его варианте великий поэт широко использовал идейное и формальное наследие предшественников и играл роль не только оригинального творца, но и «редактора», объединившего стоявшую за ним эпическую традицию.

Нельзя не отметить справедливости главного аргумента унитариев, как прежних, так и современных, а именно – тезиса о глубоком художественном единстве поэм. Как пишет СИ. Радциг: «Если мы попытаемся дать себе отчет, в чем заключается ошибка этих «разделительных» теорий, то увидим, что все они исходят из совершенно идеализированных представлений о каком-то идеальном поэте и, не зная о нем ничего, на основании своего чисто субъективного мнения признают за ним одни части и отнимают другие; далее они произвольно дробят цельное произведение на части, не считаясь с внутренней связью, соединяющей их; кроме того, критики открывают напластования разных эпох, не учитывая требований эпической традиции и намеренной архаизации эпического поэта. Увлекаясь своим предвзятым мнением, «разделители» забывают самое простое естественное условие, что в огромном произведении великий поэт может обнаружить не только сильные, но и слабые стороны своего таланта и, следовательно, качественные различия между отдельными частями никак не могут служить доказательством участия разных поэтов». К этим аргументам можно добавить высказывание другого выдающегося сторонника унитаризма, Ф. Ф. Соколова: «Единство «Илиады» и «Одиссеи» есть также, строго говоря, гипотеза: но она стоит на общем предании древности, на единстве дошедшего до нас текста, на художественной ценности поэм. Доказать свое мнение должен тот, кто восстает против единства, так как он говорит и против предания, и против существующего факта… Мы можем быть вполне уверены, что они падут под тяжестью этой задачи».

Единство поэм не исключает их многослойности. Можно считать признанным наличие предварительного этапа формирования поэм, которые постепенно подвергаются циклизации, детализации, относящейся примерно к VIII веку до Р.Х., завершением которой стала их запись при Писистрате. Таким образом, поэмы Гомера постепенно создавались на протяжении примерно 500-600 лет. Самые ранние их элементы относятся ко времени близкому к собственно осаде Трои или падению Хеттского царства (ок. 1200 г. до Р.Х.), после чего традиция очень долго передавалась в устной форме, вплоть до ее циклизации. Именно на этом этапе должен был появиться Гомер (или два «Гомера»), который и стал «редактором» поэм. Данные указывают на их связь с ионийской колонизацией, и основа эпоса создается именно там, где оказались главные культурные наследники микенского мира. Запись поэм при Писистрате (возможно, не первая) окончательно утвердила основной текст и внесла в них ряд дополнений. Последние появлялись и после, а сопоставление имеющегося у нас текста «Илиады» и «Одиссеи» и многочисленных цитат у разных авторов показывает, что отдельные изменения вносились и в позднее время.

Эта многослойность отражается и в изображении общества, изображенного Гомером. Поэт, несомненно, осведомлен о микенском времени. Главным сюжетом «Илиады» является осада Трои, отражающая реалии ХШ-ХП вв. до Р.Х., борьбу ахейцев с хеттами и их союзниками, а исторической основой «Одиссеи» были плавания микенцев в Средиземном море, особенно в Италии. Античные географы локализовывали места, где путешествовал Одиссей (остров циклопов, грот Каллипсо, остров Эола, Сциллу и Харибду и т. п.), прежде всего, Италией и Сицилией, а микенские путешествия в эти страны подтверждаются многочисленными находками микенской керамики и данными подводной археологии. Показателем этой ощущаемой всеми связи является то, что поэмы были особенно востребованы именно в VIII–VII веке до Р.Х., в период новой волны греческой колонизации.

