Брачность как демографический процесс. Психология семьи

Брачность- процесс формирования брачных пар.

Показатели брачности и разводимости

Современная классификация миграционного движения

Миграция населения -- это один из видов мобильности, а именно -- пространственная мобильность или в более узком и специальном значении слова под миграцией населения понимается совокупность переселений людей, то есть таких их перемещений по территории, которые неразрывно связаны со сменой ими мест жительства на относительно продолжительный срок.

В миграционное движение населения обычно включают 4 основных вида: переселения (безвозвратная миграция), сезонная, маятниковая, эпизодическая.

Маятниковая (приграничная) миграция- ежедневный (реже еженедельный) переезд с места постоянного места жительства на место работы или учебы в другом межпоселенном пункте или гос-ве. Сюда не стоит включать понятие «эпизодические передвижения», т.е. деловые, туристические поездки, не имеющие регулярного характера.

Понятие «долгосрочная или постоянная миграция» часто ассоциируется с безвозвратной миграцией. Однако стоит различать эти понятия. В России категория постоянно проживающего дается после 6 месяцев проживания, по подходу ООН такой статус приобретается после одного года. Кроме того долгосрочная (постоянная) миграция имеет трудовой, коммерческий, учебный характер, являясь таким образом одной из разновидностей возвратной миграции.

Безвозвратная миграция связана не только с изменением постоянного места жительства, но и со сменой гражданства, если речь идет о международной миграции. В последнем случае говорят об эмиграции или иммиграции.

Вынужденная миграция м.б. международной и внутренней. Основные понятия здесь: беженцы, лица ищущие убежища, депортированные, эвакуированные, перемещенные лица (если это внутренние передвижения). Для этого типа миграции характерна внезапность, остутствие времени на принятие обдуманного решения. Так что сюда не включается понятие «экономических беженцев». Однако как исключение сюда можно отнести «лиц ищущих убежище».

  • 3 стадии миграции:
  • 1-принятие решения мигрировать,
  • 2-непостредственное территориальное перемещение,
  • 3-стадия адаптации

Международная миграция населения - территориальные передвижения людей через госграницы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства или с пребыванием в стране-въезда, имеющем долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными (или эпизодическими) поездками на работу, отдых, лечение и т.д.

Феномен «прозрачных границ» о необходимости подразделения двух понятий: международная и внешняя миграция. Можно сказать что внешняя миграция это промежуточный тип который при определенных условиях может принимать внутренний или международный характер а может выступать и самостоятельно отражая например этническую миграцию.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, туристические, рекреационные и т.п. поездки, не имеющие регулярного временного характера. Считается, что по своим масштабам этот вид миграции превосходит все остальные, хотя по своей значимости, особенно демографической, существенно им уступает.

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами, каждая из которых соответствовала определенному уровню развития общества. Сексуальные отношения в первобытном человеческом стаде были неупорядоченными, 174

что вносило дезорганизацию в его жизнь, порождало острые конфликты и препятствовало единству действий. Объективной необходимостью, по мнению Ф. Энгельса, становилось «обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива».

Интуитивно люди пришли к пониманию необходимости табу - запретов, которые помогали бы держать инстинкты в определенных рамках. Введение запретов можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества и социально регулируемыми отношениями между полами. Одними из первых возникли ограничения в выборе сексуального партнера. В некоторых обществах было запрещено заключать браки в рамках своего племени, в других, наоборот, - с представителями чужих племен. Предписания о выборе партнера в пределах определенной группы называются эндогамией , а за ее пределами - экзогамией. Примером экзогамии является имевший широкое распространение запрет кровосмесительных браков между близкими родственниками (инцест). Существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

  • ? она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались больные дети;
  • ? жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями;
  • ? необходимо было достичь социального мира внутри рода, вынести за его пределы конфликты, возникавшие в брачных отношениях.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Но запреты кровнородственных браков существовали не везде: в семьях египетских фараонов, наоборот, браки между братьями и сестрами поощрялись.

Существуют и другие виды эндогамии и экзогамии. Так, в кастовых обществах распространена строгая установка на выбор супруга в рамках своей касты. Тем самым общество сохраняет закрытый характер. Нередко можно встретить расовую эндогамию. Еще в XIX в. в США невозможно было встретить семью, в которой супруги имели бы разный цвет кожи. В конце XX в., по свидетельству социолога Н. Смелзера, 3% негров были женаты на белых женщинах и 0,1% белых мужчин имели жен-негритянок. В сословном обществе существует сословная эндогамия (запрет на брак с человеком низшего сословия). Среди верующих людей распространена религиозная эндогамия (при вступлении в брак предпочтение отдается представителям своей веры, так как разделяемые общие ценности облегчают взаимопонимание в семье) .