Важны не только события. Действие поэм происходит не только под Троей и в Италии, но и в Микенах, Пилосе, Спарте и других микенских дворцах. Позже они либо перестали существовать, либо полностью утратили свое значение. Герои Гомера сражаются на колесницах, вышедших из употребления в конце II тыс. до Р.Х. и используют бронзовое и медное оружие, которое в VIII веке уже сменилось железным. Наконец, они живут в роскоши, немыслимой для IX–VIII вв. до Р.Х. «Узнаваемыми» оказались имена и предметы. Некоторые гомеровские имена встречаются и в микенских табличках, а описанные Гомером предметы имеют подчас поразительное сходство с находками Шлимана и других археологов (Кубок Нестора, шлем с кабаньими клыками и др.). Многое, что есть у Гомера, совершенно определенно отсутствовало в так называемый «гомеровский период».

Есть и другое – подробно сообщая о некоторых реалиях микенского времени, поэт совершенно не знает о других. Он не знает о микенской бюрократии и отрядах рабов, в поэмах ни разу не упоминаются хетты. Конкретные картины иногда весьма эклектичны. Так, его Крит – это поразительное смешение разных эпох – процветающий остров с 90 (!) городами, где живут не только древние критяне, но и ахейцы и… дорийцы. Некоторых реалий в микенском мире еще не было: примером являются финикийцы, которые появились в Средиземноморье только в XI в. до Р.Х.

Как бы ни считали греки, Гомер, конечно, не был историком. Это – великий поэт, для сочинения которого характерны и литературный вымысел, и эпическая гиперболизация, и элементы фантастики. Впрочем, даже если учесть литературную сторону вопроса, можно сказать, что описанное Гомером общество искусственно и соединяет в себе два или три разных времени. В некоторых старых частях есть описания, характерные для погибшего общества II тыс. до Р.Х., а в некоторых поздних вставках – реалии новой, архаической эпохи. Тем не менее, главным временным пластом было общество современное поэту.

III.2. Общество эпохи «темных веков»

Археология показывает, что после вторжения северных «варваров» общество оказалось отброшенным на много веков назад. Микенские дворцы лежали в развалинах, и даже те немногие, которые смогли уцелеть, были покинуты их обитателями. Исчезли каменные дома, почти все постройки были деревянными. Простые люди жили в примитивных хижинах с очагом в центре, земляным полом и тростниковой или соломенной крышей. Непрочность этих строений объясняет и то, что современные археологи почти не обнаруживают останков жилищ того времени. В погребениях находят глиняные горшки, наконечники копий, дешевые украшения. Практически исчезает характерный для микенского времени восточный импорт. Происходит резкий упадок ремесла и торговли, массовое бегство квалифицированных ремесленников в чужие края и фактический разрыв связей с остальным Средиземноморьем. В вазописи, наверное, единственном оставшемся виде искусства, полностью исчезают характерные для микенского времени росписи и рисунки. Они сменяются так называемым «геометрическим» стилем, орнаментом из треугольников, концентрических кругов, квадратов и ромбов.

Даже богатая часть населения была таковой только по сравнению со своими современниками. Дворец Одиссея на Итаке очень беден, если сопоставить его с микенскими. В нем нет кухни, водопровода и канализации, полом служит утоптанная земля, укрепления полностью отсутствуют, нет украшающих стены фресок. В новых дворцах нет штата писцов, рабов очень немного (в основном это рабыни), а господа и рабы часто делают одну и ту же работу. Мужчины совместно обрабатывают землю и пасут скот, Пенелопа ткет вместе с рабынями, а царевна Навсикая стирает белье. Впрочем, идеализировать это «патриархальное» рабство нет никаких оснований – господин является полным хозяином над рабами, а в финальных сценах Одиссеи он жестоко расправляется над предавшей его челядью.

Гомеровская община крайне обособлена, контакты с другими общинами минимальны и часто враждебны, а чужеземец воспринимается как враг. Каждая семья сама производит предметы первой необходимости – продукты земледелия и скотоводства, орудия труда и простейшую утварь. Основные занятия – земледелие и скотоводство. Кроме того, Гомер знает садоводство, огородничество и часто упоминает фрукты (яблоки, груши, гранаты, смоква).