Постепенно было установлено ограничение и на количество партнеров в супружестве. Самыми ранними в истории человечества считаются полигамные браки, заключенные между несколькими партнерами. Эта форма брака и сегодня еще имеет значительное распространение: по свидетельству социолога Д. Мердока, исследовавшего 565 различных обществ, полигамия встречалась в 80% из них.

Полигамия существует в трех формах: групповой брак (взаимные супружеские отношения связывают одновременно нескольких мужчин и женщин); полигиния (мужчина может состоять в браке с несколькими женщинами); полиандрия (женщина может иметь одновременно несколько мужей). Наиболее распространенной формой брака является полигиния. Ее можно встретить в Пакистане, Афганистане, Египте, Казахстане, Киргизии, Монголии, Австралии и африканских странах. В нашей стране она встречается у некоторых народностей Севера. Менее распространена полиандрия. Д. Мердок предположил, что это вынужденная форма брака, которая встречается в обществах с низкой продолжительностью жизни женщин, например в племенах, умерщвляющих родившихся девочек.

Переход общества к моногамии (браку одного мужчины с одной женщиной) чаще всего объясняется соображениями рациональности и экономической выгодой, стремлением церкви организовать жизнь полов в соответствии с религиозными канонами, ответственностью родителей за воспитание детей и развитием морали, появлением частной собственности и необходимостью решения проблемы ее наследования. Становление моногамных браков сопровождалось закреплением в общественной морали и законах идеи об их предпочтительности. В современных обществах западного типа супружество прочно ассоциируется с моногамным браком.

  • Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 411.

Брачность - это процесс образования супружеских пар в населении.

Бракоспособное население - это совокупность мужчин и женщин,

потенциально способных вступить в брак, то есть не состоящих в браке

и находящихся в возрасте старше брачного совершеннолетия.

Безбрачие - отсутствие факта вступления в брак в течение всей жизни индивидуума.

Развод -это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда.

Консенсуальный брак - брак, в котором мужчина и женщина сожительствуют друг с другом, но юридически не оформляют свой брак. Информация о наличии таких браков собирается в процессе проведения переписи населения или социологического обследования на основе самоопределения мужчин и женщин. Обязательным условием признания такого брака является проживание супругов в совместном домохозяйстве,

  1. Исторические типы брачности.

Выделяются страны с так называемым европейским ( для которого характерны болепоздние браки и более высокая доля безбрачия в населении. Высокий воз-раст вступления в брак был особенно характерен для мужчин, так как им необходимо было накопить первоначальный капитал для создания семьи, то есть создать экономическую базу для формирования нового домохозяйства). Европейский тип можно разделить на западноевропейский и восточноевропейский. В странах с западноевропейским типом брачности существенная доля населения не вступает в брак на протяжении всей жизни: доля окончательного безбрачия равна в среднем по странам

  • 15% для мужчин и 17% для женщин (это страны Франция, Голландия, Германия, Швеция, Испания, Финляндия). А в восточноевропейских странах не состоящих в браке практически нет (Босния, Болгария, Россия, Румыния, Сербия). В возрастах 20–24 года в европейских странах около
  • 75% женщин еще не замужем, тогда как в восточноевропейских странах в этой возрастной группе 75% женщин уже состоят в браке.

Азиатский (с низкой долей безбрачия, низким возрастом вступления в брак для женщин), и Латиноамериканским типами брачности (с высокой долей фактических браков, консенсуальных).

Россию по возрасту вступления в первый брак и уровню безбрачия скорее можно отнести к азиатскому. По темпам изменения характеристик брачности выделяют также так называемый японский тип брачности: значительный и быстрый рост возраста вступления в брак

В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

Групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

Полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам);

Полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

Моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.

Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.

Одним из критериев типологии семьи выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались “подарками” которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.

Практика покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев, как похищение невест, нередко чисто символическое, на белом скакуне, с гиканьем и свистом. В Южной Америке похищенную невесту даже завертывали в ковер или мешок, подчеркивая якобы ее несогласие вступать в брак. При похищении невесты у разных народов практиковались разные обычаи. Например, у древних галлов этим занимались женщины – родственницы жениха. Батаки с Суматры обязательно оставляли в доме похищенной знак – одежду или оружие, иначе брак считался незаконным. Узаконивание брака после умыкания обычно сводилось к выплате выкупа и чисто символическому бою за честь похищенной невесты и ее родителей.