Ремесло снова становится неотделенным от сельского хозяйства. Профессиональных ремесленников (демиургов) очень мало, часто они ходят из общины в общину, пытаясь прокормиться. Впрочем, профессионализация ремесла уже начинается: раньше всего отделяется кузнечное дело, тесно связанное с производством оружия, кроме того, Гомер упоминает плотников, горшечников, ткачей и даже золотых дел мастеров, что, правда, можно отнести к микенским реалиям. Демиургами («работающими на народ») также называли певцов, лекарей, глашатаев, прорицателей.

Происходит практически полный разрыв торговых отношений. Внешняя торговля почти исчезает, в плачевном состоянии находится и торговля внутри Греции. Сухопутные дороги кишели разбойниками, моря – пиратами, а образ Одиссея показывает, что общество не делало особого различия между воином, мореплавателем, торговцем и пиратом. Видимо, единственными настоящими торговцами можно считать финикийцев, однако греки их не любили: финикийцы часто обманывают, занимаются разбоем и похищают людей.

Наконец, гомеровская эпоха практически утратила культурные достижения микенского мира. Исчезла письменность, роспись по вазам, фрески, скульптура, прикладное искусство. Часто можно встретить мнение, что дорийцы принесли в Грецию железо, однако к технике его обработки подошло и микенское общество. В XI–IX вв. до Р.Х. железо лишь проникает в производство, тогда как настоящее вступление Греции в «железный век» связано уже с эпохой архаики.

Не весь период был временем регресса. Археологи полагают, что основные процессы распада общественных структур и депопуляции приходятся на так называемый Субмикенский (1150-1050 гг. до Р.Х.) период. В следующий, Протогеометрический период (1050-900 гг. до Р.Х.) общество, по крайней мере, останавливается в своем регрессе. Растет число изделий из керамики, бронзы и железа, меняется характер захоронений (обряд кремации). Следующий, Геометрический период (900-700 гг. до Р.Х.) и даже его начальные стадии, отмечены возрождением греческого общества, а второе столетие приходится на эпоху архаики.

Наверное, главной переменой была эволюция общественного устройства. Система микенской государственности с ее царской властью, развитой бюрократией и военной знатью потерпела полный крах. Исчезла противоположность города и деревни, и уже тогда создается единство трех, в принципе, разных элементов: города, государства и гражданской общины. Греческое государство воссоздается как небольшое объединение, сконцентрированное вокруг города и представляющее собой общину граждан. Гомеровский «город» еще нельзя назвать таковым, однако он является прообразом греческого полиса архаического, классического и эллинистического времени. Гомеровский полис имеет компактную застройку и укрепления (стены, ров, земляной вал). В центре города стоят дома знати, однако большинство жителей города – крестьяне, имевшие клеры за городской чертой. Город становится центром управления, центром обороны, а отчасти и центром торговли. Чаще всего границы общины имели географическую «привязку» и распространялись на отдельную долину или остров, а границей становились река или горный кряж. Греция была раздробленной страной, а междоусобицы возникли уже очень рано.

Основой греческого общества был род, роды объединялись во фратрии (группы родов), а фратрии – в филы (племена). Во главе филы стоял филобасилевс, бывший одновременно вождем и жрецом. Филы и фратрии были основой военной и политической организации, и даже общинные органы старались не вмешиваться в их внутренние дела. Процветала кровная месть, которая начинала сменяться выкупом.

Формально высшая власть в общине принадлежала народу (демосу), собиравшемуся на агоре. Агора была городской рыночной площадью, этот же термин обозначал любое собрание народа, независимо от места, где оно собирается. Народное собрание было собранием всех мужчин племени, способных носить оружие, а потому в обиход вошло понятие «военной демократии». Впрочем, «народное правление» не имело ни законодательной инициативы, ни четкой правовой компетенции. Народ собирается по инициативе царя и рассматривает вопросы, которые перед ним ставят, а основными ораторами были не рядовые общинники, а аристократы, тогда как демос скорее играет роль зрителей, поддерживая или порицая ту или иную сторону.