Особой разновидностью платного брака считается священный брак. В своей книге “Золотая ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14- летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимало участие все племя. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-змея.

Священный брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Это разнообразные сказки о том, как некий город или поселение находилось во власти многоголового змея или дракона, и его жители вынуждены были отдавать ему в жены молодых девушек, пока не появлялся герой, не освобождал девицу и город. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, кому на сей раз отдавать свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочетания – откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, получить помощь в охоте или спасти племя от какой- либо беды.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли – продажи. Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависела от числа голов скота, уплаченного за нее.

С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. В формализованном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания проходила публично.

Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания: 1. принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак, 2. выбор брачного партнера, заключение брачного контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым – выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Махр – брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как “плата за девственность”. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма.

Размер калыма – величина непостоянная. Так, например, чем выше образование невесты, тем ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст и работоспособность будущей невесты.

Согласно традиции, калым считается знаком уважения к невесте и ее родне. Но он воспринимается и как составная часть рыночной экономики и таким образом формирует новое явление – брачный рынок. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) – самые высокие, а цены на самом большом (конфессиональном) – самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В отличие от калыма здесь имело место перераспределение денег, полученных за красавиц, в пользу девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам все они оказывались замужними.

Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда люди заключали браки, чтобы обеспечить союзы между племенами или с другими полезными целями. В дальнейшем правители древних стран отдавали своих дочерей и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить, политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз, повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету – противоположность браку по любви.

В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной части населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом. Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и “мира” – сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена крестьянской общества. Аналогичным было положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность холостой жизни земледельца объясняется материальной необходимостью.

Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие практически невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак – хозяйственная сделка, а не взаимная склонность.

Характерным было стремление женить детей как можно раньше: парней в 18-20 лет, девушек - в 16-20 лет. Однако в ряде губерний, таких как Курская, Орловская, Рязанская и др., девушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разрешить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме работницу или хозяйку.

Другая причина брака по расчету – желание избежать службы в армии. Земские врачи считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной физической и половой зрелости крестьянской молодежи: в конце X1X в. около 8- 10 новобранцев ежегодно получали отсрочку по этим причинам. “Хозяйственный” подход к браку свойствен многим народам. Юкагиры считали, что семья – это группа людей, которая “отдельно ставит шатер или юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентрируется вокруг одной женщины-матери”. Симптоматично, что “жениться” у юкагиров дословно означает “приобрести чум”, а не найти любимого человека. Видимо, для менталитета этого народа, понятие “домохозяйство” более точно отражает реальность, нежели термин “семья”.

В этот период, в третьем сословии, особенно в торгово-купеческих кругах, происходит возрождение духа и структуры большой патриархальной семьи, состоящей из двух-трех поколений из 8-15 членов. Патриархальная (большая) семья опять становится основной производственной и распределительной ячейкой общества. Параллельно начинается становление так называемого европейского типа брачности.

Его характерными чертами являются:

* относительно более поздний возраст вступления в брак - для мужчин в 28-39 лет, для женщин - в 21-29 лет, что объясняется потребностью сначала создать “материальную базу”;

* относительно большая доля лиц, никогда не вступавших в брак к 50 годам, - для мужчин 9-15%, для женщин - 11-18%;

* меньшее количество детей (в среднем 5-7), рождаемых с большими интервалами (2-4 года) за весь репродуктивный период, что объясняется существенным снижением детской и младенческой смертности у обеспеченных слоев населения.

Прорыв в образовании

С изобретением техники книгопечатания существенный импульс в развитии получает образование. Если в средние века один, пускай даже весьма талантливый, учитель мог в течение своей активной педагогической практики обучить всего несколько десятков учеников, из которых не более пяти, в свою очередь, могли стать учителями. То с появлением печатных книг и учебников даже весьма посредственный учитель стал способен обучить сотни учеников, из которых десятки могли сами вскоре стать учителями. Количество грамотных людей в третьем сословии существенно возрастает.

Потребность в грамоте и знаниях, необходимых для успешной деятельности в усложняющемся мире, привела к созданию, параллельно с церковными, светских школ: муниципальных, торговых, ремесленных.

Реформация

В средние века католическая церковь сыграла очень важную консолидирующую роль. Но постепенно церковь как социальный институт начинает переживать явный упадок, особенно усилившийся после бесславного окончания Крестовых походов. Кардинальские мантии и даже Престол Святого Петра становятся предметом политического, а иногда и финансового торга. Кардиналами и Папами все чаще становятся внебрачные дети герцогов и королей, зачастую обладавшие весьма порочными наклонностями. Так, один из Пап даже организовал бордель в Латеранском дворце в Риме, а многие высшие церковные иерархи увлекаются астрологией, магией и сатанизмом. О таких “мелочах”, как невежество, чревоугодие и пьянство, можно даже и не упоминать. Моральное разложение церковной верхушки быстро распространилось на всю церковь. И к XV веку торговля церковными должностями (симония), устройство родственников и внебрачных детей на “хлебные” церковные посты (непотизм), длительные отлучки священников из своих приходов (абсентизм) стали обычным делом. Еще в начале XIV века Папа Иоанн XXII, возможно скептик и атеист, в целях пополнения церковной казны придумал продавать отпущение грехов в виде специальных грамот - индульгенций. Через несколько десятилетий за деньги можно было купить не только полное отпущение прошлых грехов, но даже и будущих!

А тем временем экономические и социально-политические условия в Западной Европе существенно изменились. Начали формироваться территориальные, национальные государства - Голландия, Англия, Франция, Швеция, Германия. Консолидация происходила вокруг королевской власти, как правило опиравшейся на римское право (легистов) и финансовую поддержку третьего сословия (налоги), с помощью которой вербовалась профессиональная наемная армия, при необходимости использующаяся против наиболее строптивых феодалов. Вмешательство Папы, как правило отстаивающего интересы испанского короля и императора Священной Римской империи, во внутренние дела становилось все менее желательным.

Возросло число грамотных, образованных людей, не желавших более повторять непонятные (латинские) тексты, а желавших молиться и читать Священное Писание на родном языке. Купцы и ремесленники в своих делах хотели поступать согласно выгоде и коммерческому расчету, а не согласно учению ангельского доктора Фомы Аквинского о “справедливой цене”.

Крестьяне все более тяготились десятиной и другими церковными повинностями, ведь церковь ко всему была еще и крупнейшим землевладельцем, коллективным феодалом Европы. В общем недовольство римской церковью во всех слоях общества росло и (ввиду нежелания самих церковных иерархов проводить какие-либо реформы) взрыв становился все более неизбежным.

Первым выступил Мартин Лютер - преподаватель теологии Виттенбергского университета. В 1517 году он прибил к воротам одной из германских церквей свиток с 95 критическими тезисами в адрес теории и практики римской церкви, прежде всего - против индульгенций, симонии, непотии, абсентизма, принципа непогрешимости Папы, недоступности понимания латинской Библии. Лютер осуществил перевод Библии на немецкий язык (что, кстати, стало началом формирования немецкого литературного языка), и при этом он пользовался не только латинским текстом - Вульгатой, которая сама является переводом с древнегреческого, но и самим древнегреческим текстом, а в части Ветхого Завета - текстом Торы, поскольку знал древнееврейский язык и был знаком с несколькими авторитетными ребе.

В результате проделанной Лютером работы появилась модификация христианства, в которой роль священников и самой церкви существенно снижена с позиции “пастыря-заступника-посредника между богом и людьми” до уровня “учителя-проводника, без которого в крайнем случае можно и обойтись”, а обязанностью каждого христианина является самостоятельное постижение божьей воли с помощью чтения книг и молитв. Любой труд, по Лютеру, угоден богу, а мерилом божьего благоволения является успех в земной жизни.

Естественно, Лютер был отлучен от церкви, а его учение предано анафеме. Некоторое время ему пришлось скрываться, но в 1525 году Саксония и Пруссия во главе со своими герцогами принимают “лютеранство”, которое после продолжительной борьбы утверждается в северных и восточных германских землях, а также в Скандинавии.

У Лютера было несколько видных последователей, например цюрихский священник Цвингли, который в 1523 опубликовал 67 тезисов. Его учение распространилось в южной Германии и Швейцарии. Но наиболее радикальным из них стал Жан Кальвин, опубликовавший в 1536 году “Наставления в христианской вере” и организовавший в 1541 году женевскую церковь, в которой были выборные пасторы, для чтения проповедей, выборные доктора, для разработки доктрины, и выборные старосты, для поддержания порядка и организации верующих.