Последний период «темных веков», Геометрический, был временем начинающегося подъема. Само название говорит о распространении нового явления, геометрического орнамента на вазах. Начался выход некоторых регионов из изоляции, появились признаки роста населения.

Наряду с этими позитивными переменами, развивались и опасные тенденции, которые отчетливо показывает Гомер. Родовой строй начинает разлагаться. Теоретически каждый общинник имел право на получение земельного надела (клера), однако у Гомера есть люди, имевшие «много клеров» и те, у кого их нет (аклерой). Происходит расслоение, знать богатеет, а бедняки превращаются в безземельных бедняков, фетов. Последние становятся поденщиками, бродягами и нищими. Реальная власть находилась в руках буле (совета старейшин), ставшего советом аристократов. Этот термин, означающий «лучших людей», вероятно, вошел в обиход именно тогда. Свои претензии на особое положение аристократы обосновывали ссылкой на божественное происхождение, нравственным превосходством, богатством и политическим могуществом. Как правило, гомеровский аристократ был богат и имел большие поля, огромные стада скота и запасы металла. Имея множество приверженцев и клиентов, такой «сильный человек» имел возможность создать сильный отряд, который он мог использовать на войне или в междоусобной распре.

Экономическое господство знати обеспечивало ей политическое руководство. Только знатный человек мог приобрести тяжелое вооружение (паноплию), в которую входили шлем, панцирь, поножи, щит, меч и другое оружие. Только очень состоятельный человек мог иметь коня, а получить боевую подготовку мог только человек, имевший досуг и средства. Во время сражения воины из знати стояли в первых рядах и решали исход боя.

Элиту знати составляли басилеи, образ которых прошел через несколько эпох. Первая из них – микенская, представленная образами правителей микенского времени, имена которых даже подтверждаются табличками линейного В, другая – племенной вождь гомеровского времени, который не является монархом в собственном смысле слова, но обладает единоличной властью. Наконец, временами грань между знатным и богатым аристократом и обладателем царской власти настолько зыбка, что ее становится трудно обнаружить. Эти сложные отношения показывает «Илиада». «Царь царей» Агамемнон временами пытается показать свою абсолютную власть, однако, как правило, решение принимает возглавляемый им совет, в который входят практически все главные гомеровские герои, также именуемые баси леями (Менелай, Нестор, Диомед, Одиссей, два Аякса и др., равно как и сами Ахилл и Патрокл), а Агамемнон оказывается как бы представителем этого совета. Царская власть начинает растворяться в среде знати.

В конце периода перемены уже наметились. Гомеровское время стало периодом сильнейшего упадка, однако, в конце концов он прекратился. Достигнув низшей точки падения, общество остановилось на ней, а затем началось накопление сил перед новым скачком. При всей видимости застоя и регресса, в обществе шла подготовка к невиданному ранее технологическому, экономическому и культурному скачку и грандиозному социальному и политическому перевороту.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Тёмные века.

Гомеровская Греция - период в истории Древней Греции, охватывающий период около 1200-800 гг. до н. э., который начался после заката микенской культуры и предполагаемого дорийского вторжения (дорийцы – одни из основных греческих племён), вторглись на территорию Средней Греции и Пелопоннес, и закончился с началом расцвета греческих полисов (периода архаики IX – VI вв. до н.э.).

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, но одновременно и их трансформация в раннеклассовые, а также формирование уникальных предполисных общественных структур.

Эпитет «Гомеровская» Греция этого периода получила из-за того, что «Илиада» и «Одиссея» Гомера, греческого поэта-сказителя (жил примерно в 8 веке до н.э.) являются единственными письменными источниками того времени.

Особенности развития гомеровского общества.