Экономическая часть доктрины кальвинистов состоит в том, что нет свободы воли, а есть божье предопределение. Все уже решено: кто будет спасен, а кому гореть в геенне огненной, и изменить ничего нельзя. Но можно почувствовать себя спасенным, ибо критерием избранности, как и у лютеран, служит мирской успех, благополучие. Для того чтобы постичь божью волю, надо отказаться от роскоши, излишеств (кальвинисты сначала носили только черную одежду), усердно трудиться, развивая тот талант (способности), который бог даровал каждому. И если удастся достичь успеха в делах и уважения окружающих - значит, ты принадлежишь к кругу избранных созданий божьих. Вот почему в странах, традиционно исповедующих протестантизм (общее название кальвинистов, лютеран и англиканцев), люди так остро переживают любую жизненную неудачу, начиная с болезни и заканчивая безработицей, и так стремятся к достижению очевидного окружающим успеха, но лишь способами, не вызывающими у них осуждения.

Кальвинизм укоренился в Швейцарии, что стало одной из причин ее устойчивого экономического развития, и широко распространился по Франции, особенно в среде служилого дворянства, торговцев, ремесленников. Здесь он встретил мощное сопротивление со стороны римской католической церкви, нашедшей поддержку при дворе и у крупных феодалов, а также нижнего слоя крестьян. Около тридцати лет с переменным успехом шли религиозные войны во Франции. Одним из наиболее мрачных эпизодов стала резня гугенотов (французское наименование кальвинистов), устроенная католиками в ночь святого Варфоломея. Окончились войны с опубликованием Генрихом IV “Нантского эдикта”, даровавшего свободу вероисповедания. Но через двадцать лет после гибели Генриха гугеноты были окончательно изгнаны из Франции. Часть из них переселилась в Голландию, часть отправилась в Северную Америку, где организовала колонии, живущие по библейским законам. Лишившись с изгнанием гугенотов экономического цвета нации, Франция стала все сильнее отставать в экономическом развитии от Голландии и Англии, которых она превосходила по численности населения и территории, одну в 10, а другую в 4 раза.

Курьезные обстоятельства предшествовали выходу Англии из лона римской церкви. В 1529 году король Генрих VIII объявляет о своем желании развестись с женой, ставленницей испанского короля, и жениться на Анне Болейн. Развод по церковным законам того времени может осуществить только Папа римский. Но он отказывает королю Англии по настоянию короля Испании.

Тогда Генрих объявляет себя главой христианской церкви в Англии, осуществляет развод и в 1533 году женится на Анне. Папа отлучает Генриха от церкви. В 1534 году парламент принимает акт о разрыве связей с Римом. Вводится присяга духовенства на верность королю как главе церкви. Отказавшиеся от присяги церковнослужители как “агенты влияния” ненавистного Рима высылаются из страны. их земли конфискованы в казну, многие монастыри распущены, а их имущество продано с молотка. Разрабатывается новая модификация христианства, занимающая промежуточное положение между католицизмом и лютеранством. В 1536 году на севере страны вспыхивает восстание против Реформации. Генрих велит казнить Анну Болейн. Пройдет еще более 20 лет, прежде чем в царствование дочери Анны и Генриха Елизаветы Великой - одной из самых блистательных английских правителей - в Англии окончательно утвердится умеренный протестантизм, ставший одной из основ будущего английского величия.

Удар, нанесенный Реформацией римской церкви, заставил ее высших иерархов наконец-то заняться наведением порядка “в своем доме”. Контрреформация развивалась по нескольким основным направлениям.

Во-первых, был воссоздан мощный репрессивный аппарат на службе церкви. Его роль перешла от одряхлевших доминиканцев к созданному в 1534 году ордену иезуитов. Прежде всего репрессии обрушились на головы нерадивых католических священников. Публичные процессы и массовые казни (путем сожжения), ужесточение монастырских уставов и правил поведения священнослужителей, тайные убийства (преимущественно с помощью яда) - вот методы, которыми очищались собственные ряды. Затем карательная машина обрушилась на иноверцев и инакомыслящих. Здесь садисты в сутанах уже совсем не церемонились. Пытки в подвалах инквизиции, с целью добиться признания самых вздорных обвинений вплоть до половых сношений с дьяволом, стали обычной юридической практикой.

Во-вторых, часть церковных богатств была направлена на социальные нужды: обустройство новых монастырей, основание учебных заведений, в том числе для самих священнослужителей, распространение духовной литературы.

В-третьих, для привлечения верующих церковный ритуал был усилен роскошными интерьерами, живописью, музыкой. Именно в это время в Европе сформировался стиль барокко.

Ну, и конечно, пришлось отказаться от наиболее дискредитирующих церковь практик, прежде всего от продажи индульгенций, а также пойти на ряд политических уступок, особенно во Франции, которая стала оспаривать у Испании роль центра католического мира.

К середине XVII века католики вновь овладели Францией, Польшей, Баварией, Австрией, оставив протестантам лишь Англию, Скандинавию, Северные Германию и Америку.