Число поселений невелико, это свидетельствует о сокращении численности населения. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько десятилетий назад. Резкий упадок торговли и ремесла. Сохранился только гончарный круг, невысокая техника обработки металла, корабль с парусом, выращивание оливы и винограда. Утвердился первобытнообщинный строй. Микенские дворцы лежали в развалинах. Постройки из дерева и необожжённой глины. Погребения убоги, бедны, нет в них драгоценностей, только горшки, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел.

Культура гомеровского периода стоит ниже, чем предшествующая ей культура крито-микенского периода.

Было и новшество – техника выплавки и обработки железа и широкое внедрение металла в производство и сельское хозяйство, металл стал дёшев.

Социально-экономические отношения. Рабство.

Господствует натуральное сельское хозяйство: земледелие и скотоводство. Греки занимались ещё и садоводством и виноградством. Скот считался мерилом богатства, чем его больше, тем человек богаче, тем больше ему почёта.

Гомеровская община (демос) ведёт обособленное существование, хозяйство имеет натуральных характер, торговля и ремесло играют небольшую роль. Не торговали, предпочитали морской разбой в своём Эгейском море и грабёж на суше.

Хотя уже было и имущественное неравенство, но все жили просто и патриархально.

Богатство басилеев (правитель небольшого поселения. В гомеровский период - глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее наследовал власть), небольшим по сравнению с ахейскими владыками (др. греческие племена во 2-м тыс. до н.э., обитали в Фесаллии и позже на Пелопоннесе). Без писцов и челяди (их не было) басилеи знали, где у них и сколько есть скота, земли, рабов; главное богатство – запасы металла.

Рабство не сильно распространено. Это связано с большим риском по их пленению и приобретению. Мужчин, как правило, убивали в бою, т.к. их надо было контролировать постоянно, ценились женщины-рабыни, особенно красивые для работы и в качестве наложниц, стоили дорого.

Родовые общины и формирование основ полиса.

Весь гомеровский период был бесписьменным, первые надписи появляются только во 2-й половине 8 в. до н.э.

Какой был тип общества – примитивная сельская община – демос, занимавшая небольшую и изолированную от соседей территорию. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое – полисом (город и государство; по Гомеру: город и деревня). Это был не настоящий город, т.к. население было, в основном, крестьяне-земледельцы и скотоводы, но не торговцы и ремесленники, т.к. их было мало.

В общественной жизни полиса играли традиции родового строя. Объединение родов называлось: филы и фратии – это основа политической и военной организации общины, вели самостоятельное существование и община не вмешивалась в их внутренние дела. По филам и фратиям строилось ополчение на войне. Между родовыми союзами не было прочной связи, часто воевали между собой и грабили друг друга, брали рабов. Родовые союзы держались друг за друга и селились только за стены полиса для совместной защиты против внешнего врага.

Имущественное расслоение и выделение знати.

Патриархальная моногамная семья – ойкос - была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Основное богатство – собственность всей общины. В общине, время от времени, устраивались переделы земли. Появляться стали богатые «многонадельные» люди (поликлеры ) и неимущие (аклеры ) – крестьяне-бедняки, у которых не хватало средств, чтобы вести своё хозяйство на своём наделе и они, доведённые до отчаяния, уступали свою землю богатым соседям и превращались в фетов – безнадельных батраков, которые немногим отличались от рабов и стояли внизу общественной лестницы. На верху общественной лестницы были богатые люди – знать – аристы (отсюда аристократия) – «лучшие». Знать говорила, что они богоподобные, имеют божественное происхождение и поэтому они могущественны и богаты. Богатство их резко выделяло из среды общины. Богатые могли выставить хорошо вооружённого воина и даже с конём, у бедных ничего не было и они были впереди воинского строя. Атлетика и спорт были привилегией знати, аристократии, т.к. у них было время для этого, а у бедных нет, они занимались только трудом на своей земле.